Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природой посредством проведения экскурсий.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
- изучить степень разработанности проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе;
- провести опытно-экспериментальную проверку состояния представлений о природе у детей 7-8-летнего возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....…….…..….… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ..…….….. 5
1.1. Значение экскурсий………………………………….………………………... 5
1.2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура...………………....... 9
1.3. Методические особенности работы по предмету «Человек и мир»…….... 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ВО 2 КЛАССЕ…….. 17
2.1. Анализ практики образовательного учреждения……….……….……….... 17
2.2. Организация работы по подготовке и проведению экскурсий в природу с детей младшего школьного возраста.……..……………………..……….... 21
2.3. Результаты контрольного этапа исследования………….…………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………….….. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……… 40

Работа состоит из  1 файл

18126_КР_Методика организации и проведение экскурсий в природу_29_29.02.2012.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

- развивать умения и навыки учащихся вести самостоятельно наблюдения за живыми объектами природы, формировать у детей интерес и любознательность, наблюдательность и внимательность, бережное отношение к окружающей природной среде, проводить доступные виды работ по охране природы;

- прививать навыки проведения отдельных видов практических работ, наблюдений и опытов с живыми объектами во время экскурсий, а также в школе и дома, умение вести календарь природы и наблюдений за растениями и животными.

При разработке содержания экскурсий мы исходили из программных требований и природного окружения. В данном учреждении образования были определены природные и сельскохозяйственные объекты, ознакомление с которыми целесообразно проводить с детьми младшего школьного возраста, а также намечен объем знаний, которые должны усвоить дети. Исходя из этих условий определился перечень экскурсий, их последовательность и примерные сроки проведения.

При планировании системы экскурсий важно придерживаться следующих положений:

             они должны обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса;

             повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;

             постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление и обобщение знаний учащихся об одних и тех же объектах, явлениях; четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь между ними;

             подготовку к экскурсии — сообщение цели, разъяснение заданий — следует проводить в классе, за день-два до экскурсии;

             по приходе на место экскурсии необходима очень краткая вводная беседа, чтобы напомнить детям цель экскурсии и содержание заданий.

             прежде чем переходить к изучению частностей, надо рассмотреть явление в целом всем классом под руководством учителя. Здесь уместен краткий рассказ учитель об изучаемом объекте, но не следует предвосхищать то, что дети могут дальше рассмотреть сами.

             центральный момент экскурсии — наблюдение объекта или явления. Здесь возможны разнообразные приёмы: если материал труден для самостоятельного изучения, учитель ведёт работу со всем классом: задаёт вопрос, выслушивает ответы, исправляет их, задаёт следующий вопрос и т. д. и попутно или в конце даёт задание собрать необходимый материал для дальнейшего изучения в классе материал.

             в конце экскурсии необходима итоговая беседа: сообщения обучающихся, сопровождаемые показом собранного материала, обобщающее слово учителя.

             по окончании деловой части экскурсии можно позволить отдохнуть, организовано поиграть.

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

             Формулировку цели и задачи экскурсии.

             Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей.

             Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и групповых домашних заданий.

             Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии.

             Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках «Человек и мир».

Формируя цель и задачи экскурсии, составляя предварительный план экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по предмету «Человек и мир». Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем.

Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.

Знакомясь с маршрутом на местности, учитель уточняет положение остановок, содержание объяснений и заданий учащимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать школьники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки детей. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала.

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками.

Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней.

Каждый ученик должен знать цель экскурсии. Учитель заранее знакомит детей с тем, куда и зачем они пойдут, что надо наблюдать на экскурсии, какой материал собрать для дальнейшей работы в классе. Для повышения интереса и внимания, целесообразно поставить перед детьми несколько вопросов, ответ на которые они смогут дать только в результате наблюдений, сделанных на экскурсии.

Особое внимание следует уделить вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия — это тот же урок, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении учителя, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Если экскурсия проводится не впервые, всё же не мешает напомнить детям правила поведения, сделав особое предупреждение тем детям, которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях.

Знакомя детей с планом экскурсии, учитель даёт задания по подготовке необходимого оборудования. Для того, чтобы приучить детей к ответственности и бережному отношению к школьному имуществу, необходимо заранее распределить, кто из детей за какое оборудование отвечает.

Итак, цель подготовительного этапа работы — организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает младшим школьникам о правилах поведения.

Составление конкретного плана экскурсии, содержащего в себе следующие разделы:

1. Тема экскурсии.

2. Краткое содержание знаний, которые должны получить обучающиеся.

3. Последовательный ход экскурсии, основные вопросы-задания, которые будут даны обучающимся для общей и индивидуальной работы, игровой материал, стихи, загадки, викторины, краткое содержание заключительной беседы.

4.Оборудование (блокнот, карандаши, ручки, пакетики для сбора природного материала, гербарные папки, бинокли, лупы и т.д.).

Второй этап — организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует педагог. Основной из применяемых методов — это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами педагога, которые условно можно разделить на три типа:

        нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);

        активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;

        стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове.

Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Так, на повторной экскурсии в лес педагог предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес стал теперь, что в нем изменилось.

Вопросы, развивающие творческое воображение, широко используются в работе с детьми младшего школьного возраста. Так, зимой в лиственном лесу воспитатель может задать им вопрос: как вы думаете, в каком лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему?

Центральным моментом всякой экскурсии в природу является наблюдение. Основная задача учителя на экскурсии организовать наблюдения детей, т.е. направить их внимание на существенные стороны изучаемого объекта или явления.

Основные приёмы формирования умения наблюдать.

1. Так, программой начального природоведения предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:

- Рассмотрите листья этого дерева.

- Какого они цвета?

Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2. Хороший приём развития наблюдательности — это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения.

3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, — это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра, как падает листок с дерева и т.п.

4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

После прочтения идёт беседа:

- Что подметил автор в своём отрывке?

- Можно ли это явление увидеть в природе?

- Видели ли вы это?

- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему?

- С чем сравнивает автор это явление природы?

5. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней.

Чтобы развить у детей наблюдательность и пробудить интерес к природе родного края, можно составить для каждого времени года памятки-инструкции. Эти памятки вывешиваются в классе рядом с календарём природы. Примеры памяток-инструкций представлены в Приложении 2.

Итак, основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения того знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно.

В каждой экскурсии бывают обычно помимо общей работы также моменты самостоятельной работы по заданиям учителя.

Наиболее простыми являются задания по сбору материала для дальнейшей работы в классе, например: «Собери листья берёзы (клёна, липы)». Такая работа требует умения различать листья деревьев по характерным признакам, содействует уточнению представлений о деревьях.

Ещё более трудными являются задания, которые требуют от обучающихся умения сравнивать изучаемые явления, подмечать их сходство и различия, например «Сравни дерево и кустарник, чем они отличаются»; «Сравни сосну и ель, чем они похожи»; « На крыше сарая растёт маленькая берёзка. Объясни, как она сюда попала».

При выполнении детьми самостоятельной работы учитель не остаётся пассивным наблюдателем. Он обходит детей. Обращая особое внимание на отстающих и, если нужно. Оказывает им помощь, которая не должна сводиться к подсказыванию готового ответа или выполнению работы за ученика.

В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу», после знакомства с огородными культурами — игра «Узнай по описанию».

Информация о работе Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах