Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, дипломная работа
Цель нашего исследования – определение условий эффективности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Исследование предполагало решение следующих задач:
- изучить общую и специальную психологическую и педагогическую литературу;
- провести психолого-педагогическое обследование детей, испытывающих трудности в обучении;
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1.
Проблема школьной неуспеваемости в теории и практике обучения ……………………………………………………………..8
1.1. Проблема трудностей в обучении на современном этапе ….8
1.2. Общая характеристика детей с ЗПР……………………………17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.…..22
Глава 2.
Психолого-педагогическая характеристика логопедического класса общеобразовательной школы .………………………...33
2.1. Организация экспериментального исследования …….….….34
2.2. Результаты обследования………………………………….….…46
Глава 3.
Система коррекционно–развивающего обучения как условие реализации комплексного подхода в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении …....56
Заключение………………………………………………………………..68
Список литературы…………………………………………………….…71
В последнее десятилетие в соответствии с тенденциями развития общества менялась и образовательная ситуация в стране, в результате чего школа превращалась в полифункциональную, неся на себе не только традиционные (обучающую, воспитывающую, развивающую), но и совершенно новые функции (психокоррекционную, оздоровительную). На первый план стала выходить проблема предупреждения, выявления и преодоления неуспеваемости учащихся.
Созданная в
последние годы система коррекционно–
Организация
учебно–воспитательного процесса в
системе коррекционно–
В результате проведенного эксперимента, нами было подтверждено положение о том, что дошкольная подготовка или ее отсутствие оказывают влияние на успешность обучения детей. Были также выявлены существенные различия между детьми, испытывающими трудности в обучении, посещавшими и не посещавшими специальные детские учреждения. Дети, посещавшие детские сады лучше справляются с заданиями. У них лучше развиты память, внимание, восприятие, мышление, чем у их сверстников, не посещавших детские дошкольные учреждения.
В связи с вышеизложенным можно констатировать, что разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками и школьниками, имеющими трудности в обучении, может рассматриваться как одно из приоритетных направлений современной педагогики. Еще большее значение данное направление приобретает в работе с детьми, имеющими нарушения развития. Основным фактором, обуславливающим развитие психики ребёнка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие.
Мы понимаем, что предлагаемая нами программа коррекционно-развивающего воздействия является весьма условной и затрагивает лишь некоторые аспекты в сложной проблеме обучения и воспитания детей испытывающих трудности в обучении. Однако мы надеемся, что разработка отдельных приемов работы с детьми с трудностями в обучении будет способствовать эффективности их обучения и воспитания.
В заключении ответ на вопрос, который сегодня задают очень многие: «нужны ли классы компенсирующего обучения?» Мы считаем, что речь должна идти не о формах организации, а о существе учебно-воспитательного процесса в них. Если классы выполняют только селективную роль, то они не нужны, если же учебный процесс, организованный в них, помогает ребенку учиться, адаптироваться, выбрать достойный человека путь, то их можно только приветствовать
2. Астапов В.М.-Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
5. Власова Т.Д., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии. - М.: Просвещение, 1973.
6. Вопросы обучения и изучения аномальных детей. (Психолого-педагогические и методические исследования) / Под ред. А. И. Дьячкова. М.: Изд-во АШ РСФСР, 1963.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во АНН РСФСР, 1956.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М. 1993
18. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965.
20. Логопедия./ Под ред. Волковой Л. С. - М., 1989.
30. Соколов А.И. Внутренняя речь и мышление. - М., 1967.