Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация

Описание

Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144

Работа состоит из  1 файл

Карпова Н.Н.-диссертация-Формирование экологической ответственности старшеклассников.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

свещение, 1968. – 464 с.

20. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологи-

ческие труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна.– Воронеж, Институт практической

психологии: НПО. МоЭЭК, 1997. –349 с.

21. Большая советская энциклопедия. Глав. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. –

М., 1956.

22. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А.

Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.

23. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентирован-

ного образования // Педагогика, 1997. – № 4. – С. 11-17.

24. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обра-

зования. – Ростов-на-Дону, 2001.

25. Бочкина Н.В. Ситуация выбора в учебном процессе // Инновационные тех-

нологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. – Волгоград: Пере-

мена, 1993. – С. 90-96.

26. Бочкина Н.В. Формирование самостоятельности у старших школьников

(на примере взаимосвязи процесса обучения и комсомольской работы):

Дис…канд. пед. наук.– Волгоград, 1982.– 237 с.

27. Васильева З.И., Ежеленко В.Б. Воспитание дисциплинированности и от-

ветственности у школьников в учебном процессе. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,

1983. – 75 с.

28. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельно-

сти. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. – 135 с.

29. Вербицкий А.А. Деловая игра как модель профессиональной деятельно-

сти. Активные методы обучения и деловые игры. – Новосибирск, 1981.

146

30. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Отв. ред. Б.С. Соколов. – М.: Нау-

ка, 1989. – 231 с.

31. Взаимодействие общества и природы. Философско-методологические ас-

пекты экологической проблемы. – М.: Наука, 1986. – 348 с.

32. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

33. Гаевая Т.Г. Моральная ответственность как качество личности // Автореф.

дис … кан. псих. Наук. – М.,1984. – 18 с.

34. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976. – 118 с.

35. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формирова-

нии умственных действий / Исследования мышления в советской психологии. –

М.: Наука, 1966. - С.236-277.

36. География и экология Волгоградской области: Учеб. пособие для ср. шк. /

В.А. Брылев, Н.П. Дьяченко, Л.В. Романенко и др.; Под общ. ред. проф. В.А.

Брылева. – Волгоград: Перемена, 2002.- 264 с.

37. Глазачев С.Н., Каленская Е.В., Каленская В.П. Введение в экологию: уро-

ки творческого развития – М.: Горизонт, 1998. – 120 с.

38. Глазачев С.Н. Школа радости: эколого-воспитательное наследие В.А. Су-

хомлинского. – М.: Горизонт, 1997. – 79 с.

39. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: Очерки истории,

теории, практики. – М.: Горизонт, 1997. – 55 с.

40. Глазачев С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения в сис-

теме воспитательной работы школы (Метод. материал в помощь лекторам и

преподавателям нар. ун-тов пед. знаний). – Волгоград, 1982. – 42 с.

41. Головко И.А. Свобода и моральная ответственность. – М.: Знание,1973. –

63 с.

42. Горбунов Л.М. Система формирования экологической ответственности у

старшекласников во внеклассной работе. Автореф … кан. пед. наук / Гос. пед.

ун-т. – Красноярск,1994. – 19 с.

43. Гуманитаризация естественнонаучных дисциплин в личностно ориентиро-

ванных образовательных технологиях: Монография. – Волгоград: Изд-во

ВГИПК РО, 2002. – 131 с.

44. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. – Воронеж, 1976.

147

45. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р.Г. Гурова; Акад.

пед. наук СССР; НИИ общ. Проблем воспитания. – М.: Педагогика, 1981. – 176

с.

46. Гусев С.С. Активность человеческого сознания и искусственный интел-

лект // Вопросы философии. – 1987. – № 8. – С. 92-100.

47. Давидович В.Е. Грани свободы. – М.: Мол. гвардия, 1969. – 224 с.

48. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и

экспериментального психологического исследования. – M., 1986.

49. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли “коэволюция природы и общества”?

// Вопросы философии. – 1998. – № 8. – С. 15-25.

50. Данилов М.А. Процесс обучения // Дидактика средней школы / Под ред.

М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. – М., 1975.

51. Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней

школе. (Личностно-гуманитарная парадигма): Монография. – Волгоград: Пе-

ремена, 1996. – 184 с.

