Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Содержание

Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эмоциональная отзывчевость..docx

— 268.41 Кб (Скачать документ)

-- эмоции являются показателем  общего состояния ребенка, его  психического и физического самочувствия.

Более подробно рассмотрим развитие эмоциональной сферы детей  шестого года жизни.

Ребенок шестого года существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон  экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок, конечно, уже умеет быть сдержанным и может  скрыть страх, агрессию и слезы. Но это  происходит в том, случае, когда это  очень и очень надо. Наиболее сильный  и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими  людьми - взрослыми и детьми. Потребность  в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие взрослые любят  ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны  к нему, он испытывает эмоциональное  благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается  жизнерадостный, активный физически  и психически ребенок. Эмоциональное  благополучие способствует нормальному  развитию личности ребенка, выработке  у него положительных качеств, доброжелательного  отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье  ребенок начинает учиться любви  сам. Чувство любви, нежности к близким  людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Если оценивать особенности  чувств ребенка шестого года жизни, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно  возникают в повседневном общении  с взрослыми и сверстниками. Его  день насыщен эмоциями. В одном  дне вмещаются переживания возвышенной  сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого  и полного отчуждения. Ребенок  шестого года жизни - пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь - переживания. Эмоции формируют  личность ребенка.

Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает  понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается  в отдыхе от своих собственных  чувств.

При всей подвижности эмоций и чувств ребенка шестого года жизни характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может  регулировать свое поведение. В то же самое время способность к  рефлексии может привести не к  развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов - восхищения и похвалы  окружающих.

Таким образом, подводя итог вышесказанного можно сделать вывод о том, что пять- семь лет - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни - это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

1.3 Пути развития  эмоциональной отзывчивости у  дошкольников средствами музыки

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей -- одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической  жизни человека, и прежде всего  ребенка. Собственно-эмоциональное  развитие - это ряд взаимосвязанных  направлений, каждое из которых имеет  свои определенные способы воздействия  на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно эмоциональное развитие включает:

ь развитие эмоционального реагирования;

ь развитие эмоциональной  экспрессии;

ь развитие эмпатии;

ь формирование представлений  о многообразии человеческих эмоций;

ь формирование словаря эмоциональной  лексики.

В работах известных педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, В.Г. Ражникова и др. в качестве незаменимого средства рассматривается  музыка, подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной  сферы личности.

Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его  эмоционально-эстетический опыт, воспитывает  эмоциональную культуру, следовательно, эмоциональная сфера «…формируется  в музыкальной атмосфере».[33;57]

Музыка обладает свойством  вызывать активные действия ребенка  уже в первые месяцы жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает  на ней свое внимание, способен оживлённо  реагировать на звуки весёлой  музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции ребёнка становятся более  произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. [26; 25]

Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически - успокаивающе или возбуждающе (в зависимости  от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании  опытов он сделал вывод, что ребёнок  реагирует на звуки музыки задолго  до развития речи (буквально с первых дней жизни).

Следовательно, если музыка оказывает такое влияние на ребенка  уже в первый год его жизни, то необходимо использовать ее как  средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые  возможности общения взрослого  и ребенка, создает основу для  эмоционального контакта между ними.

Дошкольники имеют небольшой  опыт представлений о чувствах и  эмоциях человека, существующих в  реальной жизни. В контексте гуманистической  педагогики музыкальное воспитание, напрямую обращённое к эмоциональной  сфере ребёнка, является идеальной  средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Это обусловлено тем, что  музыка представляет собой искусство  выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических  переживаний человека, и только через  эти переживания происходит отражение  образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и  ярко раскрывает их содержание. «Музыка, - по словам В.В. Ванслова, - через раскрытие  человеческих переживаний отражает породившую их жизнь». [5; 6]

Психолог Б.М. Теплов говорит  по этому поводу: «Музыка, прежде всего  путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт  быть искусством». [25; 18] Воздействуя  на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении  образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления  музыкальной деятельности, кроме  общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших музыкальных способностей. «Только эмоции открывают в искусстве  действительный доступ к идее и образу», - отмечал Л.С. Выготский. [11; 255] Эмоциональная  отзывчивость может быть развита  во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как необходима для прочувствования  и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

Классик отечественной психологии Б.М. Теплов утверждал, что ядро музыкальности  образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в большей степени  в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная  способность). Поэтому эмоциональная  отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем  всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических  движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и  в других видах исполнительской  и творческой деятельности детей (пении, игре на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности  в детском исполнении, творческих импровизациях.

Б.М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

В восприятии музыки главная  роль принадлежит эмоциям как  специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение, поэтому при  слушании музыки у ребёнка возникают  определённой силы положительные или  отрицательные эмоции, отражающие его  конкретное состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных  эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее  эстетическое переживание: радость, печаль и т.д.

Переживание произведения индивидуально  для каждого человека и имеет  различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического  вкуса, общей культуры.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного  возраста формируется и развивается  в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности  музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного  возраста, (помимо небольшой протяжённости  звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Учитывая живую реакцию  малолетних детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная  эмоция и успокоение), В.М. Бехтерев указывал на целесообразность использования  в работе с детьми раннего возраста произведений, которые вызывают у  детей положительные эмоции. [3; 4]. В младшем возрасте применяются  произведения весёлого, шутливого и  светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей  о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные  и пр.). К старшему дошкольному  возрасту эстетические переживания  дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного  возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску  музыки, но и выразительность интонации.

Музыка - интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых  интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус звучания, который  он называл «речью чувства», «состоянием  тонового напряжения». Поэтому, развивая у детей способность различать  эмоциональную окраску, выразительность  музыкальных интонаций, полезно  сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.

Чтобы определить «палитру»  эмоций, которые может испытать ребёнок, слушающий музыку, воспользуемся  классификацией типов эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыки эмоции; природные  эмоции музыки. [13; 177]

Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный  эмоциональный заряд, в связи  с чем музыкальный репертуар  может быть представлен мажорными  произведениями как классической, так  и хорошей эстрадной и детской  музыки.

Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать»  собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это  существенно обогащает эмоциональное  развитие дошкольника. Отметим, что  в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада. Только знание и понимание ребёнка позволяют  составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок  может «сообщить» педагогу или сверстникам  о своём эмоциональном состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной  деятельностью.

В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ  музыкального произведения наделён  определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить  детям с помощью музыки тот  или иной образ, то лучше это сделать  на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет  целый пласт так называемой «детской музыки» - произведений, предназначенных  для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.

Информация о работе Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки