Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Содержание

Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эмоциональная отзывчевость..docx

— 268.41 Кб (Скачать документ)

2. Слушание и адекватное  понимание музыки. Формирование  музыкально-слухового сознания первоклассников  на основе адекватное замыслу  композитора восприятия музыкального  произведения предполагает понимание  и слуховое освоении специфики  музыкального языка, его смысловыразительных  элементов в ассоциативных связях  с жизнью. Прогрмамма по слушанию  музыкальных произведений подчинена  тематическому планированию уроков (списки по темам – в Приложении).

Учащийся должен уметь  определять средства музыкальной выразительности. Которыми композитор создает образ  и высказывает суждения о характере  музыки, ее образном содержании, о своем  отношении к прослушанному произведению.

3. Умения. Учащиеся должны  уметь двигаться в соответствии  с характером музыки, владеть  певческим голосом, петь хором  и музицировать на детских  инструментах (подражательская, звукоизобразительная  импровизация, ритмизация стихов, сочинение  мелодии на текст) в объеме  программы дошкольных учебных  заведений. Качественный уровень  этих умений определяется индивидуальными  способностями каждого ученика.

Тематическое планирование уроков музыки.

1 класс

Азбука музыки: звуки и  краски мира в музыке

Тема года: «Как рождается  музыка?»

1 четверть (8 часов)

1. Ведение в предмет.  Музыкальная азбука – азбука  выразительных средств музыки. Мир  музыкального звука в картинках  ( в учебнике «Музыкальная азбука»). Специфика музыкального звука.  Звук-интонация в природе (гром..), в речи (крик, стон…) и в музыке (тембровая интонация в звуке  охотничьего рога…). Звуки окружающего  мира как источник музыкальных  звуков. Игры со звуками.

1. Отрывистые и плавные  звуки: стаккато и легато в  связи с жизненными ассоциациями. Выразительное чтение стихов  с этими приемами, плавное и  отрывистое движение под музыку, театрализация «Дождик». Детское  музыкальное творчество «Дождик  грибной и проливной». Песни о  дожде. Слушание музыки по данной  теме. Косенко «Дождик» Громкость  в музыке связана с жизненными  ассоциациями. Звукоизобразительная  импровизация «Тишина и гром».  Звук и цвет: звуки громкие  – краски яркие, звуки тихие  – краски бледные. Детское  музыкальное творчество: «Рисуем  музыкальное пространство «далеко»  и «близко» громкими и тихими  звуками». Выразительное пение с  динамическими оттенками Музыкальное  движение под громкую и тихую  музыку. Слушание по данной теме. (Бетховен. 5 симфония – начало). Сборник  песен «Владимир Щукин – детям». Аудиозапись в авторском исполнении  «Кисуня и Крысуня Экология  звука».

Прекрасное и безобразное  в музыкальном звуке. Звук и смысл. Звук и здоровье человека.

2. Музыка родной природы  и природа в музыке. Работа  в музыкально-живописном альбоме  (альбом «Музыка родной природы», М,»Просвещение», 2001) Искусство слышать  и понимать звуки природы. Отражение  звуков природы в музыке, в  музыкальном движении, в певческом  голосе, в тембре музыкальных  инструментов. Импровизация на детских  музыкальных инструментах «Музыка  рождается из звуков природы». Связь звуком мира с происхождением  музыкальных инструментов. Музыка  летней природы в стихах, рисунках, в произведениях композиторов (слушание  музыки по данной теме). Детское  музыкальное творчество «Воспоминание  о музыке лета»: звукоподражание  импровизации голосом и на  музыкальных инструментах «Лесной  концерт».

Слушание записей музыки живой природы, птиц…

Музыка для слушания: .Чайковский «Жаворонок», Э.Григ «Птичка», Л.Дакен  «Кукушка», Сен-Санс «Куры и петухи»  из «Карнавала животных» О.Респиги  «Соловей», Р.Леднев «Лес шумит», «Лесная  тропинка», А.Тач «Облака плывут», Э. Китка «Русские кукушки», «Дятел».

Пение. Песня Г.Струве на стихи  школьницы Ирины Исаевой «Музыка». На выбор учителя: из сборников «Российские  композиторы – детям», В.Агафонников  «Драчун», «Обидели».

3. «Музыкальное московедение».  Урок-концерт. Музыкальные произведения  о Москве, стихи, произведения  изобразительного искусства о  Москве. Детское творчество.

Новая песня – «Москва  моя, красавица» (стихи и музыка Е.Голубевой). песни серии «детская песня ХХ1 века».

4. Музыка нашей речи: тембровые  краски речи (гласных и согласных  букв), речевая интонация. Музыка  стиха. Стихи в сопровождении  музыки. Ритмизация стиха. Детское  музыкальное творчество в музыкально-речевых  формах.

Слушание музыка; М.Мусоргский «детская» (Тяпа, бай…)

5. Музыкальный тембр. В.Агафонников  «Сани с колокольчиками» (иллюстрации  «Масленица») В.Гаврилкин «Тройка» . С Прокофьев. Симфоническая сказка  «Петя и волк». Оркестровые  картинки: озвучивание стихов детскими  музыкальными инструментами стихов (по программе 1 класса). Песни  о музыкальных инструментах.

Пение. Новая песня. В.Щукин  «Маленький кузнечик».

6. Урок праздник: «К международному  дню учителя». Анкета «Если бы  я был учителем музыки» в  учебнике-тетради «Музыкальная азбука».

Песни о школе. Старинная  школьная песня «Дети в школу  собирайтесь» (в учебнике «Музыкальная азбука»).

7. Музыкальная экология. Музыка  и шум. Красивое и безобразное  в звуках музыке. инсценировка  басни Крылова «Квартет». Мир  волшебных звуков – п. Чайковский. Танец Феи. Драже из балета  «Щелкунчик».

Детское музыкальное творчество «красивые и безобразные» звуки. Чрезмерная громкость – это опасно!

Пение. Гретри «Спор» (в сопровождении  музыкальных инструментов).

2 четверть (8 часов)

Звуки мира на нотных линейках

9,10,11. Откуда произошли  ноты? Как музыкальные ключи открывают  тайну нотной записи? История  музыкальной культуры о происхождении  нотной записи. Ноты в буквах  на детских металлофонах.

12. Музыкальные регистры  на клавишах и нотах. Регистровые  игры. Звуковысотная лесенка нотного  стана. Детское творчество: звукоподражательная  импровизация «кто пищит высоко, а кто рычит низко?»

13,14,15. Нотный алфавит. Нотная  читалочка в играх и рисунках. Музыка в нотных рисунках (в  учебнике «музыкальная азбука»)

Пение. Нотные песенки (в учебнике «Музыкальная азбука»). Островский «Урок  музыки»…

16. Музыкальная экология. Беседа о пении. Охрана детского  голоса.

Повторение пройденного  материала. Диагностика усвоения нотой  грамоты и развития музыкальности  младшего школьника. Тестирование.

3 четверть (8 часов)

Музыкальное время: звуки  короткие и долгие

17. Метрический пульс в  жизненных ассоциациях. Сильная  и слабая доли метрического  пульса музыки. Детское музыкальное  творчество – звукоизобразительная  импровизация «Часы и часики»,  «Колокольный перезвон». Слушание  музыки по теме. С Прокофьев. Балет «Золушка» 9сцена с часами). Колокольные звоны. Глинка Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (колокольные звоны в музыке)…

18,19. Музыкальное время  в нотнх длительностях в связи  с жизненными ассоциациями «Ноты:  ноги и ножки». Медленные и  быстрые ноты-ножки. Алфавит нотных  длительностей. музыкальная тематика: счет нотных длительностей (на  примере музыки современных русских  композиторов).

20. Дирижирование в двухдольном  и трехдольном размере под  музыку с выделением сильной  доли, с ритмизацией стихов.

21. Ритм в музыке. Рит  в речи, поэтический ритм. Ритм  имен. Детское музыкальное творчество  – ритмизация шуток, прибауток,  считалок…ритм в изобразительном  искусстве.

22, 23. Ритм и музыкальный  жанр. Детское музыкальное творчество: «Ритмический аккомпанемент» к  маршу, польке в двудольном  размере на заданную ритмоформулу  и ритмический аккомпанемент  на вальсовую формулу в трехдольном  размере.

Слушание. В ритме вальса: вальсы И.Штрауса, П.И.Чайковского из балетов «щелкунчик», «Спящая красавица» и др. Маршевый ритм: марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, Марш Черномора  из оперы М.И.Глинки «Руслан и  Людмила». Турецкое рондо В.Моцарта. танцевальные ритмы: «Камаринская» - фантазия для симфонического оркестра М.глинки (фрагмент) П.Чайковский «Неаполитанская  песенка из детского альбома». М.Равель «Болеро» (начальный фрагмент). Музыка композиторов-современников.

24. Музыкальная экология: ритм и его воздействие на  человека.

Повторение пройденного  материала. Диагностика усвоения материала  и развития чувства ритма.

4 четверть (8 часов)

Музыкальный темп

26, 27 Темп в музыке и  в разных видах искусств. Темп  в речи и в музыке. Выразительное  чтение стихов, со сменой темпа  в соответствии с поэтическим  содержанием.

28,29. Простейшие приемы  музыкального исполнения (тремоло,  глиссандо) и их сокращенная  запись (аббревиатуры) на бумаге. Ассоциативные  игры: тремоло и глиссандо в  музыке, речи, живописи. Детское музыкальное  творчество «Рисуем и озвучиваем  свои рисунки».

30. Музыкальная экология. Музыка как духовная «пища». Музыкальные  «напутствия в жизнь»: «Что такое  хорошо и что такое плохо»  в музыке вокруг нас. Почему  вечен гений Моцарта?

Слушание. Симфония В.Моцарта  соль минор. Фантазия ре минор.

Пение. Новая песня: «Театр песни «Осень» стихи Сурикова, музыка Е. Голубевой.

31. Повторение и закрепление  пройденного материала. Итоги  успеваемости.

32. Прощальный урок «Праздник  музыки».

Минимум основных знаний, умений и навыков к концу первого  года обучения по программе минимум  «для всех»:

1. Музыкально-экологическая  просвещенность (музыка и шум.  Опасная громкость, охрана детского  голоса). Музыкально-теоретические  знания первоклассников в объеме  учебника-тетради «Музыкальная азбука»  (средства музыкальной выразительности). Умение применять знания.

Музыкальные грамоты в  музыкальном осмысленном пении  и элементарном музицировании на детских музыкальных инструментах. Навыки ритмического аккомпанемента к  исполняемой песенке.

2. Музыкально-слуховой запас  (формирующий музыкально-слуховое  сознание) согласно репертуарному  списку «слушание музыки» для  первого класса.

- знать произведения «золотого  фонда музыки» первоклассника  – дать точное названии знакомому  прослушанному произведению, назвать  имя его автора.

- С.Прокофьев, симфоническая  сказка для детей «Петя и  волк»..

П.Чайковский . Утренняя молитва. В церкви, Болезнь куклы, Новая  кукла. Песня жаворонка. («Детский альбом»). Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Марш, Вальс цветов, танец Феи драже из балета «Щелкунчик», вальс из балета «Спящая красавица», И.Штраус-сын Полька «Трик-трак», Радецки  марш, М.Мусоргский «Детская», Г.Свиридов «Ласковая просьба», В.Калинников «Грустная  песенка», В.Моцарт «Турецкое рондо», Симфония соль минор 1 часть, Огинский Полонез «Прощание с родиной», Р.Щедрин «Кармен-сюита» (танец Кармен). Г.Гендель Пассакалия, К.Сен-Сенс «Карнавал  животных», Р.Шуман «Смелый наездник»  из Альбома для Юношества. М.Мусоргский «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», С.Прокофьев «Гадкий утенок».

- уметь высказать свое  мнение о музыке – «что услышал  каждый ребенок в произведении  и какими музыкальными средствами  композитор создал данный образ,  на основе которого дети должны  различать на слух;

- тембры отдельных музыкальных  инструментов (ударных, струнных, духовых,  клавишных),

- важнейшие средства музыкальной  выразительности (в объеме учебника-тетради  «Музыкальная азбука»).

3. Музицирование:

- петь соло и хором  в своей тесситуре голоса выученные  песни.

Патриотическая песня  М.Глинки. Старинная школьная песня  «Дети в школу собирайтесь», «Азбука» В.Щукина, Б.Заходера, латвийская песня  «Петушок» , «Маленький кузнечик» В.Щукина-Козлова, Ф.Флис «Спи моя радость», «Скворушка прощается» Т.Потапенко, театр песни  «Осень» Е.Голубевой, слова И.Сурикова русская песня «Во поле береза стояла», «Заинька попляши», «Пусть всегда будет солнце» А.Островского.

- играть на музыкальных  инструментах простейшие звукоподражательные  импровизации. Озвучивать стихи;

- играть в детском оркестре  ритмическое остинато, бурдон. Простейшие  мелодии.

4. Музыкальное движение  в танцевальных жанрах, простейшая  пластическая импровизация.

2 класс

Тема года: «Душа музыки – мелодия»

Музыкальная речь: «Музыка  – речь в точных интервалах» (Б,Астафьев). Интонация в речи и в музыке. Мелодия в речи и в музыке. Мелодический образ и средства музыкальной  выразительности: звукоряд, гамма. Тональность. Лад в мелодии, мажор и минор. Мелодический портрет (Дебисю «Девушка с волосами цвета льна»). Вокальная  и инструментальная мелодия. Пессенность, танцевальность и маршевость в мелодии  разных музыкальных эпох и стилей. Многоголосие. Мелодия и гармония звуков музыки. Аккомпанемент. Времена  года в музыке, поэзии, живописи.

Минимум основных знаний, умений и навыков к концу первого  года обучения:

1. Музыкально-экологическая  просвещенность: глухота от музыки  в наушниках. Опасный ритм. Музыкально-теоретические  знания в объеме учебника-тетради  для второго класса («Душа музыки»)  – мелодия и гармония, тональность,  лад.

2. Музыкально слуховой  запас (формирующий музыкально-слуховое  сознание) согласно репертуарному  списку «Слушание музыки» для  2 второго класса – дать точное  название знакомому прослушанному  произведению, назвать его имя,  автора .произведения «Золотого  фонда музыки» второклассника:

- И.Бах прелюдия из мажор,  шутка, Глюк мелодия для флейты  из оперы «Орфей и Эвридика»,  Л.Бетховен «Элизе», Моцарт «Лакримозо  из реквиема», Р.Шуман «Первая  утрата из альбома для юношества», П.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь», «Апрель. Подснежник» («Времена  года»), мелодия для скрипки, вокализ  Рахманинова, А.Вивальди «Времена  года». К.Сен-Санс лебедь из  «Карнавала животных», увертюра  к опере «Руслан и Людмила», М.Глинки, Паганини «Кампанелла». Э.Григ  «Утро», танец Анитры, песня Сольвейг  из сюиты «Пер Гюнт», К.Дебюсси  «девушки с волосами цвета  льна» А.Хачатурян, Адажио, Г.Свиридов, романс из музыки к кинофильму  «Метель» Вилла Лобос, Бахиана.

Информация о работе Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки