Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация

Описание

Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144

Работа состоит из  1 файл

Карпова Н.Н.-диссертация-Формирование экологической ответственности старшеклассников.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

века; б) лишь 80,7 % школьников смогли дать убедительные ответы на вопросы

касающиеся последствий данного неблагоприятного воздействия; в) только

36,8 % старшеклассников предложили мероприятия по устранению неблаго-

приятных воздействий производственной деятельности. Полученные результа-

ты выступили основой исходной диагностики и целеполагания для следующих

уроков.

Уровень сформированности экологической ответственности в процессе

формирующего эксперимента выяснялся по поведению учащихся в ходе реше-

ния эколого-прикладных задач, выбираемых или составляемых самостоятель-

но. Диагностика, проводимая на занятиях в конце первого этапа эксперимента,

показала значительный рост познавательного интереса и активности старше-

119

классников в ходе решения эколого-прикладных задач, особенно практическо-

го, краеведческого характера. Учащиеся видели ценность и важность экологи-

ческих знаний для решения экологических проблем, а также удовлетворения

своих познавательных интересов, выражения собственных способностей, само-

реализации. Усвоение знаний стало более осознанным. По сравнению с резуль-

татами диагностики, проведенной в рамках констатирующего эксперимента, в

экспериментальной группе наметилась тенденция уменьшения числа старше-

классников с формально-ответственным уровнем сформированности экологи-

ческой ответственности (на 5,3 %) и увеличения количества учащихся с испол-

нительно-ответственным уровнем (на 5,3 %). В контрольной группе подобная

динамика прослеживалась слабо (таблица 6).

Таблица 6

Динамика развития экологической ответственности старшеклассников в рам-

ках ценностно-ориентирующего этапа формирующего эксперимента

Экспериментальная группа, Уровень сформиро- % Контрольная группа, %

ванности экологиче-

ской ответственно-

сти

На начало

этапа

На конец

этапа

При-

рост

На на-

чало

этапа

На

конец

этапа

При

рост

Формально-

ответственный

46,1 40,8 -5,3 42,3 40,4 -1,9

Исполнительно-

ответственный

45,1 50,4 +5,3 51,9 53,8 +1,9

Инициативно-

ответственный

8,8 8,8 0 5,8 5,8 0

На интеллектуально-развивающем этапе формирующего эксперимента

особое внимание уделялось освоению основных экологических и нравственно-

экологических знаний о структуре и функционировании природных систем,

выявлению сущности и причин экологических проблем, формированию у уча-

щихся устойчивого интереса к вопросам экологии и современным экологиче-

ским проблемам, становлению личностно-значимого отношения к изучаемой

действительности, развитию познавательной активности. Создавались условия

для овладения опытом реализации экологически ответственных поступков в

игре, задаче, споре, рефлексии собственных ценностных установок и мотивов

взаимодействия с природой, самореализации.

120

В связи с этим задачами этапа стали:

- расширение эколого-прикладных знаний и их углубление через анализ при-

чинно-следственных связей на основании требований задачи;

- осознание и принятие учащимися процесса познания природы как личност-

но-значимого, важного для дальнейшей самореализации и самоопределения;

- овладение опытом реализации экологически ответственных поступков в спо-

ре, задаче, игре.

- рефлексия собственных действий в ходе решения эколого-прикладных задач,

ценностных установок и мотивов взаимодействия с природой.

Для решения поставленных задач на данном этапе эксперимента исполь-

зовались практико-ориентированные эколого-прикладные задачи, составляю-

щие основу «познавательных» ситуаций экоответственности. Создание ситуа-

ций данного типа осуществлялось в ходе решения эколого-прикладных задач,

предполагающих коллективно-распределительную деятельность учащихся, по-

зволяющих примерить на себя ту или иную социально-производственную роль,

тот или иной уровень реализации экологической ответственности, оценить ре-

зультаты хозяйственной деятельности, принимаемых решений в рамках приня-

той роли; дающих возможность свободного выбора проблемы и пути её реше-

ния в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами и склонно-

стями; включающих учащихся в исследовательскую и экспериментальную дея-

тельность, обеспечивающую возможность самореализации. При этом предпо-

лагалась активизация и поощрение инициативы, самостоятельности и

творчества в выполнении задания.

Рассмотрим, как выполнялись задачи интеллектуально-развивающего

этапа эксперимента посредством организации учебно-воспитательного процес-

са на основе решения эколого-прикладных задач.

Покажем фрагмент опытного преподавания темы «Углеводороды в при-

роде. Применение», проводимой на втором этапе опытно-экспериментальной

работы. Органическая химия, 11 класс (учебник Гузей Л.С., Суровцева Р.П.,

Лысова Г.Г. Химия 11 класс, 1999 г.).

121

Диагностично поставленные перед учащимися цели, сформированные на

основании целей и задач темы, с учётом необходимой коррекции, заключались

в следующем:

- знать основные природные источники углеводородов, их свойства и

основные направления использования в народном хозяйстве;

- знать основные способы промышленной переработки нефти, природно-

го и попутного газа;

- уметь составлять уравнения реакций газо- и нефтепереработки;

- уметь оценивать и прогнозировать экологические последствия, связан-

ные с добычей и переработкой природных источников углеводородов;

- уметь характеризовать основные методы, применяемые для снижения

экологической опасности в процессе разработки месторождений природных

углеводородов;

- уметь применять полученные знания в ходе решения эколого-

производственных задач.

Задача учителя заключалась в создании условий стимулирующих интерес

к предмету и его практической направленности, познавательную активность в

решении конкретных экологических и производственных проблем. Основу

урока составило решение практико-ориентированных эколого-прикладных за-

дач, представляющих собой реальные жизненные ситуации, выявляющие по-

требности практики.

Ход урока: Разноуровневый по сформированности экологической ответ-

ственности состав учащихся класса определил необходимость включения их в

различные виды деятельности. С целью стимулирования познавательного ин-

тереса и активности каждого школьника они по желанию были организованы в

группы, представляющие различные социально-производственные сферы жиз-

недеятельности, для выполнения соответствующих заданий (обозначенных за 2

недели до урока), составления и решения эколого-прикладных задач.

Актуализация знаний осуществлялась посредством знакомства учащихся

с целью занятия, практической значимостью материала, важностью получае-

мых знаний для организации рациональных, научно обоснованных социально-

122

производственных отношений, их роли в повышении качества и уровня жизни,

здоровья населения.

На доске перед началом урока был представлен план занятия, согласно

которому, 1-3 вопросы отводились на самостоятельное домашнее изучение, а

по остальным вопросам готовились индивидуальные доклады и составлялись

эколого-прикладные задачи:

1. Природные источники углеводородов. Размещение месторождений на терри-

тории России; Волгоградской области. Социальные и производственные про-

блемы, связанные с разработкой новых месторождений (доступность).

2. Природные и попутные газы: состав, добыча, переработка, применение.

3. Нефть: состав, добыча, физические свойства.

3. Нефтехимия: перегонка нефти, способы химической переработки.

4. Бензин: свойства и физиологическое действие на организм. Этилированный

бензин. Способы повышения октанового числа бензинов.

5. Перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности: развитие

вторичной переработки нефти, более полное использование тяжелых нефтяных

фракций, комплексная автоматизация производства, охрана окружающей сре-

ды.

6. Перспективы изменения структуры топливно-энергетического комплекса.

Альтернативные источники энергии.

7. Пути решения проблемы замены пищевого сырья для технических целей

непищевым.

8. Влияние нефтедобычи на внутреннюю и внешнюю политику России. Ми-

ровые энергетические кризисы и политика.

9. Проблема защиты окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами и

пути её решения.

Кроме того, класс был оформлен плакатами, сделанными руками уча-

щихся (в основном к этой деятельности привлекались учащиеся с формально-

ответственным уровнем сформированности экологической ответственности):

«Распределение ресурсов природного газа между регионами», «Доля различ-

ных стран в мировой добыче природного газа», «Состав ископаемого углево-

123

дородного сырья», «Продукты перегонки нефти», «Переработка нефти и мазута

с целью получения бензина высокой детонационной стойкости», «Доля основ-

ных видов топлива и энергии в энергопотреблении России», «Объемы потреб-

ления различных видов первичной энергии в мире», и представленной выстав-

кой продуктов из углеводородов (в ней были задействованы все учащиеся

класса).

Учитель: Современное производство, а значит и наша с Вами жизнь, не-

мыслимы без использования природных ресурсов, и в первую очередь углево-

дородов. Для того чтобы в этом убедиться, назовите основные области приме-

нения углеводородов и где Вы лично их используете? Смогли бы Вы полно-

стью или частично отказаться от их использования?

Постоянно увеличивающийся рост потребностей людей и их численность

требует разработки новых месторождений углеводородного сырья, что ставит

перед обществом множество проблем социального, политического, экономиче-

ского и экологического характера. Для того чтобы выжить в наше динамичное

время, человек не может использовать одни и те же способы решения проблем

и сегодня, и завтра. Прежде чем кризисные явления приобретут катастрофиче-

ский характер необходимо разработать долгосрочную комплексную стратегию

развития народного хозяйства в вопросе использования и добычи углеводород-

ного сырья. В связи с этим правительство РФ постановило всем научно-

исследовательским объединениям принять участие в разработке такой страте-

гии. С этой целью были разосланы соответствующие задания в различные

НИИ, в нашем городе их оказалось четыре: «Производственное НИИ» (отделы:

экономический, технологический, инженерно-экологический, политотдел),

«Геологоразведочное НИИ» (отделы ресурсоведения и прогнозирования),

«Природоохранное НИИ» (отделы: защиты атмосферы, природных вод, почв,

санитарно-гигиенический) и «НИИ высоких технологий» (инженерный отдел

разработки очистных сооружений, малоотходных технологий, альтернативных

источников энергии). Представители этих НИИ собрались сегодня здесь для

обсуждения результатов напряженной двухнедельной работы, представленной

в научных отчетах и решения эколого-прикладных задач, доставленных сего-

124

дня по почте из различных организаций (составленные учениками класса и

представленные на конкурс). Каждый из вас, уважаемые ученые, разрабатывал

свой аспект изучаемой проблемы и готов представить результаты в форме на-

учного доклада и эколого-прикладных задач.

Задания две недели назад были переданы директорам НИИ (избранным

голосованием в группах) для их последующего распределения и решения, и со-

стояли в изучении и оценке следующих вопросов: разведка и освоение место-

рождений углеводородного сырья в мире, России, Волгоградской области;

структура топливно-энергетического комплекса России; энергетический кри-

зис; традиционные и альтернативные технологии переработки нефти, природ-

ного и попутного газов; экологические проблемы, связанные с добычей и пере-

работкой природных источников углеводородов; влияние нефтехимических

производств на здоровье населения; получение искусственного белка, каучука,

моторного топлива и др.; альтернативные источники энергии; экспорт нефти;

влияние добычи нефти на мировую политику; технические и экономические

мероприятия охраны окружающей среды и здоровья населения.

Занятие начинается с беседы по первым трем вопросам плана, заслуши-

вания соответствующих им индивидуальных докладов. Для решения предлага-

ется следующая эколого-прикладная задача:

Эффективность переработки нефти характеризуется следующими данными. Из 1 т

нефти в России получают 470 кг светлых нефтепродуктов, а в Японии – 980 кг. В нашей

стране для нужд органического синтеза используется 5% добываемой нефти, а в промыш-

ленно развитых странах Западной Европы – до 20%. Дайте объяснения приведенным дан-

ным, существующим различиям с точки зрения специфики вашего НИИ. Что происходит с

остатками нефтепродуктов, оцените их экологическое значение. Что можно предпринять для

решения возникающих при этом проблем?

После 5-7 минутного обсуждения задачи в группах каждое НИИ выдви-

гает и защищает свое решение проблемы, используя материалы докладов.

Учитель: На наше совещание сегодня поступило большое количество пи-

сем рассказывающих об эколого-прикладных проблемах предприятий. Мы вы-

делили несколько категорий выдвинутых проблем, соответствующие работам

ваших Научно-исследовательских институтов. Наиболее значимые из них бу-

125

дут представлены к немедленному решению. С целью их отбора мы предложи-

ли выбрать каждому НИИ 1-2 наиболее удачные задачи и представить их на

конкурс, при этом вы должны убедить членов научного совета в их актуально-

сти, своевременности _______и важности. Для этого используйте материалы подготов-

Информация о работе Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач