Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Содержание

Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эмоциональная отзывчевость..docx

— 268.41 Кб (Скачать документ)

уровень вербальный:

  • умение выразительно говорить;
  • использование в речи прилагательных для определения характера музыки /1-4 слова/;
  • соответствие словесных определений характеру музыки.

Приведу пример задания, направленного  на выявление уровня проявлений эмоциональной  отзывчивости у ребенка в процессе восприятия музыки.

Задание 1. “Что я  чувствую, вижу, слушая музыку?”

Цель: определить уровень эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и выражения своего отношения к ней.

Оборудование: плакат с контрастными по значению прилагательными для определения эмоционального смысла музыки, индивидуальные комплекты карточек /цветные, графические: с линиями разного характера/.

Музыкальный материал: “Лебедь” из сюиты “Карнавал животных” К. Сен-Санса.

Методика проведения:

Детям предлагается поиграть в игру “Что я чувствую, вижу, слушая музыку?” После прослушивания  произведения, название которого не сообщается, школьники выражают свои впечатления, опираясь на вопросы и задания:

– Понравилась ли вам  музыка? 
– Рассказать о своих впечатлениях. 
– Какие чувства вас охватили? 
– Что вы услышали в этой музыке? 
– Какое настроение осталось после прослушивания музыки? 
– Что вы представляли слушая музыку? 
– Попытайтесь несколькими словами описать характер и настроение музыки.

Какая она?

  1. Выбрать из слов на плакате те, которые подходят для этой музыки:

Энергичная 

Суровая

Задумчивая 

Бурная

Певучая

Нежная


  1. Закрыть глаза, слушая музыку, и движениями рук передать ее характер.
  2. Передать музыку в цвете /карточки цветные/
  3. Подумать, какими линиями в рисунке можно передать характер /карточки с линиями/.

Вариант задания:

  1. Слушание музыки: “Вальс-шутка” Д.Шостаковича. “Болезнь куклы” П.Чайковского;
  2. Выбрать из предложенных на плакате масок ту, которая или которые соответствуют настроению музыкального произведения.

Оценка результатов:

Выполнение детьми диагностического задания оценивается по следующим  показателям:

– яркость проявления эмоциональных  реакций в процессе восприятия музыки и ее последующей оценки, их адекватность эмоциональному смыслу музыкального произведения. 
– точность выбора словесных характеристик при определении эмоционального смысла музыки; 
– соответствие пластического моделирования характеру музыкального произведения; 
– соответствие выбора цветных карточек настроению, выраженному в музыке; 
– соответствие выбора графических карточек характеру музыкального образа.

Первый вариант: за выполнение ребенком требований каждого показателя выставляется 1 балл, за невыполнение – 0 баллов. Максимальная сумма баллов за выполнение данного задания составляет 5 баллов.

Второй вариант: выполнение ребенком требований каждого показателя оценивается по шкале от 0 до 5 баллов. Максимальная сумма – 25 баллов.

Примечание: при групповой  форме диагностики дети отвечают на вопросы письменно, при индивидуальной – устно. Объем задания варьируется  в зависимости от возраста учащихся.

Воспитание  слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие (слушание)  музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных  наблюдений, можно сделать выводы о том, что  необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия. 

Предлагаемые методы и  приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и  требуют систематизации действий педагога.  Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества – программная установка новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении.

Таким образом, анализ педагогического  опыта музыкальных руководителей  дошкольных учреждений и собственной  практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования  его у дошкольников.  Это убедило  меня в необходимости разработки педагогической технологии восприятии детьми классической музыки.

Исходя из всего вышесказанного целью моей работы с детьми является эстетическое развитие  старших дошкольников через восприятие классической музыки.

Новизна работы заключается в интеграции педагогического процесса, предполагающего включение в слушание  музыки  других  видов деятельности.

Задачи работы:

  • расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
  • вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
  • побуждать   детей   выражать   свои   музыкальные   впечатления исполнительской,   творческой   деятельности   (в   образном   слове,   рисунках,  пластике, инсценировках);

Для решения поставленных задач разработана педагогическая технология организации восприятия классической музыки, направленная на эстетическое развитие детей  старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач определены педагогические условия  восприятия классической музыки, которые  базируются на следующих  принципах:

  1. Гуманизации – ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.
  2. Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.
  3. Учета развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки, означающий учет музыкальных  интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской  музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.
  4. Субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение  мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.
  5. Педагогической поддержки, направляющий действия  педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки. Основной задачей воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
  6. Сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, как в целом и всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.
  7. Целенаправленности процесса восприятия музыки детьми. Восприятие — это целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребенком в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и  приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.
  8. Художественности музыкальных произведений.
  9. Систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми, предполагающий планомерную работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.
  10. Продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т.д.
  11. Синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников

Технология работы включает в себя следующие этапы:

1 этап – создание условий  успешного знакомства с произведениями  классической музыки;

2 этап – накопление  у детей музыкально-слухового  опыта, его расширение и обогащение  в процессе знакомства с различными  музыкальными произведениями;

3 этап – обучение приемам  отражения результатов восприятия  в различных видах художественно-творческой  деятельности;

4 этап – организация  деятельности по самостоятельному  отражению продуктов восприятия  в различных видах деятельности  – игровой, художественной, двигательной;

5 этап – контрольно-аналитический.

1 этап включает  следующие направления работы:

  • создание музыкального центра для слушания музыки.

 

 В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств  обучения. Современная звукозаписывающая  и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать  все богатство нюансов исполнения. Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой. Видеозаписи  позволяют увидеть и услышать  величайших исполнителей.

  • удовлетворение потребности ребенка в эмоционально насыщенных и разнообразных переживаниях;
  • обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;
  • учет музыкальных предпочтений педагогов и родителей;
  • определение  репертуара  в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который  включает  в себя произведения классической музыки всех эпох и должен быть доступен детям и высокохудожественен.

Для решения поставленных задач  было составлено перспективное планирование по слушанию классической музыки, в котором определены темы, репертуар, цели и задачи.

Музыкальный репертуар сгруппирован по темам, которые стали традиционными  в программе: «Осенние контрасты», «Скоро Новый год», «Веселая зима», «Кто с  нами рядом живет» и новые «Шутка в музыке», «Сказка в музыке»  и другие. Наряду с произведениями, рекомендованными программой, включаю  в репертуар произведения  вологодских композиторов: Гаврилина, Малышевой О.А. 

Большим праздником для нас  становятся концерты артистов Вологодской  филармонии. Они не только исполняют  музыку; проводят с детьми интересные беседы, концерты по слушанию музыки, в  которых дети принимают участие  и играют на музыкальных инструментах.

На 2 этапе накопления детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями осуществляется через проведение традиционных и доминантных  музыкальных занятий. Например,  по теме «Как рождается музыка и какой она бывает» детям предлагаются для прослушивания несколько музыкальных произведений. По теме «Сказка в музыке» детям предлагается одно музыкальное произведение, но большое по содержанию.

В процессе слушания   учим детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.

Выделяются этапы  восприятия музыки, которые традиционны  в музыкальном воспитании:

  1. Целостное восприятие, с целью привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие, погружение в него.
  2. Дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
  3. Осознание выразительной роли отдельных средств и повторное целостное восприятие  с целью закрепления представлений о прослушанной музыке.

Музыкальное произведение прослушивается  на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

– слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;

– слушание в процессе разучивания  танцев, пьес для детского оркестра;

– слушание с целью определения  свойств  звука в дидактических играх.

Большое количество музыкальных  произведений, предлагаемых для слушания, использую в других видах музыкальной  деятельности, прежде всего в  движениях и оркестре, пении. Например, знакомство с произведением «Санта-Лючия» осуществляется через игру на музыкальных инструментах в оркестре.

Характер музыки Чайковского  «Вальс снежных хлопьев» дети передают в движении танца снежинок.

Играя в дидактическую  игру «Море», дети знакомятся с жанрами  музыки.

На 3 этапе происходит обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.

Интеграция объединяет  музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию и поэтому очень актуальна, так как интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Информация о работе Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки