Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа

Описание

Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87

Работа состоит из  1 файл

Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Таким образом, качественный анализ изменений в  уровнях развития познавательной активности свидетельствует об эффективности проведенного нами экспериментального исследования. Обучение наглядному моделированию становится эффективным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих условий: 1. Организация обучения детей наглядному моделированию; 2. Учет уровней познавательной активности дошкольников при отборе содержания, методов и приемов обучения наглядному моделированию; 3. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ материалами для наглядного моделирования.

 

Выводы по второй главе

 

Анализ процесса и результатов экспериментального исследования позволяет утверждать, что эффективность реализации развития познавательной активности обеспечивается определенным образом организованной формирующей работой с детьми по обучению их наглядному моделированию:

1. Сущность реализации развития познавательной активности детей средствами наглядного моделирования заключается в том, что подгруппы детей формируются на основе уровня познавательной активности. В каждой из подгрупп определяются задачи ее развития, содержание которых включает в себя деятельностный компонент (процесс моделирования).

2. Обучение наглядному моделированию в каждой из выделенных групп строится на основе актуальных уровней развития наглядного моделирования и осуществляется поэтапно. Последовательность этапов определяется зоной ближайшего развития ребенка, что обеспечивает постепенный его переход на более высокий уровень овладения способами наглядного моделирования и позволяет соблюдать принципы актуального и ближайшего развития и мобильности групп.

3. Содержание  обучения способам наглядного  моделирования адекватно его этапам. Вариативность разработанного содержания, различный уровень сложности заданий позволяли использовать их не только в определенных подгруппах, но и в процессе фронтальных занятий, а также в индивидуальной работе с детьми.

4. Обучение наглядному  моделированию детей каждой подгруппы осуществляется адекватными уровню их развития методами и приемами. Они подбираются таким образом, чтобы ребенок выступал субъектом деятельности, когда активность делегируется ребенку, а функции взрослого помощь и поддержка в случаях затруднений.

5. Организованная  таким образом формирующая работа  может рассматриваться не только как условие  развития познавательной активности старших дошкольников в процессе их обучения наглядному моделированию, но и в целом как дидактическая система этого процесса.

6. Важным условием  обучения детей наглядному моделированию  является обогащение развивающих центров предметно-развивающей среды (игрового, познавательного, экологического, экспериментального и др.) материалами для наглядного моделирования с учетом разноуровневости его развития у детей.

 

Заключение

 

Подводя  итоги  научно-экспериментального исследования   развитие познавательной активности старших дошкольников средствами наглядного моделирования, можно констатировать ряд полученных научных и практических результатов. На основе теоретического анализа определена сущность понятий «познавательная активность» и «наглядное моделирование», содержание которых обогащено новыми смыслами. В содержание понятия познавательной активности в нашем исследовании введен деятельностный компонент. А характеристика наглядного моделирования дополнена мотивационным компонентом.

Познавательную  активность мы понимаем как процесс  актуализации таких эмоционально-волевых  и интеллектуально-деятельностных свойств субъекта, которые обусловливают его направленность на достижение цели, готовность к преобразовательным действиям и поиску способов решения познавательных задач.

Наглядное моделирование - процесс использования готовых и создания новых наглядных моделей, побуждаемый эмоциональным отношением и стремлением ребенка к решению задач познавательно-продуктивной деятельности.

Опытно –  экспериментальная работа по формированию познавательной активности старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования проводилась при реализации следующих этапов исследования:

На начальном этапе исследования решалась задача определения уровеня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий этап позволил определить и реализовать педагогические условия формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возарста с использованием наглядного метода моделирования.

На итоговом этапе проводилась оценка эффективности разработанного комплекса педагогических условий по формированию познавательнй активности детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.

Для выявления  уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели: когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность); мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность); эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач); действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных показателей определены уровни развития познавательной активности: высокий, средний и низкий.

Полученные  результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод, что  у большинства испытуемых экспериментальной  и контрольной групп низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.

В ходе анализа  педагогической и методической литературы нами были выявлены следующие педагогические условия эффективного формирования познавательной активности старших дошкольников:

1. Организация  обучения детей наглядному моделированию;

2. Учет уровней  познавательной активности дошкольников  при отборе содержания, методов  и приемов обучения наглядному  моделированию;

3. Обогащение  предметно-развивающей среды ДОУ  материалами для наглядного моделирования.

Наглядное моделирование является эффективным средством развития познавательной активности. Для того чтобы наглядное моделирование выступало средством развития познавательной активности, важно, чтобы ребенок владел способами использования готовой модели и умел создавать новые в процессе решения познавательных задач. Знание способа действия создает ситуацию успеха, симулиру симулирует к деятельности и повышает познавательную активность ребенка.

Целью формирующего этапа является развитие познавательной активности дошкольников в процессе обучения их наглядному моделированию. Задачи развития познавательной активности определены для групп с разным уровнем развития познавательной активности детей (низким, средним, высоким). Работа включает в себя поэтапную реализацию содержания, методы и приемы  работы по обучению дошкольников наглядному моделированию. Разработано содержание материалов по наглядному моделированию с учетом динамики его развития у детей обогащающее предметно-развивающую среду дошкольного учреждения.

Оценка результатов  свидетельствует о том, что выявленные и реализованны педагогические условия формирования познавательной  активности старших дошкольников посредством наглядного моделирования являются эффективными. Результаты исследования убеждают в значимости использования наглядного моделирования в качестве средства развития познавательной активности детей.

Таким образом, полученные результаты подтвердили  правомерность выдвинутой гипотезы, которая нашла полное экспериментальное  подтверждение. Теоретически и экспериментально доказано, что развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования является успешным в условиях организации формирующей работы, адекватно которой определяются содержание, методы и приемы обучения наглядному моделированию и обогащается его материалами предметно-развивающая среда дошкольного учреждения.

 

Библиогрфия

 

  1. Ананьев, Б.Г. Познавательные интересы и потребности [Текст] /Б,Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. ≪Психология≫. - 2001. - № 16. - С. 7-23.
  2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. -М.: Просвещение, 2005. — 96 с.
  3. Базик, И.Я. Развитие способности к наглядно-практическому моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями [Текст]: / И.Я. Базик. - М., 2006. - 24 с.
  4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов: Изд-во Ростовского университета, 2004. — 176 с.
  5. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Педагогика, 2005. - 87 с.
  6. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание - 2003. - № 5. –с. 45-54.
  7. Вербенец, A.M. Моделирование как средство познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста [Текст]: / A.M. Веребенец. - СПб., 2001. - 239 с.
  8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С 62.
  9. Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного познания [Текст] / Б.А.Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П.Никитин. - М.: МГУ, 2001.-248.
  10. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 28-32.
  11. Годовикова, Д.Б.Общение со взрослыми и познавательная активность дошкольников [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 44-48.
  12. Гризик, Т.И. Познаю мир [Текст] / Т.И. Гризик. - М.: Издательский дом ≪Воспитание дошкольника≫. - 2004. - 128 с.
  13. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; под. ред. А.А. Столяра. -М.: Просвещение, 2002. - 80 с.
  14. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 2002.-248 с.
  15. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей [Текст]: монография / О.В. Дыбина. — М.: Педагогическое общество России, 2000. - 160 с.
  16. Дьяченко, О.М. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой [Текст] / О.М. Дьяченко // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания; под ред. Л.А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания. - М: Педагогика, 2004. - 224 с. - С. 94
  17. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, А.П. Усова. - М., 2003. - 228 с.
  18. Иванищина, О.Н. Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.ivalex.vistcom.ru
  19. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. -М.: Просвещение, 2003.-127 с.
  20. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]/ Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2002. - 208 с.
  21. Кларина, Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующе познавательному развитию дошкольников [Текст] / Л,М. Кларина / Готовимся к аттестации. - СПб.: Детство - Пресс, 2002. - С. 9-20.
  22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2000. - 416 с.
  23. Котырло, В.К. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников [Текст] / В.К. Котырло, Т.В. Дут- кевич // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 50-60.
  24. Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]: / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2001. - 178 с.
  25. Лаврентьева, Т.В. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями [Текст] / Т.В. Лаврентьева // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2005.-224 с.-С. 33-49.
  26. Лебедева, С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации [Текст] / С.А. Лебедева // Вопросы психологии. - 2006. - №5. - С. 20-27.
  27. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н.С. Лейтес. - М., 2003. - 280 с.
  28. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. — 2003.-№4.-С. 18-35.
  29. Лобанова, Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников [Текст]: / Е.А. Лобанова. - Саратов, 2001. - 175 с.
  30. Маневцова, Л.М. Использование элементов поисковой деятельности для развития познавательных способностей [Текст] / Л.М. Маневцова // Формирование познавательной активности у старших дошкольников. - Ульяновск, 2003. - С. 3-5.
  31. Матвеева, Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке: Психологические тесты, задания, и игры [Текст] / Л.Г. Матвеева, Д.Е. Мякушкин, И.В. Выборщик. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 384 с.
  32. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2002. - №4. - С. 5-17.
  33. Минский, Е.М. От игры к знаниям [Текст] / Е.М. Минский. — М.: Просвещение, 2007. - 192 с.
  34. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педагогических учебных заведений по специальности «Дошкольное образование» [Текст] / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2000. - 319 с.
  35. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.
  36. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
  37. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: ≪Соврем. Слово≫, 2005. - 720 с.
  38. Петерсон, Л.Г. Раз - ступенька, два - ступенька... Практический курс математики для дошкольников [Текст] / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. - М.: ≪Баласс≫, 2001. - 256 с.
  39. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М . : Новая школа, 2001. —107 с.
  40. Поддъяков, Н.Н. Закономерности психического развития ребенка [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - Крснодар: МЭГУ, 2006. - С. 40-50.
  41. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова, А.В: Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 2002. - 448 с.
  42. Пчелинцева, Е.В. Воспитание творческой напрвленности личности детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования проблемно-поисковых ситуаций [Текст]: моногорафия / Е.В. Пчелинцева. – Великий Новгород, 2005. - 132 с.
  43. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2005. - 224 с.
  44. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БЭС, 2001. - Т. 1. - С. 276.
  45. Свирская, Л.В. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях [Текст] / Л.В. Свирская. - Новгород: Изд-во НРЦРО, 2002. - 26 с.
  46. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] : В 2 т. / К.Д. Ушинский. - М.: Учпедгиз, 2002. - 733 с.
  47. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении [Текст] / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 2006. - 80 с.
  48. Цеханская, Л.И. Овладение построением и использованием; графических моделей в дошкольном возрасте [Текст] / Л.И. Цеханская.// Дошкольное воспитание: — 2004.- № 12. - С 37-42.
  49. Щербакова, Е. К вопросу о развитии познавательной активности [Текст] / Е.Щербакова, В.Голицын // Дошкольное воспитание. - 2003. — №10.-С. 56-58.
  50. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.

 

Приложение

 

Приложение 1.

Результаты  начального этапа

Таблица 1.

Методика  изучения уровня познавательной активности

(авторы  Я.А. Коломинский, Е.А. Панько)

 (экспериментальная группа)

 

Имя Ф. ребенка

Вопросы

Какие свойства песка ты знаешь?

Где и для  чего человек использует песок?

Какие свойства камней ты знаешь?

Где и для  чего человек использует камни?

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для  чего человек использует воду?

Уровни

Маша А.

+

+

+

-

+

+

высок

Вика Д.

+

+

+

+

+

+

высок

Максим Д.

+

+

+

+

+

+

высок

Антон К.

+

+

+

-

+

+

высок

Юля Б.

+

+

+

-

+

+

средн

Алексей Ю.

+

+

+

+

+

+

высок

Игорь А.

+

-

+

-

+

+

средн

Женя К.

+

+

+

+

+

+

высок

Аня А.

+

+

+

-

+

+

высок

Алина М

+

+

+

+

+

+

высок

Юра К.

+

-

+

-

+

+

средн

Катя О.

+

+

+

+

+

+

высок

Кирилл П.

+

-

+

-

+

+

средн

Саша Н.

+

+

+

-

+

+

высок

Лена К.

+

+

+

+

+

+

высок

Лена А.

+

-

+

+

+

+

высок

Алеша И.

+

-

+

+

+

+

высок

Даша О.

+

-

+

-

+

+

средн

Наташа Ч.

+

+

+

+

+

+

высок

Наташа В.

+

+

+

+

+

+

высок

Информация о работе Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников