Корекция развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 06:47, курсовая работа

Описание

При провидении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой эффективность работы по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста, будет значительно повышаться, если;
Использовать разнообразные игровые приемы, в формировании правильного звукопроизношения младшего дошкольного возраста, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Проводить исследовательскую работу на основе диагностики. В соответствии с целью и гипотезой, были определены задачи исследования.
Изучение и анализ теоретического материала, по проблемам формирования навыков правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.07 Кб (Скачать документ)

    Педагог говорит детям, что сегодня они  будут учиться произносить звук ш. Показывает и объясняет артикуляцию  звука: «Чтобы правильно сказать  звук ш, нужно губы слегка вытянуть вперед кружочком, зубы слегка сомкнуть (чтобы между ними мог пройти ноготок), язык поднять к верхним зубам». Объяснение повторяется, и дети выполняют  эти движения.

    Педагог использует разные анализаторы: слуховой («Послушайте, как я произношу  звук»), зрительный («Посмотрите, как  я говорю, посмотрите на мои губы и зубы»); обращает внимание детей на выдыхаемую струю воздуха («Если вы правильно произнесете звук ш, то почувствуете на руке теплую струю воздуха»). Звук все произносят хором и несколько детей по одному. Вначале вызывают детей с правильным произношением, затем – с несовершенным. Им предлагают повторить звукоподражания («Как шелестят ветки деревьев, когда ветер дует тихо? Когда ветер дует сильнее? Как паровоз выпускает пар?»). Путем таких упражнений у одних детей можно впервые вызвать звук, у других - закрепить произношение уже имеющегося звука.

    Во  второй части занятия дети выполняют  упражнения на закрепление произношения звука в словах. Поскольку длительное повторение бессмысленных звукосочетаний (ша, шо, шу) непонятно и неинтересно  ребенку и быстро утомляет его, упражнения следует проводить в осмысленной  и доступной детям форме. Можно  использовать дидактические игры с  игрушками, рассказы-драматизации, чтение и пересказ коротких рассказов (СНОСКА: Практический материал (игры, стихи, прибаутки, рассказы и др.) см. в кн.: Рождественская В. И. и Радина Е. И. Воспитание правильной речи. –образца для подражания и  игровых  действий с игрушками. В этой части занятия следует строго индивидуализировать процесс обучения, учитывая особенности произношения детей. Тем, у кого звук еще не появился, предлагают для упражнения звукоподражания с изолированным звуком. Остальным детям для закрепления вновь появившегося звука создают облегченные условия его произношения (звук в начале слова, в сочетании с гласными). На более позднем этапе звук дается в разных положениях, в сочетании с согласными. Педагог следит за правильным положением органов артикуляции.

    Занятие заканчивается хоровым произнесение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком. Произнесение сопровождается изменением силы голоса (громко, тихо, шепотом). Речевой материал подбирают так, чтобы его можно было использовать для закрепления произношения звука и для выработки дикции.

    Приведем  пример занятия по обучению детей  правильному произношению звука ж.

    Программное содержание: уточнять и закреплять произношение звука ж, изолированного, в словах, в связном тексте; развивать  артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, речевое дыхание; воспитывать  желание научиться правильно  произносить все звуки.

    Развернутый план занятия.

    Перед детьми ставится учебная задача - учиться  правильно произносить звук ж.

    В доступной форме объясняется  артикуляция звука (рот слегка приоткрыт, губы округлены и вытянуты вперед, зубы не сжаты, сближены, язык поднят вверх, к зубам не прижимается). Дается образец  произношения.

    Дети  произносят изолированный звук, сначала  хором, затем по одному. Обращается внимание на дрожание горлышка. Можно  предложить детям положить руку на горло (включается осязание).

    Упражнение  детей в звукоподражании.

    –Дети, вы слышали, как жужжит жук? Летом  вы были в лесу. Кто там ползает  по коре деревьев и летает? Как жужжат жуки? В лесу на полянках растут цветы, над цветами летают пчелы. Как  они жужжат?

    Закрепление звука ж в игре «Телефон» и  развитие фонематического слуха.

    Дети  садятся на стулья в ряд, воспитатель  говорит первому сидящему слова  тихо, на ухо (жук, ружье, лыжи, ножик, флажок), ребенок передает эти слова соседу и т.д. Первый исказивший слово садится  в конец ряда.

    Чтение  рассказа «Кошка и еж».

    Закрепление звука в связной речи.

    Пришли  дети из лесу и принесли домой ежа. Побежал еж по комнате. Увидела его  кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Еж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела.

    Вопросы по содержанию рассказа:

    Кого  принесли дети из лесу?

    - Кто увидел ежа?

    Что сделала кошка?

    Как защищался еж?

    Повторное чтение и пересказ рассказа (2–3 раза).

    Отгадывание загадок.

    Мягкие  лапки, а в лапках – цап-царапки. (Кошка.)

    Иголки  лежали, лежали, да под пол убежали. (Еж.)

    Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья? (Ежу.)

    Повторение  загадки «Иголки лежали, лежали, да под пол убежали» с разной силой  голоса. Упражнение для закрепления  звука и развития дикции.

