Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы
2. Слушание и адекватное
понимание музыки. Формирование
музыкально-слухового сознания
Учащийся должен уметь
определять средства музыкальной выразительности.
Которыми композитор создает образ
и высказывает суждения о характере
музыки, ее образном содержании, о своем
отношении к прослушанному
3. Умения. Учащиеся должны
уметь двигаться в
Тематическое планирование уроков музыки.
1 класс
Азбука музыки: звуки и краски мира в музыке
Тема года: «Как рождается музыка?»
1 четверть (8 часов)
1. Ведение в предмет.
Музыкальная азбука – азбука
выразительных средств музыки. Мир
музыкального звука в
1. Отрывистые и плавные
звуки: стаккато и легато в
связи с жизненными
Прекрасное и безобразное в музыкальном звуке. Звук и смысл. Звук и здоровье человека.
2. Музыка родной природы
и природа в музыке. Работа
в музыкально-живописном
Слушание записей музыки живой природы, птиц…
Музыка для слушания: .Чайковский «Жаворонок», Э.Григ «Птичка», Л.Дакен «Кукушка», Сен-Санс «Куры и петухи» из «Карнавала животных» О.Респиги «Соловей», Р.Леднев «Лес шумит», «Лесная тропинка», А.Тач «Облака плывут», Э. Китка «Русские кукушки», «Дятел».
Пение. Песня Г.Струве на стихи
школьницы Ирины Исаевой «
3. «Музыкальное московедение».
Урок-концерт. Музыкальные
Новая песня – «Москва моя, красавица» (стихи и музыка Е.Голубевой). песни серии «детская песня ХХ1 века».
4. Музыка нашей речи: тембровые
краски речи (гласных и согласных
букв), речевая интонация. Музыка
стиха. Стихи в сопровождении
музыки. Ритмизация стиха. Детское
музыкальное творчество в
Слушание музыка; М.Мусоргский «детская» (Тяпа, бай…)
5. Музыкальный тембр. В.
Пение. Новая песня. В.Щукин «Маленький кузнечик».
6. Урок праздник: «К международному
дню учителя». Анкета «Если бы
я был учителем музыки» в
учебнике-тетради «Музыкальная
Песни о школе. Старинная школьная песня «Дети в школу собирайтесь» (в учебнике «Музыкальная азбука»).
7. Музыкальная экология. Музыка
и шум. Красивое и безобразное
в звуках музыке. инсценировка
басни Крылова «Квартет». Мир
волшебных звуков – п.
Детское музыкальное творчество «красивые и безобразные» звуки. Чрезмерная громкость – это опасно!
Пение. Гретри «Спор» (в сопровождении музыкальных инструментов).
2 четверть (8 часов)
Звуки мира на нотных линейках
9,10,11. Откуда произошли
ноты? Как музыкальные ключи
12. Музыкальные регистры
на клавишах и нотах.
13,14,15. Нотный алфавит. Нотная читалочка в играх и рисунках. Музыка в нотных рисунках (в учебнике «музыкальная азбука»)
Пение. Нотные песенки (в учебнике «Музыкальная азбука»). Островский «Урок музыки»…
16. Музыкальная экология.
Беседа о пении. Охрана
Повторение пройденного материала. Диагностика усвоения нотой грамоты и развития музыкальности младшего школьника. Тестирование.
3 четверть (8 часов)
Музыкальное время: звуки короткие и долгие
17. Метрический пульс в
жизненных ассоциациях.
18,19. Музыкальное время
в нотнх длительностях в связи
с жизненными ассоциациями «
20. Дирижирование в двухдольном и трехдольном размере под музыку с выделением сильной доли, с ритмизацией стихов.
21. Ритм в музыке. Рит
в речи, поэтический ритм. Ритм
имен. Детское музыкальное
22, 23. Ритм и музыкальный
жанр. Детское музыкальное
Слушание. В ритме вальса: вальсы И.Штрауса, П.И.Чайковского из балетов «щелкунчик», «Спящая красавица» и др. Маршевый ритм: марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, Марш Черномора из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Турецкое рондо В.Моцарта. танцевальные ритмы: «Камаринская» - фантазия для симфонического оркестра М.глинки (фрагмент) П.Чайковский «Неаполитанская песенка из детского альбома». М.Равель «Болеро» (начальный фрагмент). Музыка композиторов-современников.
24. Музыкальная экология: ритм и его воздействие на человека.
Повторение пройденного материала. Диагностика усвоения материала и развития чувства ритма.
4 четверть (8 часов)
Музыкальный темп
26, 27 Темп в музыке и в разных видах искусств. Темп в речи и в музыке. Выразительное чтение стихов, со сменой темпа в соответствии с поэтическим содержанием.
28,29. Простейшие приемы
музыкального исполнения (тремоло,
глиссандо) и их сокращенная
запись (аббревиатуры) на бумаге. Ассоциативные
игры: тремоло и глиссандо в
музыке, речи, живописи. Детское музыкальное
творчество «Рисуем и
30. Музыкальная экология. Музыка как духовная «пища». Музыкальные «напутствия в жизнь»: «Что такое хорошо и что такое плохо» в музыке вокруг нас. Почему вечен гений Моцарта?
Слушание. Симфония В.Моцарта соль минор. Фантазия ре минор.
Пение. Новая песня: «Театр песни «Осень» стихи Сурикова, музыка Е. Голубевой.
31. Повторение и закрепление пройденного материала. Итоги успеваемости.
32. Прощальный урок «Праздник музыки».
Минимум основных знаний, умений и навыков к концу первого года обучения по программе минимум «для всех»:
1. Музыкально-экологическая
просвещенность (музыка и шум.
Опасная громкость, охрана
Музыкальные грамоты в
музыкальном осмысленном пении
и элементарном музицировании на
детских музыкальных
2. Музыкально-слуховой запас
(формирующий музыкально-
- знать произведения «золотого
фонда музыки» первоклассника
– дать точное названии
- С.Прокофьев, симфоническая сказка для детей «Петя и волк»..
П.Чайковский . Утренняя молитва. В церкви, Болезнь куклы, Новая кукла. Песня жаворонка. («Детский альбом»). Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Марш, Вальс цветов, танец Феи драже из балета «Щелкунчик», вальс из балета «Спящая красавица», И.Штраус-сын Полька «Трик-трак», Радецки марш, М.Мусоргский «Детская», Г.Свиридов «Ласковая просьба», В.Калинников «Грустная песенка», В.Моцарт «Турецкое рондо», Симфония соль минор 1 часть, Огинский Полонез «Прощание с родиной», Р.Щедрин «Кармен-сюита» (танец Кармен). Г.Гендель Пассакалия, К.Сен-Сенс «Карнавал животных», Р.Шуман «Смелый наездник» из Альбома для Юношества. М.Мусоргский «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», С.Прокофьев «Гадкий утенок».
- уметь высказать свое
мнение о музыке – «что
- тембры отдельных музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных),
- важнейшие средства
3. Музицирование:
- петь соло и хором
в своей тесситуре голоса
Патриотическая песня М.Глинки. Старинная школьная песня «Дети в школу собирайтесь», «Азбука» В.Щукина, Б.Заходера, латвийская песня «Петушок» , «Маленький кузнечик» В.Щукина-Козлова, Ф.Флис «Спи моя радость», «Скворушка прощается» Т.Потапенко, театр песни «Осень» Е.Голубевой, слова И.Сурикова русская песня «Во поле береза стояла», «Заинька попляши», «Пусть всегда будет солнце» А.Островского.
- играть на музыкальных
инструментах простейшие
- играть в детском оркестре ритмическое остинато, бурдон. Простейшие мелодии.
4. Музыкальное движение в танцевальных жанрах, простейшая пластическая импровизация.
2 класс
Тема года: «Душа музыки – мелодия»
Музыкальная речь: «Музыка – речь в точных интервалах» (Б,Астафьев). Интонация в речи и в музыке. Мелодия в речи и в музыке. Мелодический образ и средства музыкальной выразительности: звукоряд, гамма. Тональность. Лад в мелодии, мажор и минор. Мелодический портрет (Дебисю «Девушка с волосами цвета льна»). Вокальная и инструментальная мелодия. Пессенность, танцевальность и маршевость в мелодии разных музыкальных эпох и стилей. Многоголосие. Мелодия и гармония звуков музыки. Аккомпанемент. Времена года в музыке, поэзии, живописи.
Минимум основных знаний, умений и навыков к концу первого года обучения:
1. Музыкально-экологическая
просвещенность: глухота от музыки
в наушниках. Опасный ритм. Музыкально-теоретические
знания в объеме учебника-
2. Музыкально слуховой
запас (формирующий музыкально-
- И.Бах прелюдия из мажор,
шутка, Глюк мелодия для