Комплексный подход в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – определение условий эффективности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Исследование предполагало решение следующих задач:
- изучить общую и специальную психологическую и педагогическую литературу;
- провести психолого-педагогическое обследование детей, испытывающих трудности в обучении;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1.
Проблема школьной неуспеваемости в теории и практике обучения ……………………………………………………………..8
1.1. Проблема трудностей в обучении на современном этапе ….8
1.2. Общая характеристика детей с ЗПР……………………………17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.…..22
Глава 2.
Психолого-педагогическая характеристика логопедического класса общеобразовательной школы .………………………...33
2.1. Организация экспериментального исследования …….….….34
2.2. Результаты обследования………………………………….….…46
Глава 3.
Система коррекционно–развивающего обучения как условие реализации комплексного подхода в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении …....56
Заключение………………………………………………………………..68
Список литературы…………………………………………………….…71

Работа состоит из  1 файл

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ .doc

— 507.00 Кб (Скачать документ)

В школе, где  проводилось исследование, предусматривается, помимо ставки учителя-дефектолога, дополнительная ставка учителя – логопеда для  работы в коррекционном (речевом) классе.

На каждом этапе работы с ребенком дефектолог должен видеть перспективу развития каждого учащегося, выстроить психолого–педагогический прогноз. Педагог в свою очередь должен уметь отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.

Дефектолог  работает ежедневно в первой половине дня. Один день в неделю во второй половине дня для того, чтобы родители могли присутствовать на занятиях и получать индивидуальные консультации.

Учитель-логопед  работает во второй половине дня. Один раз в неделю в первой половине дня (в тот день когда дефектолог работает во вторую смену). Проводит индивидуальные и групповые занятия.

Психолог  работает и в первую и во вторую половину дня.

При такой  организации работы нагрузка на детей  распределяется равномерно. Режим дня  и сетка занятий дефектолога, логопеда, психолога и педагога строится с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей детей класса, а также решаемых задач коррекционно-развивающего обучения. С детьми, слабо усваивающими программу, отличающимися резким снижением работоспособности, на начальных этапах обучения проводится индивидуальная работа.

Воспитатель осуществляет индивидуальную работу по заданиям дефектолога и логопеда: работает над развитием внимания, памяти, восприятия, мышления, фонематического  слуха, а также закрепляет умения и навыки детей, связанные с усвоением учебной программы. Вечерний отрезок времени с детьми проводятся музыкальные, физкультурные занятия, занятия коррекционной ритмикой. Необходимо помнить о том, какая нагрузка приходится на нервную систему детей. Режим дня должен быть выверен и точно соблюдаться. Чтобы исключить гиподинамию в учебное содержание включаются разнообразные формы: игры, двигательные упражнения.  

Из-за невысокого уровня работоспособности учащихся, в частности из-за замедленного темпа  работы, с нашей точки зрения целесообразно удлинить и сделать более гибкими сроки обучения пока только в начальной школе (срок обучения от 3 до 5 лет). Возможно перенести начало занятий на более позднее время (например, с 8 часов на 9 часов утра). По усмотрению психолого-медико-педагогического консилиума школы может быть установлен дополнительный выходной день для нуждающихся (в частности, для детей, страдающих церебрастенией). ввести дополнительные каникулы для всех учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения. Но мы считаем, что не надо уменьшать продолжительность урока, так как эти дети, как правило, не умеют организовать самостоятельно свой труд, поэтому 5-7 мин урока уходит на организацию их деятельности, 30 мин – на учебную деятельность. Кроме того, сохраняя урок в 40 мин, мы даем возможность учителю поработать с учащимися индивидуально или малыми группами (2-4 человека).

Рассмотрим  организацию и конкретные задачи работы этой системы по основным направлениям - диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое.

Организация диагностико-консультативной  работы

Коррекционно-развивающее  обучение может осуществляться во всех видах общеобразовательных учреждений, которые располагают специально подготовленными для этой работы кадрами, необходимым программно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебно-воспитательного процесса и лечебно-профилактической помощи детям и подросткам данной категории.

Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консультации округа о необходимости данного типа обучения.

Дети, которые  поступают в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно развивающего обучения без дополнительного обследования на основании вынесенного ранее медико-педагогического заключения. Зачисление производится только с согласия родителей и при наличии заявления от них.

Классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимущественно  на ступени начального общего образования  в первый или второй год обучения и функционируют до 9 класса включительно.

Обучение  в коррекционно-развивающих классах первой ступени продолжается 3-5 лет, в зависимости от потенциальных возможностей развития ребенка и успешности обучения. Продление сроков возможно только по заключению психолого-медико-педагогической консультации или медико-педагогической комиссии на каждого школьника индивидуально.

В классы коррекционно-развивающего обучения принимают детей, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных  биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений  функции головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоциально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность в следствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

Трудности, испытываемые детьми, могут быть обусловлены недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной  мотивации, общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности),  недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, а также негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

При положительной  динамике развития, успешном усвоении учебной программы на основе решения психолого-медико-педагогического консилиума ученики с их собственного согласия и разрешения их родителей могут быть переведены в обычные классы.

Необходимое звено этой системы – школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, которые осуществляют диагностику учащихся и консультирование родителей и педагогов. В состав консилиума по приказу директора учреждения вводится заместитель директора по учебно-воспитательной работе, логопед, учитель-дефектолог, практический психолог, врач, учитель начальных классов, имеющий опыт работы в коррекционном классе. Психолого-медико-педагогический консилиум консультирует родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении, готовит документы на МПК или городскую ПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании ребенка.

Организация коррекционно-развивающего

учебно-воспитательного процесса

Это направление предполагает вариативность форм и методов обучения, обеспечение гибкости системы коррекционно-развивающего образования.

Комплектование  классов КРО осуществляется на основе комплексного клинико-психолого-педагогического  обследования ученика, в соответствии с вариативными учебными планами, а также вариативными учебными программами.

Реализация  системы коррекционно-развивающего обучения предполагает непрерывность  реабилитационного процесса: обеспечение  преемственности дошкольного и  школьного обучения на начальной ступени обучения и сохранение при необходимости таких классов на основной ступени обучения, а также открытие таких классов не позднее 5 класса (6 класса в исключительных случаях). Следует подчеркнуть, что эта система позволяет учащимся свободно переходить в обычные классы при достижении положительных результатов в развитии и в учебно-познавательной деятельности.

Психолого-дидактические  принципы коррекционно-развивающего обучения:

- введение  в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

- использование  методов и приемов обучения  с ориентацией на «зону ближайшего  развития» ребенка, создание оптимальных  условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционная  направленность учебно-воспитательного  процесса, обеспечивающего решение  задач общего развития, воспитания  и коррекции познавательной деятельности  и речи ребенка, преодоление  индивидуальных недостатков развития;

- определение  оптимального содержания учебного  материала и его отбор в  соответствии с поставленными  задачами.

Среди коррекционных задач особую значимость имеют следующие:

- развитие  познавательной активности детей  (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развитие  общеинтеллектуальных умений (приемов  анализа, сравнения, обобщения,  навыков группировки и классификации);

- осуществление  нормализации учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание навыков самоконтроля, самооценки;

- развитие  словаря, устной монологической  речи детей в единстве с  обогащением ребенка знаниями  и представлениями об окружающей  действительности;

- осуществление логопедической коррекции нарушений речи;

- осуществление  психокоррекции поведения ребенка;

- проведение  социальной профилактики, формирование  навыков общения, правильного  поведения.

Методические  принципы построения содержания учебного материала направлены на обеспечение системного усвоения знаний учащимися и предполагают усиление практической направленности изучаемого материала; выделение существенных признаков изучаемых явлений; опору на жизненный опыт ребенка; опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; соблюдение принципа необходимости и достаточности при определении объема изучаемого материала; введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности школьников, усвоенных ими ранее знаний и умений, а также формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Существенной  чертой коррекционно-развивающего педагогического  процесса является индивидуально-групповая коррекционная работа, ориентированная на исправление индивидуальных недостатков развития школьников. Такие занятия могут иметь цели общеразвивающего характера, например, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, развития памяти, внимания, коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Но направленность занятий может быть предметной – подготовка к восприятию трудных программных тем, восполнение пробелов предшествующего обучения и др. значительное место занимают также логопедические занятия для детей с речевыми нарушениями.

Задачи лечебно-оздоровительной  работы

Большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегетососудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность организма ребенка к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство детей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь учащимся из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствует укреплению здоровья детей.

Следует отметить, что на сегодняшний день органы управления здравоохранением не несут никакой  ответственности за здоровье этих детей. Поэтому разработка нормативно-правовых актов и целевых программ по обеспечению  охраны жизни и здоровья детей приобретает значимость для организаторов коррекционно-развивающего образования.

Лечебно-оздоровительная  работа проводится в комплексе с  диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей  учебно-воспитательной работы.

Основными задачами являются:

- укрепление  физического и психоневрологического  здоровья детей, организация ЛФК;

- создание  в учреждении благоприятного  лечебно-оздоровительного режима, в  частности строгое соблюдение  норм предельно допустимой нагрузки  на ученика, введение дополнительных каникул в феврале и индивидуального «разгрузочного дня» – в соответствии с Положением о классах коррекционно-развивающего обучения;

- соблюдение  санитарно-гигиенических норм и  режима рационального питания.

Для успешного  осуществления всеобщего среднее образование нельзя недооценивать профилактику и раннее выявление детей с трудностями в обучении. Коррекционно-воспитательную работу с такими детьми следует начинать не в школе, а еще в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для общего и прежде всего умственного развития ребенка.

 

Заключение

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии была и остается одной  из наиболее важных и актуальных проблем  коррекционной педагогики. В связи  с этим целью нашего исследования стало определение условий эффективности работы с детьми испытывающими трудности в обучении.

Информация о работе Комплексный подход в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении