Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:28, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природой посредством проведения экскурсий.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
- изучить степень разработанности проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе;
- провести опытно-экспериментальную проверку состояния представлений о природе у детей 7-8-летнего возраста;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....…….…..….… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ..…….….. 5
1.1. Значение экскурсий………………………………….………………………... 5
1.2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура...………………....... 9
1.3. Методические особенности работы по предмету «Человек и мир»…….... 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ВО 2 КЛАССЕ…….. 17
2.1. Анализ практики образовательного учреждения……….……….……….... 17
2.2. Организация работы по подготовке и проведению экскурсий в природу с детей младшего школьного возраста.……..……………………..……….... 21
2.3. Результаты контрольного этапа исследования………….…………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………….….. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……… 40
Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа».
2.3 Результаты контрольного этапа исследования
В конце эксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей.
Цель контрольного этапа – выявить уровень развития представлений о природе у младших школьников после проведенной системы уроков-экскурсий и сравнить исходные и полученные данные, а также сравнить результаты контрольной и экспериментальной группы.
Для обследования были отобраны те же задания, что и при начальном обследовании.
Был проведен сравнительный анализ результатов по выявлению уровня развития представлений о природе у экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента и после него.
Наглядно результаты контрольного этапа исследования представлены в таблицах, а также в Приложении 5.
Таблица – Уровни развития представлений о природе у детей младшего школьного возраста, в %
Группа дошкольников | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Экспериментальная группа | 55 | 40 | - |
Контрольная группа | 45 | 45 | 10 |
Результаты повторной диагностики свидетельствуют о возросшем числе дошкольников, обладающих достаточно высоким уровнем развития представлений о природе у детей в экспериментальной группе.
В контрольной группе результаты остались практически неизменными.
Таким образом, на основе проделанной работы у детей возрос интерес к природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил уточнить некоторые позиции.
Ознакомление младших школьников с природой в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.
При ознакомлении детей с окружающим миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о природе, развитие эмоционально-положительного отношения к ней и воспитание нравственного поведения в природе.
Для приобщения учащихся к природе проводятся экскурсии, которые позволяют им увидеть все явления и процессы, происходящие в вей, в естественных условиях, а также способствуют осознанно-правильному отношению к природному окружению. Важное значение в таком познании мира младшими школьниками имеет умение и способность учителя организовать и провести экскурсию, а также соблюдение им всех методических требований во время ее проведения и подготовки, чтобы экскурсия для детей была интересной и познавательной.
Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.
Во второй части данной работы описаны организация и анализ констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 40 детей младшего школьного возраста.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у части детей имеются отклонения в формировании представлений о природе.
Далее раскрыты основные принципы и задачи целенаправленного педагогического процесса, направленного на формирование представлений о природе у детей, рассмотрены основные методические требования к организации и проведению экскурсий в природу.
Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Особое внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
Анализ результатов развития представлений о природе учащихся экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности использования разнообразных методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 15 %. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, формирования представлений о природе, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности младшего школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
Данная курсовая работа охватывает лишь некоторые аспекты методики организации и проведения экскурсий в природу. Остальные вопросы нуждаются в дальнейшем рассмотрении и детальной доработке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аквилёва, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилёва, З.А. Клепинина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Байбара, Т. Урок-экскурсия. Методика его организации и проведения / Т. Байбара // Начальная школа. – 1998. – № 11. – С. 41-44.
3. Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / В.М. Бакулин // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 5. – С. 12-17.
4. Беладина, И.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. – М.: Изд-во «Лайда», 1995. – 96с.
5. Беладина, И.Г. Планета наш дом: Учебная хрестоматия для дошкольников и младших школьников / И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. – М.: Изд-во «Лайда», 1995. – 288 с.
6. Ботян, Т.И. Природоведческие экскурсии в начальной школе / Т.И. Ботян // Мир детства в современном образовательном пространстве. – Витебск, 2010. – Выпуск 2. – С. 40-43.
7. Браун, В. Настольная книга любителя природы. Как сделать мир природы своей лабораторией / В. Браун. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 280 с.
8. Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение. Методика преподавания в начальной школе / Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В.А. Герасимов. – М.: «Академия», 2000. – 224 с.
9. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.
10. Вдовиченко, В.М. Изучение блока «Человек и мир» в начальных классах / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2003. – 294 с.
11. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана - Граф, 2005. – 240 с.
12. Водопьянова, Е.В. Уроки окружающего мира – уроки открытий / Е.В. Водопьянова // Начальная школа. – 2009. – № 10. – С. 46-48.
13. Горощенко, В.П. Методика преподавания природоведения / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. – М: Просвещение, 1984. – 159 с.
14. Дерим – Оглу, Е.Н. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес / Е.Н. Дерим – Оглу, Н.Г. Томилина // Начальная школа. – 1990. – № 5. – С. 37-39.
15. Дубков, С.Е. Экскурсия как форма получения и закрепления знаний / С.Г. Дубков // Біялогія: праблемы выкладання. – 1998. – № 2. – С. 69-74.
16. Егорова, Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников: [На экскурсиях по природоведению] / Т.Г. Егорова // Начальная школа. – 2000. – № 4. – С. 66-68.
17. Жестова, Н.С. Проведение экскурсии в лес / Н.С. Жестова // Начальная школа. – 1991. – № 7. – С. 30-34.
18. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева. – Начальная школа плюс и минус. – 2000. – № 8. – С. 32-36.
19. Кавальчук, Т.А. Сезонныя экскурсіі ỹ прыроду / Т.А. Кавальчук // Пачатковая школа. – 2004. – № 8. – С. 46-49.
20. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Г.И. Колесникова // Начальная школа. – 1998. – № 6. – С. 50-51.
21. Кропочева, Т.Б. Исследование экскурсии в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2007. – № 11. – С. 48-53.
22. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 2006. – 176 с.
23. Познаем мир природы: материал для организации экскурсий с детьми / авт.-сост. В.И. Рылушкин. – Мозырь: Содействие, 2008. – 119 с.
24. Пяткун, Г.В. Экскурсіі ỹ восеньскі лес / Г.В. Пяткун // Пачатковая школа. – 2006. – № 9. – С. 40-45.
25. Смолеусова, Т. Здоровьесберегающие эффекты экскурсий в начальной школе / Т. Смолеусова // Народное образование. – 2008. – № 8. – С. 188-192.
26. Тетюрев, В.А. Рассказы о наблюдениях в природе / В.А. Тетюрев. – М., Просвещение, 1971. – 222 с.
27. Трафимова, Г.В. Человек и мир. 2 класс: Чудеса родного края: книга для чтения / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Мн.: Аверсэв, 2008. – 176 с.
28. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I – IV классы. – Мн.: НИО, 2009. – 240 с.
29. Холомкина, А.И. Осенняя экскурсия в парк / А.И. Холомкина // Начальная школа. – 1984. – № 9. – C. 63-65.
30. Ярмолович, М.А. Развитие у младших школьников умения наблюдать в процессе изучения природоведческого материала / М.А. Ярмолович. – М.: Просвещение, 1972. – 36 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты констатирующего эксперимента
Таблица 1 – Особенности развития речи у учащихся ЭГ, в баллах
Учащиеся | Задание 1 | Задание 2 | Общий балл | Уровень |
Дима В. | 16 | 9 | 25 | С |
Никита В. | 19 | 10 | 29 | В |
Лиза Г. | 18 | 10 | 28 | В |
Маша Д. | 17 | 10 | 27 | С |
Алина Д. | 15 | 9 | 24 | С |
Стас Ж. | 13 | 7 | 20 | Н |
Даша З. | 19 | 9 | 28 | В |
Егор К. | 18 | 10 | 28 | В |
Игорь К. | 17 | 9 | 26 | С |
Максим О. | 19 | 10 | 29 | В |
Миша Н. | 17 | 10 | 27 | С |
Полина П. | 18 | 8 | 26 | С |
Сергей Р. | 14 | 8 | 22 | Н |
Маша Р. | 15 | 9 | 24 | С |
Настя С. | 13 | 8 | 21 | Н |
Матвей Т. | 20 | 10 | 30 | В |
Лёша Т. | 19 | 10 | 29 | В |
Соня Х. | 17 | 8 | 25 | С |
Диана Ш. | 18 | 9 | 27 | С |
Витя Ю. | 19 | 10 | 29 | В |
Информация о работе Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах