Корекция развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 06:47, курсовая работа

Описание

При провидении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой эффективность работы по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста, будет значительно повышаться, если;
Использовать разнообразные игровые приемы, в формировании правильного звукопроизношения младшего дошкольного возраста, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Проводить исследовательскую работу на основе диагностики. В соответствии с целью и гипотезой, были определены задачи исследования.
Изучение и анализ теоретического материала, по проблемам формирования навыков правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.07 Кб (Скачать документ)

    Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

    Главная роль в обучении принадлежит специальным  занятиям, сочетающим показ-образец  произношения с активным упражнением  детей. Занятия дополняются и  взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

    Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с  детьми. В условиях социальной среды  воспитание речевых навыков протекает  особенно благоприятно и дает более  стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А. П. Усова, М. Е. Хватцев). Коллектив является для  детей сильным фактором взаимного  влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается,

    В формировании правильного звукопроизношения  решающую роль играет своевременно начатое  обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

    Наибольший  эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного  детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

    В процессе систематического обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

    В ходе обучения следует также формировать  у ребенка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает  положительное влияние на становление  фонетической стороны речи, ведет  к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

    Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению  достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

    Поэтому необходимо систематически упражнять  органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка  с целью придания ему нужного  положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

    С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в  игровой форме, что создает условия  для многократного их повторения.

    Развитию  моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания  шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт  лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро –ру) быстро утомляет и не дает положительных  результатов, в то время как ребенку  не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует  заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.

    Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых  игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная  струя воздуха, – детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования  брызг.

    В процессе дыхательных упражнений ребенок  учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).

    Для развития речевого слуха, слухового  внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.

    В индивидуальной работе используется артикуляционная  гимнастика: облизывание языком верхней  и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой»  и др.

    В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные  упражнения (пересказ рассказов, рассказывание  по картине). Для закрепления и  автоматизации нового звука требуются  систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение  дня ребенок произносил его не менее 10–20 раз. Воспитатель показом  артикуляции, напоминанием о своих  прежних указаниях помогает ребенку  овладеть речевым навыком.

    Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование  разных анализаторов: слухового - как  ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой  дрожания гортани), осязательного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка  при звуке р).

    дифференциации  смешиваемых звуков. В основе его  лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба  смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все  же употребляются не всегда верно  и один звук подменяется другим.

    Дети  не отличают новый звук от некоторых  сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка – «шушка», вместо Саша – «Шаша»).

    Для дифференциации звука эффективен прием  сравнения двух артикуляционных  укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.

    Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно  подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи  и т.д. В названиях предметов  чередуются смешиваемые звуки (вишня  – слива). Сначала детям дают две  картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка –  собака – лошадь – свинья). Далее  детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются  по одному звуку (усы - уши, мышь – мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее – словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый») Можно проводить упражнения и  без картинок, на одном только словарном  материале (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок). Использование этих слов возможно в  игре или разговоре:

    Как позовешь кошку? – Кис-кис!

    Как прогонишь воробья с огорода? – Кыш-кыш!

    Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую  разницу между словами. Затем  переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

    На  всех этапах обучения звукопроизношению  рекомендуются упражнения в форме  игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и  стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

    Методика  обучения звукопроизношению на занятиях

    Четвертый год жизни

    Содержание  и методические приемы обучения определяются возрастными особенностями развития речи детей.

    На  специальных занятиях развивают  моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; уточняют и  закрепляют артикуляцию звуков.

    Обучение  произношению начинается с гласных (а, у, и, о, э), затем отрабатываются легкие в артикуляционном отношении  согласные. М. Е. Хватцев рекомендует  такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков и обусловлена характером артикуляции: п – б – т –  д – к – г; ф – в; т –  с – з – ц.

    А. И. Максаков предлагает работать над  согласными в таком порядке: М., п, б, т, д, н, к, г, х (твердые и мягкие).

    В обучении звукопроизношению наиболее эффективны следующие виды занятий: дидактические игры с игрушками  на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»; рассказ-драматизация с игрушками; рассказ воспитателя  с включением высказываний детей; игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили».

    На  этих занятиях необходимо обеспечивать четкий показ образца для подражания, показ артикуляции звука. Восприятие образца должно быть полноценным. Не следует отвлекать детей движениями, игрушками и др. 

    В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу  – четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произносится несколько утрированно, более длительно  и напряженно, чем обычно. Внимание детей привлекают не только к звучанию, но и к артикуляции. Наиболее целесообразно  такое построение занятий, где подача образца, обеспечивающая полноценное его восприятие (включая артикуляцию), сочетается с последующими упражнениями.

    Важным  условием успешного обучения на занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков и звукосочетаний. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утомляет их. В связи с этим возникает вопрос об использовании таких приемов  обучения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной  настроенностью детей. Таковыми являются общепринятые в работе с младшими дошкольниками игровые приемы: использование  элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались. и услышали»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие  и маленькие колеса, деревья и  подражают их стуку, шуму); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые  песенки, потешки, загадки); использование  наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.). Важно умелое использование и  правильное чередование этих приемов.

    Неоднократные повторения звуков и слов с этими  звуками могут быть хоровыми и  индивидуальными. Занятия с трехлетними  детьми на первых порах целесообразно  строить на хоровых ответах, так  как малыши еще не умеют слушать  своих товарищей. По мере того как  дети овладевают умением заниматься в коллективе, возможно чередование  и сочетание хоровых и индивидуальных ответов, ответов подгруппами.

    В методических пособиях по обучению правильному  произношению детей младшего дошкольного  возраста рекомендуются игры с элементами движений и звукоподражанием: «Совушка-сова», «Поезд», «Автомобили» и др. Главными в этих играх для детей являются движение, динамика, а речь (звукоподражание) отодвинута на второй план, и задача звукопроизношения не решается. Поэтому  на начальном этапе обучения не следует  использовать эти игры и ставить перед детьми одновременно две задачи – выполнения движений и звукопроизношения. Моторные проявления тормозят речевую деятельность.

    Одновременный показ артикуляции и выполнение движений не дает также ребенку возможности  полноценно воспринимать произношение звука или звукосочетания на слух и зрительно. Таким образом, последующие  упражнения не основываются на подражании детей образцу воспитателя. Поэтому  вышеназванные игры можно использовать в конце года, когда дети овладеют двигательными навыками, и выполнение движений не будет вызывать никаких  затруднений. Поскольку подобные игры не способствуют сосредоточению внимания ребенка на звуковой стороне речи, а, наоборот, отвлекают его, необходимо выбирать приемы, содействующие полноценному восприятию звуков и создающие хорошие  условия для упражнения. В большей  степени этим целям соответствуют  дидактические игры и рассказы-драматизации с игрушками. Однако и здесь имеются  отрицательные факторы.

    Одновременное восприятие образца произношения и  игрушек вызывает зрительное сосредоточение, зрительную доминанту. В результате возникает сопряженное торможение речевых навыков, что задерживает  процесс овладения произношением  звуков.

    Полноценное восприятие образца произношения и  активную подражательность обеспечивает такая методика проведения занятий, в основе которой лежит постепенность  восприятия: вначале идет рассматривание игрушки, далее одновременно осуществляются восприятие слышимого образца и  демонстрация артикуляции, затем происходит воспроизведение образца, подкрепляемое  повторным восприятием игрушки.

Информация о работе Корекция развития речи