Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природой посредством проведения экскурсий.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
- изучить степень разработанности проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе;
- провести опытно-экспериментальную проверку состояния представлений о природе у детей 7-8-летнего возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....…….…..….… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ..…….….. 5
1.1. Значение экскурсий………………………………….………………………... 5
1.2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура...………………....... 9
1.3. Методические особенности работы по предмету «Человек и мир»…….... 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ВО 2 КЛАССЕ…….. 17
2.1. Анализ практики образовательного учреждения……….……….……….... 17
2.2. Организация работы по подготовке и проведению экскурсий в природу с детей младшего школьного возраста.……..……………………..……….... 21
2.3. Результаты контрольного этапа исследования………….…………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………….….. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……… 40

Работа состоит из  1 файл

18126_КР_Методика организации и проведение экскурсий в природу_29_29.02.2012.doc

— 519.50 Кб (Скачать документ)

Перед проведением экскурсии следует подобрать стихотворения и попросить детей выучить их, чтобы по ходу занятий они могли их прочитать. Стихи помогают учащимся поэтически описать природу, в образной форме обобщить наблюдения.

Во 2 классе также проводятся уроки-экскурсии, но уже с элементами краеведения. Учащиеся учатся не только наблюдать природу, но и сопоставлять наблюдения с материалами учебника. Во время экскурсии собираются разные листья в красивые букеты для уроков труда и изобразительного искусства.

В прилегающем саду или на территории школы, где растут деревья, с детьми развешивают кормушки для птиц, а потом — подкармливать их. Они учатся не только заботиться о птицах в зимнее время года, но и наблюдать за их повадками. Весной также проводят экскурсии в парк или на школьный участок, где учащиеся наблюдают за изменениями в живой и неживой природе, выявляют признаки пробуждения природы.

В.И. Рылушкин [23] указывает, что при подготовке к экскурсии, особенно внимательно нужно подойти к выбору места ее проведения, чтобы дети во всей красе увидели краски золотой осени. Лучше всего провести экскурсию в ясный солнечный день. Для первой остановки выбирается наиболее живописное место. Учитель просит учеников прислушаться к осенним звукам: шелесту листьев, редких голосов птиц.

После организации такого эстетического восприятия окружающей природы можно приступать к решению познавательных задач экскурсии. Учитель спрашивает у детей, какие растения они знают, проводит игру, в ходе которой по характерным приметам дерева, по плодам, дети угадывают его. Потом организовывается наблюдение за растениями, чтобы дети смогли увидеть особенности растений, присущих им именно осенью.

С.Г. Дубков [15] отмечает, что последующие экскурсии проводятся в то же место, что и первая, чтобы учащиеся смогли увидеть, какие изменения произошли в природе поздней осенью, зимой и вес ной, за время прошлого их посещения.

 

Выводы

 

Итак, на основании анализа литературных источников по проблеме исследования можно сформулировать следующие выводы:

Наблюдения окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь младшего школьника, совершенствует речь, память, внимание и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания.

Для приобщения учащихся к природе проводятся экскурсии, которые позволяют им увидеть все явления и процессы, происходящие в вей, в естественных условиях, а также способствуют осознанно-правильному отношению к природному окружению. Важное значение в таком познании мира младшими школьниками имеет умение и способность учителя организовать и провести экскурсию, а также соблюдение им всех методических требований во время ее проведения и подготовки, чтобы экскурсия для детей была интересной и познавательной.

Тема, сроки поведения экскурсии заранее выбираются учителем.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.

Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Итак, экскурсия в природу является одной из доступных форм работы с младшими школьниками. В настоящее время необходима систематизация методов и приемов, используемых при организации и проведении экскурсий, что окажет неоценимую помощь педагогам. Таким образом, определяется научная обоснованность, актуальность, востребованность данной курсовой работы.


ГЛАВА 2

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ВО 2 КЛАССЕ

 

 

2.1 Анализ практики образовательного учреждения

 

В рамках изучения проблемы исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ГОУ «Средняя школа № 9» г. Минска. Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 2-х классов:

      20 детей в экспериментальной группе (далее – ЭГ);

      20 детей в контрольной группе (далее – КГ).

Педагогический эксперимент проходил в три этапа:

* Констатирующий эксперимент,

* Формирующий эксперимент,

* Контрольный эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента — выявление уровня развития представлений о природе у учащихся 2-х классов.

Задачи констатирующего этапа исследования:

1) найти критерии уровня представлений о природе у младших школьников;

2) провести диагностику уровня представлений о природе у детей в экспериментальной и контрольной группах.

Констатирующий эксперимент проводился с помощью заданий «Выбери правильный ответ» и «Определи, о чем идёт речь».

Задание «Выбери правильный ответ»

Педагог зачитывает вопрос и три варианта ответа. Ребенку предлагается выбрать правильный ответ.

1. Что относится к живой природе:

А) человек, растения, животные, грибы и микробы.

Б) Солнце, воздух, вода, Земля, человек и то, что создано его руками.

В) Солнце, небо, облака, вода, горы, дождь, снег.

2. Чем отличается живая природа от неживой:

А) всё живое дышит, питается, растет, развивается, размножается, умирает.

Б) всё живое передвигается, растет, радуется, приносит потомство, умирает.

В) всё живое разговаривает, передвигается, растет, размножается, умирает.

3. Кустарниками называют растения, у которых:

А) гибкий стебель.

Б) несколько стволов.

В) один главный ствол.

4. Укажи группу, в которой перечислены только деревья:

А) зверобой, ромашка, клён.

Б) береза, черника, голубика.

В) рябина, яблоня, сосна.

5. В какой группе перечислены только плодовые растения?

А) сирень, рябина, вишня, лиственница.

Б) яблоня, груша, абрикос, слива.

В) малина, тыква, огурец, овёс.

6. Горох, пшеница, смородина относятся к:

А) травянистым растениям.

Б) кустарникам.

В) культурным растениям.

7. Укажи, что необходимо для жизни растений:

А) мясо, фрукты, масло.

Б) рыба, овощи, дождь.

В) солнце, воздух, вода

) масло, кисель, дождь

8. Укажи группу, в которой перечислены животные, впадающие на зиму в спячку:

А) белка, лисица, овца, белый медведь.

Б) барсук, жираф, волк, тюлень.

В) ёж, бурый медведь, божья коровка, лягушка.

9. Укажи ядовитый гриб:

А) боровик.

Б) мухомор.

В) опёнок.

10. Укажи группу, в которой перечислены только домашние животные:

А) оса, волк, бобёр, заяц.

Б) коза, индюк, лисица, кролик.

В) овца, корова, курица, собака.

Ответы детей оценивались следующим образом:

        2 балла – правильный выбор ответа;

        1 балл – неправильный ответ.

Задание «Определи, о чем идёт речь»

Педагог зачитывает описание поры года или животного. Ребенок после прослушивания высказывает свое мнение.

1. «По высокому голубому небу медленно и плавно плывут белоснежные лёгкие облака. С каждым днём становится теплее и теплее. Тает снег, журчат по дорогам ручьи, появляются первые проталинки, на реках начинается ледоход. А осадки теперь выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки, зацветают первоцветы».

2. «Этот зверёк умеет строить на реках и ручьях плотины, прокладывает в лесу каналы. Валит толстые деревья, сооружает хатки для жилья. Найдёт осину или иву, подгрызёт её со всех сторон и дерево упадёт. От упавшего дерева зверёк старательно отделяет ветки, сплавляет их по воде к своей хатке и складывает в большие кучи. Так зверёк запасает себе на зиму продукты».

3. «Солнце уже высоко не поднимается, дни становятся короче, а ночи длиннее. Вот уже и реки, озёра, пруды сковал лёд, замёрзла почва. Вся земля покрыта мягким, воздушным, снежным одеялом. Почти каждый день дуют холодные ветры. Часто можно наблюдать снегопады и метели. Погода стоит морозная».

4. «Врагов у этого зверя достаточно много, а вот прятаться от них зверёк не умеет. Выручают его нос и чуткие уши, от врагов спасают быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у зверя «косые» - видят не только вперёд и в стороны, но и даже немного назад смотрят. Понапрасну этот зверёк головой не крутит потому, что уши у него могут поворачиваться в разные стороны. Осенью зверёк линяет: из серого в снежно-белого превращается».

