Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация
Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144
вающего или мусоросжигательного завода с целью переработки твердых быто-
вых и промышленных отходов, образующихся и уже накопленных на террито-
131
рии нашей области. И без того неблагополучная экологическая обстановка,
сложившаяся в нашем городе, вызывает серьезное беспокойство его жителей.
Наиболее активная и встревоженная часть жителей пикетировала здание город-
ской администрации, требуя разъяснений по данному вопросу и проведении
государственной экологической экспертизы проекта планируемого предпри-
ятия. К сожалению, на сегодняшний день жителям нашего города достоверная
и убедительная информация по данному вопросу не доступна. В связи с этим,
мы решили собственными силами попытаться выяснить все обстоятельства
данной проблемы и сформировать собственное независимое и объективное
мнение по данному вопросу. Каждая группа учащихся разрабатывала свой ас-
пект проблемы и готова сегодня представить его на обсуждение. По результа-
там конференции мы должны будем вынести решение, в котором сформулиру-
ем наше отношение к проблеме, наметим дальнейшую деятельность, которая
будет способствовать разработке данной проблемы.
Учащимся, характеризующимся формально-ответственным уровнем
сформированности экологической ответственности, была предложена для вы-
полнения программа «Социологического исследования», которая состояла в
изучении общественного мнения в отношении проекта организации на терри-
тории города мусороперерабатывающего завода и анализе материалов прессы
по данной проблеме. Деятельность учащихся заключалась в:
- поиске и анализе материалов периодической печати касающихся по-
строения в городе мусороперерабатывающего завода и современной экологи-
ческой обстановки;
- составлении вопросов для социологического исследования по изуче-
нию динамики стояния окружающей среды и здоровья населения города за по-
следние 20-30 лет, выяснению мнения горожан о причинах замеченных изме-
нений, их отношения к созданию мусороперерабатывающего завода и осве-
домленности по данному вопросу;
- проведении социологического опроса по составленным вопросам с род-
ственниками, соседями и другими жителями города (выборочно);
- обработке и представлении полученных материалов на конференции.
132
Для решения им были предложены следующие эколого-прикладные задачи:
1. Ежегодно в России скапливается ТБО 140 млн. куб. м., а к 2005 г. эта цифра возрас-
тет до 190 м3. Предложите и обоснуйте возможные направления решения этой проблемы.
Стоит ли вообще заниматься её решением? Почему?
2. В водоемах и почве в районе, предполагаемом для строительства завода, были об-
наружены ионы тяжелых металлов в высоких концентрациях. Допустимо ли строительство
мусороперерабатывающего предприятия в таком районе? Какой прогноз развития ситуации
вы можете предположить? На чем вы при этом основываетесь? Как могут повлиять на здоро-
вье людей ионы тяжелых металлов, попавшие в организм?
3. Приведите доводы, доказывающие целесообразность и нецелесообразность строи-
тельства мусоросжигательного завода на территории нашего города, области.
4. Из 1 м3 древесных отходов (сучья, пни, кора, щепа) можно получить 60 л метанола.
Рассчитайте массу 40 % раствора формалина, который можно получить при окислении спир-
та такого объема (ρ(СН3ОН) = 0,272 г/см3).
Вторая группа учащихся, обладающая исполнительно-ответственным
уровнем сформированности экологической ответственности, была нацелена на
выполнение программы «Мусоропереработка – основные направления», за-
ключающейся в изучении структуры и методов типичных предприятий по
переработке мусора, определении их экологической и экономической
значимости. Деятельность учащихся заключалась в:
- поиске и анализе материалов научных изданий по организации и деятель-
ности отечественных и зарубежных мусороперерабатывающих предприятий;
- изучении основных методов мусоропереработки, их эколого-
экономической значимости;
- исследовании особенностей застройки жилых и промышленных зон г.
Волжского, их взаиморасположения и мер, способствующих снижению небла-
гоприятного влияния промышленных предприятий на городское население;
- обработке и представлении полученных материалов на урок-конференцию
с рекомендациями относительно наиболее подходящего для г. Волжского с
экологической точки зрения места строительства и оборудования мусоропере-
рабатывающего предприятия.
Для решения им были предложены следующие эколого-прикладные задачи:
133
1. Вас назначили директором строящегося мусороперерабатывающего завода. Какие
природоохранные меры вы предусмотрите для создания экологически безопасной зоны в
районе предприятия? Будете ли Вы планировать строительство территориально-
промышленного комплекса? Если да, то какие промышленные объекты в него войдут? По-
чему?
2. Предложите методы переработки ТБО, которые могут быть использованы в услови-
ях завода, и обоснуйте их экономический и эколого-валеологический _______эффект? Оцените опас-
ность каждого из предложенных методов в случае аварийной ситуации, какие мероприятия,
по вашему мнению, помогут их избежать. Что это могут быть за ситуации?
3. Схематически изобразите обращение с ТБО в нашей стране. Постройте прогрессив-
ную схему обращения. Какие узловые пункты вы можете в ней выделить? Ответ поясните.
4. В радиусе 2 км вокруг перерабатывающего завода ощущается легкий запах серово-
дорода. Анализ проб воздуха, отобранных с вертолета, показал, что газ находится в атмосфе-
ре на высоте до 2,0 км. Средняя концентрация сероводорода в воздухе составляет 1/20 про-
мышленно допустимой концентрации (ПДКп), равной 0,01 мл/л. Сколько тонн серной кисло-
ты (считая на безводную) можно было бы получить, если бы удалось уловить весь сероводо-
род в этом пространстве? Для решения воспользуйтесь формулой объема полусферы V =
4/6πR3.
Третья группа старшеклассников, обладающих инициативно-
ответственным уровнем сформированности экологической ответственности,
была ориентирована на выполнение программы «Экология города», которая
заключалась в исследовании состояния окружающей среды г. Волжского, изу-
чении его динамики по материалам «СООС и ЭБ г. Волжского». Деятельность
учащихся заключалась в:
- изучении динамики изменения водной, воздушной и почвенной среды г.
Волжского по материалам «СООС и ЭБ г. Волжского»;
- определении возможностей контроля качества окружающей среды посред-
ством обоняния, наблюдения за состоянием растительности, лишайников, хи-
мических реакций;
- отборе и анализе проб воды, воздуха и почв на основные загрязнители со-
гласно доступным для выполнения методикам, определении их содержания в
окружающей среде и соответствии ПДК;
134
- обработке и представлении полученных результатов на конференцию, со-
ставлении прогноза развития экологической ситуации в городе ближайшие 5-
10 лет.
Для решения им были предложены следующие эколого-прикладные задачи:
1. Вам выданы образцы воды, взятой из разных источников (они указаны на этикет-
ках). Предположительно _______в образцах содержаться ионы Fe2+, Fe3+, Cu2+, Zn2+, Pb2+. Составьте
план их определения. Предложите способы очистки воды от этих ионов. Каковы будут ваши
действия, если концентрация указанных ионов в образцах слишком высокая?
2. Предложите способы обнаружения в природной воде, или воде прошедшей систему
промышленной водоочистки, а) избыточной кислотности или щелочности, б) катионов ам-
мония, в) нитрат-анионов, г) нефтепродуктов.
3. Территория вокруг мусороперерабатывающих заводов сильно загрязняется стронци-
ем. К каким последствиям для человека и домашних животных это может привести ? Ответ
мотивируйте.
4. Биологически активными центрами некоторых ферментов являются группы – SH.
Объясните воздействие ионов ртути, свинца и других тяжелых металлов, содержащихся в
выбросах мусоросжигательного завода, на живые организмы.
5. Соберите непищевые отходы, накопленные вами за один день. Проанализируйте их
состав. Составьте схему превращений этих веществ при попадании в окружающую среду.
Опишите, как Вы поступили с собранным вами мусором после проведенного анализа. Каков
будет его дальнейший путь?
6. На заводе, построенном в районе нашего города, произошел аварийный сброс сточ-
ных вод в закрытый водоем. Оцените экологическую обстановку в водоеме. Каковы вероят-
ные последствия аварии для обитателей водоема и здоровья человека?
На уроке конференции учащиеся представляли собранные ими материа-
лы, согласно программам исследования и порядку их представления. Итогом
работы явилось коллективного составление решения конференции, которое за-
ключалось в следующем:
1. Строительство мусороперерабатывающего завода необходимо и обосновано
с экологической и экономической точек зрения.
2. Данный промышленный объект должен быть вынесен не менее чем за 2000 м
от жилого массива города и располагаться с учетом розы ветров.
