Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:28, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природой посредством проведения экскурсий.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
- изучить степень разработанности проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе;
- провести опытно-экспериментальную проверку состояния представлений о природе у детей 7-8-летнего возраста;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....…….…..….… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ..…….….. 5
1.1. Значение экскурсий………………………………….………………………... 5
1.2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура...………………....... 9
1.3. Методические особенности работы по предмету «Человек и мир»…….... 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ВО 2 КЛАССЕ…….. 17
2.1. Анализ практики образовательного учреждения……….……….……….... 17
2.2. Организация работы по подготовке и проведению экскурсий в природу с детей младшего школьного возраста.……..……………………..……….... 21
2.3. Результаты контрольного этапа исследования………….…………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………….….. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……… 40
Таблица 2 – Особенности развития речи у учащихся КГ, в баллах
Учащиеся | Задание 1 | Задание 2 | Общий балл | Уровень |
Илья А. | 13 | 7 | 20 | Н |
Юра Б. | 17 | 8 | 25 | С |
Егор В. | 19 | 10 | 29 | В |
Аня В. | 20 | 10 | 30 | В |
Диана Д. | 19 | 10 | 29 | В |
Костя Е. | 18 | 8 | 26 | С |
Оксана К. | 14 | 8 | 22 | Н |
Илья К. | 19 | 9 | 28 | В |
Лена М. | 18 | 10 | 28 | В |
Никита М. | 13 | 8 | 21 | Н |
Денис П. | 17 | 10 | 27 | С |
Егор П. | 15 | 9 | 24 | С |
Катя П. | 18 | 10 | 28 | В |
Настя Р. | 17 | 10 | 27 | С |
Вадим Р. | 18 | 9 | 27 | С |
Катя С. | 19 | 10 | 29 | В |
Наташа С. | 17 | 10 | 27 | С |
Настя Т. | 16 | 9 | 25 | С |
Лиза Ч. | 19 | 10 | 29 | В |
Лера Я. | 15 | 9 | 24 | С |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примеры памяток-инструкций
Что наблюдать и делать осенью.
1. Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.
2. Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.
3. Окраска листьев. Листопад.
4. Вечнозелёные растения.
5. Сельскохозяйственные растения.
6. Сезонные работы в саду и в огороде.
7. Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.
8. Различные способы распространены семян дикорастущих растений.
9. Сбор лекарственных растений и их заготовка.
10. Подготовка животных к зиме.
11. Жизнь в водоёме и др.
Что наблюдать и делать зимой.
1. Определение средней толщиной снежного покрова.
2. Значение роста снежного покрова.
3. Жизнь растений под снегом.
4. Снегозадержание.
5. Влияние полезащитных полос для снегозадержания.
6. Жизнь животных. Чьи следы на снегу?
7. Организация подкормки птиц.
8. Проверка пригодности семян к посеву.
9. Водоёмы зимой и др.
Что наблюдать и делать весной.
1. Таяние снега.
2. Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.
3. Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.
4. Сокодвижение.
5. Распускание листьев. Начало цветения.
6. Наблюдение за развитием травянистых растений.
7. Подготовка почвы к севу.
8. Посев и посадка полевых и огородных растений.
9. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.
10. Пробуждение жизни в водоёме и др.
Что наблюдать и делать летом.
1. Летний травяной покров.
2. Строение цветка.
3. Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий).
4. Борьба с сорняками.
5. Развитие кустарников и деревьев в летних условиях.
6. Летние работы в огороде, саду, колхозе.
7. Уход за культурными растениями.
8. Пропалывание.
9. Цветение и созревание зерновых культур.
10. Сенокошение.
11. Летняя жизнь животных.
2. Растительность и животный мир водоёмов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Стихотворный материал к экскурсиям
Жаба
На экскурсиях в лесу мы замечаем прыгающих лягушек и жаб. Рассказываем детям, что жаба обыкновенная, или серая, живет на полях, лугах, огородах. Выглядит она неуклюжей, кожа спины у нее в крупных бородавках. Однако, как и другие земноводные, жабы уничтожают вредителей лесов, полей, садов, огородов, питаясь ими. Тем самым жабы приносят пользу человеку.
В огородах и полях Она жабу от ожога
Жабы обитают. В летний зной спасает.
Слизней, гусениц и мух В городе и на селе
Вредных поедают. Пусть об этом знают все:
Бородавчатая кожа Жабу ты не обижай, –
Пусть вас не путает, Не получишь урожай!
Белка
В городских парках часто встречается белка обыкновенная. Мы рассказываем ребятам, что живет она в лесах, парках, садах. Питается семенами хвойных и лиственных деревьев, побегами, почками, грибами, орехами. Белочка строит теплое гнездо шаровидной формы, в котором рождается по 3-8 детенышей.
В сказке белочка «поет Надо и грибочки
Да орешки все грызет». Развесить на сучки,
А в лесу у белочки На зиму орешки
Много дел, забот! Спрятать в «сундучки».
Надо домик строить ей С веточки на веточку
Для себя и для детей, Хвостик распушит,
От врага укрыться: Рыженькая белочка
Ястреба, куницы. Все спешит, спешит…
Ёж
В смешанном лесу в теплый сентябрьский день нам встретился еж обыкновенный. Питаются ежи беспозвоночными, лягушками, змеями, иногда разоряют мышиные гнезда. Один или два раза в год у ежей рождается обычно семь детенышей. Малыши обитают в домике, который построен из травы и листьев.
— Как тебе живется, еж? И улиток, и червей!
— Как и всем на свете. — Да, бывает, ем и змей,
Много я тружусь, так что ж – И лягушек, и мышей.
Подрастают дети. — Сколько у тебя иголок!
Утром сплю я, это точно, Почему ты, ежик, колок?
Потом в домике сижу. — Я в колючий шар свернусь,
На охоту выхожу От лисы вот так спасусь.
В сумерки да ночью. Много летом я тружусь,
— Говорят, что ешь ты змей А зимой я спать ложусь.
Горихвостка
В осенние месяцы можно встретить перелетных птиц, еще не улетевших в теплые края. До самых морозов остаются у нас дрозды, горихвостки, зарянки.
Горихвостку садовую, или обыкновенную – можно встретить в светлом лесу, парке, даже вблизи жилья человека. Размером эта птица примерно с воробья. Питаются горихвостки насекомыми и ягодами, гнезда строят в дуплах.
Горит грудка, горит хвостик – Подарила ей природа
Это вовсе не пожар. Краски летнего тепла,
Это птичка горихвостка, Хоть дождливая погода –
У нее от солнца дар. Все равно горит она!
Свиристель
Еще одна красивая птица встречается на осенне-зимних экскурсиях. Это – свиристель. Свиристели, как и снегири, прилетают к нам с севера в поисках корма. Они могут оставаться у нас до весны. Держатся свиристели стаями, перекликаясь нежными трелями. Эти птицы немного меньше скворца. Оперение у них розовато-серое, на голове хохолок, на конце хвоста поперечная желтая полоса. Мы встречали свиристелей на городских улицах.
Свирири, свирири — что за чудеса?
Серебристо-нежно льются птичьи голоса.
В красненьком беретике с рыжим хохолком,
В опереньи праздничном с зимним ветерком
С севера далекого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
Песенки волшебные в воздухе звенят,
Птички напевают, словно говорят,
Что пройдут морозы, отшумят метели.
О весне уж близкой пели свиристели.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект экскурсии № 1
Тема: Осень в жизни растении и животных
Цели: познакомить учащихся с приметами ранней осени, с разнообразием растений и животных в природе; закреплять знания о разных видах деревьев, кустарников и животных; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: бумага, карандаши, корзинки для сбора объектов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Подготовительная работа к экскурсии.
Учитель изучает место экскурсии, намечает путь, остановки, объекты для изучения, проводит беседу о правилах поведения в лесу, технике безопасности, об одежде и обуви учащихся.
2. Актуализация знаний учащихся.
— Какое время года наступило? Назовите все осенние месяцы. Какая сегодня погода? Сравните погоду ранней осени с летней погодой.
II. Основная часть.
— Цель нашей экскурсии — познакомиться с разнообразием растений и животных в природе; понаблюдать за изменениями в их жизни с приходом осени.
Во время экскурсии понаблюдайте, как осенняя погода повлияла на жизнь растений, насекомых, животных.
Учащиеся читают отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад» и отвечают на вопросы учителя.
Учитель делит учащихся на три группы. Каждой группе дает задание.
Учащиеся по ходу наблюдений ведут записи в тетрадях или в дневниках наблюдений.
1. Самостоятельная работа.
Задание первой группе.
— Найдите деревья: ель, березу, липу, дуб. Сравните листья этих деревьев по окраске, форме.
Вспомните, какими они были летом.
Какие из этих деревьев больше изменились по сравнению с летом, какие - меньше?
Рассмотрите опавшие листья.
Каких листьев среди них больше: зеленых, частично изменивших окраску или полностью изменивших окраску?
Когда больше опадает листьев с деревьев: в затишье или в ветреную погоду? Почему?
Как изменились кустарники и травянистые растения по сравнению с летом?
Учащиеся получают задание собрать листья различной окраски.
Задание второй группе.
— Осмотрите растения. Каких насекомых вы видите? Когда насекомых было больше? Почему?
Снимите кусочек коры с пня. Осмотрите кору с внутренней стороны. Что вы видите?
Учитель заранее подбирает пень или сухое дерево и убеждается, что на его коре можно найти ходы насекомых и их личинок.
Информация о работе Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах