Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы
-- эмоции являются показателем
общего состояния ребенка, его
психического и физического
Более подробно рассмотрим развитие эмоциональной сферы детей шестого года жизни.
Ребенок шестого года существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.
Когда близкие взрослые любят
ребенка, хорошо относятся к нему,
признают его права, постоянно внимательны
к нему, он испытывает эмоциональное
благополучие - чувство уверенности,
защищенности. В этих условиях развивается
жизнерадостный, активный физически
и психически ребенок. Эмоциональное
благополучие способствует нормальному
развитию личности ребенка, выработке
у него положительных качеств, доброжелательного
отношения к другим людям. Именно
в условиях взаимной любви в семье
ребенок начинает учиться любви
сам. Чувство любви, нежности к близким
людям, прежде всего к родителям,
братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам,
формирует ребенка как
Если оценивать особенности
чувств ребенка шестого года жизни,
то надо сказать, что в этом возрасте
он не защищен от всего многообразия
переживаний, которые у него непосредственно
возникают в повседневном общении
с взрослыми и сверстниками. Его
день насыщен эмоциями. В одном
дне вмещаются переживания
Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.
При всей подвижности эмоций и чувств ребенка шестого года жизни характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов - восхищения и похвалы окружающих.
Таким образом, подводя итог вышесказанного можно сделать вывод о том, что пять- семь лет - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни - это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
По словам Л.С. Выготского,
эмоциональное развитие детей -- одно
из важнейших направлений
ь развитие эмоционального реагирования;
ь развитие эмоциональной экспрессии;
ь развитие эмпатии;
ь формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;
ь формирование словаря эмоциональной лексики.
В работах известных педагогов-
Музыка расширяет «
Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка уже в первые месяцы жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание, способен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции ребёнка становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. [26; 25]
Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически - успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни).
Следовательно, если музыка оказывает такое влияние на ребенка уже в первый год его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах и эмоциях человека, существующих в реальной жизни. В контексте гуманистической педагогики музыкальное воспитание, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.
Это обусловлено тем, что
музыка представляет собой искусство
выражения чувств, эмоций, настроений,
мыслей и идей. В связи с этим
содержанием музыки, прежде всего, является
эмоциональная сторона
Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством». [25; 18] Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Музыкальная деятельность,
в силу её эмоциональности, привлекательна
для ребёнка. Для успешного осуществления
музыкальной деятельности, кроме
общих способностей, дети должны обладать
комплексом музыкальных способностей,
объединяющихся в понятие музыкальность.
Основой музыкальности является
эмоциональная отзывчивость на музыку.
Эмоциональная отзывчивость - одна
из важнейших музыкальных
Классик отечественной психологии
Б.М. Теплов утверждал, что ядро музыкальности
образуют три музыкальные способности:
ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления и чувство ритма.
Эмоциональная отзывчивость на музыку
проявляется в большей степени
в двух способностях: ладовом чувстве
(эмоциональный компонент
Б.М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.
В восприятии музыки главная
роль принадлежит эмоциям как
специфической реакции
Переживание произведения индивидуально
для каждого человека и имеет
различные эмоциональные
Эмоциональная отзывчивость
на музыку у детей дошкольного
возраста формируется и развивается
в процессе слушания различных по
эмоционально-образному
Учитывая живую реакцию
малолетних детей на различные по
характеру музыкальные
Музыка - интонационное искусство.
Через интонацию она выражает
огромное богатство эмоционально-
Чтобы определить «палитру» эмоций, которые может испытать ребёнок, слушающий музыку, воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыки эмоции; природные эмоции музыки. [13; 177]
Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.
Во-вторых, процесс слушания
музыки позволяет ребёнку «проживать»
собственное эмоциональные
Часто, выбирая из фонотеки
музыкальное произведение, ребёнок
может «сообщить» педагогу или сверстникам
о своём эмоциональном
В-третьих, в процессе слушания
музыки возникают эмоции восхищения
мастерством исполнителя. Бесспорно,
дети должны слушать музыку только
в хорошем исполнении. От хорошего,
а тем более виртуозного
В-четвёртых, в процессе слушания
музыки ребёнок воспринимает выраженные
в музыке эмоции. Художественный образ
музыкального произведения наделён
определённым эмоциональным состоянием.
Если педагог хочет представить
детям с помощью музыки тот
или иной образ, то лучше это сделать
на примере программных