Комплексный подход в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования – определение условий эффективности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Исследование предполагало решение следующих задач:
- изучить общую и специальную психологическую и педагогическую литературу;
- провести психолого-педагогическое обследование детей, испытывающих трудности в обучении;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1.
Проблема школьной неуспеваемости в теории и практике обучения ……………………………………………………………..8
1.1. Проблема трудностей в обучении на современном этапе ….8
1.2. Общая характеристика детей с ЗПР……………………………17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.…..22
Глава 2.
Психолого-педагогическая характеристика логопедического класса общеобразовательной школы .………………………...33
2.1. Организация экспериментального исследования …….….….34
2.2. Результаты обследования………………………………….….…46
Глава 3.
Система коррекционно–развивающего обучения как условие реализации комплексного подхода в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении …....56
Заключение………………………………………………………………..68
Список литературы…………………………………………………….…71

Работа состоит из  1 файл

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ .doc

— 507.00 Кб (Скачать документ)

В последнее  десятилетие в соответствии с  тенденциями развития общества менялась и образовательная ситуация в  стране, в результате чего школа  превращалась в полифункциональную, неся на себе не только традиционные (обучающую, воспитывающую, развивающую), но и совершенно новые функции (психокоррекционную, оздоровительную). На первый план стала выходить проблема предупреждения, выявления и преодоления неуспеваемости учащихся.

Созданная в  последние годы система коррекционно–развивающего  обучения (КРО) – форма дифференцированного  образования, которая позволяет  решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в  обучении и адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно–воспитательного процесса, но более эффективно при создании специальных классов КРО, позволяющих обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно–психическом  здоровье.

Организация учебно–воспитательного процесса в  системе коррекционно–развивающего  обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в развитии психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся.

В результате проведенного эксперимента, нами было подтверждено положение о том, что  дошкольная подготовка или ее отсутствие оказывают влияние на успешность обучения детей. Были также выявлены существенные различия между детьми, испытывающими трудности в обучении, посещавшими и не посещавшими специальные детские учреждения. Дети, посещавшие детские сады лучше справляются с заданиями. У них лучше развиты память, внимание, восприятие, мышление, чем у их сверстников, не посещавших детские дошкольные учреждения.

В связи с  вышеизложенным можно констатировать, что разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками и школьниками, имеющими трудности в обучении, может  рассматриваться как одно из приоритетных направлений современной педагогики. Еще большее значение данное направление приобретает в работе с детьми, имеющими нарушения развития. Основным фактором, обуславливающим развитие психики ребёнка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие.

Мы понимаем, что предлагаемая нами программа  коррекционно-развивающего воздействия  является весьма условной и затрагивает  лишь некоторые аспекты в сложной  проблеме обучения и воспитания детей  испытывающих трудности в обучении. Однако мы надеемся, что разработка отдельных приемов работы с детьми с трудностями в обучении будет способствовать эффективности их обучения и воспитания.

В заключении ответ на вопрос, который сегодня  задают очень многие: «нужны ли классы компенсирующего обучения?» Мы считаем, что речь должна идти не о формах организации, а о существе учебно-воспитательного процесса в них. Если классы выполняют только селективную роль, то они не нужны, если же учебный процесс, организованный в них, помогает ребенку учиться, адаптироваться, выбрать достойный человека путь, то их можно только приветствовать

 

Литература

 

  1. Аркин Н.Е. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.

2. Астапов В.М.-Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., «Гном-Пресс», 1999.

5.  Власова Т.Д., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии. - М.: Просвещение, 1973.

6. Вопросы обучения и изучения аномальных детей. (Психолого-педагогические и методические исследования) / Под ред. А. И. Дьячкова. М.: Изд-во АШ РСФСР, 1963.

7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во АНН РСФСР, 1956.

8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М. 1993

  1. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие: критерии и   нормативы. – М., 1991.
  2.  Гурова Н.Н. О коррекционно-развивающем образовании детей с трудностями в обучении. – Дефектология, 1995, №5.
  3.  Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984.
  4. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
  5.    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.
  6. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого–педагогического обследования детей в медико–педагогических комиссиях. - Киев, 1988.
  7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995.
  8. Иванова Е.К. Психологическая характеристика наиболее типичных групп неуспевающих первоклассников. – В кн.: «Обучение и развитие младшего школьника». - М., 1976.
  9. Калмыкова З.И. Работа со школьниками, имеющими временные задержки в психическом развитии. - М. 1981.

18. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

19.  Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965.

20.  Логопедия./ Под ред. Волковой Л. С. - М., 1989.

  1. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  2.  Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 1993.
  3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. - М., 1997.
  4. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. – Дефектология, 1972, №3.
  5. Психологическая диагностика детей и подростков./ Под ред. Н.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 1995.
  6. Равкин З.И. Воспитание детей в семье. - М., 1959.
  7. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. - М., 1998.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1998.
  9. Рубинштейн С.Я. Эксперементальные методики патопсихо-логии (практ. Руководство). - М., 1970.

30.  Соколов А.И. Внутренняя речь и мышление. - М., 1967.

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей./ Под. ред. Ф.А. Сохина. - М., 1981.
  2. Ушакова О.С. Развитие связной речи. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М.,1987
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  4. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. - М., 1990.
  5. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно–развивающего обучения для детей с ЗПР. – Дефектология, 1997, №5.
  6. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Комплексный подход в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении