Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа
Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87
Таким образом, качественный анализ изменений в уровнях развития познавательной активности свидетельствует об эффективности проведенного нами экспериментального исследования. Обучение наглядному моделированию становится эффективным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих условий: 1. Организация обучения детей наглядному моделированию; 2. Учет уровней познавательной активности дошкольников при отборе содержания, методов и приемов обучения наглядному моделированию; 3. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ материалами для наглядного моделирования.
Анализ процесса
и результатов
1. Сущность реализации развития познавательной активности детей средствами наглядного моделирования заключается в том, что подгруппы детей формируются на основе уровня познавательной активности. В каждой из подгрупп определяются задачи ее развития, содержание которых включает в себя деятельностный компонент (процесс моделирования).
2. Обучение наглядному моделированию в каждой из выделенных групп строится на основе актуальных уровней развития наглядного моделирования и осуществляется поэтапно. Последовательность этапов определяется зоной ближайшего развития ребенка, что обеспечивает постепенный его переход на более высокий уровень овладения способами наглядного моделирования и позволяет соблюдать принципы актуального и ближайшего развития и мобильности групп.
3. Содержание обучения способам наглядного моделирования адекватно его этапам. Вариативность разработанного содержания, различный уровень сложности заданий позволяли использовать их не только в определенных подгруппах, но и в процессе фронтальных занятий, а также в индивидуальной работе с детьми.
4. Обучение наглядному моделированию детей каждой подгруппы осуществляется адекватными уровню их развития методами и приемами. Они подбираются таким образом, чтобы ребенок выступал субъектом деятельности, когда активность делегируется ребенку, а функции взрослого помощь и поддержка в случаях затруднений.
5. Организованная
таким образом формирующая
6. Важным условием
обучения детей наглядному
Подводя итоги научно-экспериментального исследования развитие познавательной активности старших дошкольников средствами наглядного моделирования, можно констатировать ряд полученных научных и практических результатов. На основе теоретического анализа определена сущность понятий «познавательная активность» и «наглядное моделирование», содержание которых обогащено новыми смыслами. В содержание понятия познавательной активности в нашем исследовании введен деятельностный компонент. А характеристика наглядного моделирования дополнена мотивационным компонентом.
Познавательную
активность мы понимаем как процесс
актуализации таких эмоционально-волевых
и интеллектуально-
Наглядное моделирование - процесс использования готовых и создания новых наглядных моделей, побуждаемый эмоциональным отношением и стремлением ребенка к решению задач познавательно-продуктивной деятельности.
Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательной активности старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования проводилась при реализации следующих этапов исследования:
На начальном этапе исследования решалась задача определения уровеня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап позволил определить и реализовать педагогические условия формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возарста с использованием наглядного метода моделирования.
На итоговом этапе проводилась оценка эффективности разработанного комплекса педагогических условий по формированию познавательнй активности детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели: когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность); мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность); эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач); действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных показателей определены уровни развития познавательной активности: высокий, средний и низкий.
Полученные результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых экспериментальной и контрольной групп низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.
В ходе анализа педагогической и методической литературы нами были выявлены следующие педагогические условия эффективного формирования познавательной активности старших дошкольников:
1. Организация
обучения детей наглядному моде
2. Учет уровней
познавательной активности
3. Обогащение
предметно-развивающей среды
Наглядное моделирование является эффективным средством развития познавательной активности. Для того чтобы наглядное моделирование выступало средством развития познавательной активности, важно, чтобы ребенок владел способами использования готовой модели и умел создавать новые в процессе решения познавательных задач. Знание способа действия создает ситуацию успеха, симулиру симулирует к деятельности и повышает познавательную активность ребенка.
Целью формирующего этапа является развитие познавательной активности дошкольников в процессе обучения их наглядному моделированию. Задачи развития познавательной активности определены для групп с разным уровнем развития познавательной активности детей (низким, средним, высоким). Работа включает в себя поэтапную реализацию содержания, методы и приемы работы по обучению дошкольников наглядному моделированию. Разработано содержание материалов по наглядному моделированию с учетом динамики его развития у детей обогащающее предметно-развивающую среду дошкольного учреждения.
Оценка результатов свидетельствует о том, что выявленные и реализованны педагогические условия формирования познавательной активности старших дошкольников посредством наглядного моделирования являются эффективными. Результаты исследования убеждают в значимости использования наглядного моделирования в качестве средства развития познавательной активности детей.
Таким образом, полученные результаты подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы, которая нашла полное экспериментальное подтверждение. Теоретически и экспериментально доказано, что развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования является успешным в условиях организации формирующей работы, адекватно которой определяются содержание, методы и приемы обучения наглядному моделированию и обогащается его материалами предметно-развивающая среда дошкольного учреждения.
Приложение 1.
Результаты начального этапа
Таблица 1.
Методика изучения уровня познавательной активности
(авторы Я.А. Коломинский, Е.А. Панько)
(экспериментальная группа)
Имя Ф. ребенка |
Вопросы | ||||||
Какие свойства песка ты знаешь? |
Где и для чего человек использует песок? |
Какие свойства камней ты знаешь? |
Где и для чего человек использует камни? |
Какие свойства воды ты знаешь? |
Где и для чего человек использует воду? |
Уровни | |
Маша А. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
высок |
Вика Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Максим Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Антон К. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
высок |
Юля Б. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Алексей Ю. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Игорь А. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Женя К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Аня А. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
высок |
Алина М |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Юра К. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Катя О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Кирилл П. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Саша Н. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
высок |
Лена К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Лена А. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Алеша И. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Даша О. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
средн |
Наташа Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |
Наташа В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высок |