Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:17, реферат
Выдающимся представителем московской школы невропатологов и психиатров был С. С. Корсаков (1854—1900). Он стал основателем нозологического направления в психиатрии {нозология — учение о качественной самостоятельности, обособленности отдельных болезней). С.С.Корсаков трактовал возникновение психических заболеваний с позиции анатомо-физиологической концепции.
Нередко
поражение какого-либо отдела нервной
системы проявляется в форме
совокупности симптомов. Например, поражение
мозжечка проявляется снижением
мышечного тонуса, нарушением координации
движений, нарушением равновесия и
т.д. Такое патологическое состояние,
характеризующееся стойким
ОСНОВНЫЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ СИНДРОМЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
Периферический паралич
Синдром поражения лицевого нерва
Синдром поражения глазодвигательных нервов
Синдром поражения подъязычного нерва
Синдром поражения добавочного нерва
Синдром сочетанного поражения языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов (бульварный синдром)
Центральный паралич
Синдром псевдобульбарного паралича
Синдромы поражения экстрапирамидной системы
Синдром поражения мозжечка
Синдром поражения паллидарной системы
Синдром поражения стриарной системы
СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
Синдромы поражения тройничного нерва
Синдромы зрительных нарушений
Синдромы нарушений слуха1
СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ
Расстройства гнозиса (агнозии)
Расстройства праксиса (апраксии)
Расстройства памяти
Расстройства мышления
Синдромы
речевых нарушений
38!
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-
Оказываемая в нашей стране неврологическая и психоневрологическая помощь детям разных возрастов имеет четкую структуру, носит дифференцированный и поэтапный характер. Она осуществляется в ряде учреждений, развернутых в системе Министерства здравоохранения РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства социального обеспечения РФ. При открытии специализированных учреждений учитывается характер поражения нервной системы, тяжесть состояния больных, их возраст, а также необходимость проведения тех или иных лечебно-педагогических мероприятий.
Специализированную
медико-педагогическую помощь детям
с нервными и нервно-психическими
нарушениями условно можно
Первый этап — специализированная помощь детям раннего возраста. Она характеризуется акцентом на медицинскую помощь с минимальной дифференцировкой учреждений в зависимости от нозологической принадлежности патологии.
Второй этап — специализированная помощь детям дошкольного возраста. На этом этапе все больший удельный вес приобретает педагогическая помощь и происходит дифференциация специализированных учреждений в зависимости от нозологии.
Третий этап — специализированная помощь детям школьного возраста. На этом этапе основное внимание уделяется педагогическим мероприятиям с максимальной дифференциацией учреждений в зависимости от нозологии, задач трудовой и социальной адаптации.
На
первом этапе специализированная помощь
детям с нервной и нервно-
Задача
родильного дома состоит в том, чтобы
выявить группы Детей высокого риска
и осуществлять интенсивную терапию
острых неврологических и
Из родильных домов новорожденных с патологией нервной системы переводят в специализированные стационары или отделения многопрофильных больниц.
В специализированных стационарах проводят раннее комплексное восстановительное лечение, включающее ортопедический режим, лечебную гимнастику, массаж, физиотерапию, медикаментозные препараты, диетолечение. Все это способствует своевременному развитию возрастных двигательных, речевых и психических навыков и предупреждению задержки психомоторного развития и тяжелой инвалидности.
После выписки из стационара (в зависимости от тяжести поражения и прогноза) дети поступают либо в специализированные дома ребенка, либо под наблюдение районной детской поликлиники. Вне зависимости от того, находится ли ребенок в доме ребенка или в домашних условиях, ему обеспечивают продолжение терапии, начатой в стационаре. В доме ребенка, где больной находится до четырехлетнего возраста, лечение осуществляют под контролем врача-психоневролога или невропатолога, логопеда, педагога-дефектолога, методиста лечебной физкультуры.
В районной поликлинике контроль за развитием и лечением ребенка возложен на участкового педиатра и районного невропатолога. По мере необходимости они обращаются за консультацией и помощью к логопедам, дефектологам, психиатрам, психологам. специалистам лечебной физкультуры. Районный невропатолог определяет необходимость периодического повторного стационирования, направления ребенка в специализированные ясли и санатории.
Медико-педагогические
мероприятия в
На
втором этапе специализированная помощь
детям с нервной и нервно-
Независимо
от ведомственной принадлежности в
этих учреждениях сохраняется
Педагогическая помощь в специализированных учреждениях строится с учетом глубины, специфики поражения и возраста ребенка. В ряде случаев стационарные учреждения профилируют. Например, имеются сады и санатории для детей с церебральным параличом, олигофренией в степени дебильности, речевыми нарушениями, дефектами зрения и слуха. Сады бывают круглосуточными и с дневным (12 ч) пребыванием детей.
На
третьем этапе
На
этом этапе главное внимание уделяют
педагогическим мероприятиям в специализированных
школах и школах-интернатах, которые
максимально профилируются в
зависимости от контингента обучаемых
детей и конечных целей проводимых
мероприятий. Контингент детей, обучаемых
в специализированных школах и школах-интернатах,
комплектуют отделы народного образования
в соответствии с рекомендациями
регионарной медико-
Специальные
общеобразовательные школы
АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
Абилитация
— это система лечебно-педагогических
мероприятий, имеющих целью предупреждение
и лечение тех патологических состояний
у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся
к социальной среде, которые приводят
к стойкой утрате возможности трудиться,
учиться и быть полезным членом общества.
Реабилитация — система лечебно-педагогических
мероприятий, направленных на предупреждение
и лечение патологических состояний, которые
могут привести к временной или стойкой
утрате трудоспособности. Реабилитация
имеет целью по возможности быстро восстановить
способность жить и трудиться в обычной
среде. Об абилитации следует говорить
в тех случаях, когда инвалидизирующее
больного патологическое состояние возникло
в раннем детстве. У ребенка этого возраста
еще не сформированы нормальный двигательный
стереотип, гностико-праксические и речевые
функции. Он не владеет навыками самообслуживания
и не имеет опыта общественной жизни. О
реабилитации следует говорить в тех случаях,
когда больной уже имел опыт общественной
жизни и общественно полезной деятельности.
Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую
коррекцию двигательной, психической
и речевой сферы детей младшего возраста;
реабилитация предусматривает такие мероприятия
в отношении детей старшего возраста и
взрослых.
39!Речевые расстройства, связанные с органическими поражениями центральной нервной системы
Афазии — расстройства речи, обусловленные поражением корковых речевых зон (нижнелобная извилина или теменно-височно-затылочный отдел) в доминантном полушарии. Афазии — приобретенные в любом возрасте (у ребенка — после 3 лет) речевые расстройства. Они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи.
У
взрослых афазии возникают чаще вследствие
нарушений кровообращения в центральной
нервной системе, кровоизлияний (инсультов)
в корковые речевые зоны. В детском
возрасте афазии могут развиться
после черепно-мозговых травм, приводящих
к повреждению корковых речевых
зон или кровоизлияниям в них.
Иногда внутричерепные кровоизлияния
у детей и взрослых могут быть
связаны с неправильным строением
мозговых сосудов, с болезнями крови,
при которых нарушается свертываемость
крови (например, гемофилия) или поражается
сосудистая стенка. Кроме того, афазия
может возникать после
Информация о работе История становления детской невропатологии