Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:37, курсовая работа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания здорового образа жизни
Понятие «здоровье», его содержание и критерии
1.2 Роль физкультуры в развитии личности
Составляющие здорового образа жизни
1.4. Формирование здорового образа жизни в семье
Глава 2. Исследование роли семьи в формировании в воспитании основ здорового образа жизни
2.1. Изучение уровня сформированности знаний и представлений учащихся о здоровом образе жизни
2.2. Рекомендации родителям школьника
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический
университет»
Михайловский филиал
Курсовая работа
«Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения литературной сказки»
Троян В.В.
Михайловка, 2012
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания здорового образа жизни
1.2 Роль физкультуры в развитии личности
1.4. Формирование здорового образа жизни в семье
Глава 2. Исследование роли семьи в формировании в воспитании основ здорового образа жизни
2.1. Изучение уровня сформированности знаний и представлений учащихся о здоровом образе жизни
2.2. Рекомендации родителям школьника
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Здоровье - бесценное достояние
не только каждого человека, но и
всего общества. При встречах, расставаниях
с близкими и дорогими людьми мы
желаем им доброго и крепкого здоровья,
так как это - основное условие
и залог полноценной и
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Проблема воспитания здорового
поколения приобретает в
Результаты научных
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У учащихся и их родителей
не сформировано ценностное отношение
к своему здоровью, что объясняется
недостаточной пропагандой
Анализ психолого-
Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
Объект исследования: знания о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни.
Гипотеза исследования:
Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Выявить возрастные
особенности знаний о здоровом
образе жизни младших
4. Разработать критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни.
5. Выявить и экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания здорового образа жизни
О понятии «здоровье» столетиями идут споры философов, медиков и психологов, здоровье является одной из главных жизненных ценностей для большинства из нас. Что же такое здоровье? Здоровье человека как биосоциального существа является не только биологической категорией, но и важным показателем общественного прогресса. Здоровье необходимо рассматривать как общественное богатство не только в социальном, но и в духовном, экологическом, психологическом смысле. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
- индивидуальное здоровье
человека - естественное состояние
организма на фоне отсутствия
патологических сдвигов,
- здоровье представляет
собой гармоничную
- индивидуальное здоровье
человека - это гармоническое единство
всевозможных обменных
- здоровье - это процесс
сохранения и развития
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному.
- Соматический - подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.
- Социальный - меру трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру.
- Личностный - стратегию жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами его жизни.
Исходя из этого, здоровье
человека может быть определено как
оптимальное состояние его
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):
• Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Непременными условиями,
которые поддерживают здоровье, являются
чистый воздух и вода, высококачественные
продукты, контакт со здоровой окружающей
средой. При разработке стратегии
роста здоровья населения необходимо
учитывать и экологические
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Влияние здорового образа
жизни на внешний вид и успешную
карьеру человека велика, нередко
полнота лишает многих приятных моментов
в жизни человека. К счастью
с каждым годом становится все
больше последователей здорового образа
жизни. Но вот только далеко не все
приверженцы правильного образа
жизни знают, что для того, чтобы
оздоровиться мало просто избавления
от вредных привычек вроде курения
и потребления алкогольных
Здоровый и духовно
развитый человек счастлив - он отлично
себя чувствует, получает удовлетворение
от своей работы, стремится к