Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 06:47, курсовая работа
При провидении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой эффективность работы по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста, будет значительно повышаться, если;
Использовать разнообразные игровые приемы, в формировании правильного звукопроизношения младшего дошкольного возраста, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Проводить исследовательскую работу на основе диагностики. В соответствии с целью и гипотезой, были определены задачи исследования.
Изучение и анализ теоретического материала, по проблемам формирования навыков правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста.
Диаграмма 1. Уровень развития звукопроизношения
(первоначальная диагностика)
В
результате проведения эксперимента мы
получили следующие данные: в ходе
диагностики было отмечено, что высокий
уровень развития речи был выявлен
у двух человек, что составляет 13%
от общей выборки. Дети не испытывают
никаких затруднений при
Низкий уровень развития речи был выявлен у 7 детей в целом по выборке 43,75%детей. У них наблюдалось сильное смущение при общении. Как правило, дети не понимали задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз. Этот уровень характеризуется некоторым отставанием в развитии звукопроизношения. В речи детей наблюдались сплошные аграмматизмы, речь трудна для восприятия.
Если сравнивать выборки, получившиеся у нас, то в экспериментальной группе больше детей с низким уровнем развития звукопроизношения, что дает нам возможность на практике проследить результативность проведения нами занятий.
Проанализировав
результаты диагностики необходимо,
прежде всего, отметить неоднородность
показателей. При выполнении заданий
наблюдались большие
По
результатам диагностики и
План занятий
Блок | Содержание |
Блок занятий на развитие артикуляционного аппарата | Задачи:
Упражнения: Окошко, Чистим зубки, Месим тесто, Чашечка, Дудочка, Заборчик, Маляр, Грибочек, Киска, Поймаем мышку, Лошадка, Пароход гудит, Слоник пьет, Индюки болтают, Орешки, Качели, Часики, Блинчик, Вкусное варенье, шарик, гармошка, Барабанщик, Парашютик, Загнать мяч в ворота. Сказка про язычок. Подробное описание в Приложении № 2. |
Блок занятий на закрепление правильного произношение гласных и согласных звуков, произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков; | Задачи:
Улучшить качество звукопроизношения
при помощи различных игровых
приемов.
Предлагали детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”, пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. Мы использовали тексты сказок из книги Н.А. Герман и М.Г. Генинг “Воспитание у дошкольников правильной речи”. В книге даются в интересной детям форме четкие указания в отношении артикуляционного уклада. Так в “Сказку веселого язычка” включается рассказ о звуке. Знакомя детей со звуком, мы связывали его с конкретным образом (з-з-з-песня комара, ж-ж-ж-жужжание жука). Например, когда мы рассказывали детям сказку “О веселом ветре”, мы попросили детей внимательно смотреть на нас и повторять, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына каждый сын дул по-своему. При обучении звукопроизношению мы опирались на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический). Занятия данного блока в Приложении № 3. |
Блок занятий на развитие фонематического слуха | Речь
формируется под контролем Задачи: активизация процесса развития звукопроизношения с использованием игровых приемов развития фонематического слуха. Занятия приведены в Приложении №4. |
Блок занятий на совершенствование интонационной выразительности речи детей. | Задача:
развитие навыков правильного Занятия приведены в приложении №5. |
Таким образом, на основании проведенной нами диагностики уровня развития звукопроизношения в группе детей младшего дошкольного возраста, мы разработали комплекс игровых приемов по формированию навыков правильного звукопроизношения и предположили, что данная программа с использованием игровых приемов окажется эффективной для развития навыков звукопроизношения детей данного возраста.
Данная
программа была реализована нами
на базе предполагаемого исследования.
В
результате проведения программы занятий
по использованию игровых приемов
в формировании навыков правильного
звукопроизношения у детей
Результаты вторичной диагностики контрольной и экспериментальной группы методике «Назови, что ты видишь» приведены в приложении в таблице 3.
Представим сравнительные данные в виде таблицы:
Таблица
4 Результаты вторичной диагностики
контрольной и
Группа | Результаты | Количество | % |
Контрольная | Высокий | 2 | 25 |
Средний | 4 | 50 | |
Низкий | 2 | 25 | |
экспериментальная | Высокий | 3 | 37,5 |
Средний | 4 | 50 | |
Низкий | 1 | 12,5 |
Результаты
вторичной диагностики
Диаграмма 2. Уровень развития звукопроизношения
(первоначальная диагностика)
Сравнительные
данные по контрольной и
Таблица
5 Сравнительные данные диагностики
контрольной и
Группа | Результаты до проведения программы | Результаты после проведения программы | ||||
Контрольная группа | Высокий | 1 | 12,5 % | Высокий | 2 | 25 % |
Средний | 4 | 50 % | Средний | 4 | 50% | |
Низкий | 3 | 37,5 % | Низкий | 2 | 25 % | |
Экспериментальная группа | Высокий | 1 | 12,5 % | Высокий | 3 | 37,5 % |
Средний | 3 | 37, 5 % | Средний | 4 | 50% | |
Низкий | 4 | 50% | Низкий | 1 | 12,5% |
Представим результаты в графическом варианте :
Диаграмма3.
Сравнительные данные диагностики
контрольной и экспериментальной групп
по результатам проведения эксперимента.
Таким образом, по результатам проведения нашей программы можем сделать следующие выводы: перед проведением программы и в контрольной и экспериментальной группах высокий уровень развития звукопроизношения был одинаковый (12,5 %) – по 1 человеку в каждой группе. По результатам вторично диагностики по окончании эксперимента в контрольной группе высокий уровень повысился до 25 % (2 человека), в экспериментальной группе мы отмечаем повышение по показателям высокого уровня развития звукопроизношения у детей до 37, 5%.
Средний
уровень развития звукопроизношения
в контрольной группе остался
на прежнем уровне – 50%, в экспериментальной
группе же он повысился с 37, 5 % до 50 %.
По контрольной группе данные показатели
мы можем объяснить общей
Низкий уровень развития звукопроизношения в контрольной группе понизился с 37, 5 % до 25 %, что так же связано с особенностями возраста.
В экспериментальной группе мы отмечаем резкое снижение низкого уровня звукопроизношения с 50% до 12,5 %.
Диагностика
показала, что количество детей с
нарушением звукопроизношения сократилось.
Выводы по Главе 2
Таким образом, в практической части нашего исследования, нами были определены игровые методы и приемы работы по развитию навыков правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. В ходе данной работы прослеживаются два взаимосвязанных направления: во-первых, коррекция произношения, т.е. постановка и уточнение артикуляции звуков (постановка звуков проходила в индивидуальной работе, на фронтальных занятиях); во-вторых – последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.В процессе коррекционной работы дошкольники учились правильно произносить звук, определять его на слух, выделять из потока звуков, определять наличие звука в слове, последовательность звуков в слове.
После проведения системы занятий был проведен контрольный эксперимент, который показал эффективность работы по развитию навыков правильного звукопроизношения. Большинство дошкольников овладели навыками звукового анализа: научились определять положение звуков в словах.