Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природой посредством проведения экскурсий.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
- изучить степень разработанности проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе;
- провести опытно-экспериментальную проверку состояния представлений о природе у детей 7-8-летнего возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....…….…..….… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ..…….….. 5
1.1. Значение экскурсий………………………………….………………………... 5
1.2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура...………………....... 9
1.3. Методические особенности работы по предмету «Человек и мир»…….... 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ВО 2 КЛАССЕ…….. 17
2.1. Анализ практики образовательного учреждения……….……….……….... 17
2.2. Организация работы по подготовке и проведению экскурсий в природу с детей младшего школьного возраста.……..……………………..……….... 21
2.3. Результаты контрольного этапа исследования………….…………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………….….. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……… 40

Работа состоит из  1 файл

18126_КР_Методика организации и проведение экскурсий в природу_29_29.02.2012.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

Третий этап экскурсии — заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.

В конце экскурсии следует подвести итоги, вспомнить поставленные перед экскурсией вопросы и дать на них краткий ответ. К формулировке вывода надо привлекать детей.

Как на самой экскурсии, так и в заключительной беседе не следует заниматься детальным изучением собранного материала: это гораздо удобнее сделать в классе. Время экскурсии надо использовать на изучение такого материала, который в класс не принесёшь или потому что объект слишком велик, или потому, что его надо рассмотреть в естественной обстановке, например: почвенное обнажение, деревья и кустарники.

Планируя беседу после экскурсии, учитель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти учащихся восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины класс и отдельных учеников, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу.

Рассмотрим некоторые особенности проведения экскурсии в природу во 2-м классе:

Перед экскурсией учитель формулирует проблему, на ее основе — исследовательскую задачу и подводит учащихся к необходимости наблюдений в природе. Вопросы нужно выбирать в соответствии с конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов.

Например, перед проведением экскурсии поздней осенью учитель спрашивает детей: Интересно, все ли деревья сбросили листву? Мы еще можем увидеть цветущие растения, насекомых, лягушек? Учитель выслушивает суждения учащихся и спрашивает, как они узнали это. (Наблюдая за природой.)

Примерные вопросы для зимней прогулки: Каких птиц можно увидеть в нашем школьном дворе? А рядом с домом? Как изменилось поведение птиц? Можно ли узнать птиц по их следам?

Перед весенней экскурсией можно спросить у школьников: Изменилось ли поведение галок, воробьев, ворон, синиц с приходом весны? Какие перелетные птицы уже вернулись из теплых краев? Каких насекомых мы уже можем встретить?

На всех сезонных экскурсиях можно проводить фенологические наблюдения. Их основной метод — фиксирование сроков наступления того или иного времени года, природного явления. Какие явления интересно и полезно фиксировать? Время зацветания различных раннецветущих растений, например мать-и-мачехи, ветреницы, гусиного лука, одуванчика; появление первых насекомых (лимонниц, пчел, ос); прилет жаворонков, скворцов и т. д.

Учитель организует игру «Следопыт» («Зоркий глаз», «С какой ветки эти детки»). Он предлагает учащимся (парам, группам) по одному листу или плоду (орешек липы, крылатку ясеня, клена и т. п.) деревьев или кустарников, встречающихся в месте проведения экскурсии. Эти растения и нужно найти. По ходу экскурсии дети находят объект и называют его (если не знают, название сообщает им учитель). После этого школьники выясняют, по каким признакам можно отличить данный объект от подобных ему. Для этого учитель обращает внимание на форму кроны деревьев; толщину и расположение ветвей; цвет, размер, форму, характер поверхности и краев листьев, их расположение на ветке; форму, размер, поверхность, цвет плодов.

В процессе экскурсии учитель может называть признаки объектов, по которым дети стараются их найти, например:

* листья дерева напоминают сердечко, плоды-орешки висят в пучке с одним крылышком (липа);

* листья с острой верхушкой, длинным, сплюснутым с боков черешком, гладкой и плотной поверхностью, ствол сверху светло-серый (тополь);

* плоды-орешки собраны в сережки, листья небольшие, осенью напоминают золотые монетки (береза).

Клевер школьники смогут найти по описанию: травянистое растение с розовым цветком, листочки растут по трое, на них "нарисована" буква, которая говорит о том, где оно любит расти (на листочках клевера можно рассмотреть букву л светлого цвета, которая подсказывает, что клевер растет на лугу). Признаки подорожника: у растения довольно крупные овальные листья с ярко выраженными жилками; цветки и плоды мелкие-мелкие, собраны в узкий колосок на верхушке стрелочки-стебелька.

Учитель также может называть признаки, характерные сразу для нескольких объектов, находящихся в поле зрения детей. Например: у дерева листья с заостренными верхушками, плод-орешек, ветки тонкие, в названии встречается буква "а" (липа, береза). Это задание более сложное, и его нужно давать после того, как дети познакомятся с данными объектами, например на экскурсии по теме "Дикорастущие растения" во II классе. Ученики находят и называют объекты, а затем ищут признаки, по которым их можно отличить друг от друга.

С целью поиска объекта по указанным признакам может использоваться игра «Все об одном». Учитель называет признаки одного объекта (растения, животного, находящегося в поле зрения детей), который необходимо узнать и назвать. Притом перечисляет их таким образом, что только последний признак конкретно указывает на нужный объект, например: Какое дерево особенно любят лоси, зайцы, бобры? Какое дерево называют "спичечным"? А "трусливым"? Или: Какая птица — хороший друг садов, парков, лесов? Какую птицу считают великолепным акробатом и гимнастом за то, что она может прекрасно лазать, кувыркаться, висеть вниз головой, уцепившись за тонкий кончик ветки? Пение какой птицы отчетливо слышно зимой? У какой птицы любимое лакомство — сало или жирное мясо?

Активизирует наблюдательность детей игра «Загадочная картинка». Учитель описывает картинку (соответственно наблюдаемому пейзажу), а учащиеся с помощью наблюдения окружающих объектов узнают, какие из них описаны учителем. Например:

Одна словно в бордовых перьях стоит, вторая золотые монеты сбрасывает, третья косы распустила, четвертая еще зеленая дрожит, пятый ковер разноцветный расстелил. (Рябина, береза, ива, осина и клен осенью.)

Одни голые стоят, вторые угощения птицам приготовили, третьи еще золотыми монетами украшены. (Липа, рябина, береза уже более поздней осенью.)

У одного они друг против дружки расположены, а у остальных - друг за дружкой. (Расположение листьев или почек на ветке клена {первое описание); второе описание подходит березе, липе, тополю.)

Тинькает, чирикает и каркает. Кто это? (Синица, воробей, ворона.)

Для активизации наблюдений детей, поиска и опознания природных объектов используются также загадки. Целесообразно использование загадок-описаний с ошибками. Так, описывая березу, учитель намеренно допускает ошибки: Листья крупные (небольшие), округлые (по форме напоминают ромб), с зубчиками, плоды-орешки собраны в сережки. Клен: листья небольшие. зубчатые, на длинных черешках, шероховатые на ощупь, плоды-крылатки с одним крылышком. Ошибки исправляют школьники, а учитель проверяет, насколько ребята наблюдательны.

Некоторые объекты дети могут уже хорошо различать к моменту проведения экскурсии, например березу, ель, синичку. Как в этом случае организовать их активное изучение? Предложите школьникам назвать признаки, по которым они узнают эти объекты. Среди названных признаков можно попытаться выделить самый главный, который характерен только этому объекту. Если одного признака недостаточно, добавляется второй.

Один из приемов, позволяющий школьникам установить характерные особенности природного объекта и включить их в поиск, — сравнение. Сравниваются подобные объекты и объекты, отличающиеся по основному признаку. Так, сопоставляются листья тополя и липы, сирени и липы, осины и тополя, березы и тополя. Дети выясняют, чем они похожи: размерами, формой самого листа и его верхушки.

Нахождение отличий можно организовать в ходе игры "Кто больше?" (кто найдет больше отличий). В случае затруднений при сравнении листьев, например, липы и тополя школьники могут посмотреть на основания листочков, пощупать их, рассмотреть края листьев, длину и форму черешков.

Сравнение должно проходить в процессе практической работы — при этом задействуются не только органы зрения, но и осязания, обоняния. Потом можно подойти к кусту сирени и спросить: На лист какого дерева больше всего похож лист сирени? Чем похожи листья сирени и липы? Чем они отличаются? Что нужно рассмотреть? Последний вопрос направлен на усвоение деятельностной способности к сравнению.

В процессе установления каких-либо признаков, особенностей природных объектов полезно предлагать детям самим объяснять данные особенности. Наиболее простые объяснения можно давать во время экскурсии, более сложные — в классе после ее проведения. Так, увидев плоды липы, можно спросить: Для чего каждый пучок плодов имеет "крылышко"? Или: Можно ли по плодам сказать, как они распространяются? У каких деревьев плоды имеют "крылышки"? (Клен, ясень, береза.) Рассматривая плоды рябины, спрашиваем: Чем отличаются плоды рябины от плодов липы, клена, березы? Почему ягоды рябины так любят многие птицы? Можно ли по плодам сказать, как они распространяются? Если объектами наблюдения являются дуб или каштан, то можно задать следующие вопросы: Какие плоды на ощупь? Чем они отличаются от плодов других деревьев? (Твердые и скользкие.) Как вы думаете, легко ли животным раскусить такой плод? Сделайте вывод, почему плодам дуба (каштана) "выгодно" быть твердыми и скользкими.

Для развития наблюдательности у детей учитель просит их по ходу прогулки называть объекты, которые встречаются на пути и уже известны им, а также самые яркие признаки, по которым они смогли распознать то или иное растение или животное. С этой же целью проводится игра "Найди меня по имени": каждый ученик находит и показывает объект, названный учителем.

Очень интересно во время экскурсии наблюдать за птицами. Важно обучить детей различать так называемых черных птиц: галку, грача, ворону, которых можно встретить в населенных пунктах круглый год. Перед прогулкой школьникам дается задание: найти черную птицу с серым "шарфом" на шее, птицу в сером "фраке" с черными "рукавами" и птицу в черном "фраке". Задание можно распределить между группами (в этом случае организуется игра «Найди свою птицу»). Учащиеся ищут у встречающихся птиц названные признаки. После определения птицы учитель ее называет. Кроме названных признаков дети определяют, по каким еще особенностям можно узнать галку, ворону, грача. Например, галка меньше, чем ворона и грач, а грач у основания клюва имеет белую или светло-серую полоску-кольцо.

Дети могут понаблюдать, как передвигаются птицы, где их можно чаще всего встретить (на земле, деревьях), где они ищут корм, как реагируют на приближение человека, на то, что им бросают корм (крошки белого хлеба).

При встрече с воронами можно бросить им грецкие орехи в скорлупе и понаблюдать, что они будут с ними делать. Можно проверить, действительно ли воробьи такие дружные птицы, как их описывают некоторые наблюдатели. (Есть утверждение, что воробей, который нашел корм, не начинает его клевать, пока не позовет своих собратьев.)

При наблюдении за теми или иными объектами нужно обращать внимание на особенности их внешнего вида, позволяющие живым организмам приспособиться к внешним условиям среды. Можно заметить, что растения, которые любят открытые солнечные и песчаные места, имеют опушенные листья и стебли, часто сероватого или светло-зеленого цвета, а также длинные мощные корни. В солнечный день листья многих растений поворачиваются к солнцу своей нижней, более светлой, стороной. Таким образом, растения со светло-зелеными листьями являются светолюбивыми, а с темно-зелеными — теневыносливыми. Еще пример: мышиный горошек вынужден цепляться усиками за другие растения. Эти и другие факты, замеченные учащимися, станут основой для их рассуждений, формулировки выводов и получения экологической информации.

Дети, наблюдающие за природными явлениями, приобретают собственный опыт на основе полученной информации, примененного способа наблюдения, приема мышления, комплекса личных ощущений. Ценно и то, что одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики замечают и другие особенности объекта, т. е. получают новые сведения, конструируют добытое ими знание — делают собственное, пусть маленькое, но открытие. Этот процесс может носить как спонтанный, так и целенаправленный характер. Учитель может поинтересоваться, заметили ли дети что-то особенное, интересное; какие вопросы возникли у них в процессе наблюдения, как на них найти ответ. Цель такого подхода — научить детей смотреть и видеть, быть внимательными, формулировать вопросы, добывать и конструировать знания с помощью наблюдения на основе анализа, сравнения.

Исследовательский характер носит игра «Следы доброго и плохого человека». Дети наблюдают, какие следы оставлены человеком: брошенный мусор, сломанная ветка или посаженное дерево, прибитый скворечник, кормушка, замазанная ранка на дереве и т. п. Задача — выяснить, каких следов больше — хороших или плохих. После экскурсии делается вывод о том, как наши люди относятся к окружающей их природе — бережно, ответственно или нет.

Чтобы во время наблюдений обогащались не только знания детей, но и их ощущения, используются и другие приемы. Так, на сезонных экскурсиях можно объявить «Конкурс красоты», в котором участвуют объекты, понравившиеся детям больше всего. Подведение итогов конкурса проводится в конце прогулки (в холодное время года — в классе): дети называют объекты, которые им больше всего понравились, и объясняют свой выбор.

С целью воспитания эстетических эмоций, нравственных чувств используется прием «Скажи доброе слово или комплимент»: школьники находят приятные, добрые слова, которые более всего подходят тому или иному растению, животному.

Итак, были уточнены основные методические рекомендации по организации и проведения экскурсий:

  • Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.
  • Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы.
  • Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
  • Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
  • Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
  • Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Стихотворный образ служит для лучшего восприятия и запоминания учащимися сведений о животном. У детей появляется желание самим увидеть зверька или птицу, понаблюдать за ними в их естественной среде. Примеры представлены в Приложении 3.
  • По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Давая задание собрать материал, следует ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Информация о работе Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах