История становления детской невропатологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:17, реферат

Описание

Выдающимся представителем московской школы невропатологов и психиатров был С. С. Корсаков (1854—1900). Он стал основателем нозологического направления в психиатрии {нозология — учение о качественной самостоятельности, обособленности отдельных болезней). С.С.Корсаков трактовал возникновение психических заболеваний с позиции анатомо-физиологической концепции.

Работа состоит из  1 файл

шпаргалки невропоталогии.docx

— 133.68 Кб (Скачать документ)

    Постепенно  расширяется круг представлений. Формируются  представления о причинно-следственных связях. Это обстоятельство является важным этапом в развитии мышления ребенка. В этом возрасте дети задают взрослым очень много вопросов, что  свидетельствует об их стремлении к  познанию окружающих явлений.

    К концу дошкольного возраста возникают  простейшие виды логических операций. С их помощью осуществляются систематизация и обобщение фактов. У младших  дошкольников обобщения каются (главным  образом) назначения предметов и  способов их употребления. К концу  рассматриваемого периода отмечаются обобщения более высокого уровня. Дети усваивают такие понятия, как  “мебель”, “посуда”, “дикие животные”, “домашние животные”. У старших  дошкольников возникает стремление учиться в школе. формируется готовность к школьному обучению.

    МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    (от 7 до 11 лет)

    Двигательные  функции. Эти функции получают весьма значительное развитие. Совершенствуется координация движений. Часто в этом возрасте дети начинают заниматься различными видами спорта (плавание, гимнастика, легкая атлетика и др.).

    Речь. В процессе систематического обучения получают значительное развитие устная и письменная речь. Дети овладевают все более совершенным употреблением слов и предложений, у них возрастает словарный запас. Они начинают употреблять значительное количество слов не только в устной, но и в письменной речи. Качественное изменение обоих видов речи оказывает большое положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников.

    Психика. В процессе обучения развиваются зрительное и слуховое внимание. Дети оказываются в состоянии запоминать сравнительно большее количество словесного и другого материала. Запоминание приобретает все более осмысленный характер. Переход к школьному обучению знаменует переход к новому типу познания. Школьники приобретают значительные знания на основе словесных объяснений, а также при чтении учебной и другой литературы.

    Во  время обучения в школе учащиеся овладевают системой понятий. Каждое из понятий определенным образом связано  с другими понятиями. Постепенно у учащихся возникает первоначальное понимание таких категорий, как  объем понятий, соотношение между  более общими и менее общими понятиями. С 3 класса отмечается дифференцированное отношение к изучаемым предметам (чтение, письмо, математика и др.). Со временем обычно усиливается интерес к какому-нибудь предмету. Важную положительную роль в психическом развитии учащихся младших классов играют занятия по труду. Ведущая роль теперь принадлежит учению, учебной деятельности. Однако игра (во внеучебное время) продолжает выполнять весьма важную роль. В это время у детей возникает интерес к новым для них играм (шашки, шахматы и др.).

    Развитие  личности младшего школьника происходит преимущественно в коллективе сверстников. Дети начинают относиться к учению не только как к сугубо личному, но и как к общественному делу. Формируются такие нравственные качества, как чувство долга, товарищества. Важное значение в формировании личности ребенка имеет выполнение им общественной работы.

    ПОДРОСТКОВЫЙ  ВОЗРАСТ

    Подростковый  возраст называют переходным. В этот период происходят существенные изменения  в организме ребенка. Они связаны  с тем, что в это время начинается период полового созревания. Происходит интенсивное физическое развитие ребенка.

    Происходит  существенное развитие психики. Значительно  развивается память. Ребенок овладевает умением целенаправленно и произвольно  запоминать изучаемый в школе  учебный материал. Идет дальнейшее развитие устной и письменной речи. Увеличивается словарный запас. Дети оперируют все более сложными грамматическими конструкциями. В  непосредственной связи с развитием  речи происходит совершенствование  мыслительной деятельности. Школьники  усваивают все более отвлеченные  понятия. На более высоком уровне выполняют умственные действия. Ответы становятся все более содержательными  и доказательными. Учащиеся оказываются  в состоянии устанавливать сложные  причинно-следственные связи. Существенные изменения происходят в эмоциональной  сфере. Чувства подростка становятся все более глубокими и дифференцированными. Расширяется сфера интересов. Это  в свою очередь связано с увеличением  знаний. Важным стимулом к развитию интересов служит участие детей  во внешкольной работе. Многие подростки  занимаются в разнообразных кружках.

    Расширяется круг общения подростков. Их отношения  с окружающими становятся все  более содержательными и разнообразными. Меняется положение подростка в  семье. Взрослые предоставляют детям  этого возраста все большую самостоятельность. Подростки все чаще принимают  участие в жизни семьи (обсуждают  общие проблемы, участвуют в хозяйственной  деятельности и т.д.). 

    35!РАНИМОСТЬ  МОЗГА РЕБЕНКА  В КРИТИЧЕСКИЕ  ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

    Моменты, во время которых происходит оформление функциональных ансамблей, нередко  называют критическими периодами развития. Для эволюционной неврологии очень  важны выявление и изучение таких  периодов, ибо на данном отрезке  времени еще не сформированная функция  наиболее ранима, но как раз в  это время имеются и наибольшие шансы предотвратить угрозу дефекта.

    Наглядной моделью для изучения критических  периодов развития является процесс  формирования речи. Известно, что споность к усвоению речи ограничена во времени. Процессы oneрежающего обеспечения речевой функции, разворачивающиеся на первом году жизни, в дальнейшем постепенно угасают при отсутствии подкрепления. Например, в случае не распознанной вовремя врожденной тугоухости интенсивность предречевых действий (гуление, лепет) снижается уже к концу первого года жизни. В дальнейшем такой ребенок может переключаться на язык жестов и очень трудно усваивает разговорные навыки. Если речевая функция не оформилась к 4 —5 годам, дальнейшее речевое развитие ставится под большую угрозу.

    Нет сомнения, что и в процессе формирования других функциональных ансамблей существуют аналогичные критические периоды  максимальной готовности, открытости для установления межсистемных связей. Детальное изучение этих периодов входит в число актуальнейших задач  эволюционной неврологии.

    Анализ  критических периодов позволяет  лучше понять сущность многих отклонений, с которыми встречается клиническая  практика. Эволюционно-динамический подход к разнообразным поражениям нервной  системы показывает, что часто  такие поражения представляют собой  не поломку уже готового механизма, а задержку или искажение развития, словно из первичной заготовки вытачивается лишь первое приближение к желаемому  образцу. При этом под образцом не следует понимать некий идеал  нормы, под который необходимо подгонять  все варианты развития. Человечество как раз и сильно именно разнообразием  индивидуальностей, стандартизация здесь  недопустима. Скорее под желаемым образцом можно понимать такой индивидуальный вариант, который удовлетворяет  хотя бы минимуму требований, основанных на среднестатистических показателях. Однако и в таком случае важно  не только оценить уровень развития, но и определить дальнейший прогноз. В отсутствии прогноза, кстати, заключается  методологическая несостоятельность  многих тестов, оценивающих интеллектуальное развитие. Большинство таких тестов подобно фотографиям, фиксирующим  множество различных деталей, но только на данный момент. Между тем  прогноз динамики развития не менее  важен, чем состояние на момент обследования.

    Наблюдения  показывают, что наряду со среднестатистической планомерно восходящей кривой нормального  развития существуют варианты временного отставания с последующим резким “рывком” вверх и, наоборот, первоначальное заметное превышение средних нормативов сменяется почти полной остановкой или явной тенденцией к замедлению темпов. Многофакторный анализ “профилей  развития” и их возможной динамики относится к числу актуальных задач неврологии, особенно при обследовании детей школьного возраста.

    Школа является учреждением, предъявляющим  стандартные требования к явно нестандартной  массе учеников. Наибольшее внимание привлекают неуспевающие школьники. Специальные  неврологические исследования показывают, что среди неуспевающих школьников весьма часто встречаются дети с  так называемой минимальной мозговой дисфункцией, суть которой заключается  недоразвитии отдельных функциональных систем мозга или в недостаточной  организованности межсистемных связей. Например, недоразвитие центров письменной речи обусловливает трудности при  обучении правописанию слов. Встречаются  также изолированные дефекты  чтения, счета, моторная неловкость, не позволяющая аккуратно писать, хорошо рисовать. 

    36! ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ПАТОЛОГИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

    В центральной и периферической нервной  системе, как и в других отделах  организма, могут возникать разнообразные  патологические процессы. Среди них различают воспалительные, обусловленные, как правило, бактериями или вирусами. Обширную группу инфекционных поражений нервной системы объединяют под названием нейроинфекций. Различают первичные нейроинфекции, при которых возбудитель проникает в нервную ткань непосредственно (первоначально), и вторичные, для которых характерен занос в нервную ткань возбудителя из уже имеющихся в организме инфекционных очагов. Примером первичной нейроинфекции может служить эпидемический гнойный менингит (воспаление мозговых оболочек), примером вторичных — осложнения при кори, ветряной оспе, гриппе, воспалении легких и т.д.

