Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация
Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144
века; б) лишь 80,7 % школьников смогли дать убедительные ответы на вопросы
касающиеся последствий данного неблагоприятного воздействия; в) только
36,8 % старшеклассников предложили мероприятия по устранению неблаго-
приятных воздействий производственной деятельности. Полученные результа-
ты выступили основой исходной диагностики и целеполагания для следующих
уроков.
Уровень сформированности экологической ответственности в процессе
формирующего эксперимента выяснялся по поведению учащихся в ходе реше-
ния эколого-прикладных задач, выбираемых или составляемых самостоятель-
но. Диагностика, проводимая на занятиях в конце первого этапа эксперимента,
показала значительный рост познавательного интереса и активности старше-
119
классников в ходе решения эколого-прикладных задач, особенно практическо-
го, краеведческого характера. Учащиеся видели ценность и важность экологи-
ческих знаний для решения экологических проблем, а также удовлетворения
своих познавательных интересов, выражения собственных способностей, само-
реализации. Усвоение знаний стало более осознанным. По сравнению с резуль-
татами диагностики, проведенной в рамках констатирующего эксперимента, в
экспериментальной группе наметилась тенденция уменьшения числа старше-
классников с формально-ответственным уровнем сформированности экологи-
ческой ответственности (на 5,3 %) и увеличения количества учащихся с испол-
нительно-ответственным уровнем (на 5,3 %). В контрольной группе подобная
динамика прослеживалась слабо (таблица 6).
Таблица 6
Динамика развития экологической ответственности старшеклассников в рам-
ках ценностно-ориентирующего этапа формирующего эксперимента
Экспериментальная группа, Уровень сформиро- % Контрольная группа, %
ванности экологиче-
ской ответственно-
сти
На начало
этапа
На конец
этапа
При-
рост
На на-
чало
этапа
На
конец
этапа
При
рост
Формально-
ответственный
46,1 40,8 -5,3 42,3 40,4 -1,9
Исполнительно-
ответственный
45,1 50,4 +5,3 51,9 53,8 +1,9
Инициативно-
ответственный
8,8 8,8 0 5,8 5,8 0
На интеллектуально-развивающем этапе формирующего эксперимента
особое внимание уделялось освоению основных экологических и нравственно-
экологических знаний о структуре и функционировании природных систем,
выявлению сущности и причин экологических проблем, формированию у уча-
щихся устойчивого интереса к вопросам экологии и современным экологиче-
ским проблемам, становлению личностно-значимого отношения к изучаемой
действительности, развитию познавательной активности. Создавались условия
для овладения опытом реализации экологически ответственных поступков в
игре, задаче, споре, рефлексии собственных ценностных установок и мотивов
взаимодействия с природой, самореализации.
120
В связи с этим задачами этапа стали:
- расширение эколого-прикладных знаний и их углубление через анализ при-
чинно-следственных связей на основании требований задачи;
- осознание и принятие учащимися процесса познания природы как личност-
но-значимого, важного для дальнейшей самореализации и самоопределения;
- овладение опытом реализации экологически ответственных поступков в спо-
ре, задаче, игре.
- рефлексия собственных действий в ходе решения эколого-прикладных задач,
ценностных установок и мотивов взаимодействия с природой.
Для решения поставленных задач на данном этапе эксперимента исполь-
зовались практико-ориентированные эколого-прикладные задачи, составляю-
щие основу «познавательных» ситуаций экоответственности. Создание ситуа-
ций данного типа осуществлялось в ходе решения эколого-прикладных задач,
предполагающих коллективно-распределительную деятельность учащихся, по-
зволяющих примерить на себя ту или иную социально-производственную роль,
тот или иной уровень реализации экологической ответственности, оценить ре-
зультаты хозяйственной деятельности, принимаемых решений в рамках приня-
той роли; дающих возможность свободного выбора проблемы и пути её реше-
ния в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами и склонно-
стями; включающих учащихся в исследовательскую и экспериментальную дея-
тельность, обеспечивающую возможность самореализации. При этом предпо-
лагалась активизация и поощрение инициативы, самостоятельности и
творчества в выполнении задания.