    Подводится  итог занятия.

    Подобные  занятия проводятся как для постановки, так и для закрепления звуков. Их структура меняется: при закреплении  произношения звука нет необходимости  в показе и объяснении артикуляции. Со временем дети уже сами бывают способны сказать, в каком положении должны быть губы, зубы, язык. Иногда достаточно ограничиться напоминанием («Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно  сказать звук ж»). На занятиях по закреплению  звуков проводятся упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия: подобрать слова с нужным звуком, подобрать слова так, чтобы этот звук находился в разных позициях: в начале, середине, конце слова; четко назвать предложенные игрушки  и отобрать те, в названиях которых  есть искомый звук. Такие упражнения проводят на материале изучаемых звуков.

    А. И. Максаков предлагает игры с целью  узнавания звука в слове и  выделения его из слов:

    ·         дети должны посадить в машину только тех животных, в названиях которых есть звук с (слон, собака);

    ·         из предложенных картинок с изображениями животных ребенок должен отобрать те, в названиях которых есть звук з (коза, заяц);

    ·         отгадывание детьми хорошо знакомых им загадок с дальнейшим определением, есть ли в названии отгадки заданный звук («У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?» – У лисы. – «В слове лиса есть звук с? А в слове зверь есть звук с?»).

    На  занятиях необходимо использовать приемы, которые создают соответствующий  эмоциональный настрой, разнообразят процесс повторения, доставляют ребенку  удовольствие и вызывают интерес  к занятию. 

    Активным  приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны  негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам  товарищей.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для  обследования и формирования речи детей  дошкольного возраста.

    Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для произошения ряда звуков ([в], [ф], [з], [с] и др.) требуется  не только правильное прохождение воздушной  струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года выдох, как  правило, ослаблен, укорочен. Поэтому  ребятам трудно произносить некоторые  фрикативные звуки ([с], [з]). Развитие речевого дыхания на данном этапе  сводится к проведению определенной подготовительной работы. Задача ее заключается  в том, чтобы научить детей  свободно, долго, плавно произносить  выдох через рот (некоторые дети при дутье на ватку, при произнесении гласных звуков одновременно производят и выдох через нос). Здесь можно представить, что кусочек ваты - это снежинка. Предлагаю сдуть снежинку с ладошки.

    Воспитание  правильного звукопроизношения  осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом мы формируем не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и слухопроизносительные  возможности ребенка, т, е, те связи  слухового и артикуляционного контроля, без которых невозможно правильное произношение звуков,

    Если  дети 3 лет еще недостаточно хорошо произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, не следует начинать их отрабатывать, так как это может привести к закреплению неправильного  произношения. Надо проводить работу по всем разделам звуковой культуры речи. Совершенствование речевого слуха  и произносительных возможностей будет  способствовать появлению этих звуков в речи ребенка и правильному  их произношению.

    Например, отрабатывая с детьми 3 лет более  легкие для произношения звуки и, ф, в, воспитатель создает предпосылки для появления новой группы звуков –  свистящих (с, з, ц), для которых характерен определенный уклад органов артикуляционного аппарата, близкий к укладу звука и, а также наличие целенаправленной воздушной струи, которая вырабатывается при отработке звуков ф, в. Так мы создаем возможность переноса навыков, выработанных для одной группы звуков, на другую Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие речи. Тесты для детей 3-4 лет.

    Последовательная  отработка звуков дает возможность  систематически, последовательно проводить  работу по формированию и дальнейшему  совершенствованию звуковой культуры речи.

    Воспитатель проводит игровые упражнения для  развития или уточнения движений, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции  звуков. При этом выделяется работа над следующими разделами звуковой культуры речи: воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного, плавного ротового выдоха, развитие громкости голоса.

    Воспитатель дает игры или игровые упражнения для уточнения произнесения изолированного звука или вызывания его по подражанию. Внимание детей фиксируется  на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого  звука и его звучания. Используются игры для выделения данного звука  из группы звуков.

    Воспитатель использует различный игровой материал (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному  употреблению звуков в словах. Сначала  даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более  четко, длительно, т. е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования  фонематического слуха, дикции и  произнесения слов согласно орфоэпическим  нормам.

    Педагог использует специально подобранный  речевой материал: словесные игры, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки. Он следит за правильным употреблением данного звука  на перечисленном материале. Воспитание правильного произношения звуков в  самостоятельной речи сочетается с  развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения пользоваться умеренным темпом и интонационной  выразительностью речи.

    Таким образом, использование игровых  методов и приемов, позволяет  ускорить процесс автоматизации  звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного  и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление.

    Выводы  по Главе 1.

    Речь  осуществляется деятельностью сложного анатомо–физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под  регулирующим воздействием коры головного  мозга.

    В основе звукопроизносительного процесса, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

    Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного  анализаторов. Способствуют формированию правильного звукопроизношения  особая восприимчивость детей к  звуковой стороне языка, интерес  ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением. Большое  значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который  к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

Информация о работе Корекция развития речи