5. «Погода стоит жаркая. Солнце поднялось высоко-высоко. Вся земля покрыта зелёным ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своём потомстве. Все луга, степи покрыты цветущим ковром. Над цветами порхают бабочки, летают стрекозы, жужжат пчёлы. Всё вокруг радуется тёплому солнышку, ярким краскам».

Деятельность детей оценивались по следующим критериям:

        2 балла – ребенок называет описываемое животное или пору года;

        1 балл – неправильный ответ.

На основании анализа данных были выделены три уровня развития представлений о природе у детей младшего школьного возраста:

от 15 до 22 баллов — низкий уровень;

от 23 до 27 баллов — средний уровень;

от 28 до 30 баллов — высокий уровень.

Данные исследования фиксировались в индивидуальных протоколах, анализировались и заносились в сводные таблицы.

Анализируя полученные данные, были сформулированы следующие выводы:

- исходный уровень развития представлений о природе у младших школьников обеих групп практически не отличается.

- высокий уровень сформированности представлений о природе выявлен у 8 школьников из ЭГ, что составляет 40%, и у 9 школьников из КГ, что составляет 45 %.

- средний уровень развития представлений о природе характерен для 9 детей младшего школьного возраста из ЭГ, что составляет 45 %, и для 8 детей из КГ, что составляет 40 %.

- низкий уровень сформированности представлений о природе отмечен у 15 учащихся из ЭГ, что составляет 15 %, и у 3 учащихся из КГ, что составляет 15 %.

Наглядно результаты экспериментального исследования отражены в Приложении 1 и диаграмме 1.

 

Рисунок 1 – Уровни развития представлений о природе детей младшего школьного возраста (%)

 

На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующий вывод: у части учащихся 2-х классов наблюдается недостаточное развитие представлений о природе. Это указывает на то, что при организации системы мероприятий, направленных на формирование представлений о природе у младших школьников, необходимо учитывать выявленные особенности их развития и возможности каждого ребенка. Одной из форм воспитательно-образовательной работы по развитию представлений о природе являются экскурсии.

 


2.2 Организация работы по подготовке и проведению экскурсий в природу с детей младшего школьного возраста

 

Ознакомление с окружающим миром — одна из важных предметных областей в системе образовательной работы с детьми младшего школьного возраста.

Успешное формирование представлений о природе у детей возможно в условиях целенаправленного педагогического процесса, в основе которого лежат следующие принципы:

• Принцип комплексности — предусматривает необходимость педагогического воздействия на все виды психической деятельности (познавательной и эмоционально-волевой) и социального поведения.

• Принцип межпредметной связи — учитывается содержание всех разделов образовательной программы, которые создают основу для овладения представлениями о живой природе.

• Принцип системности и последовательности — предусматривается взаимосвязь формируемых у детей представлений, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочно усвоенного к новому.

• Принцип деятельностного подхода — в процессе развивающего обучения большое внимание следует уделять поддерживанию интереса к выполнению практических действий, организации и контролю деятельности детей со стороны взрослого, формированию целенаправленной деятельности. Это достигается путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.

• Принцип взаимосвязи практической, речевой и интеллектуальной деятельности младших школьников по освоению представлений о природе.

• Принцип научности и доступности — знания из области живой и неживой природы предлагаются детям в доступной форме в соответствии с их интеллектуальными возможностями.

• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода — его использование позволяет преодолевать недостатки в развитии ребенка путем избирательного использования методов и средств; включать в образовательный процесс многоуровневое содержание программного материала.

• Принцип педагогического оптимизма — реализация этого принципа обеспечивает учет достижений ребенка, ориентировку на его позитивный потенциал с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

Цель формирующего этапа эксперимента — апробировать на практике предложенную систему уроков-экскурсий в природу по ознакомлению учащихся начальных классов с окружающим миром.

Основной задачами работы были:

- расширять и закреплять у младших школьников теоретические знания о представителях растительного и животного мира, обитающих на территории родного края, а также во всей Республике Беларусь; их многообразии и практическом значении; о влиянии экологических факторов;

Информация о работе Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах