Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Содержание

Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эмоциональная отзывчевость..docx

— 268.41 Кб (Скачать документ)

Программа учитывает состояние  здоровья сегодняшнего школьника: по статистическим данным сегодня рождается здоровыми  не более 5% детей, а у школьников старших классов (по данным 1996 года) наблюдается 85% нарушения здоровья и прежде всего – «высокая заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонение от нормы)» (из доклада министра общего и среднего образования В.Г.Кинелева «Вестник образования», 2/9, с.106). музыка, как известно, самое сильное среди  искусств по своему прямому и непосредственному  воздействию на психику человека. Не случайно музыкальная терапия  уже во многих странах уже давно  и успешно используется в лечении  нервных и психических заболеваний. В связи с этим в программе  обязательной рубрикой введено музыкальное  движение и музыкальные игры, благотворно  действующее на психику школьников. Впервые для первоклассников  предложены музыкальные пальчиковые  игры, способствующие развитию речи, мышления, снятию писчих спазмов рук у первоклассников  и нервных «зажимов».

Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить  мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы  у школьников развивался не только интеллект, но и душа Учитель (как  детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать  школьников в мире музыки, привить  им вкус и приобщить средствами искусства  к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина , указывающая путь через  чувства прекрасного в искусстве  к любви, состраданию, милосердию, чувства  долга в жизни. … Научить познавать  Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении  с искусством музыки понять себя и  свое место в Мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое  искусство, должны прорасти в житейские  и стать личным для каждого  школьника. Учить учащихся применять  знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления  в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать  у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.

Программа реализует преемственности  связи с дошкольным музыкальным  воспитанием, и между начальной  и средней школой, выстраивая содержание обучения в единый непрерывный курс.

Предлагаемая программа  научно обоснована – опирается на логик развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, на результаты экспериментальных исследований академика, доктора психологических наук К.В.Тарасовой (см. монографию Онтогенез музыкальных  способностей» М., 1988). В программе  учтены психофизиологические особенности  младших школьников - широко представлено игровое обучение музыке и синкретические виды художественной деятельности, характерные  для данного возраста.

Курс предполагает комплексность  преподавания: естественную для данного  возраста взаимосвязь музыке, речи, движения, изобразительного искусства.

В методических рекомендациях  описана система работа по программе  целостного и гармонического музыкально-эстетического  воспитания младших школьников, даются практические рекомендации по организации  урока, включающего все необходимые  компоненты музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), советы по работе с учебником-тетрадью для  первоклассников «Музыкальная азбука».

Какая концепция  музыкального образования нужна  сегодня массовой школе?

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным  образованием массовой школы. Они порождены  новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание  знаний как духовного богатства  человека. – над умами властвует  примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими катастрофы, в том  числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами , которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом  здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются  причины духовной деградации – рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно – две тысячи!).

Музыка как самый любимый  вид искусства детей и подростков способна предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил и противовес страстям и мерзостям  жизни, вопрос лишь в том, какая музыка? Все чаще говорят о музыкальной  наркомании. А все великие достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой  и религией. Без этого духовного  аспекта нельзя понять суть музыки. И Баха, В.Моцарта, Л.Бетховина, М.Глинки, П.Чайковского, С Рахманинова и  других отечественных и зарубежных композиторов. Где же, если не в школе  на уроках музыки в теме «Музыка  и Жизнь» говорить об этом! Концепция  современного массового музыкального образования школьников должна включать раздел «Музыкально-экологическое  просвещение».

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих  предшественников в физическом развитии, но увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия  современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в  массовом музыкальном образовании.

Новые проблемы «Музыка и  Жизнь» ставит перед массовым музыкальным  воспитанием в вязи с явлением шизофонии (разорванное звучание, возникающее  при помощи технических средств  передачи музыки0. человек в наушниках, пытающийся заглушить музыкой рев  машин, подвергает себя опасности. Выключая ухо из органов естественной ориентации. И не только в физическом смысле – столкнуться с кем-либо или  с чем-либо…, но и в психологическом  плане – «распад природных  связей органов чувств», «деградация  связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности», «пространственный  диссонанс». «физиологический дискомфорт» (см.статью Е.Назайкинского «Шизофония» - «Салон Audio video» 3(7) 1996, с.32-33). Не случайно шизофония имеет общий корень с шизофренией. То есть раздвоенным  сознанием. На повестке дня массовой школы – вопрос воспитания культуры обращения с музыкой в условиях ее искусственного воспроизведения, формирование музыкально-экологического взгляда  на жизнь. Что означает согласно концепции  А.А.Леонтьева (см. «Школа 2000…». Концепция  и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып.1,2) необходимость выходить за рамки  учебника в жизнь, учиться оценивать  себя окружающих. Вот здесь и проверяются  жизненные ориентиры на прочность…

Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют. Что школьники в  условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во все сферы  обучения. Возникла острая потребность  сделать массовое образование творческим. Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на современные  проблемы выживания человечества. Как  помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления и так  называемых «черных дыр», которые  засасывает человека физически и  духовно? Во все времена об этом проповедовало  высокое искусство, в котором  самым сильным среди его видов  по прямому эмоциональному воздействию  была и остается музыка. Музицирование  всегда являлось важным показателем  культуры общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.

Современной массовой школе  нужна концепция музыкального образования  с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной  культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия для музыкально-творческого  самораскрытия природного дара каждого  ребенка, - только в этом случае музыкальное  воспитание и образование может  стать целостным и гармоничным.

Предлагаемая программа  концептуально и методически  соотнесена с работами автора для  дошкольников, некоторые из которых  вошли Федеральный комплект учебников  для дошкольников Министерства образования  РФ (Учебный альбом для детей «Музыка  – 6-7 лет» М. Аст. 1997, с методическим пособием для педагогов и родителей. М 1998, «Игровое сольфеджио для малышей» (от трех до шести лет) и «Музыкальная грамота в нотных прописях» с  творчески развивающими играми. (М.1997 – М.2000). Автор опирается на новейшие отечественные и зарубежные достижения в области массового музыкального воспитания и образования, по результатам научных исследований в области отечественного музыкального воспитания, проведенных академиком. Доктором психологических наук К.В.Тарасовой, на программы, разработанные на основе этих исследований, которые апробированы в дошкольных учреждениях. Программа основывается на том запасе знаний и навыков, которые предписаны стандартом по дошкольному музыкальному образованию.

Цели курса  «Музыка для всех и для каждого»

Музыкально-эстетическое образование  в школе нацелено на гармоничное  развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия  всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами  школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого  потенциала. Поэтому создание условий  для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического  воспитания. На повестке дня современной  школы – разработка и внедрение  творческой системы массового музыкально-эстетического  воспитания. Чувство прекрасного  целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и  слушания музыки, но и более активных доступных для детей формах музицирования  и собственного музыкального творчества. Большие перспективы в этом направлении  открывает интеграция различных  видов искусства и учебных  предметов, способствующая единому  процессу постижения окружающего мира (отражается в мире искусства) в его  целостности. В этом – стык предметов  эстетического цикла с другими  учебными предметами (чтение, изо, природоведение, экология, математика и др…). Учащиеся должны постигать учебные предметы в их взаимосвязи, понимать специфику  процесса художественного отображения  мира (внешнего и внутреннего). Такой  комплексный подход к образованию  создает условия для формирования универсальных способностей, важных для любых сфер деятельности, и  является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. В итоге школьный урок музыки может стать искусством постижения жизни во всем ее многообразии.

Настоящая программа базируется на принципах целостности и комплексности  музыкально-эстетического образования. Достоинством программы является связь  теории с практикой музицирования, нацеленность на духовно-нравственные аспекты воспитания, а также –  единство знания, ассоциативного мышления, творческой деятельности. Идеи и материалы  могут быть использованы для учебного процесса, для внеклассных и домашних занятий.

Задачи курса:

1. Гармоничное развитие  средствами музыки творческого  потенциала каждого школьника,  его эвристического мышления, познавательной  деятельности.

2. Раскрытие преобразующей  силы музыки и ее влияние  на нравственные и эстетические  идеалы, формирование жизненной  позиции.

3. Овладение языком музыкального  искусства на основе музыкально-теоретических  знаний и навыков, постижение  сути музыки во взаимосвязи  со смежными видами искусства.

4. Постижение сущности  музыкальной интонации, ее драматургии  через различные формы музицирования:  сольного и ансамблевого (вокального, хорового, инструментально).

Специфика уроков музыки в начальной школе

1. Музыкальное искусство  обращено ко всем и каждому  в отдельности. Чтобы музыка  стала для каждого школьника  глубоко личным явлениям –  исповедью души, необходимо сочетание  принципов коллективного обучения  с индивидуальными, в частности  использовать те формы, которые  предложены в учебнике-тетради  «Музыкальная азбука».

2. В отличие от других  видов искусства, музыка боле  непосредственно связана с психологическими  движениями и прямо адресована  душе каждого школьника, тотчас  же вызывая ее резонанс. Следует  использовать эту особенность  искусства в воспитательных целях.

3. Постижение музыкального  содержания школьниками кроется  в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений  на основе жизненных прообразов  музыкального искусства и, прежде  всего, его собственной речи  и движения и в целом носит  синкретичный характер.

4. Специфика уроков музыки  у младших школьников связана  также с их возрастной особенностью  – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом,  эмоциональной отзывчивостью на  прекрасное: детям изначально присуща  талантливость. И важно не упустить  уникальной возможности детского  возраста для развития художественно-творческих  способностей, так как позднее  компенсировать их невозможно.

Музыка пробуждает и стимулирует  творческий потенциал детей, ибо  эмоциональная сфера и воображении  тесно взаимосвязаны с творческими  способностями. Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в  художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное  с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать  в новой ситуации.

Структура курса для 1-4 классов

Тематика учебных четвертей  исходит из специфики музыки как  звучащего вида искусства и тесно  сопряжена с жизненными прообразами. На первом году обучения дети вводятся в многообразный мир средств  музыкальной выразительности, представленных в учебнике-тетради «Музыкальная азбука» (М. 1998, М.2000). Темы раскрываются в связи с другими видами искусства  на основе общих эквивалентов (звук и цвет в живописи, мелодия и  рисунок, интонация речи и музыки, музыкальная форма, музыкальная  драматургия и музыкальный сюжет  в сравнении литературными произведениями. С театральным искусством, музыкальные  жанры и жанры смежных видов  искусства.

За основу взят принцип  группировки материала от простого к сложному: от азбуки средств музыкальной  выразительности (в учебнике-тетради  «Музыкальная азбука» через постижения смыслов мелодической речи (в учебнике «Душа музыки») к музыкальным  жанрам и формам и далее к всеобщей истории музыкальной культуры. В  музыкальном творчестве: от подражательной звукоизобретательности, от синкретических (связи музыки со словом и движением) к специфически музыкальным закономерностям  музыки.

Программу первого класса объединяет тема связи музыкального языка с жизнью. «Музыка начинается со звука». – так говорят сами музыканты. Именно поэтому в первой четверти большое внимание уделено  теме «Звук и смысл»: тембру голоса и музыкальных инструментов, громкости, высоте, нюансам и пр. Изучая «Азбуку» музыкальных средств школьники  осваивают тему в практическом музицировании  – сами ищут музыкальные средства для изображения звуков природы  и изображения настроения (тембры, динамику, ритмы, интонации, темпы, исполнительные приемы), которые подробно описаны  в музыкальной азбуке». При этом темы начальных разделов в дальнейшем становятся как бы сквозными, соединяясь с другими темами (вначале тембр, затем тембр и громкость, потом  добавляются исполнительные штрихи, ритм и др.). Представления об азбуке средств музыкальной выразительности  закрепляются в музыкально-осмысленном  пении и в слуховом анализе  музыкальных произведений.

Во втором классе. После  повторения музыкальной азбуки, школьники  осваивают мелодическую речь музыки по аналогии с родной словесной речью (интонация в музыке и речи, музыкальная  фраза и предложение, музыкальная  мысль, музыкальная риторика, мелодия  и гармония, аккомпанемент к мелодии). Дети учатся сочинять простейшие мелодии (распевая стихи, выражая то или иное настроение, свой мир чувств в простейшем напеве). Через личное музыкальное  творчество лучше постигается мелодическое богатство отечественной музыки – народной, духовной классической, современной.

Информация о работе Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки