Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа

Описание

Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87

Работа состоит из  1 файл

Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Общее пространство группы было подразделено на несколько отдельных центров (игровой), познавательный, экологический, литературный, экспериментальный, центр конструирования и центр искусств). Мы обогатили содержание этих центров игровым и развивающим материалом, направленным на развитие моделирования. Смена информационных образов шла согласно динамике усвоения того или иного достижения, а также согласно тематике основной программы ДОУ.

Особое внимание было уделено наполнению Игротеки играми и игровыми упражнениями с использованием моделирования, осваиваемыми видами моделей, их элементами и материалами для их создания; заготовками образцами игр («Эскизы», «Перевертыши» и т.п.); образами персонажей (Компик, Афоня и др.). Введение персонажей, позволило создать мотивацию, способствующую повышению интереса детей к наглядному моделированию. Одним из персонажей был Компик (компьютер), роль которого заключалась во введении новых видов моделей, условных обозначений. Компик выполнял и контролирующую функцию, предоставляя «бланки-файлы» для самопроверки правильности выполнения задания. Домовенок Афоня первоначально был персонажем, которого детям и Компику приходилось «обучать» моделированию, исправлять его ошибки, выручать из сложных ситуаций. Это позволило детям рефлексировать, обобщать и актуализировать собственный опыт, повысило их самооценку, самостоятельность. Симпатия к персонажам, стремление «оказать помощь» (а для этого необходимо было не только использовать уже имеющийся опыт, но и найти новое решение) стимулировали активность детей в процессе моделирования, способствовали развитию познавательного интереса.

С целью привлечения  детей к самостоятельному моделированию  и активизации деятельности использовались косвенные приемы: «Покажи (расскажи) герою, какие игры есть в игротеке?», «Афоня все перепутал, наведи порядок» и др. Для сюрпризного внесения в зависимости от содержания игры, размещались на специально оборудованной полочке, условно-названной. «Избранное Компика» или в специальной большой украшенной коробке — «Сундучке Афони».

Создание соответствующей предметно-развивающей среды – третьего условия, заключалось в обогащение ее содержания материалами по наглядному моделированию позволило повысить самостоятельность детей и интерес к процессу решения познавательных задач, желание самостоятельно обследовать и выделять характерные признаки реальных объектов через их модели, экспериментировать с  моделями и объектами.

В процессе формирующей  работы нами осуществлялось педагогическое сопровождение воспитателей дошкольного учреждения с целью повысить, их компетентность в вопросах обучения детей наглядному моделированию. Организация работы, осуществлялась с учетом компетентности и интересов педагогов, и предполагала - проведение следующих форм работы: консультаций, практикумов, мастер-классов, конкурсов педагогических советов; семинаров, заседаний «круглого стола» и др. (Приложение ).

 

2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования

 

Целью итогового этапа исследования явилась оценка эффективности реализации педагогических условий познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения их наглядному моделированию.

Контрольный эксперимент был направлен на выявление уровня развития познавательной активности после формирующего этапа исследования. Для решения этой задачи использовался тот же комплекс диагностических заданий, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Были получены следующие результаты (см. табл. 4).

Таблица 2.

Показатели  уровня сформированности познавательной активности в экспериментальной  и контрольной группах

на итоговом этапе эксперимента

 

 

Уровни 

Показатели 

Когнитивный

Мотивационный

Эмоционально-волевой

Действенно-практический

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Эксп. гр

32

68

0

49

31

20

65

35

0

43

44

13

Контр. гр

15

67

18

25

35

40

10

35

55

24

55

21


 

  1. Когнитивный компонент: высокий уровень – 32 % детей в экспериментальной группе и 15 % детей в контрольной; средний уровень – 68 % детей в экспериментальной группе и 67 % детей в контрольной; с низким уровнем детей в экспериментальной группе не обнаружено, а в контрольной 18 % детей.

2. Мотивационный  компонент: высокий уровень – 49 % детей в экспериментальной группе и на 25 % больше в контрольной; средний уровень - 31% детей в экспериментальной группе и 25 % детей в контрольной; низкий уровень – 20 % детей в экспериментальной группе и 40 % детей в контрольной.

