Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:28, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природой посредством проведения экскурсий.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
- изучить степень разработанности проблемы исследования в психологической, педагогической и методической литературе;
- провести опытно-экспериментальную проверку состояния представлений о природе у детей 7-8-летнего возраста;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....…….…..….… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ..…….….. 5
1.1. Значение экскурсий………………………………….………………………... 5
1.2. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура...………………....... 9
1.3. Методические особенности работы по предмету «Человек и мир»…….... 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ ВО 2 КЛАССЕ…….. 17
2.1. Анализ практики образовательного учреждения……….……….……….... 17
2.2. Организация работы по подготовке и проведению экскурсий в природу с детей младшего школьного возраста.……..……………………..……….... 21
2.3. Результаты контрольного этапа исследования………….…………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…………….….. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……… 40
— Каких насекомых вы встретили? Как изменилось их поведение? Каких птиц вы увидели в парке? Зарисуйте насекомых и птиц, которых вы встретили.
Задание третьей группе.
— Каких животных можно встретить в осеннем парке? Чем питаются осенью животные? Какие изменения происходят в жизни животных с наступлением осени?
Зарисуйте встретившихся вам животных и запишите их названия.
Учащиеся, получив задания, приступают к наблюдениям. Если при выполнении задании возникли затруднения, учитель помогает им наводящими вопросами.
2. Беседа по материалам наблюдений.
Учитель руководит отчетами учащихся. Так как каждой группе были даны индивидуальные задания, каждая группа ведет рассказ об итогах наблюдений самостоятельно.
III. Итог.
— С наступлением осени листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску и опадают, трава увядает, плоды и семена созревают. Исчезают насекомые. Птицы все чаще и чаще собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые страны.
Насекомые исчезают, прячутся в коре деревьев, животные готовятся к зимней спячке.
Учащиеся рассказывают о том, как можно помочь птицам и животным в трудное для них время. Как следует относиться к природе, чтобы сохранить ее.
Собранные на экскурсии листья закладываются в гербарий. Часть учащиеся собирают в букет для следующего урока.
IV. Домашнее задание.
Написать сочинение «Мои наблюдения в осеннем парке» и подобрать стихотворение об осени и осенних изменениях в природе.
Учитель заканчивает экскурсию чтением строк А.С. Пушкина «Унылая nopal Очей очарованье...!».
Конспект экскурсии № 2
Тема: Растения сада и огорода
Цели: формировать у учащихся представления о растениях сада и огорода, культурных растениях; показать, какой большой труд человека необходим для того, чтобы вырастить культурные растения; развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе.
Оборудование: лопатка, мотыги, корзинка, гербарные папки, нож, блокнот для записей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Подготовительная работа к экскурсии. Беседа о правилах поведения на экскурсии.
— Сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию, чтобы понаблюдать за тем, какие растения выращивают в огороде и какие условия для хорошего урожая необходимы. Для работы нам понадобится блокнот, карандаши.
— На экскурсии необходимо вести себя спокойно, не топтаться по насаждениям, а двигаться по отведенным дорожкам вокруг грядки, не толкаться, осторожно обращаться с садовыми инструментами. Не брать в рот немытых продуктов.
2. Из истории огорода.
Огород (от слова «огородить») — сравнительно небольшой участок земли, на котором выращиваются преимущественно овощи, хотя на огороде также могут присутствовать посадки ягод и плодовых деревьев.
Садово-огородные общества появились в Германии в начале 19 в. и к началу 20 в. получили широкое распространение в Западной Европе.
На огороде часто устраивается небольшое строение (садовый домик), предназначенное для хранения сельхозинвентаря, а также для отдыха работающих на огороде людей (например, во время дожди).
II. Практическая работа на огороде.
1. Беседа.
— Куда мы пришли? Как вы догадались? Почему так называется участок? На какой стороне расположен огород относительно здания? Как он освещен солнцем? Почему так?
2. Наблюдение за состоянием почвы.
— Возьмите кусочек земли. Разотрите пальцами. Что вы видите? Какого она цвета? Отличается ли от песка? Что, кроме земли, можно найти в почве? Почва на огороде плотная или нет? (Рыхлая, состоит из комков.) Влажная ли? Почему? Для чего это нужно растениям?
3. Наблюдение за растениями огорода.
Работа в группах.
— Рассмотрите и запишите все растения, которые видите на огороде.
— Какие растения вы увидели?
— На какие группы вы могли бы разделить их по внешнему виду?
— У каких растений съедобная часть находится в земле? Раз она в земле, то какая это часть растения? (Корень.) Такие растения называют корнеплодами.
Каждая группа придумывает загадку про любой корнеплод.
— Чем похожи горошек, огурец, и тыква? (Стебель ищет опору, лиановидный.)
— Какое из этих растений лишнее? (Горошек, отличается плодом.)
— Плоды каких растений похожи на горошек? (Фасоль, бобы, соя.)
— Как называется их плод? (Стручок.)
— Какое растение до сих пор не определено: фрукт это или овощ? (Помидор. С ботанической точки зрения — это фрукт, ягода.) Опишите это растение.
— Найдите растение, у которого есть побег под землей. (Лук, чеснок.) Какие части этого растения употребляет человек в пищу?
— У какого растения множество одежек?
— Какие травянистые растения мы видим в огороде? Верите ли вы, что щавель и гречневая каша — родственники? (Относятся к гречишным.)
— Также огромную пользу приносит петрушка, сельдерей, укроп, шпинат. Рассмотрите их. Какие общие признаки видите? Чем отличаются?
4. Игра «Найди растение по описанию».
Опиши растение по схеме: • как называется;
• какой формы стебель, лист, плод;
• вкусовые качества;
• как готовят.
5. Знакомство с сорняками, произрастающими на огороде.
Учитель предлагает «внимательно рассмотреть любую грядку и определить, нет ли среди овощных растений «непрошенных гостей», т. е. травянистых растений, которых человек не сажал.
Выкапывается лебеда или другой сорняк с корнем. Обращается внимание на то, что у сорняков хорошо развиты корни и много семян. Уточняется, почему люди борются с сорняками и как. Сорванные с корнем сорные растения помещаются в гербарную папку для изучения в классе. Полезно обратить внимание детей на то, что осенью и зимой птицы кормятся семенами не только березы, ольхи, липы и других деревьев, но и семенами сорных растении.
6. Знакомство с плодовыми кустарниками, произрастающими на огороде.
— Внимательно рассмотрите кустарники и их лис точки.
7. Игра «Узнай куст по листочку».
Учитель предлагает листья кустарников, которые есть на огороде, просит угадать, с какого они растения. Можно взять листья с других растений, чтобы запутать детей.
8. Знакомство с плодовыми деревьями по плану.
а) ствол: форма (прямостоячий, искривленный), поверхность (гладкая, шероховатая, потрескавшаяся), окраска (темная, светлая);
б) расположение ветвей: (низко нал землей, высоко);
в) листья: величина (крупные, мелкие, средних размеров в сравнении с известными растениями), окраска, форма (округлая, овальная);
г) плоды: величина, окраска, форма (округлая, овальная, вытянутая).
III. Заключительная часть экскурсии. Подведение итогов.
— Что интересного вы узнали о растениях?
Я знаю о растениях огорода | Хочу узнать | Я узнал, что... |
— Зарисуйте понравившиеся растения. Запишите, что вам больше всего запомнилось.
Конспект экскурсии № 3
Тема: Дикорастущие растения
Цели: расширять знания младших школьников о дикорастущих растениях ближайшего окружения (леса или парка, сквера, школьного двора), формировать представления о наиболее распространенных дикорастущих деревьях и кустарниках, учить устанавливать отличительные признаки растений; содействовать формированию экологически ориентированного поведения, развитию интереса к познанию природы, наблюдательности.
Оборудование: гербарные папки, газетная бумага, бумажные пакеты для сбора семян, записные книжки и простые карандаши, фотоаппараты, лупа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Подготовительная работа. Сообщение цели и плана экскурсии.
— Какая пора наступила? По каким признакам в неживой природе мы это видим? Как отразились эти изменения на жизни растений? Цель нашей экскурсии — понаблюдать за изменениями в жизни растений с наступлением осени, выяснить причины этих изменений, научиться распознавать дикорастущие растения.
2. Беседа о правилах поведения в лесу и на дороге.
II. Наблюдения за изменениями в жизни растений осенью.
1. Листопад.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
В. Берестов
— Почему же листья теряют свою зеленую окраску, засыхают и опадают?
— Давайте сорвем листок пожелтевший и зеленый. Прилагали ли мы силу? Для срывания какого листочка? Как оторвался желтый лист? Как вы думаете: почему?
— Давайте рассмотрим край черешка зеленого и желтого листа. Что вы заметили? (На месте соединения черешка с веткой есть маленькое утолщение — «листовая подушечка». Внешне она одинакова, но внутри она совершенно разная. У зеленого листа он поврежденный, неровный, а у желтого — глянцевый и ровный.)
Осенью в основании черешка появился так называемый отделяющий — пробковый — слой. Он словно перегородкой отделил черешок от ветки, и только несколько сосудистых пучков прорезывают эту перегородку, соединяют черешок (а через него и лист) с древесиной ветки. На них, на этих тонких волоконцах, и держался в последние дни лист. Чуть заметный порыв ветерка — и волоконца обрываются, лист падает. Села на лист роса, он стал тяжелее — и волоконца оборвались, лист упал. При полной пробковой перегородке лист легко отделяется от ветки.
— Знаете ли вы, что животные никогда не едят пожелтевших листьев, так как в них уже нет питательных веществ, а остались только ядовитые вещества разложения листа?
2. Игра «С какого дерева упал листок», «Какое дерево уронило семена».
Учитель собирает листья и предлагает детям угадать, с какого дерева упал листок.
Листья можно собрать в гербарную папку для засушки и коллекции листовых деревьев.
3. Наблюдение за хвойными деревьями.
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель, сосна.)
— Внимательно рассмотрите иголки этих растений. Чем они похожи и чем отличаются от листьев лиственных деревьев? Чем отличаются их хвоинки между собой? Посмотрите на землю вокруг этих деревьев. Есть ли там хвоя? Вся ли она опала? Почему? Потрогайте листья деревьев и хвоинки. Чем они отличаются на ощупь?
Листья сосны и ели имеют несколько функций. Одна из них — вырабатывать пишу для всего дерева. В листья поступает углекислый газ из воздуха, вола и минеральные соли из почвы. Хлорофилл листьев поглощает солнечную энергию. Под воздействием солнечных лучей хлорофилл преобразует углекислый газ и волу в сахар, глюкозу. Сахар, вырабатываемый в листьях, — основная пища растения.
Листья перерабатывают также большое количество волы. Только небольшая часть волы, поступающая по каналам ствола, используется для производства питания. Большая часть ее испаряется через крохотные поры на поверхности листьев.
Разные деревья имеют разные листья. У сосен и елей листья узкие, напоминающие иголки с толстой оболочкой. Это предотвращает испарение воды. И эти листья остаются на деревьях многие годы. Когда листья опадают, на их месте вырастают тут же новые, и ветка никогда не выглядит голой. Поэтому эти деревья называются вечнозелеными. Существуют также деревья с обыкновенными, широкими листьями, которые остаются вечнозелеными. Например, калифорнийский лавр и магнолия имеют жесткие глянцевитые листья, которые помогают сохранить влагу в холодный период.
— Почему полезно находиться в сосновом и еловом лесу?
4. Наблюдение за кустарниками.
— Провести наблюдения за кустарниками и деревьями. Чем они похожи и чем отличаются? Сравните строение листьев у деревьев и кустарников, у двух кустарников. На каком кустарнике листья гак и не изменили свою окраску? (Сирень.) Назовите известные вам кустарники. По каким признакам их можно различить?
Информация о работе Методика организации и проведения экскурсий в природу в начальных классах