Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природой посредством проведения экскурсий.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
- изучить степень разработанности проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе;
- провести опытно-экспериментальную проверку состояния представлений о природе у детей 7-8-летнего возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....…….…..….… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ..…….….. 5
1.1. Значение экскурсий………………………………….………………………... 5
1.2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура...………………....... 9
1.3. Методические особенности работы по предмету «Человек и мир»…….... 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ВО 2 КЛАССЕ…….. 17
2.1. Анализ практики образовательного учреждения……….……….……….... 17
2.2. Организация работы по подготовке и проведению экскурсий в природу с детей младшего школьного возраста.……..……………………..……….... 21
2.3. Результаты контрольного этапа исследования………….…………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………….….. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……… 40

Работа состоит из  1 файл

18126_КР_Методика организации и проведение экскурсий в природу_29_29.02.2012.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа».

 

 

 

2.3 Результаты контрольного этапа исследования

 

В конце эксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей.

Цель контрольного этапа – выявить уровень развития представлений о природе у младших школьников после проведенной системы уроков-экскурсий и сравнить исходные и полученные данные, а также сравнить результаты контрольной и экспериментальной группы.

Для обследования были отобраны те же задания, что и при начальном обследовании.

Был проведен сравнительный анализ результатов по выявлению уровня развития представлений о природе у экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента и после него.

Наглядно результаты контрольного этапа исследования представлены в таблицах, а также в Приложении 5.

Таблица – Уровни развития представлений о природе у детей младшего школьного возраста, в %

 

Группа дошкольников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

55

40

-

Контрольная группа

45

45

10

 

Результаты повторной диагностики свидетельствуют о возросшем числе дошкольников, обладающих достаточно высоким уровнем развития представлений о природе у детей в экспериментальной группе.

В контрольной группе результаты остались практически неизменными.

Таким образом, на основе проделанной работы у детей возрос интерес к природе.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил уточнить некоторые позиции.

Ознакомление младших школьников с природой в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.

При ознакомлении детей с окружающим миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о природе, развитие эмоционально-положительного отношения к ней и воспитание нравственного поведения в природе.

Для приобщения учащихся к природе проводятся экскурсии, которые позволяют им увидеть все явления и процессы, происходящие в вей, в естественных условиях, а также способствуют осознанно-правильному отношению к природному окружению. Важное значение в таком познании мира младшими школьниками имеет умение и способность учителя организовать и провести экскурсию, а также соблюдение им всех методических требований во время ее проведения и подготовки, чтобы экскурсия для детей была интересной и познавательной.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.

Во второй части данной работы описаны организация и анализ констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 40 детей младшего школьного возраста.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у части детей имеются отклонения в формировании представлений о природе.

Далее раскрыты основные принципы и задачи целенаправленного педагогического процесса, направленного на формирование представлений о природе у детей, рассмотрены основные методические требования к организации и проведению экскурсий в природу.

Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Особое внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Анализ результатов развития представлений о природе учащихся экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности использования разнообразных методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 15 %. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, формирования представлений о природе, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности младшего школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

Данная курсовая работа охватывает лишь некоторые аспекты методики организации и проведения экскурсий в природу. Остальные вопросы нуждаются в дальнейшем рассмотрении и детальной доработке.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Аквилёва, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилёва, З.А. Клепинина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

2.      Байбара, Т. Урок-экскурсия. Методика его организации и проведения / Т. Байбара // Начальная школа. – 1998. – № 11. – С. 41-44.

3.      Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / В.М. Бакулин // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 5. – С. 12-17.

4.      Беладина, И.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. – М.: Изд-во «Лайда», 1995. – 96с.

5.      Беладина, И.Г. Планета наш дом: Учебная хрестоматия для дошкольников и младших школьников / И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. – М.: Изд-во «Лайда», 1995. – 288 с.

6.      Ботян, Т.И. Природоведческие экскурсии в начальной школе / Т.И. Ботян // Мир детства в современном образовательном пространстве. – Витебск, 2010. – Выпуск 2. – С. 40-43.

7.      Браун, В. Настольная книга любителя природы. Как сделать мир природы своей лабораторией / В. Браун. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 280 с.

8.      Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение. Методика преподавания в начальной школе / Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В.А. Герасимов. – М.: «Академия», 2000. – 224 с.

9.      Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.

10. Вдовиченко, В.М. Изучение блока «Человек и мир» в начальных классах / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2003. – 294 с.

11. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана - Граф, 2005. – 240 с.

12. Водопьянова, Е.В. Уроки окружающего мира – уроки открытий / Е.В. Водопьянова // Начальная школа. – 2009. – № 10. – С. 46-48.

13. Горощенко, В.П. Методика преподавания природоведения / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. – М: Просвещение, 1984. – 159 с.

14. Дерим – Оглу, Е.Н. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес / Е.Н. Дерим – Оглу, Н.Г. Томилина // Начальная школа. – 1990. – № 5. – С. 37-39.

15. Дубков, С.Е. Экскурсия как форма получения и закрепления знаний / С.Г. Дубков // Біялогія: праблемы выкладання. – 1998. – № 2. – С. 69-74.

16. Егорова, Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников: [На экскурсиях по природоведению] / Т.Г. Егорова // Начальная школа. – 2000. – № 4. – С. 66-68.

17. Жестова, Н.С. Проведение экскурсии в лес / Н.С. Жестова // Начальная школа. – 1991. – № 7. – С. 30-34.

18. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева. – Начальная школа плюс и минус. – 2000. – № 8. – С. 32-36.

19. Кавальчук, Т.А. Сезонныя экскурсіі ỹ прыроду / Т.А. Кавальчук // Пачатковая школа. – 2004. – № 8. – С. 46-49.

20. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Г.И. Колесникова // Начальная школа. – 1998. – № 6. – С. 50-51.

21. Кропочева, Т.Б. Исследование экскурсии в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2007. – № 11. – С. 48-53.

22. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 2006. – 176 с.

23. Познаем мир природы: материал для организации экскурсий с детьми / авт.-сост. В.И. Рылушкин. – Мозырь: Содействие, 2008. – 119 с.

24. Пяткун, Г.В. Экскурсіі ỹ восеньскі лес / Г.В. Пяткун // Пачатковая школа. – 2006. – № 9. – С. 40-45.

25. Смолеусова, Т. Здоровьесберегающие эффекты экскурсий в начальной школе / Т. Смолеусова // Народное образование. – 2008. – № 8. – С. 188-192.

26. Тетюрев, В.А. Рассказы о наблюдениях в природе / В.А. Тетюрев. – М., Просвещение, 1971. – 222 с.

27. Трафимова, Г.В. Человек и мир. 2 класс: Чудеса родного края: книга для чтения / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Мн.: Аверсэв, 2008. – 176 с.

28. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I – IV классы. – Мн.: НИО, 2009. – 240 с.

29. Холомкина, А.И. Осенняя экскурсия в парк / А.И. Холомкина // Начальная школа. – 1984. – № 9. – C. 63-65.

30. Ярмолович, М.А. Развитие у младших школьников умения наблюдать в процессе изучения природоведческого материала / М.А. Ярмолович. – М.: Просвещение, 1972. – 36 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Результаты констатирующего эксперимента

 

Таблица 1 – Особенности развития речи у учащихся ЭГ, в баллах

 

Учащиеся

Задание 1

Задание 2

Общий балл

Уровень

Дима В.

16

9

25

С

Никита В.

19

10

29

В

Лиза Г.

18

10

28

В

Маша Д.

17

10

27

С

Алина Д.

15

9

24

С

Стас Ж.

13

7

20

Н

Даша З.

19

9

28

В

Егор К.

18

10

28

В

Игорь К.

17

9

26

С

Максим О.

19

10

29

В

Миша Н.

17

10

27

С

Полина П.

18

8

26

С

Сергей Р.

14

8

22

Н

Маша Р.

15

9

24

С

Настя С.

13

8

21

Н

Матвей Т.

20

10

30

В

Лёша Т.

19

10

29

В

Соня Х.

17

8

25

С

Диана Ш.

18

9

27

С

Витя Ю.

19

10

29

В

Информация о работе Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах