Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы
Задачи уроков музыки как уроков творчества:
1. Формирование самостоятельной
музыкально-созидательной
2. Отражение картины мира в собственном творчестве как путь художественного познания.
3. Основой детского музыкального
творчества является
4. «При комплексном подходе
на основе синтеза искусств
активизируется способность
5. Формирование основ
Игровое обучение музыке
Наиболее полно свои возможности
ребенок раскрывает в игре. Игра
позволят сделать обучение интересным
и увлекательным, активизирует творческие
наклонности, поисковые способности.
Как известно, игры бывают разными:
принижающими и возвышающими, отупляющими
и развивающими. Используйте творчески-
Импровизационность как особый способ воспитания
Уроки импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию 9так считают ведущие музыкальные педагоги мира К.Орф, И.Карлей и др.) – неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном пластической движении, в пении и игре на музыкальных инструментах (как это детали из покон веков народные музыканты и любители музыки до возникновения профессиональной музыкальной культуры). Обучая импровизации – «сходу грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.
Импровизация как древнейший
и генетически первичный вид
музыкального творчества стояла у колыбели
всех музыкальных культур и
О музыкальном достижении
Простейшая и любимая
детьми форма музыкального движения
музыкальная зарядка. Она развивает
координацию и двигательные навыки,
тем самым подготавливая
На «Музыкальной зарядке»
детей можно познакомить с
большим количеством
Музыкальная театрализация
Этой формой вы осуществите
преемственность с дошкольным музыкальным
воспитанием. Где музыкальные спектакли
– неотъемлемая часть жизни ребенка
в дошкольных учреждениях. Театральные
формы удивительно
Он развивает мелкую моторику рук и тем самым стимулирует деятельность детского мозга и психику. Наукой доказана прямая зависимость уровня речевого развития детей с достижением пальцев рук (см. работы М.М.Кольцова). Систематические упражнения для пальцев рук способствует хорошей подвижности и гибкости детских ручонок, исчезновению скованности движений, нервных зажимов, что значительно облегчит первоклассникам приобретение навыков письма. Добивайтесь того, чтобы все упражнения, описанные в данной книги, выполнялись без труда, легко, как бы играючи, с радостью, свойственной играющим детям. Учитель, желающий дополнительно ознакомиться с музыкальными пальчиковыми играми может обратиться к работе автора «Игровое сольфеджио для малышей» (М.Московская консерватория, 1997), где музыкальные пальчиковые игры связаны с сочинением песен и ориентированы на постановку рук при игре на фортепиано.
Межпредметные связи
Музыка легко и естественно
соприкасается со всеми школьными
дисциплинами первоклассников. На уроках
чтения дети могут пользоваться выразительными
приемами, которые они почерпнули
на уроках музыки, из « Музыкальной
азбуки», в которой примере
Заповеди школьного учителя музыки
1. Воспитывайте средствами
музыки у школьников чувство
истиной любви к Миру и
2. Развивайте в детях
все сразу: красоту поведения.
Основанную на нравственности
и духовности, которая непременно
отражается в детском
3. В творческих музыкальных
играх постарайтесь раскрыть
все граи природного
4. с первых же шагов
приобщайте школьников к
5. Знания и навыки закрепляйте
в игровых формах – игра
повышает интерес к обучению,
помогает лучше сосредоточится
и благотворно влияет на
6. Предлагайте детям зарисовать
свои музыкальные впечатления.
Цвет – сильный эмоциональный
фактор восприятия –
7. открывайте у школьников
музыкальные таланты и
8. Берегите детский голос.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу первого года обучения.
Музыкальное образование школьников предполагает более высокую ступень музыкального развития по сравнению с дошкольным образованием. Естественно, что требования к первоклассникам должны отталкиваться от требований, зафиксированных в стандарте дошкольного образования.
1. Развитие певческих
2. Музыкально-исполнительское
творчество детей. Овладение
3. Навыки простейшей музыкальной
импровизации на детских
4. Знакомство со средствами
музыкальной выразительности (
5. Узнавание звучания
6. Приобщение к национальной музыкальной культуре, к национальному фольклору.
7. Представление о простейших музыкальных жанрах и видах искусства.
8. Формирование детского
музыкального творчества на
Все эти требования включены
в Программу предлагаемого
Требования к первоклассникам:
1. Знать определять на
слух те выразительные
2. Осознанно различать
на слух простейшие
3. Уметь ритмизовать стихи,
повторить простейший ритм. Очинить
простейший ритмический
4. Научить внимательно
слушать и адекватно
5. Определять на слух
тембры распространенных
6. Выразительно петь выученные
песни, знать их названия и
авторов. Понимать дирижерские
жесты. Уметь петь тихо и
громко, легато и стаккато, с различными
эмоционально-смысловыми
Общая характеристика программы 1-4 классы
Программа составлена с учетом
возрастных особенностей первоклассников,
с целью не упустить уникальную возможность
младшего школьного возраста в освоении
музыкального языка как родной речи,
что в более позднем возрасте
невосполнимо Интеллектуальное мышление
у детей развивается позже, поэтому
в программе сделан акцент на музыкальной
деятельности - на ведущем для данного
возраста ее игровом типе. Курс имеет
практическую направленность – теоретические
сведения включены лишь в той мере,
в какой необходимы для навыков
выразительного музыкально-осмысленного
пения и практического
ПРОГРАММА 1-4 КЛАССЫ
32 ЧАСА
(программа максимум)
1. Музыкальная грамотность.
Музыкальная культура и
Музыкальная каллиграфия– красивое нотное письмо. (В объеме учебника-тетради «Музыкальная азбука»)
Музыкальная экология. Музыка как шум и как речь. Опасная громкость. Воздействие музыкального ритма на человека. Культура технического использования музыки: шизофония и шизофрения. Музыка в наушниках и глухота. Музыкальная наркомания.