Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:28, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природой посредством проведения экскурсий.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
- изучить степень разработанности проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе;
- провести опытно-экспериментальную проверку состояния представлений о природе у детей 7-8-летнего возраста;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....…….…..….… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ..…….….. 5
1.1. Значение экскурсий………………………………….………………………... 5
1.2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура...………………....... 9
1.3. Методические особенности работы по предмету «Человек и мир»…….... 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ВО 2 КЛАССЕ…….. 17
2.1. Анализ практики образовательного учреждения……….……….……….... 17
2.2. Организация работы по подготовке и проведению экскурсий в природу с детей младшего школьного возраста.……..……………………..……….... 21
2.3. Результаты контрольного этапа исследования………….…………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………….….. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……… 40
5. Подготовка к зиме травянистых растений.
— Какие травянистые растения вам известны? Как они выглядят осенью? Почему?
— Есть ли цветущие растения? Какие?
Большинство травянистых растений отмирает на зиму — либо целиком (однолетние), либо только их надземные части (многолетние растения). Но есть и такие, которые зимуют пол снегом зелеными — их стебли и листья не меняют своего летнего облика. Стебли этих растений, обычно невысокие, едва возвышаются над поверхностью почвы, листья тоже располагаются у земли.
В зеленом состоянии пол снегом зимуют все группы растений — вечнозеленые (чьи листья живут 2—3 года), и зимнезеленые (чьи листья живут один гол).
Вечнозеленые растения — это все вилы мхов, брусника, вероника лекарственная, линнея северная, клюква. Все эти растения имеют типичный для всех вечнозеленых растений набор адаптации — маленькие размеры, пробковый слой на стеблях и восковую кутикулу или опушение на листьях, высокое содержание незамерзающих веществ в тканях и т. д.
Мхи не боятся сильных морозов, потому что им совершенно не опасно высыхание. Они поглощают воду из атмосферы через листья и стебли. Настоящих, хорошо развитых корней у мхов нет, и растения впитывают влагу всей своей надземной частью, словно губка. Если долго нет дождя, мох полностью теряет влагу, высыхает до воздушно-сухого состояния. Однако он при этом не погибает, а переходит в состояние покоя. Объясняется это явление свойствами протопласта — живого содержимого клеток мхов. Протопласт мхов не погибает даже после сильного высыхания. Им не опасна потеря влаги ни летом, ни зимой. Мхи переносят зиму в любых условиях, — как под зашитой снегового покрова, так и без него.
— Откуда же появляются травянистые растения весной? (Наблюдения за травянистыми растениями.)
Подземные побеги, образование почек, у некоторых стебель зарывается в землю и живет под опавшей листвой, некоторые прячут почку под землей. У однолетних зимнезеленых растений листва опадает весной только после того, как появится новая, и растение приобретет силу и энергию для роста.
6. Наблюдение за экологическим состоянием наблюдаемого объекта.
— Осмотритесь вокруг. Что мешает здоровому росту и развитию растений? Чем мы можем помочь природе?
7. Наблюдение за насекомыми и птицами осенью в лесу (в местных условиях).
III. Подведение итогов экскурсии.
— Как назвать одним словом растения, за которыми мы сегодня наблюдали? На какие три группы можно их разделить? По каким признакам?
— Что особенно запомнилось на экскурсии?
— Что вас больше всего удивило?
IV. Домашнее задание.
Засушить лома (индивидуально каждому или по группам) листочек и найти как можно больше интересного материала о дереве или кустарнике, с которого он упал (подготовить презентацию).
Описать растения по следующему плану:
1. Название растения.
2. Место его произрастания в природе или культурных посадках.
3. Группа, к которой относится растение по особенностям внешнего строения (дерево, кустарник, травянистое растение).
4. Форма и цвет листьев, расположение их на побеге.
5. Строение плода, приспособленность к распространению.
6. Значение растения в жизни человека и в природе.
Конспект экскурсии № 4
Тема: Зимняя сказка
Цели: систематизировать знания детей об особенностях жизни растений и птиц зимой; формировать умение определять растения по внешним признакам; воспитывать бережное отношение и заботу к встречающимся на экскурсии природным объектам.
Оборудование: гербарные папки, газетная бумага, бумажные пакеты для сбора семян, записные книжки и простые карандаши, фотоаппараты, лупа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Подготовительная работа. Сообщение цели и плана экскурсии.
— Какая пора наступила? По каким признакам в неживой природе мы это видим? Как отразились эти изменения на жизни растений? Цель нашей экскурсии — понаблюдать за изменениями в жизни растений с наступлением зимы, выяснить причины этих изменений.
2. Беседа о правилах поведения в лесу и на дороге.
II. Наблюдения за изменениями в жизни растений зимой.
1. Беседа.
Учитель обращает внимание детей на красоту зимнего пейзажа. Ставятся вопросы:
— Какие цвета преобладают зимой? Как изменилась погода? Какие деревья мы можем узнать зимой? Почему на рябине стало меньше ягод? и т.д.
2. Наблюдение за деревьями.
Ученики подходят к клену, его можно узнать по плодам, которые остались. Учитель обращает внимание, что клен можно узнать и по веточкам, предлагает сравнить ветки клена с ветками другого дерева, например липы. Дети видят, что ветки клена прямые, на них одна напротив другой расположены почки, а веточки липы выгнутые, почки на них расположены одна за другой.
Легче всего зимой узнать хвойные деревья – сосну и елку, так как они не сбрасывают свои листья-иголки. Когда эти деревья есть, дети различают их по длине иголок. Легко найти зимой и дуб, на нем остались коричневые сухие листья.
3. Наблюдение за птицами зимой в лесу.
Если встречаются птицы, организуется наблюдение за их поведением – как они изменились. Обращается внимание на то, как и где птицы ищут корм. Птицам холодно, стало меньше корма, их чаще можно увидеть рядом с человеческим жильем. На прогулку нужно обязательно взять корм для птиц: крошки белого хлеба, семена подсолнуха, зерно. Семена насылают в кормушки или на хорошо утоптанный снег. Школьники видят, как радуются птицы корму.
4. Сбор материалов.
Во время экскурсии дети собирают веточки и плоды отдельных деревьев и кустарников, упавшие кусочки коры, сухие стебли трав, выкапывают из-под снега одно зеленое растение. Если в лесу дети найдут шишки, расклеванные птицами, обгрызенные белкой, или какие-нибудь другие следы жизни леса, то их тоже надо принести в класс. Хорошо, если учителю, а может быть, и ученику удастся сделать несколько фотоснимков.
5. Природоохранительная деятельность.
Желательно увидеть деятельность человека по охране природы (подкормку птиц, искусственные гнездовья, кормовые столики для птиц и других животных и т. д.) и самим принять непосредственное участие в этой работе.
III. Подведение итогов экскурсии.
В конце экскурсии учитель проводит беседу по следующим вопросам: как выглядят зимой лиственные и хвойные деревья и кустарники? Какое значение для жизни растений имеет снег? Каких животных можно наблюдать зимой в лесу, по дороге в лес, на пруду или озере? Чем питаются зимующие птицы?
IV. Домашнее задание.
Найти как можно больше интересного материала об увиденной птице.
В последующие дни дети оформят из материалов экскурсии выставку в уголке природы. Собранные материалы можно использовать на предметных уроках природоведения, а также на уроках чтения, изобразительного искусства, трудового обучения.
Конспект экскурсии № 5
Тема: Учись наблюдать (экскурсия проводится в окрестностях школы)
Цели: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения.
Оборудование: лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Подготовительная работа. Сообщение цели и плана экскурсии.
— Тема сегодняшней нашей экскурсии "Учись наблюдать". На экскурсии мы будем наблюдать весенние явления в природе и учиться приемам наблюдения. Мы с вами наблюдали весенние изменения в природе, читали рассказы, рассматривали рисунки, картины о весне. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас идет месяц? (май).
2. Беседа о правилах поведения в лесу и на дороге.
— Я запишу на доске памятку-план — за чем мы будем наблюдать.
План.
1. Состояние погоды: температура воздуха, ясно или облачно.
2. Как цветут деревья.
3. Цветение травянистых растений.
4. Поведение насекомых и птиц.
5. Работа на приусадебных участках.
6. Жизнь водоема (на примере пруда за школой).
— Теперь подумаем, какие качества характерны для наблюдательного человека.
— Вы выделили очень важное качество: наблюдательный человек подмечает изменения в природном явлении, подмечает малозаметные детали.
II. Наблюдения за изменениями в жизни растений весной.
1. Погода сегодняшнего дня.
Характеристика состояния неба, измерение температуры воздуха по термометру, определение наличия ветра (по верхушкам деревьев) и его на правления с помощью компаса.
Заключение — что хорошая солнечная погода создает хорошее настроение.
2. Наблюдение за растениями.
Учитель сосредотачивает внимание детей на особенностях роста и развития растений в этот период весны.
Учащиеся рассматривают и характеризуют молодые листочки березы, тополя.
Подмечают, что на земле много почечных чешуек тополя. Педагог поясняет, что почечные чешуйки защищают почки от замерзания зимой, а сейчас почки лопаются и чешуйки опадают.
Учитель предлагает внимательно рассмотреть чуть лопнувшие почки на кусте сирени, использовать лупы. Учащиеся называют листовые и цветочные почки, вспоминают рисунки почек в разрезе из учебника, рассматривают нераспустившиеся цветки сирени.
По собственному побуждению ребята делают записи, рисунки в своих блокнотах. Они расходятся по участку небольшими группами в 5–6 человек, обсуждают то, что их заинтересовало.
Учитель предлагает продолжить наблюдения в течение нескольких дней и потом рассказать ребятам, насколько быстро растут листочки весной.
Второклассники рассматривают, как цветут клен, черемуха.
3. Эстетическая минутка.
Учитель в ходе экскурсии показывает подготовленные красочные альбомы, открытки цветущих растений, декоративных садовых культур. Для создания поэтического видения неповторимости и красоты природных явлений читает поэтические строки стихотворения С.Есенина "Черемуха".
Черемуха душистая,
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
4. Рассказ педагога.
В ходе экскурсии учитель сообщает дополнительные сведения о градации периодов весны по наблюдениям роста и развития растений. Зеленая весна – от полного схода снега на полянах до зацветания черемухи в лесу; поздняя весна – от зацветания черемухи до отцветания яблони. Учащиеся делают вывод, что на экскурсии они наблюдают конец зеленой весны, потому что уже зацветает черемуха.
5. Игра «Назови растение».
На открытой местности, за участком школы, ребята видят множество цветущих одуванчиков, крапиву, подорожник, листья лопуха. Называют эти растения.
6. Наблюдение за насекомыми и птицами.
Во время экскурсии учащиеся видят бабочек, слышат голоса птиц – свист скворцов, чириканье воробьев, карканье вороны.
Вывод: что грач и ворона похожи по величине, форме клювов, отличаются расцветкой оперения, формой головы. Попутно повторяют определения, каких птиц называют зимующими, оседлыми и перелетными.
III. Подведение итогов экскурсии.
В конце экскурсии учитель возвращает школьников к обозначенной теме урока: «Учись наблюдать». Подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания.
IV. Домашнее задание.
Подумать, какие качества наблюдательности они проявляли и какие качества каждому еще нужно тренировать.
Содержательный итог наблюдений весенних изменений в природе учитель проводит в классе в соответствии с расписанием занятий по предмету "Окружающий мир".
Предлагаются темы творческих сочинений "Моя зеленая весна", "Я и природа весной", "Как я изучаю окружающий мир". Эту работу учащиеся могут выполнять по желанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Информация о работе Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах