Корекция развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 06:47, курсовая работа

Описание

При провидении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой эффективность работы по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста, будет значительно повышаться, если;
Использовать разнообразные игровые приемы, в формировании правильного звукопроизношения младшего дошкольного возраста, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Проводить исследовательскую работу на основе диагностики. В соответствии с целью и гипотезой, были определены задачи исследования.
Изучение и анализ теоретического материала, по проблемам формирования навыков правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.07 Кб (Скачать документ)

    Процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связи  между ощущениями, вызванными сокращением  мышц речевого аппарата, и слуховыми  ощущениями от звуков, которые человек  произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения. Зрительное восприятие помогает улавливать видимую  артикуляцию звуков и тем самым  уточнять свои собственные движения (Ф.Ф. Рау).

    Одной из важных предпосылок формирования речи являются способность ребенка  к подражанию. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие  речевой подражательности отмечают многие исследователи.

    Таким образом, в дошкольном возрасте имеются  все предпосылки для успешного  овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного  языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

    Одной из причин неправильной речи детей  М.Е. Хватцев называет “недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка  к усвоению речи окружающих” (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес  к правильному произношению).

    Исследователями детской речи и практическими  работниками отмечено значение правильного  произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и  установления социальных контактов, для  подготовки к школе. Ребенок с  развитой речью легко вступает в  общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и  желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения  с людьми, задерживает психическое  развитие ребенка и развитие других сторон речи.

    Проблема  формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и  практической значимости в настоящие  время.

    Используя в практической деятельности разные средства формирования правильного  звукопроизношения – артикуляционную  гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики и т.д. Мы убедились, что не менее эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (загадки, считалки, сказки и др.).

    Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность  работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

    Воспитание  правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей  системе работы по родному языку.

    Осознавать  значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.экспериментальная работа по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста через использования игровых.

      2.1. Изучение уровня сформированности правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

    Наше  исследование проходило на базе МДОУ ЦРР № 31 г. Челябинска. На первый план была поставлена задача – изучение особенностей звукопроизношения у  детей разновозрастной группы (с 3-до 4 лет).

    Диагностика проходила в естественных условиях.

    Цель  диагностики  – выявить уровни сформированности звукопроизношения  у детей   разновозрастной группы (с 3-до4 лет)

    В диагностике участвовало 12 детей. Все дети здоровы, поведение организованное.

    Обследование  состояния звукопроизношения проводилось  с каждым ребенком индивидуально.

Для выявления  уровня сформированности звукопроизношения  использовала методику «

    Цель  методики: выявить состояние звукопроизношения  у детей.

    Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине и в конце  слова. Если ребенок неправильно  произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

    Для работы были подобраны картинки с  изображением животных (кошка, собака, медведь, заяц), овощей и фруктов (горох, капуста, яблоко), игрушек (кукла, мячик, «Петрушка»).

    Все результаты мы отмечали в таблице, где  фиксировали ошибки в произношении звуков в словах.

    Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или  используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще  не сформировавшиеся в его произношении.

    Оценка  результатов.

    Правильное  произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

    9-10 баллов - все звуки произносит  четко, не сокращает и не  упрощает слоговую структуру,  не замещает.

    8-6 баллов - упрощает и замещает звуки,  еще не сформировавшиеся в  его произношении: «р».

    6-4 балла - не произносит звуки  «р», смычные, щелевые.

    4-0 баллов - ребенок произносит только  гласные и звуки раннего онтогенеза.

    В результате проведенной по констатирующему эксперименту были определены цели, были получены следующие результаты. (табл. №1)

    На  подготовительном этапе на основе полученных результатов разработала содержание и методику работы по обучению детей  правильному звукопроизношению, подобрала  и систематизировала игры и игровые  упражнения.

    На  основе диагностики, был составлен  перспективный план работы комплекс игровых приемов.

Содержание  работы Форма работы
1  

Занятия на развитие артикуляционного аппарата

  1. Сформировать условия для развития артикуляционного аппарата у младших дошкольников.
  2. Подобрать и реализовать комплекс игровых приемов для активизации развития речевого аппарата и формирования навыков правильного звукопроизношения.

    Определены  критерии отслеживания результатов:

    • дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

    • дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.

    Работу  с дошкольниками построили следующим образом:                                                                       с детьми первой подгруппы (экспериментальной)  работала два-три раза в неделю (либо утром, либо вечером); с детьми второй подгруппы (контрольной) не занималась.   В работе  по формированию звуковой культуры речи воспитанников мы использовали различные игры на звукоподражание (“Кто как кричит?”, “Что звучит?”, “Чей домик» и др.) предлагали детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”, пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию легче добивалась произношения того или иного звука. Дети с большим желанием изображали птиц, животных, подражали им. Подражание являлось основой для формирования звуков. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

    В своей работе мы также широко использовали различные игры на развитие слухового  внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, организовала предметную среду для развития мелкой моторики пальцев рук, изготовила дидактические  игр и подобрала упражнения.    

    В своей работе мы использовали тексты сказок из книги Н.А. Герман и М.Г. Генинг  “Воспитание у дошкольников правильной речи”.   Давались в  интересной детям форме четкие указания в отношении артикуляционного уклада. Так в “Сказку веселого язычка”  включается рассказ о звуке. Знакомя  детей со звуком, мы связывали его  с конкретным образом (з-з-з-песня  комара, ж-ж-ж- жужжание жука).

    Систематически  поясняя о положении органов  артикуляционного аппарата, мы старались  выработать у детей привычку не только слушать, но и смотреть и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для произношения звуками – свистящими и шипящими и сонорными звуками  объясняла артикуляцию.

    Используя, показ и доступное детям объяснение артикуляции звука активность детей  повышалась, дети старались придать  нужное положение органам артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс овладения навыком 

    Для развития речевого дыхания мы проводили  с детьми игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих  рыбок, лодочек. Дыхательные упражнения помогали ребенку научиться правильно, дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох.

    Использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах   ( прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

    Проводились игры для развития речевого слуха, слухового  внимания,  в  индивидуальной работе использовалась артикуляционная гимнастика.

    Занятия по лепке, мозаике, аппликации, рисованию  и многое другое способствовали развитию  мелкой и общей моторики.

    Работа  по навыкам произношения звуков  проводилась на занятиях и вне занятий. В режимных моментах, играх, на прогулках, в индивидуальной работе с детьми. Активно подключала малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, заучивание стихов.  Использовав в работе с детьми индивидуальные и коллективные занятия, заметила, что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а утомляемость уменьшается. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния.                                                                                                                               

      В своей работе  руководствовалась  следующими принципами: всесторонние  развитие личности ребенка, сознательность  и активность детей, учет возрастных  особенностей ребенка, индивидуальный  подход, наглядность, научность и  системность, решающая роль педагога.                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ  ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ФОРМИРОВАНИИ  НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРОСТА.

    Перед проведением разработанной нами программы занятий, мы провели диагностику  уровня сформированности звукопроизношения  у детей.

    Нами  были выделены контрольная  и экспериментальная  группы – по 8 человек в каждой. Дети в этих двух  группах имеют  примерно одинаковый уровень физического  и психического развития (в норме), все из полных семей, развиваются  без патологий.

    Результаты  первичной диагностики контрольной  и экспериментальной группах  методике «Назови, что ты видишь»  приведены в приложении №1 в Таблице  1.

    Представим  сравнительные данные в виде таблицы:

    Таблица 2. Результаты первичной диагностики контрольной и экспериментальной групп по методике «Назови, что ты видишь». 

    Группа      Результаты     Количество      %
    Контрольная     Высокий     1     12,5
    Средний     4     50
    Низкий      3     37,5
    Экспериментальная     Высокий     1     12,5
    Средний     3     37,5
    Низкий      4     50

 

    Результаты  первичной диагностики контрольной  и экспериментальной групп представлены в графическом варианте:

Информация о работе Корекция развития речи