3. Завод должен быть оснащен современным оборудованием, включающем эф-
фективные установки газо- и водоочистки.
135
4. Технологии должны базироваться на принципе малоотходности и комплекс-
ности использования сырья, включать газо- и водооборотные циклы.
5. Информация по данному вопросу должна быть доступна населению посред-
ством городских СМИ.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено составить 3
эколого-прикладные задачи по материалам проекта (программ), которые по-
могли бы учащимся других классов (школ) разобраться в данной проблеме.
Констатирующая диагностика осуществлялась учителем на основе анали-
за составленных школьниками эколого-прикладных задач. Результаты диагно-
стики показали, что большинство учащихся успешно овладели материалом уро-
ка и сформировали личное мнение по отношению к исследуемой проблеме. Об
этом свидетельствует тот факт, что представленные задачи в большинстве слу-
чаев отличались глубиной познания проблемы и выделенные в качестве основы
факты оказались существенными. О том, что данная деятельность явилась ша-
гом на пути формирования инициативно-ответственного уровня экологической
ответственности, свидетельствует творческая активность, проявленная учащи-
мися в составлении задач и выполнении программ проекта. Многие учащиеся
составили задачи содержащие обращение к личности, что свидетельствует о
принятии проблемы как личностно значимой. Лишь в 8,8 % случаев составлен-
ные задачи характеризовались формальностью и небрежностью в составлении.
Обобщающая диагностика сформированности экологической ответст-
венности старшеклассников, проведенная по окончании рефлексивно-
преобразующего этапа формирующего эксперимента представлена в таблице 8.
Таблица 8
Экспериментальная группа, Уровень сформи- % Контрольная группа, %
рованности эко-
логической от-
ветственности
На начало
этапа
На конец
этапа
При-
рост
На нача-
ло этапа
На ко-
нец эта-
па
При
рост
Формально-
ответственный
33,7 28,4 -5,3 36,6 34,7 -1,9
136
Исполнительно-
ответственный
55,7 59,2 +3,5 57,6 59,5 +1,9
Инициативно-
ответственный
10,6 12,4 +1,8 5,8 5,8 0
Динамика уровней сформированности экологической ответственности
старшеклассников в ходе опытно-экспериментальной работы, выявленная на
основании диагностического исследования на старте и финише каждого из
трех этапов представленного педагогического процесса, показала во всех груп-
пах положительную динамику. Однако только в экспериментальной группе
был достигнут прирост в формировании инициативно-ответственного уровня
сформированности экологической ответственности, что отсутствовало в кон-
трольной группе старшеклассников. Динамика сформированности экологиче-
ской ответственности учащихся отражена в таблице 9.
Таблица 9
Динамика уровней сформированности экологической ответственности
старшеклассников в ходе опытно-экспериментальной работы
Экспериментальная группа, Уровень сфор- % Контрольная группа, %
мированности
экологической
ответственности
На начало
экспери-
мента
На ко-
нец экс-
пери-
мента
При-
рост
На начало
экспери-
мента
На ко-
нец экс-
пери-
мента
При
рост
Формально-
ответственный
46,1 28,4 -17,7 42,3 34,7 -7,6
Исполнительно-
ответственный
45,1 59,2 +14,1 51,9 59,5 +7,6
Инициативно-
ответственный
8,8 12,4 +3,6 5,8 5,8 0
137
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа позволя-
ет говорить об эффективности формирования экологической ответственности
старшеклассников на основе решения эколого-прикладных задач, что подтвер-
ждает выдвинутую в ходе исследования гипотезу.
Выводы по второй главе
В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию экологиче-
ской ответственности старшеклассников сделаны следующие выводы:
1. Экологическая ответственность, как нравственно-волевое качество
личности, формируется в определенной логике и последовательности, в эф-
фективно организуемой системе деятельностей ребёнка. Каждый новый уро-
вень в процессе формирования экологической ответственности есть новый
синтез, представляющий собой обобщение знаний, взглядов и убеждений,
умений и навыков, практического опыта, ценностных ориентаций и отноше-
ний, приобретенных личностью на предыдущем (менее высоком) уровне
сформированности.
2. В соответствии с уровнями сформированности экологической от-
ветственности старшеклассников, на основании учета закономерностей ле-
жащих _______в основе ее формирования, взаимосвязи и взаимодополняемости всех