52. Декларация Рио-де-Жанеро: Мир науки. – 1992. – №4.

53. Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования по-

знавательных интересов учащихся: Дис … кан. пед. наук. – Волгоград, 1997.

54. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического соз-

нания. – М.: Изд-во МПСИ, 1999,2000. – 306 с.

55. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Учеб.

пособ. для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 480 с.

56. Джайнотт Х.Д. Воспитание ответственности // Мудрость воспитания. – М.:

Педагогика, 1987. – 288 с.

57. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.– М.: Наука, 1977.– 334 с.

58. Дулов А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Ав-

тореф. дис … д-ра пед. наук. – М., 1973.

59. Елканов С.Б. Воспитание и самовоспитание ответственности у подрост-

ков: Дис … канд. пед. наук. – М., 1970.

60. Железнов Ю.Д. и др. Человек в природе и обществе: Введение в эколого-

философскую антропологию. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 294 с.

148

61. Завадская Ж.Е., Шевченко Л.В. Воспитание ответственности у старше-

классников. – Минск: Нар. Асвета,1981. –152 с.

62. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.

– М., 1982.

63. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание приро-

доохранительного образования / Предисл. И.Д. Зверева. - М.: Педагогика, 1981.

– 184 с.

64. Зверев И.Д. О формировании ответственного отношения учащихся к при-

роде в системе коммунистического воспитания // Советская педагогика – 1975.

– №11.

65. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования: Материалы I Моск.

научно.-практич. конф. непрерывного экологического образования. – М., 1995.

66. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. –

М.: Знание, 1980.– 65 с.

67. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиче-

ская литература, 1986. – 304 с.

68. Зеленцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования

(теоретический аспект): Автореф. дис... кан. пед. наук. – Волгоград, 1996.

69. Зеленцова А.В. Ответственность за доверие // Народное образование. –

1997. – № 9. – С. 150.

70. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д, 1997.

71. Иванов С.П. Художественная деятельность как психологическое условие

воспитания социальной ответственности // Дис ... кан. псих. наук. – М.,1989. –

186 с.

72. Ильин В.В. Наука будущего: гносеологический анализ // Вестник МГУ.

Сер.7. Философия. – 1985. – №5.

73. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гар-

моничной личности, его строение // Целостный подход в учеб.-восп. процессе:

Сб. науч. тр. - Волгоград: ВГПИ, 1984. – 176 с.

74. Казанкина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические усло-

вия её формирования. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. – 69 с.

149

75. Каленская В.П., Каленская Е.В., Карпова А.Ф. Факультатив по экологии:

Формирование основ экологии в процессе решения экологических задач. –

Симферополь: Таврия, 1991. – 64 с.

76. Каропа Г.Н. Экологическое воспитание сельских подростков (6-8 кл.) в

учебной и внеклассной работе по предметам естественнонаучного цикла //

Взаимосвязь теоретической и практической подготовки педагога в вузе. –

Минск, 1990. – С.170-175.

77. Каропа Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся сельских

школ. – Минск, 1993.

78. Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьни-

ков, file://А:\Формирование –интернет

79. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей (моногра-

фия). – Оренбург, 1981. – 69 с.

80. Ковалева Г.И. Формирование у старшеклассников интереса к самопозна-

нию в процессе решения учебных задач: Дис … кан. пед. наук. – Волгоград,

1998.

81. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. – т.

11. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. – С.100.

82. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. – 391 с.

83. Коган Л.В. Триединство свободы // Вопросы философии. – 1997. – №5. –

С. 31-43.

84. Кождаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.:

Академия, 2000. – 175 с.

85. Колесова А.М. О педагогических условиях воспитания ответственности у

старшеклассников // Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юноше-

ском возрасте. – Л., 1967. – С. 67-78.

86. Комиссарова С.А. Задачная технология как средство гуманитаризации ес-

тестественнонаучного образования: Дис … кан. пед. наук. – Волгоград, 2002.

87. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

88. Коссов Б.Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профори-

ентации // Вопросы психологии. – 1984. – №6. – С.20

150

89. Костюк Г.С., Балл Г.А., Машбиц Е.И. О задачном подходе к исследованию

учебной деятельности // Психология делового учения и решение проблем: 2-я

Пражская конференция: Резюме. – Прага, 1973.

90. Костюк Г.С. Психология. – Киев, 1968.

91. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. Введе-

ние в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов / Под

ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

92. Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник для студ. и

аспирантов нефилос-хозяйственный спец-тей. – Волгоград: Изд-во

Волгоградского гос. ун-та, 1998. – 472 с.

93. Краткий словарь по этике / Под ред. О.Г. Дробницкого, И.С. Кона. – М.:

Политиздат,1965.

94. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.:

Просвещение, 1976. – 309 с.

95. Крюкова Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: при-

рода, проектирование, реализация. – Волгоград, 1999.

96. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов //

Вопросы психологии. – 1985. – №3. – С. 23-30.

97. Кубанцев Б.С. Задачи по экологии: тексты и решения. – Волгоград, 1994.

98. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967.

99. Куренков И.А. Индивидуальные особенности ответственности личности

учителя // Формирование и развитие личности. – М.: Институт молодежи, 1993.

– С. 32-33.

100. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.

101. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования.

– Вып. 2. – М., 1970.

102. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1979.

103. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / МГУ. – 3-е изд. – М., 1972. –

511 с.

104. Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности:

Дис…кан. псих. наук. – М., 1987.

105. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1973.

151

106. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе изучения истории. –

М.: Просвещение, 1982. – 191 с.

107. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. –

М.: Наука, 1984. – 444 с.

108. Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. Проблемы экологии России. -

М. Федер. экол. фонд РФ, 1993.

109. Макаренко А.С. Соч. в 7 т., т.5. – М.,1959.

110. Мамедов Н.М., Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосыл-

ка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и

технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С.Н. Глазачева. – Волгоград: Пере-

мена, 1996. – 282 с.

111. Мамедов Н.М. Ценностные установки и техническое освоение природы,

ценностные аспекты науки и проблемы экологии. – М.: Просвещение, 1981.–

113 с.

112. Мамут Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. –

1999. – №8. – С. 19-28.

113. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельно-

стью. – М., 1987. – 19 с.

114. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие.

– М.: Логос, 2001. – 367 с.

115. Моисеев Н.Н. Экология, нравственность, политика // Вопросы философии.

– 1989. – № 5. – С.3-21.

116. Монахов _______В.М. Технологические основы проектирования и конструирова-

ния учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.

117. Муздыбаев К. Личность в системе коллективных отношений. – М., 1980. -

64 с.

118. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.: Наука, 1983. – 240 с.

119. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. – М.:

Мысль, 1972. – 190 с.

120. Невский И.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности // Со-

ветская педагогика. – 1992. - С. 56-60.

152

121. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Про-

свещение,1995. – 496 с.

122. Несмеянов А.Н. Знать – это значит победить // Наука и молодежь. – М.,

1960.

123. Низимов Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся. – Казань,

1989.

124. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. –

М.,1989. – 750 с.

125. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. –

М., 1999.

126. Основы общей психологии. – М., 1946.

127. Основы экологического образования у младших школьников: Учеб. посо-

бие по спецкурсу / Сост. В.В. Севостьянов. – Волгоград: Политехник, 1997. –

80 с.

128. Отношения школьников к природе / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М.

Кудрявцева и др.; Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной.— М.: Педагогика,

1988. — 127 с.

129. Павлов В.А. Педагогическая ситуация как средство воспитания // Форми-

рование личности школьника и студента в условиях демократизации, гумани-

таризации образования: Сб. науч. тр. Ч. 2 / ВГПУ – Волгоград: Перемена, 1992.

– С. 25-29.

130. Пашков А.Г. Развитие отношений ответственной зависимости в коллек-

тивной деятельности старшеклассников: Дис … кан. пед. наук. – М., 1983. –

196 с.

131. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Рос-

тов-на-Дону: Феникс, 1996.

132. Пиаже Ж. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психоло-

гии. – 1965. – №5. – С.32.

133. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. – М.:

МГУ, 1989. – 42 с.

134. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977.

153

135. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточкин:

АН СССР, ин-т психологии. – М.: Наука, 1986. – 254с.

136. Плахотный А.Ф. Проблемы социальной ответственности. – Харьков_______, 1981.

137. Пойя Д. Обучение через задачи // Математика в школе. – 1970. - № 3.

138. Пономарева И.А. Об ответственности как системном качестве личности

Информация о работе Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач