Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:37, курсовая работа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания здорового образа жизни
Понятие «здоровье», его содержание и критерии
1.2 Роль физкультуры в развитии личности
Составляющие здорового образа жизни
1.4. Формирование здорового образа жизни в семье
Глава 2. Исследование роли семьи в формировании в воспитании основ здорового образа жизни
2.1. Изучение уровня сформированности знаний и представлений учащихся о здоровом образе жизни
2.2. Рекомендации родителям школьника
Заключение
Список использованной литературы
Глава 2. Исследование роли семьи в формировании в воспитании основ здорового образа жизни
2.1. Изучение уровня сформированности знаний и представлений учащихся о здоровом образе жизни
Нами было проведено опытно-
Понятие о «здоровом образе жизни» у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причем 35% учащихся считают, что ЗОЖ – это «занятия спортом», т.е. они предусматривают определенные действия со своей стороны, направленные на укрепление и сохранение здоровья. Также 35% учащихся считают, что «здоровый образ жизни» – это отказ от вредных привычек, т.е. их знания еще не систематизированы. 10% учащихся, считают, что здоровый образ жизни – это правильное питание, т.е. их знания и представления фрагментарны и не точны, и 20% учащихся вообще не ответили на поставленный вопрос, что в свою очередь говорит о том, что они не имеют представления о понятии «здоровый образ жизни».
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не вполне адекватное: 50% учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 35% учащихся считают свое здоровье «удовлетворительное», 10% считают, что у них здоровье «не очень хорошее», и лишь 5% считают свое здоровье «плохое».
На вопрос «от чего зависит твое здоровье» 50% учащихся ответили, что их здоровье зависит от здорового образа жизни и занятий спортом, 10% учащихся к этим двум компонентам отнесли еще и закаливание. И только 5% опрошенных считают что, их здоровье зависит и от хорошего настроения, это говорит о том, что у детей не достаточно знаний о составляющих здоровья и ЗОЖ.
Большинство учащихся владеет знаниями о вредных привычках: 95% учащихся выделили курение как вредную привычку, 75% – употребление
алкоголя, 40% – наркоманию.
Также не все учащиеся владеют достаточными знаниями о режиме дня, только 50% опрошенных выделили все правильные компоненты режима дня.
К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся в большей степени положительно, 75% детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, 60% учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции.
Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 10% учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 35% – лишь иногда, также 55% учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся исследуемого класса.
Таким образом, на основе результатов анализа анкет можно выделить разноуровневые группы учащихся в зависимости от их знаний и представлений о здоровом образе жизни:
Первая группа учащихся,
обладающая высоким уровнем, характеризуется
наличием знаний о здоровье как физическом,
психическом и нравственном благополучии,
как о способности к
Вторая группа подростков, относящаяся к среднему уровню, характеризуется частично сформированной мотивацией на ведение ЗОЖ. Учащиеся понимают важность и необходимость сохранения здоровья, но реальные практические действия совершают обычно в присутствии других детей, по настроению, по настоянию взрослых, т.е. у них отсутствует личная заинтересованности в ведении ЗОЖ.
Третья группа подростков относится к поверхностному уровню – это дети с фрагментарным отношением к ЗОЖ, неполными и не системными знаниями и умениями в этой области. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляют.
В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемого класса можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 40% учащихся класса, среднему уровню 40% учащихся, к поверхностному уровню 20% учащихся.
В ходе проверки работы было выявлено следующее:
Таблица 1.
Умение |
Всего учащихся |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
3 Б |
20 |
40% |
40% |
20% |
Необходимо добавить, что в результате выше приведенного анкетирования мы выявили не только уровень знаний и представления детей о ЗОЖ, но и готовность к ведению собственного здорового образа жизни, состояния здоровья учащихся.
Таким образом, полученные материалы
указывают на необходимость воспитания
у учащихся потребностей в здоровье,
формирования у них систематизированных
знаний и представлений о сущности
ЗОЖ и выработки
На втором этапе исследования была проведена работа по повышению уровня знаний учащихся о ЗОЖ и привлечении к нему.
В исследуемом нами классе
у классного руководителя разработан
план мероприятий внеклассной
Но самая большая работа была проведена с семьями учащихся. Было проведено родительское собрание на тему: «Здоровый образ жизни школьника» (Приложение 2) на котором была проведена беседа о роли семьи в воспитании основ здорового образа жизни, о роли семьи в воспитании личности. Родителям были розданы листовки с режимом дня школьника, о вреде курения, наркомания, упражнения для закаливания, (Приложение 3) и родители согласились тесно сотрудничать с детьми, помочь ребятам в воспитании основ здорового образа жизни.
На протяжении всей внеклассной работы мы тесно сотрудничали с семьями учащихся. Для взаимодействия с родителями в ходе внеклассной воспитательной деятельности мы использовали различные формы ее организации. Привлечение родителей к формированию ЗОЖ детей является одним из условий эффективности проводимой работы, т. к. они являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Родители должны быть примером для своих детей, ведь именно в семье закладываются основы характера и морального облика.
Участие родителей во внеклассной воспитательной работе повышает их собственный уровень знаний о здоровье и ЗОЖ, а также ведет к сплочению семьи, повышению авторитета родителей в глазах детей.
Из всего вышесказанного следует, что целенаправленно и систематически проводимая воспитательная работа в семье учащегося может являться эффективным средством формирования ЗОЖ учащихся.
На третьем, последнем этапе исследования, , для выявления изменения знаний и представлений детей о ЗОЖ в исследуемом классе, мы еще раз предложили им заполнить анкету.
Из таблицы 3 следует, что работа классного руководителя, и в первую очередь работа семьи принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья.
Так, в исследуемом классе практически все учащиеся (85%) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также уменьшилось количество учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам до 35%, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 55%. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Также изменилось отношение к состоянию своего здоровья у учащихся. Оценка состояния здоровья стала более адекватной: 35% учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 50% учащихся считают свое здоровье «удовлетворительное».
Увеличилось количество учащихся, отметивших алкоголь и наркоманию как вредные привычки: 90% и 55%. Около 70% учащихся правильно определили все составляющие режима дня, тогда как в начале исследования их было 50%. Необходимо заметить, что валеологизация учебного и воспитательного процесса, включающая формирование положительных эмоций и снятие напряжения во время занятий, оказала благоприятное влияние на здоровье учащихся: 45% детей не чувствуют после уроков усталости и 35% устают иногда.
В ходе проверки работы было выявлено следующее:
Таблица 2.
Умение |
Всего учащихся |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Поверхностный уровень |
3 Б |
20 |
50% |
45% |
5% |
Таким образом, в соответствии с уровнями (выделенными в первом параграфе этой главы), учитывая положительную динамику представлений учащихся о здоровом образе жизни и изменении собственного образа жизни, их можно распределить следующим образом: высокому уровню соответствует 50% учащихся класса, среднему уровню – 45%, поверхностному – 5%.
2.2. Рекомендации родителям школьника
Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно
организован режим дня
Большую часть времени школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Организм ребенка для
своего роста и развития нуждается
в определенных условиях, так как
его жизнь находится в
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы — жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения
во внешней среде приводят к заболеваниям,
отставанию физического развития, снижению
работоспособности и
В основе правильно организованного
режима дня школьника лежит
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает: