Корекция развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 06:47, курсовая работа

Описание

При провидении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой эффективность работы по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста, будет значительно повышаться, если;
Использовать разнообразные игровые приемы, в формировании правильного звукопроизношения младшего дошкольного возраста, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Проводить исследовательскую работу на основе диагностики. В соответствии с целью и гипотезой, были определены задачи исследования.
Изучение и анализ теоретического материала, по проблемам формирования навыков правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.07 Кб (Скачать документ)

    Система замены одних звуков другими базируется, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке  их по месту образования, реже –  по способу образования. Овладения  новым типом артикуляционных  движений вызывает к жизни ряд  родственных звуков.

    Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других словах по-прежнему – субститут (заместитель).

    1. Показ на картинках слов- паронимов  (лук-люк, мишка-мышка, коза - коса, мишка - миска).

    Согласные, подчеркивал М.Е. Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например (с) переходит в (ш) через  стадии: с-сь-ш.

    Дети  при переходе к правильному произношению звуков начинают пользоваться ими в  нужных и не нужных случаях, заменяя  ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением  звука (ш) (раньше произносился с), ребенок  говорит “шобака”, “волоши”. М.Е. Хватцев  объясняет это явление “переупотребления” или обратной замены звука тем, что  вновь приобретенный звук на некоторое  время становиться сильным раздражителем  – доминантой и вследствие недостаточной  еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимательных им мест. Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями.

    Труднее ему даются шипящие (ш,ж) сорные (р,л) и свистящие (с,з) звуки.

    В основном к трем годам дети овладевают звукопроизношением. Однако речь несовершенна в фонетическом отношении. Для нее  характерна общая смягченность (“зюк”-жук, “сюба”-шуба, “неть”-нет и т.д.)

    Замена  заднеязычных звуков к,г переднеязычными  – т,д (“тутолка”-куколка, “дуси”-гуси), иногда замена звонких глухими.

    Значительная  часть трехлетних детей не умеет  произносить шипящии звуки, чаще заменяя их  свистящими (“сапка”, “коска”, “зук”). Отмечается не умение произносить звук (р) (попуск или замена его), искажения звука (л).

    Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет  свои особенности. Сокращение (эмция) слов (“тул”- стул, “весепед”- велосипед); перестановки (метатезы) слов звуков (“шапля”- шляпа, “гофли”- гольфы, “корвик”- коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука  другим “бабака”- собака; слияние (контаминация) двух слов в одно “” Мафеда–Мария Федоровна; добавление звуков (“реблята”, “иржавая”) и преждевременное произнесение последующего звука (антиципация).

    Показатели  речевого развития детей 3-4 лет.

    Звукопроизношение.

    1. Отсутствие шипящих (ш, ж, ч,  щ) 

    2. Отсутствие соноров (л, ль, р,  рь.

    3. Твёрдые и мягкие звуки дифференцируют  большинство детей. 

    Фонематическое  восприятие.

    К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у  него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

    К этому же времени заканчивается  формирование правильного звукопроизношения  и ребенок говорит совсем чисто.

    Языковая  способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

    На  самом деле усвоение языка происходит не только и не столько в результате простого повторения. Это процесс  творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений  между элементами языка, правил строит свои высказывания. Вполне очевидно, что  эти выводы в корне меняют подходы  к проблеме обучения родному языку  в детском саду. Главным в обучении должен быть не метод имитации, а  организация творческого познания слова, действий с ним.

    Гербова В.В. предлагает: Специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи проводятся по 1 – 2 раза в месяц.

    В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения. Работа проводится в определенной последовательности, т.е. последовательно осваиваются  родственные группы звуков. Так осваивая, согласные дети учатся произносить  вначале губно-губные звуки (м, б, п.), затем губно-зубные (в, ф.), переднеязычные (н, д., т.), заднеязычные (к, г, х.) и т. д. Большинство детей на четвертом  году жизни четко произносят все  гласные и многие согласные звуки.  
 

    1.3. Возможности использования игровых приемов в формировании навыков правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста.

    В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок  берет на себя определенные роли и  подчиняет им свое поведение.

      В этом проявляется интерес  маленького человека к миру  взрослых, которые выступают для  него в качестве образца поведения,  обнаруживается стремление к  освоению этого мира. Совместные  игры детей начинают преобладать  над индивидуальными играми и  играми рядом. Открываются новые  возможности для воспитания у  детей доброжелательного отношения  к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.  В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит  знакомство ребенка со свойствами  предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. 

    Достижения  в психическом развитии ребенка  создают благоприятные условия  для существенных сдвигов в характере  обучения. Появляется возможность перейти  от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где  взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

  1. Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, но ведущим из них является игровые виды деятельности. Ведущей мы называем такую деятельность, в связи, с развитием которой проис Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.
  2. В работе по развитию речи детей раннего возраста используются следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации;

    Игра  – это многогранное понятие. Она  означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается  требование взрослых к детям, требования детей  к себе самим.

      Она характеризуется тем, что  внутри нее дифференцируются  другие, новые виды деятельности, в ней формируются и перестраиваются  частные психические процессы, от  нее главным образом зависят  наблюдаемые в данный период  развития основные психические  изменения личности.

    Л.C. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.  В игре  происходит развитие речи и мышления.

    Игра  занимает значительное место в жизни  детей  младшего дошкольного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством  общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный  эмоциональный фон, на котором все  психические процессы протекают  наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет  определить уровень его знаний и  представлений. 

      Игровой метод дает наибольший  эффект при умелом сочетании  игры и учения                                                                        

    Игровые приемы и процедуры (их также называют блиц играми, мини играми) относятся  к методам активного обучения и включают игровые действия или  отдельные, единичные элементы активизации  незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени. Организуемые со всей аудиторией, но при непосредственном участии только отдельных ее представителей, чаще всего по личному желанию (В. Н. Кругликов). аковыми являются общепринятые в работе с младшими дошкольниками игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались. и услышали»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, деревья и подражают их стуку, шуму); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.). Важно умелое использование и правильное чередование этих приемов.

    Неоднократные повторения звуков и слов с этими  звуками могут быть хоровыми и  индивидуальными. Занятия с трехлетними  детьми на первых порах целесообразно  строить на хоровых ответах, так  как малыши еще не умеют слушать  своих товарищей. По мере того как  дети овладевают умением заниматься в коллективе, возможно чередование  и сочетание хоровых и индивидуальных ответов, ответов подгруппами.

    В методических пособиях по обучению правильному  произношению детей младшего дошкольного  возраста рекомендуются игры с элементами движений и звукоподражанием: «Совушка-сова», «Поезд», «Автомобили» и др. Главными в этих играх для детей являются движение, динамика, а речь (звукоподражание) отодвинута на второй план, и задача звукопроизношения не решается. Поэтому  на начальном этапе обучения не следует  использовать эти игры и ставить  перед детьми одновременно две задачи – выполнения движений и звукопроизношения. Моторные проявления тормозят речевую  деятельность. 

    Работа  с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной.  Это подтолкнуло  нас к поискам игровых приёмов  и созданию речевой среды. Ведь ребёнок  развивается на фоне среды. Среда  не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. Важно  заинтересовать ребёнка и удивить  его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в различных играх, выполнять упражнения, от которых  речь его станет лучше.

    Современные подходы к ребёнку предполагают тесное взаимодействие воспитателя  с детьми. «Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен заботиться о том, чтобы  это было интересно», - говорил Л. С. Выготский.  А «обучение может  стать для детей интересным, увлекательным  делом, если оно озаряется ярким  светом мысли, чувства, творчества, красоты, игры». Полноценное восприятие образца произношения и активную подражательность обеспечивает такая методика проведения занятий, в основе которой лежит постепенность восприятия: вначале идет рассматривание игрушки, далее одновременно осуществляются восприятие слышимого образца и демонстрация артикуляции, затем происходит воспроизведение образца, подкрепляемое повторным восприятием игрушки.

    Такое расчлененное восприятие произношения и игрушек сосредоточивает внимание детей на звуковой стороне речи, создает возможность для полноценного восприятия образца и дальнейшего  подражания ему.

    В дидактических играх показ правильного  произношения отдельных звуков и  звукосочетаний проводится после рассматривания игрушки или при объяснении правил игры.

    Во  второй части занятия дети упражняются  в многократном повторении речевого материала на основе действий с игрушками  и с опорой на речь (произношение) педагога. Динамика игровых действий способствует активизации детской  речи. 

    В младших группах частоВ качестве примера приведем дидактическую игру «Кто как кричит».

    Программное содержание: учить внятному произношению слов без смягчения, закреплять произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание и речевой слух.

    Материал: игрушки – корова, кошка, собака, курица с цыплятами.

    Ход занятия.

    Педагог заинтересовывает детей корзиночкой, в которой находятся игрушки («К нам сегодня кто-то в гости  пришел»). По одной достает игрушки. Вначале сам отчетливо, медленно называет игрушку, затем это делают дети.

    Это корова. Кто это? (Игрушка убирается.)

    Корова  мычит: му-у-у. Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у.

    – Как корова мычит? Скажем все вместе. (Дети повторяют звукоподражание  несколько раз хором и индивидуально 1–2 ребенка)

    Игрушка вновь перед детьми.

    Таким же образом детям показывают другие игрушки (при показе образца они  убираются).

    С той же целью закрепления четкого  произношения гласных звуков и развития речевого слуха можно рекомендовать  дидактическую игру «Что как звучит».

    Методика  проведения этой игры сходна с методикой  игры, описанной выше. Воспитатель  по очереди показывает игрушки или  картинки с изображениями предметов. Дети вслед за взрослым называют картинки и произносят звукоподражания (машина едет и гудит: би-би-би; часы идут и  тикают: тик-так, тик-так; трамвай едет и звонит: динъ-динъ-динь; на барабане барабанят: тра-та-та, тра-та-та на дудочке  играют: ду-ду-ду, тру-ру-ру).

    Подобные  игры описаны в методических пособиях.

    В рассказе-драматизации образец обеспечивается первоначальным рассказом воспитателя (без демонстрации игрушек). Здесь  используется тот же принцип постепенности  восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками. Во второй части занятия создается  возможность в процессе разыгрывания сценок с игрушками упражнять  детей в многократном повторении речевого материала.

Информация о работе Корекция развития речи