3. Эмоционально-волевой  компонент: высокий уровень – 65 % детей в экспериментальной группе и 10 % детей в контрольной группе; средний уровень – по 35 % детей в экспериментальной и в контрольной группах; с низким уровнем детей в экспериментальной группе не обнаружено, в контрольной 55 % детей.

4. Действенно-практический: высокий уровень – 44 % детей в экспериментальной группе и 24 % детей в контрольной; средний уровень – 44 % детей в экспериментальной группе и 55 % детей в контрольной; низкий уровень – 13 % детей в экспериментальной группе и 21 % детей в контрольной.

Далее сравнивались результаты начального и итогового  этапов эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.

 

Рис. 1. Сравнение результатов начального и итогового этапов по когнитивному компоненту в экспериментальной и контрольной группах (%).

При сравнении  результатов по когнитивному компоненту познавательной активности в экспериментальной группе на начальном этапе на высоком уровне было 5 % детей, а на итоговом оказалось 32 % детей, на среднем было 65 % детей на начало, а на итоговом 68 % детей, на низком уровне было 30 % детей, а на итоговом 15 % детей.

В контрольной  группе на начальном этапе на высоком  уровне было 10 % детей, а на итоговом оказалось 15 % детей, на среднем было 65 % детей на начало, а на итоговом 67 % детей, на низком уровне было 25 % детей, а на итоговом 18 % детей. Результаты контрольной группе недостаточно выросли по сравнению с экспериментальной группой.

 

 

Рис. 2. Сравнение результатов начального и итогового этапов по мотивационному компоненту в экспериментальной и контрольной группах (%).

При сравнении  результатов по мотивационному компоненту познавательной активности в экспериментальной группе на начальном этапе на высоком уровне было 20 % детей, а на итоговом оказалось 49 % детей, на среднем было 31 % детей на начало, а на итоговом 33 % детей, на низком уровне было 49 % детей, а на итоговом 31 % детей.

В контрольной группе на начальном этапе на высоком уровне было 23 % детей, а на итоговом оказалось 25 % детей, на среднем было 33 % детей на начало, а на итоговом 35 % детей, на низком уровне было 44 % детей, а на итоговом 40 % детей. Результаты контрольной группе недостаточно выросли по сравнению с экспериментальной группой.

 

 

Рис. 3. Сравнение результатов начального и итогового этапов по эмоционально-волевому компоненту в экспериментальной и контрольной группах (%).

При сравнении  результатов по мотивационному компоненту познавательной активности в экспериментальной группе на начальном этапе на высоком уровне было 2 % детей, а на итоговом оказалось 65 % детей, на среднем было 33 % детей на начало, а на итоговом 35 % детей, на низком уровне было 65 % детей, а на итоговом детей не оказалось.

В контрольной  группе на начальном этапе на высоком  уровне не было детей, а на итоговом оказалось 10 % детей, на среднем было 31 % детей на начало, а на итоговом 35 % детей, на низком уровне было 69 % детей, а на итоговом 55 % детей. Результаты контрольной группе недостаточно выросли по сравнению с экспериментальной группой.

 

 

Рис. 4. Сравнение результатов начального и итогового этапов по действенно-практическому компоненту в экспериментальной и контрольной группах (%).

При сравнении  результатов по мотивационному компоненту познавательной активности в экспериментальной группе на начальном этапе на высоком уровне было 10 % детей, а на итоговом оказалось 43 % детей, на среднем было 58 % детей на начало, а на итоговом 44 % детей, на низком уровне было 32 % детей, а на итоговом 13 % детей.

В контрольной  группе на начальном этапе на высоком  уровне 22 % детей, а на итоговом оказалось 24 % детей, на среднем было 53 % детей на начало, а на итоговом 55 % детей, на низком уровне было 25 % детей, а на итоговом 21 % детей. Результаты контрольной группе недостаточно выросли по сравнению с экспериментальной группой.

Количественные  данных сравнительного анализа начального и итогового этапов исследования свидетельствуют о том, что произошли качественные изменения в уровнях познавательной активности в экспериментальной группе. В то время как в контрольной группе эти изменения очень незначительные.

Существенные  изменения в развитии познавательной активности в экспериментальной группе свидетельствуют об эффективности формирующего эксперимента. Овладение детьми способами создания моделей, их использование в процессе решения познавательных задач, которые предлагались детям в игровой форме, значительно повысило уровень познавательной активности. Знание способа действия создает ситуацию успеха, симулирует к деятельности и повышает познавательную активность ребенка. В процессе формирующей работы дети научились подбирать разные виды готовых моделей к предметам, словам, обозначающим конкретные свойства предметов к группам предметов, объединенных по какому-либо признаку. В процессе решения познавательных задач с применением наглядных моделей дети учились отличать обозначаемое от обозначающего, выделять при восприятии объекта его существенные особенности, качества. Применение моделей позволило дошкольникам овладеть действиями обобщения и классификации предметного материала по видовым и родовым признакам на основе выделения общего и существенного. Осваивая способы моделирования, дети учились четко определять цель своей деятельности, что позволяло им осознать, длячего необходимовыполнитьту или иную задачу, правильно выбрать необходимые для  осуществления замысла средства. Успешное освоение и использование детьми наглядного моделирования в разных видах деятельности стимулировало различные проявления познавательной активности.

Проявляя интерес  к решению познавательных задач с использованием наглядного моделирования, дети стали чаще задавать познавательные вопросы. Изменился характер детских вопросов. Если в начале эксперимента большинство детей задавало вопросы о названиях предметов и объектов (например, при ознакомлении с экзотическими растениями или животными), об их свойствах и качествах, то к концу формирующей работы их вопросы были направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Так, обозначая с помощью графических моделей разную форму клюва у птиц, Даша П., спросила «Почему они разные? Почему у одной птички клювик тоненький и длинный; а у другой совсем маленький? Почему одни клювики ровные, а другие с горбинкой?».

Осваивая моделирование  поэтапно, согласно  своему уровню дети, как правило, были успешны в решениие познавательных задач, что способствовало длительности и устойчивости интереса к выполняемой деятельности, проявлению положительных эмоций: Например, Лиза Б.,выполняя задание «Секреты» сказала:  «Я так рада, что наконец-то нашла игрушку! Сначала у меня не получалось, а потом я посмотрела на значки и сразу поняла, где искать. Я хочу еще раз сыграть. По значкам искать интересно».

После формирующего эксперимента возросла самостоятельность детей, гораздо чаще стала проявляться настойчивость в получении результата. Дети стремились, завершить предложенные задания и уже не отказывались от его выполнения в случае возникновения затруднений. Сначала дети обращались за помощью или подсказкой к педагогу. Постепенно, по мере освоения ими различных способов моделирования дети все чаще осуществляли самостоятельный поиск решения познавательной задачи, учились выявлять и формулировать проблему, высказывать гипотезу, предположение о путях решения проблемы, определять способы ее решения и использовать их дляполучения результата.

В  результате наблюдений за деятельностью детей  в Игротеке мы выявили следующее. Проявляя  собственную  инициативу, дети стали: сами «придумывать» модели разных видов. Многие дети стали использовать обобщенный алгоритм моделирования для определения действий и их последовательности на этапе планирования, а также зарисовывать «свои» опыты и их результаты в виде наглядных моделей и условных символов, предлагали действовать в соответствии с ними другим детям. Стала иметь место совместная (2-3 человека) деятельность по моделированию различных объектов. Дети объединялись по инициативе одного, а далее договаривались о действиях каждого,  распределяли их и согласовывали по ходу деятельности для достижения нужного результата. Постепенно дети вовлекли в создание моделей своих родителей, стали приносить совместно выполненные дома модели  (макеты, атрибуты к играм). В результате этого в игротеке была  организована  выставка, которая постоянно обновлялась. Дети с  удовольствием демонстрировали свои достижения.

Информация о работе Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников