Корекция развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 06:47, курсовая работа

Описание

При провидении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой эффективность работы по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста, будет значительно повышаться, если;
Использовать разнообразные игровые приемы, в формировании правильного звукопроизношения младшего дошкольного возраста, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Проводить исследовательскую работу на основе диагностики. В соответствии с целью и гипотезой, были определены задачи исследования.
Изучение и анализ теоретического материала, по проблемам формирования навыков правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.07 Кб (Скачать документ)

    Такие рассказы просты по содержанию и структуре  и могут быть придуманы самими воспитателями. Приведем пример рассказа-драматизации «Девочка Маша и ее друзья».

    Программное содержание: упражнять речедвигательный аппарат, упражнять детей в произнесении звуков без смягчения, с четкой дикцией.

    Ход занятия.

    Дети  слушают рассказ и смотрят  на педагога.

    –Жила-была девочка Маша, и были у нее друзья: собачка Жучка, кошка Мурка, Свинка-белоспинка, Уточка-беляночка. Жила она в домике на лужайке. Проснулась Маша как-то утром. Вышла на крылечко. Ярко светит солнышко. Так хорошо! Только она присела, к  ней собачка Жучка бежит: «Гав-гав», – будто «здравствуй» говорит. «Здравствуй, Жучка», - отвечает Маша. Услышала кошка  Мурка и тоже пришла к Маше поздороваться. «Мяу-мяу», - говорит. «Здравствуй, кисонька-мурысонька», - ответила ей Маша и погладила пушистую шерстку. А Мурка запела Маше свою песенку: «Мур-мур-мур!»

    Пошли они втроем гулять: Маша, собачка  Жучка и кошка Мурка. А навстречу  им Свинка-белоспинка идет, тоже поздороваться  захотела: «Хрю-хрю-хрю». «Здравствуй, Свинка-белоспинка, пойдем с нами гулять», - говорит ей Маша.

    Подходят  к пруду, а там Уточка-беляночка  плавает. «Кря-кря-кря», – здоровается  с Машей и ее друзьями. Они в  ответ тоже поздоровались.

    Хорошо  погуляли и пришли домой: Маша, собачка  Жучка, кошка Мурка и Свинка-белоспинка.

    Педагог в процессе рассказа привлекает внимание детей к звучанию слов, к артикуляции, несколько утрирует произношение звуков. Далее предлагает детям не только послушать рассказ снова, но и  посмотреть на Машу и ее друзей и  принять участие в рассказывании.

    Рассказ сопровождается драматизацией с  игрушками и словесными реакциями  детей.

    –Жила-была девочка. Как ее звали? (Маша) Были у  нее друзья. Кто ее друзья? (Собачка  Жучка) И т.д.

    Полезно предоставлять детям возможность  в свободной деятельности самостоятельно разыгрывать такие сценки под  руководством взрослого.

    С целью упражнения детей в правильном произношении шипящих звуков целесообразно  провести игру-драматизацию «Матрешка». Из волшебного мешочка воспитатель  достает матрешку, называет. Затем  игрушку называют дети. Из большой  матрешки педагог достает матрешку поменьше, а из той маленькую. Называет: большая Маша, поменьше Саша, а совсем маленькая Аленушка. Убирает матрешек. Рассказывает о них, а дети слушают.

    Во  второй части в ходе драматизации дети помогают воспитателю.

    –Это  три матрешки, три подружки. Как  зовут старшую? (Маша) А матрешку поменьше? (Саша.) А как зовут самую  маленькую? (Аленушка)

    Рассказ продолжается.

    Три подружки живут вот в этом домике. На улице тепло. Пошли они погулять. Помогайте мне рассказывать.

    Сначала вышла кто?... (Маша), потом (Саша) и… (маленькая  Аленушка).

    Заиграла  музыка. Стали подружки в кружок. Почему наши подружки не пляшут? Сейчас спросим их (наклоняется к большой  матрешке).

    Дети, они хотят, чтобы вы их попросили  поплясать. Давайте попросим.

    – Ой, Машенька, попляши, Твои ножки хороши!

    –А  теперь попросим Сашу. Потом попросим поплясать маленькую Аленушку.

    Вдруг солнышко спряталось, подул ветер, сначала  тихо подул.

    Как? - Ш-ш-ш (все дети изображают шум ветра). А потом ветер дул все сильнее. Как? - Ш!-ш!-ш! (Произносится с силой.) Пошел дождь – кап-кап! кап-кап! Подружки стали прятаться в шалаш. Первая побежала кто?

    (Педагог  берет большую матрешку.) За ней  кто? (Берет среднюю матрешку.) А  самая последняя побежала кто? (Аленушка)

    Дождь прошел. Опять выглянуло солнышко. Первая выбежала из шалаша кто? Бежит  Маша по лужам, ногами: шлеп! шлеп! шлеп! Как она шлепает ногами? (Дети повторяют звукоподражание хором.) А за ней побежала Саша (звукоподражание  произносят дети).

    За  Сашей кто?... Маленькая Аленушка тоже шлепает маленькими ножками: шлеп-шлеп! шлеп-шлеп!

    Так и пришли подружки домой. Как их зовут? Большую. (Маша), поменьше. (Саша), а самую  маленькую. (Аленушка).

    Позднее возможно проведение занятий словесного характера, в содержание которых  входит рассказ воспитателя без  наглядного сопровождения, включающий в себя высказывания детей («Поездка на дачу»).

    Подведем  итог сказанному выше. Наиболее целесообразно  такое построение занятия по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ  образца, во второй части – речевая  активность детей, основанная на подражании образцу. Основной прием обучения –  вызывание звука на основе подражания.

    Цель  этих занятий – упражнять артикуляционный  аппарат и речевой слух, чтобы  научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки  и правильно их воспринимать. На занятиях используются игровые упражнения для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Примером может служить  игра «Что делает Петрушка». Петрушка перелистывает за ширмой странички  книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чихает или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (развитие слухового внимания). Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назови ее и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.

    Специалисты-дефектологи  рекомендуют задания на составление  детьми чистоговорок (бы-бы-бы – идет дым из трубы; за-за-за – к нам  идет коза и т. п.).

    В работе с малышами возможно повторение отдельных занятий и упражнений. Ребенка привлекают уже знакомые ему образы и сюжеты, он с удовольствием  повторяет звуки и звукоподражания, стихотворный текст. В свою очередь, возможность повторения одного и  того же материала способствует закреплению  навыков произношения, выработке  динамического стереотипа.

    Проводя занятия, воспитатель должен учитывать  такие особенности детей, как  неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, повышенная эмоциональная возбудимость. На занятиях можно часто видеть, как внимание детей отвлекается  от артикуляции педагога, если демонстрируется  новая игрушка. Повышенный интерес  к ней вызывает нежелательную  в данном случае речевую реакцию. Игрушка остается достаточно сильным  раздражителем даже после того, как  ее убирают: дети продолжают о ней  говорить. В связи с этим целесообразно  заранее знакомить детей с  игрушками, которые будут использованы на занятии.

    оса под платочком, платье в цветочках.

    Стоят не грустят, друг на дружку глядят.

    Вот третья матрешка пришла на окошко.

    Стоят они рядом в красивых нарядах.

    Смеются друг дружке матрешки-подружки.

    Им  Галя сказала: – В кроватку пора!

    Спите, матрешки мои, до утра!

    С окошка матрешек взяла друг за дружкой

    И спать положила на мягкой подушке.

    Всех  вместе троих уложила она,

    А на подушке игрушка… одна!

    Это стихотворение можно обыграть.

    Упражнения  для артикуляционного аппарата можно  проводить во время одевания на прогулку. Воспитатель говорит, что на улице  дети будут играть в лошадки, и  предлагает поцокать язычком так, как  лошадки цокают копытами. Дети прищелкивают языком. Упражнение длится 1–2 мин.

    В утренние часы можно провести игру-упражнение «Лес шумит». Дети изображают деревья. Руки у них подняты – это  ветки. Воспитатель изображает ветер. Ветер подул: Ш-ш-ш! Ветви закачались и тоже шумят, шелестят листочками. (Ш-ш-ш!) Ветер подул сильнее, деревья  сильно шумят. (Ш-ш-ш – дети произносят звукоподражание громче) Ветер стал дуть тише и листья шелестят тише. И  т.д. Всякий раз при изменении  силы голоса воспитатель дает образец  произнесения звукоподражания. Дети повторяют.

