Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы
В третьем классе школьники знакомятся с музыкальными жанрами. Приобретают навыки музицирования в жанре и стиле, - в этом им поможет учебник – тетрадь «Музыкальные жанры».
В четвертом классе – школьники осваивают музыкальны формы на основе синтеза искусств (вокальная музыка, оперный театр, балет) и в сравнении с другими видами искусства.
В средней школе углубляются представления о жанрах и стилях музыки на примере творчества великим музыкантов – композиторов и исполнителей отечественной и зарубежной музыки, дается представление о мировой музыкальной культуре.
Принципы построения уроков музыки:
1. Урок строится на основе
принципа целостного
2. Принцип минимакса (согласно
концепции образования А.
3. Ведущий принцип – целостность теоретической и практической деятельности с целью приблизить школьника к созиданию в разных формах музыкального творчества.
4. принцип ассоциативного
сравнения «все познается в
сравнении», сопоставления и
5. Претворение принципа меж предметных связей.
6. Проблемное развивающее обучение.
7. Ведущее значение двух
видов эвристической
8. Мотивирующее отношение к обучению.
Структура уроков музыки
Уроки музыки предполагают слушание
и адекватное замыслу композитора
понимание музыкальных
Формы работы на уроке
Урок музыки это единый
учебно-творческий процесс, все формы
которого слиты в органичном единстве.
Однако при подготовке к уроку
следует продумать, каким образом
развивать у детей музыкальные
способности и навыки. Музыкальное
воспитание в школе предполагает
развитие не только интеллектуальных
(в беседах о музыке) но собственно
музыкальных способностей школьников:
вокально-хоровых, чувство ритма, темпа,
тембрового, мелодического и гармонического
слуха, способностей двигаться под
музыку, а также музыкально-
Музыкальная грамотность. Как работать с «Музыкальной азбукой»
Музыкальная культура и образованность предполагает музыкальную грамотность, знакомство с азами музыкальной грамоты, на основе которых возможно любительское музицирование - грамотное пение и игра на музыкальных инструментах в быту.
Учебник-тетрадь «Музыкальная азбука» написан по принципу минимакса для первоклассников массовой школы с разным уровнем музыкальной подготовки. Он призван дать максимум знаний о средствах музыкальной выразительности и навыков. А школьник должен освоить его содержание по минимуму (в силу своих природных способностей и заинтересованности).
Цель учебника – познакомить с музыкальными средствами в связи с жизненными прообразами искусства музыки, в связи с личным жизненным опытом каждого школьника и тем самым обогатить представления о выразительных возможностях языка музыки.
Учебник-тетрадь «Музыкальная
азбука», в отличие от других музыкальных
пособий для
Работу в учебнике-тетради «музыкальная азбука» желательно начинать со второй четверти, после ТОО, как первоклассники немного адаптируются к школьному учебному процессу. Учебник составлен по принципу «минимакса», поэтому объем материала и скорость его прохождения зависит от способностей конкретной группы детей данного класса. Педагог сам определяет количество занятий на ту или иную тему.
Рубрики и учебники отражают
структуру каждого занятия: знакомство
с темой в доступной детям
форме, в жизненных ассоциациях,
в связи с разными видами искусства,
затем закрепление знаний в выразительном
чтении стихов (динамические оттенки
громко и тихо, стаккато т легато
могут использоваться и на уроках
чтения) и в элементарном музицировании
- звукоизобразительной импровизации
на детских музыкальных
Писать и рисовать в учебник- тетради школьники могут дома. Обязательно ставьте отметки за старание чистоту ведения тетради – так вы с первых шагов приучите школьников к аккуратности. Дети любят загадки, - сформируйте правильное отношение к экзамену путем родостного отгадывания музыкальных загадок в рубрике Экзамен. Нотные картинки – загадки призваны не только закрепить знание музыкальных знаков в игровой форме, но и развить у школьников ассоциативное мышление, изобретательность, наблюдательность к окружающему миру. Рубрика «Угадай мелодию» поможет учителю музыки увязать программу по слушанию музыки с практическим музицированием. Повысить интерес детей к музыкальным занятиям.
Искусство слышать и адекватно воспринимать
Почему дети, часто слушая не слышат? Для человека музыка является «средой обитания». От звука нельзя отвернуться как от света – он настигает нас помимо нашей воли сильно воздействуя на нашу нервную систему. Современный человек в катастрофической искусственно-звуковой ситуации города поневоле развил в себе способность сопротивляться звучащей среде. воспринимая ее как звуковой фон (не придавая ей значения), в нашем лексиконе появился даже термин «фоновая музыка» подобно «музыкальным обоям». Если призадуматься серьезно, то это явление идет вразрез с человеческой природой: испокон веков едва уловимые нюансы звуков окружающего мира нужны были человеку, чтобы выжить физически, - звуки предупреждали человека об опасности, помогали распознать язык природы, а сколько оттенков в звуке человеческого голоса! В голосах птиц и животных! И все это отразили музыкальные звуки. Немудрено, что с давних времен музыка выявила удивительную способность овладевать вниманием человека, магически отключать его от реальности окружающей ситуации, обеспечивала особую концентрацию энергии. Помогите детям почувствовать это! Понимать музыку – это значит чувствовать ее всем своим существом: « и душой и телом».
Как добиться у детей осознанного
слушания музыки понимания ее содержания.
Восприятие музыки у младших школьников
синкретично: в органичном единстве
переплетены явления жизни и
искусства, зрительные, слуховые, вербальные,
моторно-пластические впечатления. Столь
многообразны и задатки школьников.
Проявляющиеся в синтаксических
видах деятельности. Психологические
особенности данного возраста: высокая
чувствительность сенсорных зон
нервной системы эмоциональная
отзывчивость обуславливает преобладание
в этом возрасте художественного
типа сознания. Поэтому детям от
природы присуще талантливость.
И важно не упустить эту благоприятную
возможность для эстетического
развития, так как компенсировать
пробел в этой и в позднем возрасте
не всегда возможно. Специально подобранный
для первоклассников
Музицирование: пение и игра на музыкальных инструментах
Одна из задач музыкального
образования – привить
Развитие певческих навыков и охрана детского голоса
Учите детей пению без крика и форсирования звука. Начинайте кантилены на коротких фразах, вырабатывая певческое дыхание и , добиваясь одновременного всеми детьми начала и окончания фраз. Объясните детям, что, значит петь хором – петь дружно. Следите за правильным формированием гласных-основы певческого звука и дикцией. Особое внимание обратите на спокойное дыхание (через нос рот) и на смену дыхания между фразами. Певческий диапазон голоса в 1 классе от до первой октавы до ре второй октавы у вокальных детей. К каждому ребенку необходимо походить индивидуально и предлагать петь лишь в той тесситуре, которая доступна его голосу. Помните: учитель музыки несет ответственность за здоровье голоса каждого ребенка. Работу над выразительным пением следует связывать с темами «музыкальной азбуки» (приемы исполнения – в теме «звуки отрывистые и плавные», ритм и темп также в соответствующих разделах) – это способствует грамотному и музыкально-осмысленному интонированию. Исполнение песен тренирует музыкальную память. Целесообразно учить много коротких песен-прибауток, каждый урок – новую песенку. Но не следует переутомлять детей долгим разучиванием трудной песни, умейте быть снисходительными к малым достижениям, не увлекаясь тщательностью исполнительской отделки. Выбирайте песенный материал по силах детского хора. Песни, которые вы предлагаете детям, должны быть непременно красивыми и интересными – дети должны желать их петь – это одно из условий успеха вашей работы.
Развитие чувства ритма
Чувство ритма – одно из
важнейших компонентов
Задачи метроритмической работы в первом классе: сформировать ощущение метрической пульсации в музыке, умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой долей, навыки определения двух и трехдольных размеров музыки, ощущения темпов и понимание их смысла, чтение и исполнение простейшей ритмической записи, навыки элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение знакомых ритмических формул марша, танцев – польки и вальса), сочинение ритмов к стихам, подтекста ритмических рисунков.
Развитием чувства ритма
необходимо заниматься на каждом уроке.
Привлекая словесно-
Ритмические занятия побуждают
детей к творчеству: придумать
ритмический аккомпанемент
О детском музыкальном творчестве
Младшие школьники обладают
уникальным творческим потенциалом, который
особенно ярко и активно проявляется
в форме эмоциональной
Детское музыкальное творчество
является показателем музыкальности
детей. Поэтому на основ предполагаемой
методики – творческие формы воспитания,
в процессе которых учащиеся практически
осваивают язык музыки и составляющие
его элементы: тембр, ритм, интонацию,
гармонию… Музицирование по слуху
( в начальном донотном периоде
обучения) с последующим теоретическим
осмыслением, «открытием для себя»
элементов музыкального языка, способствует
тому, что теоретически осознанный
материал становится жизненно-естественной
музыкальной речью ребенка, которую
он с рождения носит как бы в
себе (начиная с младенческого
гуления – певческая