Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация
Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144
свещение, 1968. – 464 с.
20. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологи-
ческие труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна.– Воронеж, Институт практической
психологии: НПО. МоЭЭК, 1997. –349 с.
21. Большая советская энциклопедия. Глав. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. –
М., 1956.
22. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А.
Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.
23. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентирован-
ного образования // Педагогика, 1997. – № 4. – С. 11-17.
24. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обра-
зования. – Ростов-на-Дону, 2001.
25. Бочкина Н.В. Ситуация выбора в учебном процессе // Инновационные тех-
нологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. – Волгоград: Пере-
мена, 1993. – С. 90-96.
26. Бочкина Н.В. Формирование самостоятельности у старших школьников
(на примере взаимосвязи процесса обучения и комсомольской работы):
Дис…канд. пед. наук.– Волгоград, 1982.– 237 с.
27. Васильева З.И., Ежеленко В.Б. Воспитание дисциплинированности и от-
ветственности у школьников в учебном процессе. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,
1983. – 75 с.
28. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельно-
сти. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. – 135 с.
29. Вербицкий А.А. Деловая игра как модель профессиональной деятельно-
сти. Активные методы обучения и деловые игры. – Новосибирск, 1981.
146
30. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Отв. ред. Б.С. Соколов. – М.: Нау-
ка, 1989. – 231 с.
31. Взаимодействие общества и природы. Философско-методологические ас-
пекты экологической проблемы. – М.: Наука, 1986. – 348 с.
32. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
33. Гаевая Т.Г. Моральная ответственность как качество личности // Автореф.
дис … кан. псих. Наук. – М.,1984. – 18 с.
34. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976. – 118 с.
35. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формирова-
нии умственных действий / Исследования мышления в советской психологии. –
М.: Наука, 1966. - С.236-277.
36. География и экология Волгоградской области: Учеб. пособие для ср. шк. /
В.А. Брылев, Н.П. Дьяченко, Л.В. Романенко и др.; Под общ. ред. проф. В.А.
Брылева. – Волгоград: Перемена, 2002.- 264 с.
37. Глазачев С.Н., Каленская Е.В., Каленская В.П. Введение в экологию: уро-
ки творческого развития – М.: Горизонт, 1998. – 120 с.
38. Глазачев С.Н. Школа радости: эколого-воспитательное наследие В.А. Су-
хомлинского. – М.: Горизонт, 1997. – 79 с.
39. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: Очерки истории,
теории, практики. – М.: Горизонт, 1997. – 55 с.
40. Глазачев С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения в сис-
теме воспитательной работы школы (Метод. материал в помощь лекторам и
преподавателям нар. ун-тов пед. знаний). – Волгоград, 1982. – 42 с.
41. Головко И.А. Свобода и моральная ответственность. – М.: Знание,1973. –
63 с.
42. Горбунов Л.М. Система формирования экологической ответственности у
старшекласников во внеклассной работе. Автореф … кан. пед. наук / Гос. пед.
ун-т. – Красноярск,1994. – 19 с.
43. Гуманитаризация естественнонаучных дисциплин в личностно ориентиро-
ванных образовательных технологиях: Монография. – Волгоград: Изд-во
ВГИПК РО, 2002. – 131 с.
44. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. – Воронеж, 1976.
147
45. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р.Г. Гурова; Акад.
пед. наук СССР; НИИ общ. Проблем воспитания. – М.: Педагогика, 1981. – 176
с.
46. Гусев С.С. Активность человеческого сознания и искусственный интел-
лект // Вопросы философии. – 1987. – № 8. – С. 92-100.
47. Давидович В.Е. Грани свободы. – М.: Мол. гвардия, 1969. – 224 с.
48. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. – M., 1986.
49. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли “коэволюция природы и общества”?
// Вопросы философии. – 1998. – № 8. – С. 15-25.
50. Данилов М.А. Процесс обучения // Дидактика средней школы / Под ред.
М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. – М., 1975.
51. Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней
школе. (Личностно-гуманитарная парадигма): Монография. – Волгоград: Пе-
ремена, 1996. – 184 с.
52. Декларация Рио-де-Жанеро: Мир науки. – 1992. – №4.
53. Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования по-
знавательных интересов учащихся: Дис … кан. пед. наук. – Волгоград, 1997.
54. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического соз-
нания. – М.: Изд-во МПСИ, 1999,2000. – 306 с.
55. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Учеб.
пособ. для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 480 с.
56. Джайнотт Х.Д. Воспитание ответственности // Мудрость воспитания. – М.:
Педагогика, 1987. – 288 с.
57. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.– М.: Наука, 1977.– 334 с.
58. Дулов А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Ав-
тореф. дис … д-ра пед. наук. – М., 1973.
59. Елканов С.Б. Воспитание и самовоспитание ответственности у подрост-
ков: Дис … канд. пед. наук. – М., 1970.
60. Железнов Ю.Д. и др. Человек в природе и обществе: Введение в эколого-
философскую антропологию. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 294 с.
148
61. Завадская Ж.Е., Шевченко Л.В. Воспитание ответственности у старше-
классников. – Минск: Нар. Асвета,1981. –152 с.
62. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.
– М., 1982.
63. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание приро-
доохранительного образования / Предисл. И.Д. Зверева. - М.: Педагогика, 1981.
– 184 с.
64. Зверев И.Д. О формировании ответственного отношения учащихся к при-
роде в системе коммунистического воспитания // Советская педагогика – 1975.
– №11.
65. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования: Материалы I Моск.
научно.-практич. конф. непрерывного экологического образования. – М., 1995.
66. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. –
М.: Знание, 1980.– 65 с.
67. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиче-
ская литература, 1986. – 304 с.
68. Зеленцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования
(теоретический аспект): Автореф. дис... кан. пед. наук. – Волгоград, 1996.
69. Зеленцова А.В. Ответственность за доверие // Народное образование. –
1997. – № 9. – С. 150.
70. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д, 1997.
71. Иванов С.П. Художественная деятельность как психологическое условие
воспитания социальной ответственности // Дис ... кан. псих. наук. – М.,1989. –
186 с.
72. Ильин В.В. Наука будущего: гносеологический анализ // Вестник МГУ.
Сер.7. Философия. – 1985. – №5.
73. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гар-
моничной личности, его строение // Целостный подход в учеб.-восп. процессе:
Сб. науч. тр. - Волгоград: ВГПИ, 1984. – 176 с.
74. Казанкина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические усло-
вия её формирования. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. – 69 с.
149
75. Каленская В.П., Каленская Е.В., Карпова А.Ф. Факультатив по экологии:
Формирование основ экологии в процессе решения экологических задач. –
Симферополь: Таврия, 1991. – 64 с.
76. Каропа Г.Н. Экологическое воспитание сельских подростков (6-8 кл.) в
учебной и внеклассной работе по предметам естественнонаучного цикла //
Взаимосвязь теоретической и практической подготовки педагога в вузе. –
Минск, 1990. – С.170-175.
77. Каропа Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся сельских
школ. – Минск, 1993.
78. Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьни-
ков, file://А:\Формирование –интернет
79. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей (моногра-
фия). – Оренбург, 1981. – 69 с.
80. Ковалева Г.И. Формирование у старшеклассников интереса к самопозна-
нию в процессе решения учебных задач: Дис … кан. пед. наук. – Волгоград,
1998.
81. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. – т.
11. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. – С.100.
82. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. – 391 с.
83. Коган Л.В. Триединство свободы // Вопросы философии. – 1997. – №5. –
С. 31-43.
84. Кождаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.:
Академия, 2000. – 175 с.
85. Колесова А.М. О педагогических условиях воспитания ответственности у
старшеклассников // Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юноше-
ском возрасте. – Л., 1967. – С. 67-78.
86. Комиссарова С.А. Задачная технология как средство гуманитаризации ес-
тестественнонаучного образования: Дис … кан. пед. наук. – Волгоград, 2002.
87. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
88. Коссов Б.Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профори-
ентации // Вопросы психологии. – 1984. – №6. – С.20
150
89. Костюк Г.С., Балл Г.А., Машбиц Е.И. О задачном подходе к исследованию
учебной деятельности // Психология делового учения и решение проблем: 2-я
Пражская конференция: Резюме. – Прага, 1973.
90. Костюк Г.С. Психология. – Киев, 1968.
91. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. Введе-
ние в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов / Под
ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
92. Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник для студ. и
аспирантов нефилос-хозяйственный спец-тей. – Волгоград: Изд-во
Волгоградского гос. ун-та, 1998. – 472 с.
93. Краткий словарь по этике / Под ред. О.Г. Дробницкого, И.С. Кона. – М.:
Политиздат,1965.
94. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.:
Просвещение, 1976. – 309 с.
95. Крюкова Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: при-
рода, проектирование, реализация. – Волгоград, 1999.
96. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов //
Вопросы психологии. – 1985. – №3. – С. 23-30.
97. Кубанцев Б.С. Задачи по экологии: тексты и решения. – Волгоград, 1994.
98. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967.
99. Куренков И.А. Индивидуальные особенности ответственности личности
учителя // Формирование и развитие личности. – М.: Институт молодежи, 1993.
– С. 32-33.
100. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.
101. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования.
– Вып. 2. – М., 1970.
102. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1979.
103. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / МГУ. – 3-е изд. – М., 1972. –
511 с.
104. Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности:
Дис…кан. псих. наук. – М., 1987.
105. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1973.
151
106. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе изучения истории. –
М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
107. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. –
М.: Наука, 1984. – 444 с.
108. Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. Проблемы экологии России. -
М. Федер. экол. фонд РФ, 1993.
109. Макаренко А.С. Соч. в 7 т., т.5. – М.,1959.
110. Мамедов Н.М., Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосыл-
ка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и
технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С.Н. Глазачева. – Волгоград: Пере-
мена, 1996. – 282 с.
111. Мамедов Н.М. Ценностные установки и техническое освоение природы,
ценностные аспекты науки и проблемы экологии. – М.: Просвещение, 1981.–
113 с.
112. Мамут Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. –
1999. – №8. – С. 19-28.
113. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельно-
стью. – М., 1987. – 19 с.
114. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие.
– М.: Логос, 2001. – 367 с.
115. Моисеев Н.Н. Экология, нравственность, политика // Вопросы философии.
– 1989. – № 5. – С.3-21.
116. Монахов _______В.М. Технологические основы проектирования и конструирова-
ния учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.
117. Муздыбаев К. Личность в системе коллективных отношений. – М., 1980. -
64 с.
118. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.: Наука, 1983. – 240 с.
119. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. – М.:
Мысль, 1972. – 190 с.
120. Невский И.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности // Со-
ветская педагогика. – 1992. - С. 56-60.
152
121. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Про-
свещение,1995. – 496 с.
122. Несмеянов А.Н. Знать – это значит победить // Наука и молодежь. – М.,
1960.
123. Низимов Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся. – Казань,
1989.
124. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. –
М.,1989. – 750 с.
125. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. –
М., 1999.
126. Основы общей психологии. – М., 1946.
127. Основы экологического образования у младших школьников: Учеб. посо-
бие по спецкурсу / Сост. В.В. Севостьянов. – Волгоград: Политехник, 1997. –
80 с.
128. Отношения школьников к природе / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М.
Кудрявцева и др.; Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной.— М.: Педагогика,
1988. — 127 с.
129. Павлов В.А. Педагогическая ситуация как средство воспитания // Форми-
рование личности школьника и студента в условиях демократизации, гумани-
таризации образования: Сб. науч. тр. Ч. 2 / ВГПУ – Волгоград: Перемена, 1992.
– С. 25-29.
130. Пашков А.Г. Развитие отношений ответственной зависимости в коллек-
тивной деятельности старшеклассников: Дис … кан. пед. наук. – М., 1983. –
196 с.
131. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Рос-
тов-на-Дону: Феникс, 1996.
132. Пиаже Ж. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психоло-
гии. – 1965. – №5. – С.32.
133. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. – М.:
МГУ, 1989. – 42 с.
134. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977.
153
135. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточкин:
АН СССР, ин-т психологии. – М.: Наука, 1986. – 254с.
136. Плахотный А.Ф. Проблемы социальной ответственности. – Харьков_______, 1981.
137. Пойя Д. Обучение через задачи // Математика в школе. – 1970. - № 3.
138. Пономарева И.А. Об ответственности как системном качестве личности