    В утренние часы с небольшими подгруппами  проводятся игры на развитие речевого дыхания: дети сдувают с ладошки  кусочки ватки, дуют на висящие на ниточке бумажные бабочки. При этом педагог должен видеть ребенка, следить, чтобы он не напрягался, не надувал  щеки (выдох плавный, вдох быстрый).

    В летнее время на прогулке подвижные  игры со звукоподражанием дают возможность  упражнять речедвигательный аппарат. В игре «Гуси» дети в ответ на обращение «Гуси-гуси» отвечают «ra-га-га»; в игре «Автомобили» гудят  «ду-ду-ду» или «би-би-би»; в игре «Пузырь» на слова «пузырь лопнул»  повторяют «ш-ш-ш!». 

      Н. А. Герман и М. Г. Генинг, В интересной детям форме даются  четкие указания в отношении  артикуляционного уклада. Так, в  «Сказку веселого язычка» включается  рассказ о звуке. Воспитатель  знакомит детей со звуком, связывая  его с конкретным образом

      используется образное называние  звука или звукосочетания (ззз  –  песенка комара; туп-туп-туп  -- топает козленок). Показ и объяснение  артикуляции в этих группах  чПримером может служить сказка «О веселом ветре». Детям предлагают слушать сказку, внимательно смотреть, как говорит педагог, и помогать, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына. Каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед, как будто хочет потушить свечку, и подует и т.д. В образной, доступной детям форме сказка дает детям ясное представление об артикуляционном укладе. Дети, подражая педагогу, вытягивают губы, растягивают их в улыбку. Систематические пояснения о положении органов артикуляционного аппарата вырабатывают у детей привычку не только слушать, но и смотреть, как произносит воспитатель, а затем следовать этому образцу. Поэтому примерно со второй половины учебного года при постановке и закреплении шипящих и сонорных (л, р) звуков вводится объяснение артикуляции и усложняется структура занятия.

    При обучении звукопроизношению следует  опираться на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический. Слух дает ребенку возможность воспринимать речь окружающих и контролировать собственное  произношение.

    Помимо  слухового восприятия большое значение имеет зрительное восприятие артикуляции. Но движения голосовых связок, мягкого  нёба и частично движения языка детям  не видны. Здесь приходит на помощь объяснение. Объяснение артикуляции  помогает ребенку осознать положение  губ, зубов, языка при произнесении звука, а показ - увидеть положение  органов артикуляции. Кроме того, показ дает детям возможность  контролировать собственное произношение. Важно использовать также тактильно-вибрационные ощущения, которые возникают, если прикасаться  к гортани, щеке, носу, груди говорящего или подносить руку ко рту (дрожание гортани при произнесении звука  ж, наличие теплой и широкой струи  воздуха при произнесении ш), а также кинестетический анализатор (ощущение вибрации кончика языка при произнесении р).

    На  занятиях используются показ и простое, доступное детям объяснение артикуляции  звука. Дети активно воспринимают показ  и объяснение, реагируют вытягиванием губ, произнесением звука, стараясь придать нужное положение органам  артикуляции. Объяснение артикуляции  повышает активность детей на занятиях, вызывает интерес к артикуляции, стимулирует процесс овладения  навыком.

    Для успешного введения нового приема обучения необходимы четкое выдвижение перед  детьми учебной задачи («Будем учиться  произносить звук ш») и мотивация  деятельности, особенно на первоначальном этапе. Нужно подчеркнуть, что происходит перестройка деятельности ребенка. Если прежде детям предлагалось поиграть, то теперь ставится новая задача –  учиться и научиться произносить  звук. Постановка учебной задачи способствует более сознательному выполнению указаний воспитателя в процессе занятия. Этому же способствует мотивация  учебной деятельности (для чего нужно  учиться произносить звук).

    труктура  занятия меняется. В нем условно  можно выделить три части. В первой части перед детьми ставится учебная  задача, даются показ и объяснение артикуляции звука. Затем дети упражняются  в произнесении изолированного звука. Повторные упражнения на этот звук возможны и в форме звукоподражаний (шум ветра, жужжание жука и др.).

    Вот примерное начало такого занятия.

Информация о работе Корекция развития речи