Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природой посредством проведения экскурсий.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
- изучить степень разработанности проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе;
- провести опытно-экспериментальную проверку состояния представлений о природе у детей 7-8-летнего возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....…….…..….… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ..…….….. 5
1.1. Значение экскурсий………………………………….………………………... 5
1.2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура...………………....... 9
1.3. Методические особенности работы по предмету «Человек и мир»…….... 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ВО 2 КЛАССЕ…….. 17
2.1. Анализ практики образовательного учреждения……….……….……….... 17
2.2. Организация работы по подготовке и проведению экскурсий в природу с детей младшего школьного возраста.……..……………………..……….... 21
2.3. Результаты контрольного этапа исследования………….…………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………….….. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……… 40

Работа состоит из  1 файл

18126_КР_Методика организации и проведение экскурсий в природу_29_29.02.2012.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

 


1.2 Виды, содержание экскурсий в природу, их структура

 

Т. Байбара указывает, что экскурсии бывают:

1. Учебные (програмные).

2. Внеучебные (непрограмные)

Учебные экскурсии можно проводить до изучения темы (вводные экскурсии), например в 3 классе для ознакомления с ландшафтом своей местности, или после изучения темы (обобщающие экскурсии), например во 2 классе после изучения каждого времени года [2, с. 41].

Т.Б. Кропочева отмечает, что в методике естественных наук по методам проведения можно выделить три типа экскурсий:

1) иллюстративную, где преобладает метод готовых знаний;

2) исследовательскую, где преобладает метод исканий;

3) комбинированную, где оба метода присутствуют в равных долях.

Во время экскурсий учащиеся проявляют деятельную активность, интерес к наблюдаемым предметам и явлениям природы, хорошее усвоение учебного материала, и все это происходит потому, что исследовательский подход более естествен для младшего школьника, больше соответствует природе ребенка. В исследовательской экскурсии используется рефлекс ребенка на новизну, т.е. любопытство и любознательность.

На экскурсии можно исследовать одновременно разнообразные предметы и явления природы, поэтому в начальной школе, как правило, используются экскурсии, смешанные по содержанию, но возможны и тематические (сезонные, биологические, экологические и др.). Часть учебного материала во время экскурсии изучается по опережающему принципу и в дальнейшем широко используется во время уроков по окружающему миру. Знания таким образом даются учителем не в готовом виде, а добываются самостоятельными усилиями детей, а затем уточняются и закрепляются на уроке [21, с. 49].

В.М. Бакулин подчеркивает, что по содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, водоем, ко второму — на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу дети не только знакомятся с растительным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают молодые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких животных, и т. д.

С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской местности значительно легче выбрать объект для проведения экскурсий. Но и в условиях города следует искать все возможности для ознакомления младших школьников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; организовывать выезды за город [3, с. 12-13].

Г.И. Колесникова отмечает, что по тематике все экскурсии можно объединить в следующие группы:

а) наблюдения за явлениями в неживой и живой природе в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира (сезонные экскурсии в природу);

б) ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

в) экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;

г) экскурсии в музеи, зоопарки, на производство и т.д. [20, с. 50].

Содержание экскурсий в природу определено программой. В соответствии с ней младшие школьники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе подчеркивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы.

В.И. Рылушкин указывает, что планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности [23, с. 5].

Цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений младшие школьники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений. Например, весной учащиеся начальных классов знакомятся с признаками пробуждения жизни в пруду (появление на поверхности водоема растений, насекомых, квакание лягушек), рассматривают водомерку, жука-плавунца, жука-водолюба, икру лягушек, водные растения. Благодаря несложным опытам дети убеждаются, что жук-плавунец хищник, а жук-водолюб питается растениями, поэтому живет на дне водоема.

Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы — лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке — затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений.

Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению педагога на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

Т. Байбара подчеркивает, что на каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых (например, участие в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких животных, в сезонных работах в саду, парке и т. д. [42].

Каждая экскурсия состоит из следующих этапов [2; 6; 8; 15; 21; 23 и др.]:

      подготовка учителя и учащихся к экскурсии;

      проведение экскурсии;

      послеэкскурсионная работа.

При подготовке учитель изучает место экскурсии (лес, парк, поле, водоем и т.д.), намечает маршрут, места остановок, объекты наблюдений, после проработки соответствующей литературы (научной и методической), готовит снаряжение. Заранее предупреждаются дети, как они должны одеться и что взять с собою на экскурсию.

Учитель готовится к урокам природоведения, к экскурсиям в природу, учит детей наблюдать за растениями и животными, формирует у учащихся элементарные экологические представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, об их пищевых и информационных связях и др. При этом он обращается к научно-методической литературе, различным средствам наглядности, отыскивает занимательный материал природоведческого содержания, доступный младшим школьникам. А иногда учитель пользуется и художественной литературой, где содержатся образные, поэтические описания окружающей нас природы. Они достигают образовательной и педагогической цели в том случае, если включают в себя научные знания о жизни растений и животных.

В ходе экскурсии учащиеся выполняют различные виды самостоятельных работ: измерительные работы (глубина снега), сбор материала (сбор листьев осенью с измененной окраской, сбор срезанных веток деревьев и кустарников для дальнейшего наблюдения за ними в классе), зарисовки наблюдаемых объектов (распускающихся почек, за которыми будут продолжены наблюдения), практические работы, связанные с охраной природы (сбор семян лекарственных растений, развешивание кормушек) и т.д.

Выполнение самостоятельных работ вызывает интерес к предметам и объектам изучения, повышает познавательную активность учащихся. Успешность работы на экскурсиях обуславливают: опора на предыдущие знания детей, их жизненный опыт по теме экскурсии, использование литературного материала (стихотворений об объектах природы), игровых моментов, загадок, пословиц, поговорок и т.д.

Последний этап экскурсии — послеэкскурсионная работа. Он необходим для закрепления материала экскурсии, последующей его проработки. Это имеет немаловажное значение, и экскурсия очень много теряет, если она остается незавершенной. Послеэкскурсионная работа заключается в следующем: восстанавливается в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно обсуждается все виденное, дополняются и углубляются отдельные затронутые на экскурсии вопросы.

Эта работа выливается в следующие формы: коллективный рассказ учащихся о том, что они видели, с дополнительными пояснениями учителя; практические занятия и длительные наблюдения в школьной лаборатории и в уголках живой природы за объектами, принесенными с экскурсии; составление отчетов и рефератов об увиденном с описанием своих впечатлений; выставка из собранного материала я т. п.

 


1.3 Методические особенности работы по предмету «Человек и мир»

 

Учебный предмет «Человек и мир» состоит из трех содержательных компонентов: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Составной частью является блок «Мая Радзіма — Беларусь», который изучается в 4 классе.

Цель учебного предмета «Человек и мир» — формирование первоначальных знаний о природе, обществе и человеке, основ экологической культуры и здорового образа жизни, гражданское воспитание младших школьников [28, с. 131].

При изучении предмета «Человек и мир» рекомендуется использовать разнообразные формы организации обучения: экскурсии в природу, по своему населенному пункту, краеведческий музей, целевые прогулки, уроки-игры, уроки-путешествия, уроки — устные журналы, уроки-микроисследования, уроки-праздники и т. п. Наряду с фронтальными и индивидуальными формами работы необходимо включать младших школьников в коллективную деятельность (парная, групповая работа с использованием новейших методик).

Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В.А. Герасимов [8], Р.А. Петросова [22] и др. подчеркивают, что разнообразием должны отличаться методы, приемы и средства обучения. Первостепенное значение придается наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрационным и лабораторным опытам, экологическому моделированию и прогнозированию, решению ситуативных задач, а также практической деятельности по охране природы.

Особое место в учебном процессе отводится игровой деятельности, направленной на усвоение предметных знаний и умений, на развитие познавательных процессов (способов логического мышления, восприятия, памяти, воображения), сохранение и поддержание работоспособности младших школьников, обеспечение их потребности в общении и физической активности, снятие физического и психического напряжения.

Для успешного усвоения программы должны использоваться также методы и приемы, способствующие усилению эмоционального восприятия школьниками учебного материала, интеграции интеллектуального и эмоционального компонентов в обучении. Выполнению этих задач служат наблюдения за красотой природы, анализ повседневной жизни, использование яркого и образного слова литературного произведения, фонохрестоматий, средств музыкального и изобразительного искусства.

Одной из организационных форм работы на уроках «Человек и мир» являются экскурсии в природу. Непосредственное общение с природой положительно влияют на развитие восприятия, мышления и речи школьников, способствует их экологическому образованию. В связи с этим мы акцентировали свое внимание на проведении природоведческих экскурсий.

Анализ программы [17] показал, что в начальных классах предусмотрены природоведческие экскурсии. В 1 классе при изучении раздела «Осенние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека» проводятся 3-4 экскурсии в лес, парк на темы. «Изменения в природе ранней осенью», «Золотая осень в природе», «Поздняя осень» и др.; раздела «Зимние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека» — 2-3 экскурсии на темы: «Красота зимнего леса», «Следы и звуки в зимнем лесу» и др.; раздела «Весенние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека» — 3-4 экскурсии на темы: «Ранняя весна в лесу», «Звуки и запахи весеннего леса», «Раннецветущие растения — украшение природы»; при изучении раздела «Летние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека» проводится 1-2 экскурсии (в зависимости от местных условий) на темы: «Цветение растений, наблюдение за поведением птиц, насекомых», «Правила поведения на лугу, у водоемов». Во 2 классе во время изучения раздела «Живая природа и человек» — 3-4 экскурсии на огород, в сад, лес или ближайший сквер, школьный двор; при изучении раздела «Человек и общество» — в библиотеку, музей, на почту или в магазин. В 3 классе — это 3-4 экскурсии на темы: «Формы земной поверхности, водоемы, полезные ископаемые родного края», «Основные природные сообщества родного крали, «Растения и животные поля» при изучении раздела «Моя страна».

Т. Байбара [2] подчеркивает, что знакомиться с природой дети начинают с 1 класса. Это происходит во время экскурсий на школьный двор и в парк. На экскурсии у учащихся развивается интерес к природе, они учатся наблюдать, сравнивать факты, явления и делать выводы. Так, в теплый сентябрьский день внимание учащихся обращается на золотистую листву кустарников, разноцветный убор деревьев, яркое голубое небо, на плывущие по небу облакам, напоминающие различные образы животных. С детьми находят разные по форме и окраске листья, и учат их сравнивать и находить отличительные признаки: например, найти сходства и различия у листьев березы и клена.

Информация о работе Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах