Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация
Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144
ленных вами научных докладов.
После нескольких минут совещания в группах на обсуждение были пред-
ставлены следующие эколого-производственные задачи:
«Геологоразведочное НИИ»
1. В 1976 г. близ Астрахани было открыто крупнейшее в мире месторождение нефти.
В её составе кроме углеводородов находятся гелий (это практически единственный источник
его получения), азот и до 25% сероводорода – ядовитого газа нервно-паралитического дейст-
вия. Предложите способы защиты людей, окружающей среды и аппаратуры от этого газа.
2. Ежегодно на одного жителя Земли добывается 400 м3 природного газа и 0,5 т нефти
и ископаемых углей, запасы которых не безграничны. Объем добычи природного газа в Рос-
сии составляет 27 % от мирового уровня. Несмотря на то, что Россия обладает 37 % мирово-
го запаса природного газа, что в 2 и более раз превышает запасы других стран, он как и запа-
сы нефти может быть исчерпан через 100-150 лет интенсивной добычи. Каковы перспективы
получения жидкого топлива из угля, учитывая что его запасов хватит на тысячу лет ? Приве-
дите схемы соответствующих химических процессов, обоснуйте их экологическую безопас-
ность.
«Производственное НИИ»
1. На Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе негерметичное соединение
коммуникаций города приводит к утечке бензина. При утечке одной капли в секунду потери
в месяц составляют 130 л, а в год – 1560 л. Сколько километров может пройти автомобиль,
если расход составляет 10 л на 100 км? Какой вред наносят окружающей среде потери нефти
и нефтепродуктов?
2. Замена пищевого сырья непищевым имеет огромное значение. В производстве эти-
лового спирта зерно и картофель заменяют природным газом. Рассчитано, что на производ-
ство 1 т спирта требуется 3,5 т зерна, или 10 т картофеля, или 0,7 т этилена. Определите, ка-
кой объем (н.у.) природного газа, содержащего 97 % метана, необходим для получения 10 т
спирта.
3. В основе самоочищения водоемов от органических загрязнителей лежит процесс
окисления этих веществ. Если органических веществ в воде не много, то они окисляются
растворенным в воде кислородом. Этот процесс ускоряется под действием солнечного света.
Способствуют окислению и некоторые микроорганизмы. Существуют химические методы
126
интенсификации процесса окисления органических загрязнителей в воде. Какой из предло-
женных ниже реагентов вы выберите для ускорения этого процесса: а) пероксид водорода; б)
хлор; в) смесь озона с воздухом? Дайте обоснованный ответ.
«Природоохранное НИИ»
1. Большой урон природе и здоровью населения наносят крупные аварийные ситуации
на промышленных объектах, происходящие вследствие нарушения технологического режи-
ма, несоблюдения норм техники безопасности, морального износа оборудования. Так на од-
ном из прудов-накопителей АО «ЛУКойл-
по 8 августа 1996 г. происходило возгорание нефтешлама, накопленного в течение послед-
них двух десятков лет, из-за недопустимого здесь ведения сварочных работ. Подобное возго-
рание на данной территории уже отмечалось в 1972 году. В результате пожара 1996 года вы-
горело около 50 тыс. т нефтепродуктов, так как даже почва была в этом месте пропитана ле-
тучими фракциями. Концентрация окиси углерода превышала допустимые нормы в 28 раз,
двуокиси азота – в 3 раза, сероводорода и фенола – более чем в полтора раза. Каковы эколо-
гические, экономические и социальные последствия аварии? Что можно предпринять для
предотвращения подобных ситуаций в будущем? Приведите химические реакции лежащие в
основе данного процесса. Какие реагенты могут способствовать нейтрализации продуктов
горения, замедлять процесс горения.
2. При попадании в воду нефть покрывает её тончайшей пленкой, что вызывает ги-
бель многих водных организмов. Допустимая норма загрязнения воды нефтепродуктами –
0,005 мг/л. Рассчитайте какой объем воды загрязняется ежегодно в нашей области, если в во-
доемы области попадает 110 тонн нефтепродуктов. Ресурсы поверхностных вод рек области
измеряются величинами 5,25 тыс. м3/год на человека и 88,0 тыс. м3/год на 1 км2 территории.
Используя данные Госкомэкологии Волгоградской области, о том что причины загрязнения
поверхностных вод кроются в неэффективной работе очистных сооружений, разливе нефте-
продуктов и несанкционированных сбросах загрязняющих веществ, предложите направле-
ния решения данной проблемы. Как подобное загрязнение может отразиться на здоровье на-
селения?
«НИИ высоких технологий»
1. Обсудите возможности применения перечисленных физических и химических яв-
лений в процессах очистки газов, образующихся в процессе нефтепереработки: гравитация,
абсорбция и адсорбция, термическое дожигание, каталитическое сжигание. Предложите
наиболее эффективные с экологической и экономической точек зрения методы снижения
вредных газообразных выбросов в промышленности и на транспорте.
2. В загрязнение атмосферы наибольший вклад (60 %) вносит автотранспорт, выде-
ляющий в процессе сжигания топлива в двигателе порядка 200 вредных веществ. При этом в
127
качестве топлива может быть использован бензин, сжиженный газ, этиловый и метиловый
спирт, планируется разработка автомобилей работающих на воде (водороде) и др. Запишите
уравнения соответствующих реакций горения указанных видов топлива и рассчитайте эколо-
гическую эффективность использования того или иного их вида. Расчет производите, учиты-
вая количество выделяемой энергии, образуемых конечных продуктов и их опасности. Какой
вид топлива можно считать наиболее безопасным? Ответ поясните. Предложите свой аль-
тернативный вариант топлива.
3. Приведите доводы, доказывающие, что Волжская ГЭС оказывает меньшее влияние
на окружающую среду, чем ТЭС-1 или ТЭС-2, работающая на каменном угле. Как можно
снизить или вовсе ликвидировать негативное влияние ТЭС?
В результате конкурса задач первое место было присуждено задаче пред-
ставленной «Природоохранным НИИ» № 1; второе – задаче № 2 «Геологораз-
ведочного НИИ»; третье – задаче № 2 «НИИ высоких технологий» и № 2
«Производственного НИИ», которые были предложены к решению.
За несколько минут до конца урока представителям НИИ было предло-
жено коллективно сформулировать основные принципы, которыми необходи-
мо руководствоваться при разработке, переработке и использовании
природных источников углеводородов, которые были выписаны на доску.
Констатирующая диагностика проводилась учителем в конце урока по-
средством химического диктанта, включавшего основные вопросы касающиеся
состава, свойств, способов переработки и использования природных источни-
ков углеводородов. Анализ ответов учащихся дал основание для последующей
корректировки учебного процесса, так было обнаружено, что: а) практически
все учащиеся смогли назвать основные природные источники углеводородов,
их состав и характерные свойства, области применения; б) вопросы, касающие-
ся способов переработки природных углеводородов, их экологических послед-
ствий и путей решения вызвали затруднения у 31,5 % учащихся. Полученные
результаты стали основанием исходной диагностики и целеполагания для сле-
дующих уроков.
Уровень сформированности экологической ответственности старше-
классников выяснялся по их поведению в ходе решения эколого-прикладных
задач и на основе материала задач самостоятельно составленных к уроку. Ана-
лиз задач проводился на основании определения значимости представленных в
128
ней фактов, процессов, их практической ценности и теоретической обоснован-
ности, а также оригинальности и творчества в её представлении и формулиро-
вании. Диагностика, проводимая в конце второго этапа эксперимента, показала,
ощутимый рост познавательного интереса и познавательной активности уча-
щихся в процессе представления и решения эколого-прикладных задач, осоз-
нания ими ценности получаемого знания для общества и себя лично. Знания,
полученные на данном этапе эксперимента, отличались глубиной и высокой
степенью осознанности. Сравнивая результаты диагностики, полученные на
первом и втором этапе эксперимента, мы обнаружили тенденцию увеличения
числа школьников с исполнительно-ответственным и инициативно-
ответственным уровнем сформированности экологической ответственности по
отношению к числу школьников с формально-ответственным уровнем. В кон-
трольной группе подобная динамика прослеживается слабо (таблица 7).
Таблица 7
Динамика развития экологической ответственности старшеклассников на ин-
теллектуально-развивающем этапе формирующего эксперимента
Экспериментальная группа, Уровень сформиро- % Контрольная группа, %
ванности экологиче-
ской ответственно-
сти
На начало
этапа
На конец
этапа
При-
рост
На на-
чало
этапа
На
конец
этапа
При
рост
Формально-
ответственный
40,8 33,7 -7,1 40,4 36,6 -3,8
Исполнительно-
ответственный
50,4 55,7 +5,3 53,8 57,6 +3,8
Инициативно-
ответственный
8,8 10,6 +1,8 5,8 5,8 0
Целью рефлексивно-преобразующего этапа формирующего эксперимента
являлся вывод учащихся из состояния сомнения в состояние поиска смысла
собственных действий, осознания своей роли и места в биосфере, личной со-
причастности экологической ситуации. Особое внимание уделялось активиза-
ции рефлексии собственной деятельности и поступков, смыслотворческих про-
цессов сознания, формированию рациональности и проектированию своей от-
ветственной позиции в отношении природы.
129
На этом этапе обеспечивалось формирование ценностного отношения к
природе, к себе как субъекту деятельности, от поступков которого зависит эко-
логическая ситуация в регионе, стране, мире, субъекту в чьих силах решить
существующие проблемы и который должен их решать. Стимулировалось пе-
реосмысление усваиваемой информации, её перевод с уровня конкретного зна-
чения на уровень созидательного сущностного смысла, побуждались рефлексия
и смыслотворческие процессы сознания, проявление творческого потенциала,
позволяющего добиться неформального решения той проблемы, которая за-
ключена в конкретной задачной или жизненной ситуации.
Таким образом, этап предполагал включение старшеклассников в реше-
ние эколого-прикладных задач личностного характера, направленных на само-
познание и самореализацию, организуемые в форме экологических проектов,
предполагающих прогнозирование результата взаимодействия с природой, ис-
пользование и накопление личностного опыта; нравственные учебные задачи,
представленные в виде жизненных, эколого-производственных ситуаций, пред-
полагающих свободный выбор поступка, содержащих острые, волнующие
старшеклассников, ориентированные на будущую профессию проблемы; эко-
логические тропы, направляющие учащихся на осмысление и выполнение кон-
кретных природосберегающих и природозащитных мероприятий. На этом эта-
пе применялись задачи на генерирование информации с самостоятельной по-
становкой задачи, свободным выбором путей и средств ее решения, с приняти-
ем на себя полной ответственности, обязательным прогнозированием и анали-
зом полученных результатов.
Покажем возможности реализации рефлексивно-преобразующего этапа
опытно-экспериментальной работы на конкретном уроке химии, представляю-
щем собой конференцию-диспут по представлению и защите экологических
проектов на тему «Мусороперерабатывающий завод или что нас ждет завтра».
Учащиеся заранее были разделены по интересам на группы, для решения соот-
ветствующих эколого-прикладных проблем, нацелены на подбор материала для
решения проекта, подготовки выступлений на конференцию. Задания для каж-
дой группы были представлены в виде эколого-прикладных задач.
130
Диагностично поставленные перед учащимися цели, сформированные на
основании целей и задач темы, заключались в следующем:
- знать основные масштабы и источники образования твердых промышленно
бытовых отходов (ТПБО) в мире, стране и области;
- знать и уметь оценивать с экологической точки зрения основные направле-
ния обращения с отходами (методы их переработки);
- уметь прогнозировать развитие экологической ситуации при аварийных си-
туациях на мусороперерабатывающих заводах, оценивать их влияние на окру-
жающую среду и здоровье населения;
- уметь применять полученные знания в ходе выполнения и защиты эколого-
прикладного проекта.
Задача учителя заключалась в создании условий стимулирующих осмыс-
ление изучаемой действительности, становление ответственной позиции стар-
шеклассника в отношении природы, познавательную активность учащихся в
решении конкретных экологических и производственных проблем города и об-
ласти, рефлексию.
Основу урока составили эколого-прикладные задачи личностного харак-
тера, представленные в форме экологических проектов.
Ход урока: Поскольку в классе находятся учащиеся с разным уровнем
сформированности экологической ответственности и предметной подготовки,
направленностью познавательных, профессионально-
сов, целесообразно включение их в различные виды деятельности.
Актуализация знаний осуществлялась учителем посредством знакомства
учащихся с целью предстоящей деятельности, акцентирования их внимания на
значимости изучаемого материала для жителей города и области, лично для
каждого учащегося, важности активной позиции и грамотности каждого жите-
ля в принятии верного и безопасного эколого-производственного решения.
Учитель: В периодической печати стали появляться тревожные сообще-
ния о планируемой постройке на территории г. Волжского мусороперерабаты-