Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы
- дети должны различать
на слух: важнейшие средства
- тембры отдельных музыкальных
инструментов и оркестровых
- уметь высказывать свое мнение о музыкальной мелодии и гармонии – «что услышал каждый ребенок в мелодии и в гармонии, какими музыкальными средствами композитор создал данный образ».
3. Музицирование.
- петь соло и хором
в своей тесситуре голоса
Старинная школьная песня «Слети к нам тихий вечер» А.Тома Л.Бетховен «Сурок», русская народная песня «Ходила младешенькая» В.Щукин «Храм твой Господи на небесах», «Москва», В.Моцарт «Весенняя песня», русская народная песня «Как по улице молодчик идет», блины «Турист» Ю.Чичкова И.Беляева.
- играть на музыкальных
инструментах простейшие
- играть в детском хоре ритмическое остинато, бурдон., простейшие мелодии.
4. Музыкальное движение: пластическая импровизация «Мелодия и жест».
3 класс
Тема года: «Как рождались
музыкальные жанры?»
«Золотой фонд» песен мира. От песни до симфонии: краткая история музыкальных жанров. Музыкально-экологическая просвещенность: музыкальная наркомания (история и современность).
Минимум основных знаний, умений и навыков к концу третьего года обучения:
1. Музыкально-экологическая
просвещенность. Музыкальная наркомания.
Опасный ритм. Теоретические знания
в объеме учебника для
2. Музыкально-слуховой запас
(формирующий музыкально-
Детские песни «Заинька попляши», «Как пошли наши подружки», русские народные песни, «Во поле березка стояла», «Вижу чудное приволье», «Как у наших у ворот», «Как на тоненькой ледок», «На море утушка», «Степь да степь кругом», «Узник», песня Садко «ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» Римского Корсакова, «Вставайте люди русские!» хор и финал из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева, былина «Про Добрыню».
Песни стран мира: «Песня про татарский полон», белорусская песня «Перепелочка», украинская «Веснянка», молдавский народный танец – модаванеска, осетинский – лесгинка, грузинская песня – «Сулико», «Цыплята» - Г.Гусейнли, стихи Т.Мутталибова.
Мазурка 43 и 47, полонез до минор Ф.Шопена, П.Ноктюрн, Ф.Листа «грезы любви» и рапсодия 2 баркарола П.Чайковского из цикла «Времена года», рондо-каприччио Л.Бетховена «Ярость по поводу утерянного гроша» Г.Гендель Пассакалия, вариации «Думка» П.Чайковского Ф.Шопен мазурки № 43 и № 47.
Дети должны различать на слух:
- тембры музыкальных
- важнейшие средства
- уметь высказать свое мнение о музыкальной мелодии и гармонии – «что услышал каждый ребенок в мелодии и в гармонии, какими музыкальными средствами композитор создал данный образ»,
- дать точное название
знакомому прослушанному
3. Музицирование:
- петь соло и хором
в своей текстуре голоса
- играть на музыкальных
инструментах простейшие
4. Музыкальное движение: пластическая импровизация «Мелодия и жест».
4 класс
Тема года: От оперы до симфонии: крупные музыкальные жанры. Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика», М.Глинка балет «Руслан и Людмила», опера «Жизнь за царя», произведения «Золотого фонда музыки» для четвертого класса. Балет П.Чайковского «Щелкунчик», опера Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», симфония Л.Бетховина №5, П.Чайковского №6. Путешествие в страну опера: рождение оперы, на оперных меридианах, Шнитке «Фауст» (фрагмент).
Основные знания, умения и навыки к концу четвертого года обучения:
1. Музыкально-экологическая
просвещенность: «живая и мертвая»
музыка (музыка электронных
2. Музыкально-слуховой запас
согласно репертуарному списку
«слушание музыки» для 4 класса
, произведения «Золотого фонда
музыки» для четвертого класса»
М.Глинка опера «Руслан и Людмила», увертюра, марш Черномора, опера «Жизнь за царя» - заключительный хор «Славься» П.Чайковский – балет « «Щелкунчик», марш, вальс цветов, танец Феи драже, Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля» из «Сказки и царе Салтане». Песня Садко и гостей из оперы «Садко», Л.Бетховен 5 симфония (экспозиция первой части). 6-я «Пастольная симфония» «У ручья» П.Чайковский;
- дети должны различать на слух:
певческие голоса, состав хора, тембры музыкальных инструментов в оркестровом звучании, сочетания тембров различных инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных);
- важнейшие средства музыкально-
- уметь высказать свое
мнение о музыкальном
- дать точное название
знакомому прослушанному
3. Музицирование:
- петь соло и хором
в своей тесситуре голоса
- «Темная ночь», «В землянке», «Дороги» Никитина В.Щукина, произведения «Золотого фонда музыки» для четвертого класса.
- играть на музыкальных
инструментах простейшие
4. Музыкальное движение: пластическая импровизация «Мелодия и жест».
Список литературы
ВНИМАНИЕ! Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками (вместо pic), графиками, приложениями, списком литературы и т.д., необходимо
ЗАДАЧИ УРОКА: учить школьников
воспринимать музыку как неотъемлемую
часть жизни каждого человека;
воспитывать эмоциональную
Поистине неоценима роль музыки в формировании личности. Обладая способностью затронуть самые сокровенные струны души, пробудить в человеке светлые, благородные порывы, музыка по праву считается одним из самых высших проявлений человеческой культуры.
В процессе слушания музыки и разнообразной музыкальной деятельности происходит музыкальное развитие ребёнка, которое оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка.
Задачи музыкального воспитания:
1) развивать эмоциональную
2) развивать ладотональный,
тембровый, мелодический слух, чувство
ритма с помощью музыкально-
3) формировать певческие
навыки: протяжное и отрывистое
пение, правильное
4) совершенствовать чувство
ритма, согласованность пения
и движения в процессе
5) развивать индивидуальность
восприятия ребенка, умение
На музыкальных занятиях
нам удаётся создать
Музыка является самым действенными организующим средством общения и воспитания эмоций у детей. С давних пор музыка используется психологами, медиками и педагогами и как лечебный фактор /музыкотерапия/.
Одним из вариантов углубленного
изучения искусства и приобщения
к нему детей является организация
системы дополнительного
В условиях организации вокально-хоровых занятий педагогу следует учитывать желание детей заниматься музыкальным исполнительством и содействовать приобщению их к искусству, проявляя особое внимание к каждому ребенку и индивидуальный подход в музыкальном воспитании. Целью работы с детьми в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника, формирование певческой культуры, эмоционально-ценностного отношения к миру, “зоркости души”, т.е. отзывчивости на добро и зло, чуткости, сопереживания, “заражения” эмоциями, введенными в музыкальные произведения. Музыкальные задатки детей и их отзывчивость на музыку характеризуются значительным разнообразием и по уровню, и по структуре.
Ориентир на развитие личности ученика, его эмоциональной сферы, избирательного ценностного отношения к окружающему миру не только вызывает и усиливает интерес к его изучению, но делает это необходимым в работе педагога. В центре – ребенок, уровень и особенности его развития, степень адекватного реагирования на явления, события, зная которые, можно прогнозировать, выстраивать его дальнейшее развитие и воспитание, создавать наиболее благоприятные условия для этого процесса.
Эмоциональная отзывчивость
проявляется и может быть выявлена
в различных видах музыкальной
деятельности ребенка – в восприятии,
исполнении и собственно музыкально-творческой
деятельности, о ее проявлениях можно
судить по эмоциональным реакциям в
процессе музыкальных занятий, по вербальному
и невербальному выражению
С этой целью педагогам
и психологам предлагаются различные
диагностические методики на выявление
уровня развития эмоциональной сферы
ребенка, его психологических
– соответствие их возрасту
ребенка, т.е. учитывать специфику
в подходе к детям;
– создание благоприятных условий для
проведения психолого-педагогического
исследования ребенка с учетом его возможностей
и личностных особенностей;
– фиксировать реакцию ребенка на факт
обследования, отношение к музыке, его
интерес к заданию, целенаправленность
деятельности, сосредоточенность, стойкость
внимания;
– фиксировать результаты деятельности,
общую эмоциональную реакцию на результаты
работы, т.е. переживания, мимику, поведение
ребенка, обращая внимание на аргументацию
выбора: почему?
– осторожно проводить анализ и делать
выводы по принципу: “не навреди”.
Прежде чем приступить к формированию эмоциональной отзывчивости школьников я планирую провести диагностирующий эксперимент с группой детей, который поможет установить уровни сформированности эмоционального реагирования в процессе восприятия музыки.
Уровни эмоциональной отзывчивости:
Показатели: высокий, средний, низкий уровни наличия эмоциональной отзывчивости.
Критерии:
уровень – соматический:
уровень – психический: