Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, дипломная работа
Цель нашего исследования – определение условий эффективности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Исследование предполагало решение следующих задач:
- изучить общую и специальную психологическую и педагогическую литературу;
- провести психолого-педагогическое обследование детей, испытывающих трудности в обучении;
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1.
Проблема школьной неуспеваемости в теории и практике обучения ……………………………………………………………..8
1.1. Проблема трудностей в обучении на современном этапе ….8
1.2. Общая характеристика детей с ЗПР……………………………17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.…..22
Глава 2.
Психолого-педагогическая характеристика логопедического класса общеобразовательной школы .………………………...33
2.1. Организация экспериментального исследования …….….….34
2.2. Результаты обследования………………………………….….…46
Глава 3.
Система коррекционно–развивающего обучения как условие реализации комплексного подхода в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении …....56
Заключение………………………………………………………………..68
Список литературы…………………………………………………….…71
В школе, где проводилось исследование, предусматривается, помимо ставки учителя-дефектолога, дополнительная ставка учителя – логопеда для работы в коррекционном (речевом) классе.
На каждом этапе работы с ребенком дефектолог должен видеть перспективу развития каждого учащегося, выстроить психолого–педагогический прогноз. Педагог в свою очередь должен уметь отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.
Дефектолог работает ежедневно в первой половине дня. Один день в неделю во второй половине дня для того, чтобы родители могли присутствовать на занятиях и получать индивидуальные консультации.
Учитель-логопед работает во второй половине дня. Один раз в неделю в первой половине дня (в тот день когда дефектолог работает во вторую смену). Проводит индивидуальные и групповые занятия.
Психолог работает и в первую и во вторую половину дня.
При такой организации работы нагрузка на детей распределяется равномерно. Режим дня и сетка занятий дефектолога, логопеда, психолога и педагога строится с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей детей класса, а также решаемых задач коррекционно-развивающего обучения. С детьми, слабо усваивающими программу, отличающимися резким снижением работоспособности, на начальных этапах обучения проводится индивидуальная работа.
Воспитатель осуществляет индивидуальную работу по заданиям дефектолога и логопеда: работает над развитием внимания, памяти, восприятия, мышления, фонематического слуха, а также закрепляет умения и навыки детей, связанные с усвоением учебной программы. Вечерний отрезок времени с детьми проводятся музыкальные, физкультурные занятия, занятия коррекционной ритмикой. Необходимо помнить о том, какая нагрузка приходится на нервную систему детей. Режим дня должен быть выверен и точно соблюдаться. Чтобы исключить гиподинамию в учебное содержание включаются разнообразные формы: игры, двигательные упражнения.
Из-за невысокого
уровня работоспособности учащихся,
в частности из-за замедленного темпа
работы, с нашей точки зрения целесообразно
удлинить и сделать более гибкими сроки
обучения пока только в начальной школе
(срок обучения от 3 до 5 лет). Возможно перенести
начало занятий на более позднее время
(например, с 8 часов на 9 часов утра). По
усмотрению психолого-медико-
Рассмотрим организацию и конкретные задачи работы этой системы по основным направлениям - диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое.
Организация диагностико-консультативной работы
Коррекционно-развивающее
обучение может осуществляться во всех
видах общеобразовательных
Классы коррекционно-
Дети, которые поступают в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно развивающего обучения без дополнительного обследования на основании вынесенного ранее медико-педагогического заключения. Зачисление производится только с согласия родителей и при наличии заявления от них.
Классы коррекционно-
Обучение
в коррекционно-развивающих
В классы коррекционно-развивающего обучения принимают детей, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функции головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоциально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность в следствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Трудности, испытываемые
детьми, могут быть обусловлены недостатками
внимания, эмоционально-волевой
При положительной
динамике развития, успешном усвоении учебной программы на основе
решения психолого-медико-
Необходимое
звено этой системы – школьные
психолого-медико-
Организация коррекционно-развивающего
учебно-воспитательного
Это направление предполагает вариативность форм и методов обучения, обеспечение гибкости системы коррекционно-развивающего образования.
Комплектование
классов КРО осуществляется на основе
комплексного клинико-психолого-
Реализация
системы коррекционно-
Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:
- введение
в содержание обучения
- использование
методов и приемов обучения
с ориентацией на «зону
- коррекционная
направленность учебно-
- определение
оптимального содержания
Среди коррекционных задач особую значимость имеют следующие:
- развитие
познавательной активности
- развитие
общеинтеллектуальных умений (приемов
анализа, сравнения, обобщения,
- осуществление
нормализации учебной деятельно
- развитие
словаря, устной
- осуществление логопедической коррекции нарушений речи;
- осуществление
психокоррекции поведения
- проведение социальной профилактики, формирование навыков общения, правильного поведения.
Методические принципы построения содержания учебного материала направлены на обеспечение системного усвоения знаний учащимися и предполагают усиление практической направленности изучаемого материала; выделение существенных признаков изучаемых явлений; опору на жизненный опыт ребенка; опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; соблюдение принципа необходимости и достаточности при определении объема изучаемого материала; введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности школьников, усвоенных ими ранее знаний и умений, а также формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Существенной чертой коррекционно-развивающего педагогического процесса является индивидуально-групповая коррекционная работа, ориентированная на исправление индивидуальных недостатков развития школьников. Такие занятия могут иметь цели общеразвивающего характера, например, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, развития памяти, внимания, коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Но направленность занятий может быть предметной – подготовка к восприятию трудных программных тем, восполнение пробелов предшествующего обучения и др. значительное место занимают также логопедические занятия для детей с речевыми нарушениями.
Задачи лечебно-
Большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегетососудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность организма ребенка к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство детей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь учащимся из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствует укреплению здоровья детей.
Следует отметить, что на сегодняшний день органы управления здравоохранением не несут никакой ответственности за здоровье этих детей. Поэтому разработка нормативно-правовых актов и целевых программ по обеспечению охраны жизни и здоровья детей приобретает значимость для организаторов коррекционно-развивающего образования.
Лечебно-оздоровительная
работа проводится в комплексе с
диагностико-консультативной и
Основными задачами являются:
- укрепление
физического и
- создание
в учреждении благоприятного
лечебно-оздоровительного
- соблюдение
санитарно-гигиенических норм
Для успешного осуществления всеобщего среднее образование нельзя недооценивать профилактику и раннее выявление детей с трудностями в обучении. Коррекционно-воспитательную работу с такими детьми следует начинать не в школе, а еще в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для общего и прежде всего умственного развития ребенка.
Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии была и остается одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В связи с этим целью нашего исследования стало определение условий эффективности работы с детьми испытывающими трудности в обучении.