Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа
Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87
Таблица 2.
Методика «Вопрошайка»
(автор М.Б. Шумакова)
(экспериментальная группа).
Имя Ф. ребенка |
Ответы детей |
Группа ответов |
Маша А. |
Пить, умываться, поить животных, растения поливать |
Смешанная |
Вика Д. |
Руки мыть, купаться, пить, поливать цветы |
Смешанная |
Максим Д. |
Пить людям и животным, растения поливать |
Смешанная |
Антон К. |
Умываться, пить чай, купаться |
Потребительская |
Юля Б. |
Мыть руки, лицо, растения поливать, животных поить, рыбам жить |
Смешанная |
Алексей Ю. |
Мыть руки, пить, поливать цветы |
Смешанная |
Игорь А. |
Пить, цветы поливать |
Смешанная |
Женя К. |
Купаться, поливать растения, пить, умываться |
Смешанная |
Аня А. |
Пить, цветы поливать, суп готовить, животным пить |
Смешанная |
Алина М. |
Мыть руки, купаться, пить, варить, стирать, цветы поливать |
Смешанная |
Юра К. |
Пить, стирать, умываться, растениям и животным, рыбкам нужна |
Смешанная |
Катя О. |
Мыть руки, лицо, стирать, цветы поливать |
Смешанная |
Кирилл П. |
Умываться, пить, стирать, готовить |
Потребительская |
Саша Н. |
Купаться, мыть руки, пить, готовить обед, стирать |
Потребительская |
Лена К. |
Растения поливать, пить, суп варить, умываться, мыть игрушки, рыбкам плавать |
Смешанная |
Лена А. |
Цветы поливать, пить, суп варить, мыть игрушки, руки, лицо |
Смешанная |
Алеша И. |
Пить, умываться, стирать, цветы поливать |
Смешанная |
Даша О. |
Умываться, суп варить |
Потребительская |
Наташа Ч. |
Мыть руки, умываться, поливать цветы, поить животных, пить |
Смешанная |
Наташа В. |
Мыть руки, лицо, пить, купаться, суп готовить, поливать растения |
Смешанная |
Таблица 3.
Методика 3. «Мотивы умственной деятельности»
(экспериментальная группа)
Имя Ф. ребенка |
Вопросы «Когда это бывает?» |
Уровни | ||||
1.Светит яркое солнце… |
2. Деревья покрыты снегом… |
3. С деревьев опадают листья… |
4. На деревьях распускаются листья… | |||
Маша А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Вика Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Максим Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Антон К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Юля Б. |
+ |
+ |
+ |
- |
средний | |
Алексей Ю. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Игорь А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Женя К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Аня А. |
+ |
+ |
- |
+ |
средний | |
Алина М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Юра К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Катя О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Кирилл П. |
+ |
+ |
+ |
- |
средний | |
Данил Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Лена К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Лена А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Алеша И. |
+ |
+ |
+ |
- |
средний | |
Даша О. |
+ |
+ |
+ |
- |
средний | |
Наташа Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Наташа В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
Таблица 4.
Методика изучения уровня познавательной активности
(авторы Я.А. Коломинский, Е.А. Панько)
(контрольная группа)
Имя Ф. ребенка |
Вопросы | ||||||
Какие свойства песка ты знаешь? |
Где и для чего человек использует песок? |
Какие свойства камней ты знаешь? |
Где и для чего человек использует камни? |
Какие свойства воды ты знаешь? |
Где и для чего человек использует воду? |
Уровни | |
Костя А. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Глеб А. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Лейсан Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Наташа В. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
средн |
Оля Г. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
средн |
Катя И. |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
низкий |
Никита К. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Руслан К. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Милена К. |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
низкий |
АринаМ. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Азалия М. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Коля П. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Данил С. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Тимур С. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
средн |
Ильвина Ф. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Алина Ф. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Валерия Х. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
высок |
Настя Х. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Андрей Ч. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Эльвира Я. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Оксана Я. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Руслан Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Таблица 5.
Методика «Вопрошайка»
(автор М.Б. Шумакова)
(контрольная группа).
Имя Ф. ребенка |
Ответы детей |
Группа ответов |
Костя А. |
Пить, готовить обед, мыть руки и лицо, купаться, поливать цветы, животным и рыбам нужна вода |
Смешанная |
Глеб А. |
Пить, мыть лицо, руки, купаться |
Потребительская |
Лейсан Б. |
Пить людям и животным, поливать цветы, умываться, стирать |
Смешанная |
Наташа В. |
Пить и умываться, цветы поливать |
Смешанная |
Оля Г. |
Цветы поливать, мыть руки, лицо |
Смешанная |
Катя И. |
Пить, стирать, умываться |
Потребительская |
Никита К. |
Купаться, умываться, поливать цветы, животным и рыбам нужна вода |
Смешанная |
Руслан К. |
Умываться, стирать, готовить суп, животным и птицам нужна вода |
Смешанная |
Милена М |
Поливать растения |
Природоцентрическая |
Арина М. |
Мыть руки и лицо, купаться, пить, растения поливать, животных поить |
Смешанная |
Азалия М. |
Умываться, стирать, готовить суп, пить, цветы поливать, деревьям нужна |
Смешанная |
Коля П. |
Пить, стирать, умываться, поливать растения |
Смешанная |
Данил С. |
Мыть руки, лицо, стирать, цветы поливать, купаться, животным пить |
Смешанная |
Тимур С. |
Мыть руки, лицо, умываться, пить, стирать |
Потребительская |
Ильвина Ф |
Купаться, мыть руки, пить, стирать |
Потребительская |
Алина Ф. |
Умываться, стирать, купаться, пить |
Потребительская |
Валерия Х. |
Растения поливать, пить, суп варить, умываться, мыть игрушки, животным пить, рыбам нужна |
Смешанная |
Настя Х. |
Умываться, стирать, пить, цветы поливать |
Потребительская |
Андрей И. |
Пить, умываться, стирать, готовить суп, животным пить, растения поливать |
Смешанная |
Эльвира Я. |
Умываться, пить, стирать |
Потребительская |
Оксана Я. |
Мыть руки, умываться, стирать, поливать цветы, поить животных, пить |
Смешанная |
Руслан Я |
Мыть руки, лицо, пить, поливать растения, животных поить |
Смешанная |
Таблица 6.
Методика 3. «Мотивы умственной деятельности»
(контрольная группа)
Имя Ф. ребенка |
Вопросы «Когда это бывает?» |
Уровни | ||||
1.Светит яркое солнце… |
2. Деревья покрыты снегом… |
3. С деревьев опадают листья… |
4. На деревьях распускаются листья… | |||
Костя А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Глеб А. |
+ |
+ |
- |
- |
средний | |
Лейсан Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Наташа В. |
+ |
+ |
- |
+ |
высокий | |
Оля Г. |
+ |
+ |
- |
- |
средний | |
Катя И. |
+ |
+ |
- |
- |
средний | |
Никита К. |
+ |
+ |
+ |
- |
высокий | |
Руслан К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Милена К. |
+ |
+ |
- |
- |
средний | |
Арина М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Азалия М. |
+ |
- |
+ |
+ |
высокий | |
Коля Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Данил С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Тимур С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Ильвина Ф. |
- |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Алина Ф. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Валерия Х. |
+ |
+ |
+ |
- |
высокий | |
Настя Х. |
+ |
+ |
- |
- |
средний | |
Андрей Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Эльвира Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Оксана Я. |
- |
+ |
+ |
+ |
высокий | |
Руслан Я. |
+ |
+ |
- |
+ |
высокий |