Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Содержание

Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эмоциональная отзывчевость..docx

— 268.41 Кб (Скачать документ)

Таковы основные взгляды, которые заслуживают внимания, на природу эмоций, их функций, структуру  в зарубежной психологии.

Отечественные психологи  утверждают, что эмоции - это особая форма отношения к предметам  и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов:

1. Аспект переживания  (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).

2. Аспект отношения (П.М.  Якобсон, В.Н. Мясищев).

3. Аспект отражения (В.К.  Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).

Согласно первой точки  зрения, специфичность эмоций заключается  в переживании событий и отношений. С.Л. Рубинштейн считал, что «чувства выражают в форме переживания  отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает» [9, 385]. Чувства выражают состояние  субъекта и отношение к объекту. Психические процессы, взятые в конкретной целостности, - это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о  явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего  их субъекта, для его жизни и  деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Другой взгляд на определение  эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного  отношения человека к окружающему  миру. П.М. Якобсон считает, что «...человек  не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно  воздействуя на внешнюю среду  и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира» [16; 24].

Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической  формой отражения значения объекта  для субъекта. Г.А. Фортунатов и П.М. Якобсон определяют эмоциональные  процессы, как «отражение в мозгу  человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности  к значимым для него объектам» [26; 36].

Эмоции возникают при  очень сложном взаимодействии объекта  и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считает Батурина Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию  познания: «В процессе познания субъект  с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти  явления с точки зрения своих  потребностей и установок» [3; 109].

Рассматриваемые определения  эмоций психолог Л.М. Веккер считает  недостаточными. По его мнению, эмоциональные  процессы - это непосредственное отражение  человека к действительности. Л.М. Веккер предлагает двухкомпетентную формулу  эмоций, которая содержит когнитивный  и субъективный компоненты. Когнитивный  компонент - это психическое отображение  объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный компонент - это отображение  состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Веккеру «...во-первых, эмоция, как отражение отношения  субъекта к объекту... Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое  отображение отношения субъекта к объекту...»[7, 66].

Такой же взгляд на эмоции разделяет  другой отечественный психолог В.К. Вилюнас, который выявляет и подчеркивает положение о необособленности эмоции от входящего в ее состав когнитивного компонента, психически отображающего  предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает  двухкомпонентность целостного эмоционального явления, которая «всегда представляет собой единство двух моментов: с  одной стороны, некоторого отражаемого  содержания, с другой - собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической  окраски, с которой данное содержание отражается субъектом» [12; 43].

Многие отечественные  психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений  относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о  регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь  эмоций с мотивом деятельности. А.К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и  подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечают в своих исследованиях А.В. Запорожец  и Я.З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они  считают, что «...эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом  действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция  общей направленности и динамики поведения» [16; 369].

Кроме того, в отечественной  психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между  количеством наличной информации и  информации, необходимой для решения  стоящей перед человеком задачи. П.В. Симонов разработал формулу  эмоций (Э = - П/Н-С) - где П - потребность, Н - необходимость, С - существующее отдельное  эмоциональное явление. Формула  выражает факторы, которые ведут  к возникновению эмоции - потребность  и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня.

С формулой эмоций П.В. Симонова не соглашается Б.И. Додонов, который  пишет «...мы не видим сейчас возможности  охватить все эмоции единой измерительной  формулой» [22; 45]. Б.И. Додонов подчёркивает, что психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметом изучения должна стать  эмоционально-оценочная деятельность человека. Исходя из этого, Б.И. Додонов  отмечает, что с одной стороны, эмоция - это оценка, необходимая  «...для существования организма  и личности, для организации их поведения»; с другой стороны - это  положительная самостоятельная  ценность, т.е. ценность цели деятельности [22; 16].

Отечественные психологи  подчёркивают и значение тех физиологических  механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области  являлся академик П.К. Анохин, который  создал биологическую теорию эмоций. П.К. Анохин подчёркивал, что «...физиологическая  характеристика эмоций... связана прежде всего с распространением возбуждения  из области гипоталамуса на все эффекторные  органы. Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния, его характерное  внешнее выражение» [7; 317].

В работах отечественных  исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни и др., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных  состояний в психической структуре  личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности.

Таковы основные направления  исследования эмоций в отечественной  психологии.

Говоря об исследовании чувств отечественными психологами, следует  отметить, что большинство авторов - С. Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалёв - считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.

Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой  продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии  определённого уровня интеллекта и  отражают отношение предметов и  явлений к высшим потребностям и  мотивам деятельности человека, как  личности.

Чувства условно делят  на этические (моральные, нравственные), которые формируются в процессе воспитания; интеллектуальные (познавательные), которые можно рассматривать, как  двигатель процесса человеческого  общества; эстетические, в основе которых  лежит способность к восприятию гармонии и красоты.

Другой подход к эмоциям  и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева, который делит их на аффекты.

Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности.

Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и др.) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических  явлений эмоциональной сферы  являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в-третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены.

Другие учёные (С. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов) считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной, динамичностью.

Итак, несмотря на то, что  отечественные и зарубежные психологи  дают научное объяснение природы  эмоций и чувств, но в настоящее  время среди них нет единого  взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросу  природы эмоций. Кроме того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. И основная трудность  изучения эмоций - в их глубоко интимном содержании.

Но, несмотря на это, психологи  внесли огромный вклад в теоретическое  и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя ещё очень много  нерешённых проблем.

1.2 Особенности  развития эмоциональной сферы  старших дошкольников

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все  эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения  к действительности, переживания  им того, что оказывается непосредственно  в поле его восприятия.[44;5]

Эмоции и чувства - понятия  синонимичные, но не равнозначные.

Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних  раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства - это своеобразно  выраженное переживаемое человеком  отношение к окружающей действительности. [14;7]

Эмоции играют важную роль в жизни детей.

Не каждый взрослый человек  способен разобраться во всей гамме  своих переживаний. А для ребенка  эта задача становится еще более  трудной. Дети не всегда понимают свои даже простые эмоции, тем более  им трудно осознать те разнообразные  переживания, которые возникают  по мере расширения их связи с внешним  миром.

История изучения эмоций дошкольников в российской психологии переживала период взлета, большого интереса и  фундаментальных трудов, связанных  с именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, В.В. Зеньковского.

И.А. Сикорский в своей  книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Достоверно  только то, что чувства и аффекты  появляются у детей значительно  раньше, чем другие виды психических  функций (например, воля, рассудок), и  в известную пору составляют самую  выдающуюся сторону их душевной жизни» [19;6]

Психолог и педагог, богослов и философ В.В.Зеньковский в  своей книге «Психология детства» отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в  развитии ребенка. Эмоции, по В.В.Зеньковскому, - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода.

Психолог Л.С. Выготский  в «Педагогической психологии»  писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

А.В. Запорожец в одной  из своих работ, посвященных изучению эмоций у детей дошкольного возраста, напомнил о сравнении эмоций с  Золушкой, сделанном Н.Н. Ланге, и  отметил весьма ограниченные результаты работ в этой области. А.В. Запорожец  подчеркнул, что для психологических  исследований эмоций характерна потеря предмета изучения. Замечая, что «психология  без учения об эмоциях не много  стоит», ученый указывал на необходимость  развертывания фундаментальных  исследований в области детских  эмоций. [19;7]

Проблема эмоций отражена в научных исследованиях Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.К. Вилюнаса, Я. Рейковского  и др.

Большое значение проблеме эмоциональных переживаний в  психическом развитии ребенка придавала  Л.И. Божович.

В последнее время проблема эмоций и чувств человека, как базис  его душевной жизни стали предметом  серьезных теоретических обсуждений психологов и педагогов, таких как  В.П.Зинченко, А.Б.Орлова, С.Д.Смирнова и  др.

Говоря о развитии эмоций в дошкольном детстве, Г.А.Вартанян и Е.С. Петров в работе «Эмоции  и поведение» отмечают, что основные изменения в эмоциональной сфере  у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. [44; 26]

Чувства ребенка-дошкольника  постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми  эмоции, связанные с органическими  потребностями, такими как голод, жажда  и т. д. Изменяется и роль эмоций в  деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат  своей деятельности и хорошее  настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы  выражения эмоций -- интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему  глубже осознать переживания другого.[44;26]

Свое влияние на эмоциональное  развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение  речи в эмоциональные процессы, что  приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного  детства особенности эмоций проявляются  вследствие изменения общего характера  деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребенка  начинает формироваться чувство  долга. Моральное сознание, являясь  основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых  ему требований, которые он соотносит  со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется  детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости  открытий.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

-- освоение социальных  форм выражения эмоций;

-- формируется чувство  долга, получают дальнейшее развитие  эстетические, интеллектуальные и  моральные чувства; 

-- благодаря речевому  развитию эмоции становятся осознанными; 

Информация о работе Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки