История становления детской невропатологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:17, реферат

Описание

Выдающимся представителем московской школы невропатологов и психиатров был С. С. Корсаков (1854—1900). Он стал основателем нозологического направления в психиатрии {нозология — учение о качественной самостоятельности, обособленности отдельных болезней). С.С.Корсаков трактовал возникновение психических заболеваний с позиции анатомо-физиологической концепции.

Работа состоит из  1 файл

шпаргалки невропоталогии.docx

— 133.68 Кб (Скачать документ)

    Нередко поражение какого-либо отдела нервной  системы проявляется в форме  совокупности симптомов. Например, поражение  мозжечка проявляется снижением  мышечного тонуса, нарушением координации  движений, нарушением равновесия и  т.д. Такое патологическое состояние, характеризующееся стойким сочетанием нескольких характерных для него симптомов, называется синдромом, или  симптомокомплексом. Как правило, поражению определенного отдела нервной системы соответствует определенный характерный синдром. Многим заболеваниям также нередко соответствует определенный комплекс признаков — синдром, причем в этом случае под синдромом понимают не случайный набор различных признаков заболевания, а именно устойчивый, характерный для этого заболевания, комплекс признаков. Например, для менингита (воспаление мозговых оболочек) типичен следующий синдром: повышенная температура тела, головная боль, рвота, гиперестезия (повышенная чувствительность к тактильным, световым и слуховым раздражениям), специфические симптомы раз дражения мозговых оболочек. При менингите могут отмечаться многие другие симптомы заболевания, но именно перечисленные симптомы являются наиболее устойчивыми, встречающимися чаще других, характерными именно для этого заболевания. Комплекс этих симптомов составляет так называемый менингеальный синдром

    ОСНОВНЫЕ  НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ  СИНДРОМЫ СИНДРОМЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

    Периферический  паралич

    Синдром поражения лицевого нерва

    Синдром поражения глазодвигательных нервов

    Синдром поражения подъязычного нерва

    Синдром поражения добавочного  нерва

    Синдром сочетанного поражения  языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов (бульварный синдром)

    Центральный паралич

    Синдром псевдобульбарного  паралича

    Синдромы  поражения экстрапирамидной системы

    Синдром поражения мозжечка

    Синдром поражения паллидарной системы

    Синдром поражения стриарной системы

    СИНДРОМЫ  НАРУШЕНИЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ  ЧУВСТВ

    Синдромы  поражения тройничного  нерва

    Синдромы  зрительных нарушений

    Синдромы  нарушений слуха1

    СИНДРОМЫ  ПОРАЖЕНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

    СИНДРОМЫ  НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ

    Расстройства  гнозиса (агнозии)

    Расстройства  праксиса (апраксии)

    Расстройства  памяти

    Расстройства  мышления

    Синдромы  речевых нарушений 

    38! ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ПОМОЩИ ДЕТЯМ С  НЕРВНЫМИ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМИ  НАРУШЕНИЯМИ

    Оказываемая в нашей стране неврологическая  и психоневрологическая помощь детям  разных возрастов имеет четкую структуру, носит дифференцированный и поэтапный  характер. Она осуществляется в ряде учреждений, развернутых в системе  Министерства здравоохранения РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства социального  обеспечения РФ. При открытии специализированных учреждений учитывается характер поражения  нервной системы, тяжесть состояния  больных, их возраст, а также необходимость  проведения тех или иных лечебно-педагогических мероприятий.

    Специализированную  медико-педагогическую помощь детям  с нервными и нервно-психическими нарушениями условно можно подразделить на три этапа.

    Первый  этап — специализированная помощь детям раннего возраста. Она характеризуется  акцентом на медицинскую помощь с  минимальной дифференцировкой учреждений в зависимости от нозологической принадлежности патологии.

    Второй  этап — специализированная помощь детям дошкольного возраста. На этом этапе все больший удельный вес  приобретает педагогическая помощь и происходит дифференциация специализированных учреждений в зависимости от нозологии.

    Третий  этап — специализированная помощь детям школьного возраста. На этом этапе основное внимание уделяется  педагогическим мероприятиям с максимальной дифференциацией учреждений в зависимости  от нозологии, задач трудовой и социальной адаптации.

    На  первом этапе специализированная помощь детям с нервной и нервно-психической  патологией осуществляется родильными домами, специализированными больницами, домами ребенка, санаториями, яслями, районными  детскими поликлиниками и психоневрологическими  диспансерами. Все эти учреждения находятся в ведении министерств здравоохранения.

    Задача  родильного дома состоит в том, чтобы  выявить группы Детей высокого риска  и осуществлять интенсивную терапию  острых неврологических и метаболических нарушений с целью максимальной компенсации и профилактики их тяжелых  последствий.

    Из  родильных домов новорожденных  с патологией нервной системы  переводят в специализированные стационары или отделения многопрофильных  больниц.

    В специализированных стационарах проводят раннее комплексное восстановительное  лечение, включающее ортопедический режим, лечебную гимнастику, массаж, физиотерапию, медикаментозные препараты, диетолечение. Все это способствует своевременному развитию возрастных двигательных, речевых и психических навыков и предупреждению задержки психомоторного развития и тяжелой инвалидности.

    После выписки из стационара (в зависимости  от тяжести поражения и прогноза) дети поступают либо в специализированные дома ребенка, либо под наблюдение районной детской поликлиники. Вне зависимости  от того, находится ли ребенок в  доме ребенка или в домашних условиях, ему обеспечивают продолжение терапии, начатой в стационаре. В доме ребенка, где больной находится до четырехлетнего возраста, лечение осуществляют под  контролем врача-психоневролога или  невропатолога, логопеда, педагога-дефектолога, методиста лечебной физкультуры.

    В районной поликлинике контроль за развитием и лечением ребенка возложен на участкового педиатра и районного невропатолога. По мере необходимости они обращаются за консультацией и помощью к логопедам, дефектологам, психиатрам, психологам. специалистам лечебной физкультуры. Районный невропатолог определяет необходимость периодического повторного стационирования, направления ребенка в специализированные ясли и санатории.

    Медико-педагогические мероприятия в специализированных яслях и санаториях осуществляются врачом-психоневрологом или невропатологом, логопедом, дефектологом, психологом, методистами лечебной физкультуры, воспитателями.

    На  втором этапе специализированная помощь детям с нервной и нервно-психической  патологией осуществляется специализированными  стационарами для детей дошкольного  возраста, садами, санаториями, детскими домами, дошкольными группами при  школах-интернатах, районными поликлиниками  и психоневрологическими диспансерами. Специализированные сады и детские  дома находятся в ведении министерств просвещения, часть детских домов — под контролем министерств социального обеспечения.

    Независимо  от ведомственной принадлежности в  этих учреждениях сохраняется принцип  комплексности и преемственности. Как было отмечено выше, на втором этапе  все большее внимание уделяется  педагогическим и воспитательным мероприятиям. Медицинское обслуживание заключается  в наблюдении за общим состоянием здоровья, осуществлении поддерживающей терапии и лечении острых, главным  образом инфекционных, заболеваний. Медицинские задачи решают работники  специализированных стационаров, районные педиатры, невропатологи и психиатры, а также врачи санаториев, детских  садов и домов.

    Педагогическая  помощь в специализированных учреждениях  строится с учетом глубины, специфики  поражения и возраста ребенка. В  ряде случаев стационарные учреждения профилируют. Например, имеются сады и санатории для детей с  церебральным параличом, олигофренией в степени дебильности, речевыми нарушениями, дефектами зрения и  слуха. Сады бывают круглосуточными  и с дневным (12 ч) пребыванием детей.

    На  третьем этапе специализированную помощь детям с нервной и нервно-психической  патологией оказывают в районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах, специализированных стационарах, санаториях-школах, школах-интернатах, детских домах и домах инвалидов. В зависимости от типа учреждений они находятся в ведении министерств здравоохранения, просвещения и социального обеспечения.

    На  этом этапе главное внимание уделяют  педагогическим мероприятиям в специализированных школах и школах-интернатах, которые  максимально профилируются в  зависимости от контингента обучаемых  детей и конечных целей проводимых мероприятий. Контингент детей, обучаемых  в специализированных школах и школах-интернатах, комплектуют отделы народного образования  в соответствии с рекомендациями регионарной медико-педагогической комиссии (см. ниже).

    Специальные общеобразовательные школы являются учебно-воспитательными учреждениями, призванными осуществлять:

  • обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, физическими дефектами, нарушениями речи, слуха и зрения по специальным программам и учебным планам;
  • профессионально-трудовое обучение и профессиональную ориентацию, направленную на подготовку к овладению специальностями, доступными для лиц этой категории;
  • коррекцию недостатков умственного и физического развития в процессе обучения, воспитательной работы, специальных занятий по исправлению дефектов общего и речевого развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.

    АБИЛИТАЦИЯ  И РЕАБИЛИТАЦИЯ

    Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых. 

    39!Речевые  расстройства, связанные  с органическими  поражениями центральной  нервной системы

    Афазии  — расстройства речи, обусловленные  поражением корковых речевых зон (нижнелобная извилина или теменно-височно-затылочный отдел) в доминантном полушарии. Афазии — приобретенные в любом возрасте (у ребенка — после 3 лет) речевые расстройства. Они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи.

    У взрослых афазии возникают чаще вследствие нарушений кровообращения в центральной  нервной системе, кровоизлияний (инсультов) в корковые речевые зоны. В детском  возрасте афазии могут развиться  после черепно-мозговых травм, приводящих к повреждению корковых речевых  зон или кровоизлияниям в них. Иногда внутричерепные кровоизлияния  у детей и взрослых могут быть связаны с неправильным строением  мозговых сосудов, с болезнями крови, при которых нарушается свертываемость крови (например, гемофилия) или поражается сосудистая стенка. Кроме того, афазия может возникать после перенесенных воспалительных заболеваний мозга (энцефалитов). В этих случаях она  часто сочетается с нарушениями  интеллекта. Таким образом, афазия может  возникать самостоятельно как определенный очаговый симптом при мозговых заболеваниях; чаще всего она сочетается с другими  нарушениями (параличами и парезами), а также интеллектуальными расстройствами.

Информация о работе История становления детской невропатологии