    Другую  группу патологических процессов составляют наследственно-дегенеративные поражения  нервной системы. Для них типичны  разнообразные наследственно обусловленные  нарушения обмена веществ, приводящие к нарушению нормального функционирования нервной системы в целом или  ее отдельных образований. Дегенеративный процесс обычно выражается в распаде  нервных клеток или их отростков, разрастании соединительной ткани  на месте погибших элементов нервной  системы (склероз), накоплении в клетках  или межклеточных пространствах  побочных продуктов обмена. Многие дегенерации развиваются постепенно, в связи с чем болезнь продолжается многие годы..

    Важный  раздел патологии составляют нарушения  внутриутробного развития нервной  системы (дизэмбриогенез). Эти нарушения вызываются разнообразными вредоносными воздействиями на плод во время беременности. Существует закономерность: чем в более ранние сроки беременности действовал вредный фактор, тем общирнее и множественнее поражения. Варианты дизэмбриогенеза весьма разнообразны: от множественных грубых пороков развития до сравнительно изолированных аномалий, поддающихся коррекции.

    В следующую группу заболеваний входят травматические повреждения нервной  системы. Невропатологи наиболее часто  имеют дело со случаями сотрясения мозга и ущемления или разрывов отдельных нервных стволов. Особое место занимает родовая травма, при  которой наряду с механическими  повреждениями наблюдается нарушение  мозгового кровообращения и кислородное  голодание плода. Кроме того, родовая  травма часто наслаивается на дизэмбриогенез.

    Другую  группу заболеваний составляют интоксикации, т.е. от равления нервной системы. Обычно от интоксикаций страдает весь организм. Однако некоторые вещества воздействуют преимущественно на нервную ткань. К таким веществам прежде всего следует отнести алкоголь. Встречается также отравление солями свинца, ртути. Из лекарственных средств токсическое воздействие на нервную систему оказывает стрептомицин в высоких дозах. При этом часто поражается слуховой нерв.

    Опухоли нервной системы встречаются  относительно редко. Педагогу-дефектологу  чаще всего приходится иметь дело с врожденными аномалиями развития головного мозга, органов слуха. речи, последствиями родовых и бытовых травм, нейроинфекций. некоторыми медленно прогрессирующими дегенерациями. При всех этих вариантах патологии в нервной системе можно обнаружить очаги поражения (поломка или недоразвитие). В таких случаях принято говорить о наличии органического поражения врожденного или прибретенного характера. Наряду с органическими поражениями могут встречаться нарушения функций тех или иных отделов нервной системы, связанные с повышенной возбудимостью или тормозимостью, некоординированностью работы отдельных функциональных систем. В таких случаях говорят о наличии функциональных расстройств нервной деятельности, т. е. о рассогласованности, неуравновешенности работы отдельных звеньев. 

    37!ПОНЯТИЕ  О СИМПТОМЕ И  СИНДРОМЕ

    Нарушения Функций нервной системы, которые  могут быть следствием каких-то заболеваний, патологических состояний, развившихся  после перенесенных заболеваний, травм  нервной системы, врожденных нарушений  развития, проявляются в виде каких-либо отклонений от нормального функционирования той или другой функциональной системы  или того или иного отдела нервной  системы. Эти отклонения от нормального  функционирования есть признак, или  симптом, патологического состояния. Например, головная боль может быть симптомом повышения внутричерепного  давления, невозможность совершить  движение рукой или ногой —  признаком их паралича, а отсутствие самостоятельной речи у ребенка 3—4 лет — признаком нарушения  речевого развития. Один и тот же симптом может наблюдаться при  различных заболеваниях или патологических состояниях. Например, головная боль может  быть результатом повышения внутричерепного  давления при опухоли мозга. Но она  может иметь место и при  многих других заболеваниях (грипп, менингит и т.д.). Отсутствие или ограничение  движения в конечностях как симптом  паралича может быть следствием черепно-мозговой травмы или травматического повреждения  непосредственно ствола нерва. Но оно  может быть и следствием различных  заболеваний: опухоли головного  или спинного мозга, воспаления головного (энцефалит) или спинного (миелит) мозга, нарушения кровообращения в головном или спинном мозге, дегенеративного  процесса и т.д. Отсутствие самостоятельной  речи у ребенка как симптом  задержки речевого развития может быть следствием различных патологических состояний: моторной алалии, сенсорной  алалии глухоты, глубокой умственной отсталости.

Информация о работе История становления детской невропатологии