Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы
Программа учитывает состояние
здоровья сегодняшнего школьника: по статистическим
данным сегодня рождается здоровыми
не более 5% детей, а у школьников
старших классов (по данным 1996 года)
наблюдается 85% нарушения здоровья
и прежде всего – «высокая заболеваемость
нервно-психической системы (каждый
третий школьник имеет отклонение от
нормы)» (из доклада министра общего
и среднего образования В.Г.Кинелева
«Вестник образования», 2/9, с.106). музыка,
как известно, самое сильное среди
искусств по своему прямому и непосредственному
воздействию на психику человека.
Не случайно музыкальная терапия
уже во многих странах уже давно
и успешно используется в лечении
нервных и психических
Задача учителя музыки
– не сводить проблемы музыкального
воспитания и образования к информации,
а средствами искусства учить
мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы
у школьников развивался не только
интеллект, но и душа Учитель (как
детоводитель в первичном значении
этого слова) должен ориентировать
школьников в мире музыки, привить
им вкус и приобщить средствами искусства
к высшим духовным ценностям, частое
повторение которых должно восприниматься
как истина , указывающая путь через
чувства прекрасного в
Программа реализует преемственности связи с дошкольным музыкальным воспитанием, и между начальной и средней школой, выстраивая содержание обучения в единый непрерывный курс.
Предлагаемая программа научно обоснована – опирается на логик развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, на результаты экспериментальных исследований академика, доктора психологических наук К.В.Тарасовой (см. монографию Онтогенез музыкальных способностей» М., 1988). В программе учтены психофизиологические особенности младших школьников - широко представлено игровое обучение музыке и синкретические виды художественной деятельности, характерные для данного возраста.
Курс предполагает комплексность преподавания: естественную для данного возраста взаимосвязь музыке, речи, движения, изобразительного искусства.
В методических рекомендациях описана система работа по программе целостного и гармонического музыкально-эстетического воспитания младших школьников, даются практические рекомендации по организации урока, включающего все необходимые компоненты музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), советы по работе с учебником-тетрадью для первоклассников «Музыкальная азбука».
Какая концепция музыкального образования нужна сегодня массовой школе?
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека. – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами , которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются причины духовной деградации – рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно – две тысячи!).
Музыка как самый любимый
вид искусства детей и
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.
Новые проблемы «Музыка и
Жизнь» ставит перед массовым музыкальным
воспитанием в вязи с явлением
шизофонии (разорванное звучание, возникающее
при помощи технических средств
передачи музыки0. человек в наушниках,
пытающийся заглушить музыкой рев
машин, подвергает себя опасности. Выключая
ухо из органов естественной ориентации.
И не только в физическом смысле
– столкнуться с кем-либо или
с чем-либо…, но и в психологическом
плане – «распад природных
связей органов чувств», «деградация
связанных с музыкой
Другая кричащая проблема
современности связана с ранней
компьютеризацией: зарубежные ученые
констатируют. Что школьники в
условиях ранней компьютеризации утрачивают
образное мышление и творческие способности,
с чем и связан на западе гуманитарный
бум – искусство и
Современной массовой школе
нужна концепция музыкального образования
с духовно-нравственными
Предлагаемая программа концептуально и методически соотнесена с работами автора для дошкольников, некоторые из которых вошли Федеральный комплект учебников для дошкольников Министерства образования РФ (Учебный альбом для детей «Музыка – 6-7 лет» М. Аст. 1997, с методическим пособием для педагогов и родителей. М 1998, «Игровое сольфеджио для малышей» (от трех до шести лет) и «Музыкальная грамота в нотных прописях» с творчески развивающими играми. (М.1997 – М.2000). Автор опирается на новейшие отечественные и зарубежные достижения в области массового музыкального воспитания и образования, по результатам научных исследований в области отечественного музыкального воспитания, проведенных академиком. Доктором психологических наук К.В.Тарасовой, на программы, разработанные на основе этих исследований, которые апробированы в дошкольных учреждениях. Программа основывается на том запасе знаний и навыков, которые предписаны стандартом по дошкольному музыкальному образованию.
Цели курса «Музыка для всех и для каждого»
Музыкально-эстетическое образование
в школе нацелено на гармоничное
развитие личности в духовно-нравственном
плане, на создание условий для раскрытия
всех его дарований и на формирование
системы дальнейшего за пределами
школы духовного самораскрытия,
что невозможно без творческого
потенциала. Поэтому создание условий
для максимальной оптимизации творческих
способностей школьников – одна из
важнейших задач музыкально-
Настоящая программа базируется
на принципах целостности и
Задачи курса:
1. Гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого школьника, его эвристического мышления, познавательной деятельности.
2. Раскрытие преобразующей
силы музыки и ее влияние
на нравственные и
3. Овладение языком музыкального
искусства на основе
4. Постижение сущности
музыкальной интонации, ее
Специфика уроков музыки в начальной школе
1. Музыкальное искусство
обращено ко всем и каждому
в отдельности. Чтобы музыка
стала для каждого школьника
глубоко личным явлениям –
исповедью души, необходимо сочетание
принципов коллективного
2. В отличие от других
видов искусства, музыка боле
непосредственно связана с
3. Постижение музыкального
содержания школьниками
4. Специфика уроков музыки
у младших школьников связана
также с их возрастной
Музыка пробуждает и стимулирует
творческий потенциал детей, ибо
эмоциональная сфера и
Структура курса для 1-4 классов
Тематика учебных четвертей
исходит из специфики музыки как
звучащего вида искусства и тесно
сопряжена с жизненными прообразами.
На первом году обучения дети вводятся
в многообразный мир средств
музыкальной выразительности, представленных
в учебнике-тетради «
За основу взят принцип группировки материала от простого к сложному: от азбуки средств музыкальной выразительности (в учебнике-тетради «Музыкальная азбука» через постижения смыслов мелодической речи (в учебнике «Душа музыки») к музыкальным жанрам и формам и далее к всеобщей истории музыкальной культуры. В музыкальном творчестве: от подражательной звукоизобретательности, от синкретических (связи музыки со словом и движением) к специфически музыкальным закономерностям музыки.
Программу первого класса
объединяет тема связи музыкального
языка с жизнью. «Музыка начинается
со звука». – так говорят сами
музыканты. Именно поэтому в первой
четверти большое внимание уделено
теме «Звук и смысл»: тембру голоса
и музыкальных инструментов, громкости,
высоте, нюансам и пр. Изучая «Азбуку»
музыкальных средств школьники
осваивают тему в практическом музицировании
– сами ищут музыкальные средства
для изображения звуков природы
и изображения настроения (тембры,
динамику, ритмы, интонации, темпы, исполнительные
приемы), которые подробно описаны
в музыкальной азбуке». При этом
темы начальных разделов в дальнейшем
становятся как бы сквозными, соединяясь
с другими темами (вначале тембр,
затем тембр и громкость, потом
добавляются исполнительные штрихи,
ритм и др.). Представления об азбуке
средств музыкальной
Во втором классе. После повторения музыкальной азбуки, школьники осваивают мелодическую речь музыки по аналогии с родной словесной речью (интонация в музыке и речи, музыкальная фраза и предложение, музыкальная мысль, музыкальная риторика, мелодия и гармония, аккомпанемент к мелодии). Дети учатся сочинять простейшие мелодии (распевая стихи, выражая то или иное настроение, свой мир чувств в простейшем напеве). Через личное музыкальное творчество лучше постигается мелодическое богатство отечественной музыки – народной, духовной классической, современной.