Рассмотрим, как выполнялись задачи интеллектуально-развивающего
этапа эксперимента посредством организации учебно-воспитательного процес-
са на основе решения эколого-прикладных задач.
Покажем фрагмент опытного преподавания темы «Углеводороды в при-
роде. Применение», проводимой на втором этапе опытно-экспериментальной
работы. Органическая химия, 11 класс (учебник Гузей Л.С., Суровцева Р.П.,
Лысова Г.Г. Химия 11 класс, 1999 г.).
121
Диагностично поставленные перед учащимися цели, сформированные на
основании целей и задач темы, с учётом необходимой коррекции, заключались
в следующем:
- знать основные природные источники углеводородов, их свойства и
основные направления использования в народном хозяйстве;
- знать основные способы промышленной переработки нефти, природно-
го и попутного газа;
- уметь составлять уравнения реакций газо- и нефтепереработки;
- уметь оценивать и прогнозировать экологические последствия, связан-
ные с добычей и переработкой природных источников углеводородов;
- уметь характеризовать основные методы, применяемые для снижения
экологической опасности в процессе разработки месторождений природных
углеводородов;
- уметь применять полученные знания в ходе решения эколого-
производственных задач.
Задача учителя заключалась в создании условий стимулирующих интерес
к предмету и его практической направленности, познавательную активность в
решении конкретных экологических и производственных проблем. Основу
урока составило решение практико-ориентированных эколого-прикладных за-
дач, представляющих собой реальные жизненные ситуации, выявляющие по-
требности практики.
Ход урока: Разноуровневый по сформированности экологической ответ-
ственности состав учащихся класса определил необходимость включения их в
различные виды деятельности. С целью стимулирования познавательного ин-
тереса и активности каждого школьника они по желанию были организованы в
группы, представляющие различные социально-производственные сферы жиз-
недеятельности, для выполнения соответствующих заданий (обозначенных за 2
недели до урока), составления и решения эколого-прикладных задач.
Актуализация знаний осуществлялась посредством знакомства учащихся
с целью занятия, практической значимостью материала, важностью получае-
мых знаний для организации рациональных, научно обоснованных социально-
122
производственных отношений, их роли в повышении качества и уровня жизни,
здоровья населения.
На доске перед началом урока был представлен план занятия, согласно
которому, 1-3 вопросы отводились на самостоятельное домашнее изучение, а
по остальным вопросам готовились индивидуальные доклады и составлялись
эколого-прикладные задачи:
1. Природные источники углеводородов. Размещение месторождений на терри-
тории России; Волгоградской области. Социальные и производственные про-
блемы, связанные с разработкой новых месторождений (доступность).
2. Природные и попутные газы: состав, добыча, переработка, применение.
3. Нефть: состав, добыча, физические свойства.
3. Нефтехимия: перегонка нефти, способы химической переработки.
4. Бензин: свойства и физиологическое действие на организм. Этилированный
бензин. Способы повышения октанового числа бензинов.
5. Перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности: развитие
вторичной переработки нефти, более полное использование тяжелых нефтяных
фракций, комплексная автоматизация производства, охрана окружающей сре-
ды.
6. Перспективы изменения структуры топливно-энергетического комплекса.
Альтернативные источники энергии.
7. Пути решения проблемы замены пищевого сырья для технических целей
непищевым.
8. Влияние нефтедобычи на внутреннюю и внешнюю политику России. Ми-
ровые энергетические кризисы и политика.
9. Проблема защиты окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами и
пути её решения.
Кроме того, класс был оформлен плакатами, сделанными руками уча-
щихся (в основном к этой деятельности привлекались учащиеся с формально-
ответственным уровнем сформированности экологической ответственности):
«Распределение ресурсов природного газа между регионами», «Доля различ-
ных стран в мировой добыче природного газа», «Состав ископаемого углево-
123
дородного сырья», «Продукты перегонки нефти», «Переработка нефти и мазута
с целью получения бензина высокой детонационной стойкости», «Доля основ-
ных видов топлива и энергии в энергопотреблении России», «Объемы потреб-
ления различных видов первичной энергии в мире», и представленной выстав-
кой продуктов из углеводородов (в ней были задействованы все учащиеся
класса).
Учитель: Современное производство, а значит и наша с Вами жизнь, не-
мыслимы без использования природных ресурсов, и в первую очередь углево-
дородов. Для того чтобы в этом убедиться, назовите основные области приме-
нения углеводородов и где Вы лично их используете? Смогли бы Вы полно-
стью или частично отказаться от их использования?
Постоянно увеличивающийся рост потребностей людей и их численность
требует разработки новых месторождений углеводородного сырья, что ставит
перед обществом множество проблем социального, политического, экономиче-
ского и экологического характера. Для того чтобы выжить в наше динамичное
время, человек не может использовать одни и те же способы решения проблем
и сегодня, и завтра. Прежде чем кризисные явления приобретут катастрофиче-
ский характер необходимо разработать долгосрочную комплексную стратегию
развития народного хозяйства в вопросе использования и добычи углеводород-
ного сырья. В связи с этим правительство РФ постановило всем научно-
исследовательским объединениям принять участие в разработке такой страте-
гии. С этой целью были разосланы соответствующие задания в различные
НИИ, в нашем городе их оказалось четыре: «Производственное НИИ» (отделы:
экономический, технологический, инженерно-экологический, политотдел),
«Геологоразведочное НИИ» (отделы ресурсоведения и прогнозирования),
«Природоохранное НИИ» (отделы: защиты атмосферы, природных вод, почв,
санитарно-гигиенический) и «НИИ высоких технологий» (инженерный отдел
разработки очистных сооружений, малоотходных технологий, альтернативных
источников энергии). Представители этих НИИ собрались сегодня здесь для
обсуждения результатов напряженной двухнедельной работы, представленной
в научных отчетах и решения эколого-прикладных задач, доставленных сего-
124
дня по почте из различных организаций (составленные учениками класса и
представленные на конкурс). Каждый из вас, уважаемые ученые, разрабатывал
свой аспект изучаемой проблемы и готов представить результаты в форме на-
учного доклада и эколого-прикладных задач.
Задания две недели назад были переданы директорам НИИ (избранным
голосованием в группах) для их последующего распределения и решения, и со-
стояли в изучении и оценке следующих вопросов: разведка и освоение место-
рождений углеводородного сырья в мире, России, Волгоградской области;
структура топливно-энергетического комплекса России; энергетический кри-
зис; традиционные и альтернативные технологии переработки нефти, природ-
ного и попутного газов; экологические проблемы, связанные с добычей и пере-
работкой природных источников углеводородов; влияние нефтехимических
производств на здоровье населения; получение искусственного белка, каучука,
моторного топлива и др.; альтернативные источники энергии; экспорт нефти;
влияние добычи нефти на мировую политику; технические и экономические
мероприятия охраны окружающей среды и здоровья населения.
Занятие начинается с беседы по первым трем вопросам плана, заслуши-
вания соответствующих им индивидуальных докладов. Для решения предлага-
ется следующая эколого-прикладная задача:
Эффективность переработки нефти характеризуется следующими данными. Из 1 т
нефти в России получают 470 кг светлых нефтепродуктов, а в Японии – 980 кг. В нашей
стране для нужд органического синтеза используется 5% добываемой нефти, а в промыш-
ленно развитых странах Западной Европы – до 20%. Дайте объяснения приведенным дан-
ным, существующим различиям с точки зрения специфики вашего НИИ. Что происходит с
остатками нефтепродуктов, оцените их экологическое значение. Что можно предпринять для
решения возникающих при этом проблем?
После 5-7 минутного обсуждения задачи в группах каждое НИИ выдви-
гает и защищает свое решение проблемы, используя материалы докладов.
Учитель: На наше совещание сегодня поступило большое количество пи-
сем рассказывающих об эколого-прикладных проблемах предприятий. Мы вы-
делили несколько категорий выдвинутых проблем, соответствующие работам
ваших Научно-исследовательских институтов. Наиболее значимые из них бу-
125
дут представлены к немедленному решению. С целью их отбора мы предложи-
ли выбрать каждому НИИ 1-2 наиболее удачные задачи и представить их на
конкурс, при этом вы должны убедить членов научного совета в их актуально-
сти, своевременности _______и важности. Для этого используйте материалы подготов-