Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа

Описание

Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87

Работа состоит из  1 файл

Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

 

 

 

Приложение 2.

Содержание, методы и приемы обучения наглядному моделированию старших дошкольников с учет уровней познавательной активности

Группа  «Искатели»

 

Задачи развития познавательной активности

Поэтапная реализация содержания обучения наглядному моделированию в подгруппах

Методы и  приемы

обучения

1.Развитие инициативности в выборе модели и способов моделирования в решении познавательных задач.

2.Формирование  способности к преобразовательным действиям.

1 этап - самостоятельный выбор различных видов моделей в решении познавательных задач

2 этап - освоение  модели как средства выполнения  преобразовательных действий

3 этап - самостоятельное  создание модели для решения познавательных задач.

  • создание проблемно- поисковых ситуаций, предполагающих создание наглядных моделей;
  • использование задач с несколькими вариантами решения;
  • задания на самостоятельное создание моделей.

 

КОМПЛЕКС ИГР  И УПРАЖНЕНИЙ

1 ЭТАП: ≪Кукла Маша купила мебель≫, ≪Звезды на небе≫ [44], ≪Третий лишний≫, ≪Дерево≫, ≪Где чей домик?≫, ≪Цветные числа≫ [28], ≪Внимание - Угадай-ка!≫, ≪Дроби≫, ≪Узелки≫ [73], ≪куда пойдем?≫, ≪Времена года≫ [6], ≪Найди фигуру≫, ≪Убери лишнее, ≪Таблицы≫ [78], ≪В магазине игрушек≫, ≪Путешествие точки≫, ≪Забавные человечки≫, ≪Угадай-ка≫, ≪Письмо≫ [79], ≪Кто в домике живет?≫ [69] и др.

2 ЭТАП: ≪Выращивание дерева≫, ≪Найди все дороги≫, ≪Вычислительные машины≫, ≪преобразование слов≫, ≪Вычислительные машины≫ [28], ≪Из треугольников, прямоугольников и трапеций≫, ≪Складные треугольники≫, ≪Складные многоугольники≫, ≪Разные фигуры из одних и тех же частей≫, ≪Головоломки из семи кусочков≫ [71], ≪Превращение≫, ≪Чудесные превращения≫ [69] и др.

2 ЭТАП: ≪Перевертыши≫ [44], ≪Игра с двумя обручами≫ , ≪Игра с тремя  обручами≫, ≪Чудо-мешочек≫ [28], ≪Азбука голубых дорог≫, ≪Кто важнее?≫ [6], ≪Чудесные превращения≫, ≪Нарисуй сказку≫, ≪Сочини рассказ по схеме≫, ≪Склеивание≫, ≪Аналогии≫, ≪Акцентирование≫, ≪Типизация≫, ≪Пиктограммы≫, ≪Запишем сказку≫, ≪Волшебный лес≫ [69] и др.

ОБРАЗЦЫ МОДЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ СИТУАЦИЙ

Данные модели используются в заданиях следующего типа:

- ≪Что общего у растений и животных≫

- ≪Для чего растению корень≫

- ≪Как дышит растение≫ и т.п.

 

Модели  функций органов живого

 

                                             корень

                                    

    дышит              удерживает растение       всасывает из почвы влагу

                                      на земле                                        

 

                                               Стебель

                                          

 

Дышит                         Механическая опора              проводит воду                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                  

Зарисовки загадок

Зарисовки загадок  могут использоваться в заданиях на выбор различных видов моделей. Например, взрослый договаривается с  ребенком - ведущим об условии загадки и дает ему несколько моделей на выбор, из которых ребенок составляет содержание загадки и показывает ее детям участникам игры. По модели дети ≪читают≫ и отгадывают предложенную им загадку.

Как более сложный  вариант можно предложить детям  самостоятельно придумать и нарисовать модель-загадку. Ниже мы приводим примеры моделей  загадок, выполненных детьми самостоятельно.

 

 

Автор рис. Илья Н. 6 лет

 

б) «Без окон, без  дверей полна горница людей» (Огурец). Автор рисунка Алена Н. 5,5 лет

в) «Зимой - белый, летом - серый» (Заяц). Автор рисунка Вадим М. 6 лет

г) «Висит груша - нельзя скушать» (Лампочка) Автор рисунка Соня К. 5лет

Как более сложный  вариант можно предложить детям, самостоятельно придумать и нарисовать модель-загадку. Ниже мы приводим примеры  моделей-загадок, выполненных детьми самостоятельно.

 

Группа  «Вопрошайки»

Задачи развития

познавательной

активности

Поэтапная реализация содержания обучения наглядному моделированию в подгруппах

Методы и  приемы

обучения

1. Развитие устойчивого

интереса и  самостоятельности в решении познавательных задач.

2. Развитие умения

выбирать способы  моделирования для достижения результата.

1 этап - обозначение  свойств и отношений предметов  при помощи готовой модели

2 этап - решение  познавательных задач на основе выбора вариантов готовых моделей

3этап - применение способов моделирования в решении познавательных задач

- совместное  со взрослым создание моделей;

- совместный  поиск выбора и создания модели для решения познавательных задач;

- создание проблемных  ситуаций с использованием готовых наглядных моделей.


 

КОМПЛЕКС ИГР  И УПРАЖНЕНИЙ

1 ЭТАП: ≪Муравьи≫, ≪Правила движения≫ [28], ≪Точечки≫ [73], ≪Как поступить?≫, ≪Ателье≫, ≪Что из чего сделано?≫, ≪Библиотека≫, ≪Из каких мы сказок?≫ [6], ≪Четвертый лишний≫, ≪В гостях у Петрушки≫, ≪Клоуны≫, ≪В стране геометрических фигур≫, ≪Символы≫ [78], ≪Пляшущие человечки ≫, ≪Знакомство с символами≫ [79] и др.

2 ЭТАП: ≪Зверюшки на дорожках≫, ≪Маленькие и большие ножки≫, ≪Поезд≫, ≪Камушки на берегу≫ [44], ≪Кто быстрее построит дом?≫, ≪Почта≫, ≪Что в корзинку мы берем?≫, ≪Дорожные знаки≫, ≪Как сделали томатный сок?≫, ≪Где что зреет?≫, ≪Что кому надо для работы на стройке?≫, ≪Когда это бывает?≫ [6], ≪Геометрическое лото≫, ≪Найди фигуру≫ [78] и др.

3 ЭТАП: ≪Нарисуй картинку палочками≫, ≪Какая это игрушка?≫, ≪Дети на прогулке≫ [44], ≪Игра с обручем≫ [28], ≪Сложи узор≫, ≪Сложи квадрат≫, ≪Кубики для всех≫ [73], ≪Птицы из яйца≫, ≪Звездочка≫ [71], ≪На животноводческой ферме≫ [6], ≪В гостях у клоунов≫, ≪Цветик-семицветик≫, ≪Айболит≫ [78], ≪Головоломки≫, ≪Построим дом≫, ≪Найди игрушку ≫, ≪Выложи сам≫, Нарисуй и построй≫ [69] и др.

 

Игровое упражнение ≪Крылья, ноги и хвосты≫

(разработано  в процессе формирующего эксперимента)

Цель: при помощи использования условных графических моделей закрепить у детей представления о характерных признаках эколого - систематических групп: ≪птицы≫, ≪рыбы≫, ≪животные≫, ≪насекомые≫.

Материал: графические модели эколого-систематических групп (≪птицы≫, ≪животные≫, ≪рыбы≫, ≪насекомые≫)

Руководство. Перед детьми раскладываются карточки с изображением моделей основных признаков животных, насекомых, птиц и рыб. Дети делятся на 4 команды, каждая из которых выбирает для себя признаки только одной, заранее обусловленной группы. Дети аргументируют свой выбор.

 

Группа «Подражатели»

 

Задачи развития познавательной активности

Поэтапная реализация содержания обучения наглядному моделирования в подгруппах

Методы и  приемы обучения

  1. Развитие эмоционально-позитивного отношения к процессу моделирования.
  2. Развитие познавательного интереса к решению задач с помощью моделей.

1 этап — соотнесение готовых моделей предметов с реальными

предметами

2 этап - использование  условных

обозначений предметов

3 этап - использование  готовых моделей в решении познавательных

задач

- показ способа  использования

готовых моделей  знакомых

детям предметов  и объектов;

- упражнения  в выборе моделей

по образцу;

- подробная  инструкция;

- предложение  схемы (алгоритма)

построения  модели.


 

КОМПЛЕКС ИГР  И УПРАЖНЕНИЙ

Примечание: цели и задачи игр, перечисленных ниже, соответствуют реализации содержания  каждого этапа (см. таблицу). С содержанием игр,

методикой их проведения можно познакомится в литературе, указанной в ссылке.

1 ЭТАП: ≪Придумай сам≫, ≪Загадки и отгадки≫, ≪Солнышко и дождик≫, ≪Через ручеек≫, ≪Наседка и цыплята≫, ≪Лохматый Пес≫ [44], ≪Потерянные вещи≫, ≪Магазин≫, ≪Посылка из деревни≫, ≪Кто делает игрушки?≫, ≪Пешеходы и транспорт≫ [6], ≪Путешествие по городу≫, ≪Игра в противоположности≫, ≪Во что с этим можно играть?≫, Камушки на берегу≫, ≪Подарки для куклы≫, ≪Веселый гном≫, ≪Трудные виражи≫ [69] и др.

2 ЭТАП: ≪Сложи узор≫, ≪Разные дома≫ [44], ≪Разговор по телефону≫, ≪Поросята и серый волк≫ [28], ≪Какие ошибки допустил художник?>>, ≪Разнеси письма≫, ≪От домика к домику≫, ≪Посадим парашютистов≫, ≪Сложи узор≫ - серия СУА (по Б.П. Никитину) [73], ≪На почте≫ [6], «Речка», ≪Лиса и заяц≫ [78], ≪Мозаика≫, ≪Кто я?≫,≫Фотограф и заяц≫ [69] и др.

3 ЭТАП: ≪Посади, огород≫, ≪Сложи картинку≫, ≪Что это такое≫ [44], ≪Конструктор≫, ≪Почини одеяло≫, ≪Светофор≫ [28], ≪Кирпичики≫, ≪Кубики для всех≫ [73], ≪Разбитые вазы≫ [71], ≪Помоги Федоре≫, ≪Швейная фабрика≫, ≪Кто поедет первым?≫, ≪На самолете≫, ≪Голубыми дорогами ≫, ≪Помоги малышам≫ [6], ≪Путешествие≫ [78], ≪Кукольная комната≫, ≪Сделай как я≫, ≪Больница≫ [69] и др.

 

ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ  ЗАДАНИЙ

Игра ≪Кто пришел на водопой?≫

(разработана в процессе формирующего эксперимента)

 

(К занятию ≪Удивительное место на Земле. Африка≫ (программа ≪Радуга≫))

Цель: учить детей соотносить схематическое изображение животного с реальным; закреплять и расширять представления детей о животных Африки≫.

Материалы: картинки с изображением силуэтов различных животных Африки.

Руководство. Воспитатель:

- Ребята, вы  уже знаете, что в Африке очень  жарко, поэтому животным сильно хочется пить. Наступает вечер и измученные жаждой животные отправляются к реке на водопой. В лучах заходящего солнца на землю ложатся тени. Выглядят они вот так (демонстрирует картинки-силуэты). Посмотрите на них внимательно и отгадайте, какие животные приходили к реке.

Каждый ребенок  получает картинку, рассматривает ее и дает аргументированный ответ - как, по какому признаку он догадался, что это именно жираф (слон, носорог и т. д.). Задание можно выполнять в паре со сверстником. Тогда дети выдвигают совместное решение.

Примеры изображений животных к игре «Кто пришел на водопой?»

 

Игра «Значение растений»

Цель: закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых условных моделей, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своём здоровье.

Материалы: вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых с помощью условной модели показано значение растений (таблица); игрушка «волчок» со стрелкой.

Руководство. Вращая волчок, ребёнок выбирает лепесток. Малышу предлагается прочитать зашифрованный текст (шифр), кратко рассказать о выпавшем ему значении растений и привести пример. После этого присоединить лепесток к серединке цветка. Игра заканчивается, когда будет собрана вся ромашка.

 

Примеры моделей, используемых для обозначения способов обследования изучаемого предмета

 

Посмотреть                                                 Попробовать на вкус

 

Приложение 3.

Результаты  итогового этапа

 

Уровень познавательной активности детей на итоговом этапе

эксперимента

 

Экспериментальная группа

Уровни

Контрольная группа

Уровни

Маша А.

Высокий

Костя А.

Высокий

Вика Д.

Высокий

Глеб А.

Высокий

Максим Д.

Высокий

Лейсан Б.

Высокий

Антон К.

Высокий

Наташа В.

Средний

Юля Б.

Средний

Оля Г.

Высокий

Алексей Ю.

Высокий

Катя И.

Средний

Игорь А.

Высокий

Никита К.

Высокий

Женя К.

Высокий

Руслан К.

Высокий

Аня А.

Высокий

Милена К.

Средний

Алина М.

Высокий

Арина М.

Высокий

Юра К.

Высокий

Азалия М.

высокий

Катя О.

Высокий

Коля П.

Высокий

Кирилл П.

Средний

Данил С.

Высокий

Саша Н.

Высокий

Тимур С.

Средний

Лена К.

Высокий

Ильвина Ф.

Высокий

Лена А.

Высокий

Алина Ф.

Средний

Алеша И.

Высокий

Валерия Х.

Высокий

Даша О.

Средний

Настя Х

Средний

Наташа Ч.

Высокий

Андрей Ч.

Высокий

Наташа В.

Высокий

Эльвира Я.

Средний

   

Оксана Я.

Высокий

   

Руслан Я.

Высокий

Информация о работе Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников