Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация

Описание

Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144

Работа состоит из  1 файл

Карпова Н.Н.-диссертация-Формирование экологической ответственности старшеклассников.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

вающего или мусоросжигательного завода с целью переработки твердых быто-

вых и промышленных отходов, образующихся и уже накопленных на террито-

131

рии нашей области. И без того неблагополучная экологическая обстановка,

сложившаяся в нашем городе, вызывает серьезное беспокойство его жителей.

Наиболее активная и встревоженная часть жителей пикетировала здание город-

ской администрации, требуя разъяснений по данному вопросу и проведении

государственной экологической экспертизы проекта планируемого предпри-

ятия. К сожалению, на сегодняшний день жителям нашего города достоверная

и убедительная информация по данному вопросу не доступна. В связи с этим,

мы решили собственными силами попытаться выяснить все обстоятельства

данной проблемы и сформировать собственное независимое и объективное

мнение по данному вопросу. Каждая группа учащихся разрабатывала свой ас-

пект проблемы и готова сегодня представить его на обсуждение. По результа-

там конференции мы должны будем вынести решение, в котором сформулиру-

ем наше отношение к проблеме, наметим дальнейшую деятельность, которая

будет способствовать разработке данной проблемы.

Учащимся, характеризующимся формально-ответственным уровнем

сформированности экологической ответственности, была предложена для вы-

полнения программа «Социологического исследования», которая состояла в

изучении общественного мнения в отношении проекта организации на терри-

тории города мусороперерабатывающего завода и анализе материалов прессы

по данной проблеме. Деятельность учащихся заключалась в:

- поиске и анализе материалов периодической печати касающихся по-

строения в городе мусороперерабатывающего завода и современной экологи-

ческой обстановки;

- составлении вопросов для социологического исследования по изуче-

нию динамики стояния окружающей среды и здоровья населения города за по-

следние 20-30 лет, выяснению мнения горожан о причинах замеченных изме-

нений, их отношения к созданию мусороперерабатывающего завода и осве-

домленности по данному вопросу;

- проведении социологического опроса по составленным вопросам с род-

ственниками, соседями и другими жителями города (выборочно);

- обработке и представлении полученных материалов на конференции.

132

Для решения им были предложены следующие эколого-прикладные задачи:

1. Ежегодно в России скапливается ТБО 140 млн. куб. м., а к 2005 г. эта цифра возрас-

тет до 190 м3. Предложите и обоснуйте возможные направления решения этой проблемы.

Стоит ли вообще заниматься её решением? Почему?

2. В водоемах и почве в районе, предполагаемом для строительства завода, были об-

наружены ионы тяжелых металлов в высоких концентрациях. Допустимо ли строительство

мусороперерабатывающего предприятия в таком районе? Какой прогноз развития ситуации

вы можете предположить? На чем вы при этом основываетесь? Как могут повлиять на здоро-

вье людей ионы тяжелых металлов, попавшие в организм?

3. Приведите доводы, доказывающие целесообразность и нецелесообразность строи-

тельства мусоросжигательного завода на территории нашего города, области.

4. Из 1 м3 древесных отходов (сучья, пни, кора, щепа) можно получить 60 л метанола.

Рассчитайте массу 40 % раствора формалина, который можно получить при окислении спир-

та такого объема (ρ(СН3ОН) = 0,272 г/см3).

Вторая группа учащихся, обладающая исполнительно-ответственным

уровнем сформированности экологической ответственности, была нацелена на

выполнение программы «Мусоропереработка – основные направления», за-

ключающейся в изучении структуры и методов типичных предприятий по

переработке мусора, определении их экологической и экономической

значимости. Деятельность учащихся заключалась в:

- поиске и анализе материалов научных изданий по организации и деятель-

ности отечественных и зарубежных мусороперерабатывающих предприятий;

- изучении основных методов мусоропереработки, их эколого-

экономической значимости;

- исследовании особенностей застройки жилых и промышленных зон г.

Волжского, их взаиморасположения и мер, способствующих снижению небла-

гоприятного влияния промышленных предприятий на городское население;

- обработке и представлении полученных материалов на урок-конференцию

с рекомендациями относительно наиболее подходящего для г. Волжского с

экологической точки зрения места строительства и оборудования мусоропере-

рабатывающего предприятия.

Для решения им были предложены следующие эколого-прикладные задачи:

133

1. Вас назначили директором строящегося мусороперерабатывающего завода. Какие

природоохранные меры вы предусмотрите для создания экологически безопасной зоны в

районе предприятия? Будете ли Вы планировать строительство территориально-

промышленного комплекса? Если да, то какие промышленные объекты в него войдут? По-

чему?

2. Предложите методы переработки ТБО, которые могут быть использованы в услови-

ях завода, и обоснуйте их экономический и эколого-валеологический _______эффект? Оцените опас-

ность каждого из предложенных методов в случае аварийной ситуации, какие мероприятия,

по вашему мнению, помогут их избежать. Что это могут быть за ситуации?

3. Схематически изобразите обращение с ТБО в нашей стране. Постройте прогрессив-

ную схему обращения. Какие узловые пункты вы можете в ней выделить? Ответ поясните.

4. В радиусе 2 км вокруг перерабатывающего завода ощущается легкий запах серово-

дорода. Анализ проб воздуха, отобранных с вертолета, показал, что газ находится в атмосфе-

ре на высоте до 2,0 км. Средняя концентрация сероводорода в воздухе составляет 1/20 про-

мышленно допустимой концентрации (ПДКп), равной 0,01 мл/л. Сколько тонн серной кисло-

ты (считая на безводную) можно было бы получить, если бы удалось уловить весь сероводо-

род в этом пространстве? Для решения воспользуйтесь формулой объема полусферы V =

4/6πR3.

Третья группа старшеклассников, обладающих инициативно-

ответственным уровнем сформированности экологической ответственности,

была ориентирована на выполнение программы «Экология города», которая

заключалась в исследовании состояния окружающей среды г. Волжского, изу-

чении его динамики по материалам «СООС и ЭБ г. Волжского». Деятельность

учащихся заключалась в:

- изучении динамики изменения водной, воздушной и почвенной среды г.

Волжского по материалам «СООС и ЭБ г. Волжского»;

- определении возможностей контроля качества окружающей среды посред-

ством обоняния, наблюдения за состоянием растительности, лишайников, хи-

мических реакций;

- отборе и анализе проб воды, воздуха и почв на основные загрязнители со-

гласно доступным для выполнения методикам, определении их содержания в

окружающей среде и соответствии ПДК;

134

- обработке и представлении полученных результатов на конференцию, со-

ставлении прогноза развития экологической ситуации в городе ближайшие 5-

10 лет.

Для решения им были предложены следующие эколого-прикладные задачи:

1. Вам выданы образцы воды, взятой из разных источников (они указаны на этикет-

ках). Предположительно _______в образцах содержаться ионы Fe2+, Fe3+, Cu2+, Zn2+, Pb2+. Составьте

план их определения. Предложите способы очистки воды от этих ионов. Каковы будут ваши

действия, если концентрация указанных ионов в образцах слишком высокая?

2. Предложите способы обнаружения в природной воде, или воде прошедшей систему

промышленной водоочистки, а) избыточной кислотности или щелочности, б) катионов ам-

мония, в) нитрат-анионов, г) нефтепродуктов.

3. Территория вокруг мусороперерабатывающих заводов сильно загрязняется стронци-

ем. К каким последствиям для человека и домашних животных это может привести ? Ответ

мотивируйте.

4. Биологически активными центрами некоторых ферментов являются группы – SH.

Объясните воздействие ионов ртути, свинца и других тяжелых металлов, содержащихся в

выбросах мусоросжигательного завода, на живые организмы.

5. Соберите непищевые отходы, накопленные вами за один день. Проанализируйте их

состав. Составьте схему превращений этих веществ при попадании в окружающую среду.

Опишите, как Вы поступили с собранным вами мусором после проведенного анализа. Каков

будет его дальнейший путь?

6. На заводе, построенном в районе нашего города, произошел аварийный сброс сточ-

ных вод в закрытый водоем. Оцените экологическую обстановку в водоеме. Каковы вероят-

ные последствия аварии для обитателей водоема и здоровья человека?

На уроке конференции учащиеся представляли собранные ими материа-

лы, согласно программам исследования и порядку их представления. Итогом

работы явилось коллективного составление решения конференции, которое за-

ключалось в следующем:

1. Строительство мусороперерабатывающего завода необходимо и обосновано

с экологической и экономической точек зрения.

2. Данный промышленный объект должен быть вынесен не менее чем за 2000 м

от жилого массива города и располагаться с учетом розы ветров.

3. Завод должен быть оснащен современным оборудованием, включающем эф-

фективные установки газо- и водоочистки.

135

4. Технологии должны базироваться на принципе малоотходности и комплекс-

ности использования сырья, включать газо- и водооборотные циклы.

5. Информация по данному вопросу должна быть доступна населению посред-

ством городских СМИ.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено составить 3

эколого-прикладные задачи по материалам проекта (программ), которые по-

могли бы учащимся других классов (школ) разобраться в данной проблеме.

Констатирующая диагностика осуществлялась учителем на основе анали-

за составленных школьниками эколого-прикладных задач. Результаты диагно-

стики показали, что большинство учащихся успешно овладели материалом уро-

ка и сформировали личное мнение по отношению к исследуемой проблеме. Об

этом свидетельствует тот факт, что представленные задачи в большинстве слу-

чаев отличались глубиной познания проблемы и выделенные в качестве основы

факты оказались существенными. О том, что данная деятельность явилась ша-

гом на пути формирования инициативно-ответственного уровня экологической

ответственности, свидетельствует творческая активность, проявленная учащи-

мися в составлении задач и выполнении программ проекта. Многие учащиеся

составили задачи содержащие обращение к личности, что свидетельствует о

принятии проблемы как личностно значимой. Лишь в 8,8 % случаев составлен-

ные задачи характеризовались формальностью и небрежностью в составлении.

Обобщающая диагностика сформированности экологической ответст-

венности старшеклассников, проведенная по окончании рефлексивно-

преобразующего этапа формирующего эксперимента представлена в таблице 8.

Таблица 8

Экспериментальная группа, Уровень сформи- % Контрольная группа, %

рованности эко-

логической от-

ветственности

На начало

этапа

На конец

этапа

При-

рост

На нача-

ло этапа

На ко-

нец эта-

па

При

рост

Формально-

ответственный

33,7 28,4 -5,3 36,6 34,7 -1,9

136

Исполнительно-

ответственный

55,7 59,2 +3,5 57,6 59,5 +1,9

Инициативно-

ответственный

10,6 12,4 +1,8 5,8 5,8 0

Динамика уровней сформированности экологической ответственности

старшеклассников в ходе опытно-экспериментальной работы, выявленная на

основании диагностического исследования на старте и финише каждого из

трех этапов представленного педагогического процесса, показала во всех груп-

пах положительную динамику. Однако только в экспериментальной группе

был достигнут прирост в формировании инициативно-ответственного уровня

сформированности экологической ответственности, что отсутствовало в кон-

трольной группе старшеклассников. Динамика сформированности экологиче-

ской ответственности учащихся отражена в таблице 9.

Таблица 9

Динамика уровней сформированности экологической ответственности

старшеклассников в ходе опытно-экспериментальной работы

Экспериментальная группа, Уровень сфор- % Контрольная группа, %

мированности

экологической

ответственности

На начало

экспери-

мента

На ко-

нец экс-

пери-

мента

При-

рост

На начало

экспери-

мента

На ко-

нец экс-

пери-

мента

При

рост

Формально-

ответственный

46,1 28,4 -17,7 42,3 34,7 -7,6

Исполнительно-

ответственный

45,1 59,2 +14,1 51,9 59,5 +7,6

Инициативно-

ответственный

8,8 12,4 +3,6 5,8 5,8 0

137

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа позволя-

ет говорить об эффективности формирования экологической ответственности

старшеклассников на основе решения эколого-прикладных задач, что подтвер-

ждает выдвинутую в ходе исследования гипотезу.

Выводы по второй главе

В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию экологиче-

ской ответственности старшеклассников сделаны следующие выводы:

1. Экологическая ответственность, как нравственно-волевое качество

личности, формируется в определенной логике и последовательности, в эф-

фективно организуемой системе деятельностей ребёнка. Каждый новый уро-

вень в процессе формирования экологической ответственности есть новый

синтез, представляющий собой обобщение знаний, взглядов и убеждений,

умений и навыков, практического опыта, ценностных ориентаций и отноше-

ний, приобретенных личностью на предыдущем (менее высоком) уровне

сформированности.

2. В соответствии с уровнями сформированности экологической от-

ветственности старшеклассников, на основании учета закономерностей ле-

жащих _______в основе ее формирования, взаимосвязи и взаимодополняемости всех

Информация о работе Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач