Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа

Описание

Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87

Работа состоит из  1 файл

Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Полученные  результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.

 

 

2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования

 

Целью формирующего этапа являлось выявление и реализация педагогических условий по формированию познавательной активности старших дошкольников в процессе использования метода - наглядное моделирование.

В ходе анализа  педагогической и методической литературы нами были выявлены следующие педагогические условия эффективного формирования познавательной активности старших дошкольников:

1. Организация обучения детей наглядному моделированию;

2. Учет уровней познавательной активности дошкольников при отборе содержания, методов и приемов обучения наглядному моделированию;

3. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ материалами для наглядного моделирования.

В дошкольном детстве  возможно формирование действий с тремя  видами моделей и соответственно овладение тремя видами модельных представлений: конкретными, отображающими структуру отдельного объекта; обобщенными, отображающими общую структуру класса объектов; условно-символическими, передающими наглядно ненаглядные отношения.

Для реализации первого условия - организация обучения детей наглядному моделированию - нами была выработана следующая последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.

1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу). 1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы. 2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации. 3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя. 4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей

2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. 1. Сообщение темы. 2. Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.) 3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.). Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели? 4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)

3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта. 2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности. Моделирование включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации всех детей и в заключительную как средство воспроизведения полученных знаний. В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки по пройденной теме, читают мини-доклады, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель.

Основными принципами наших занятий были:

1. Эмоциональная  вовлеченность взрослого в познавательную  деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция  любознательности ребенка. В работе  мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса и др.).

3. Передача инициативы  от взрослого ребенку. Для нас  важно было не только заинтересовать  ребенка, но и научить его  ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная,  так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка  детской активности, исследовательского  интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

 

Для реалзации второго условия - учет уровней познавательной активности дошкольников при отборе содержания, методов и приемов обучения наглядному моделированию - в экспериментальной группе по результатам констатирующего эксперимента дети были распределены по трем подгруппам: дети, оказавшиеся на высоком уровне сформированности познавательной активности были определены в группу «Искатели», дети со срелдним уровнем – «Вопрошайки» и с низким – «Подражатели». Были установлены этапы последовательной реализации содержания обучения детей в разных группах наглядному моделированию. Выявить наиболее оптимальные методы и приемы формирующей работы с каждой группой детей. Разработано содержание материалов наглядного моделирования с учетом разноуровневости его развития у детей для обогащения предметной среды детского сада.

Таблица 3.

Задачи, этапы, методы и приемы обучения наглядному моделированию детей по подгруппам

Задачи развития познавательной активности в подгруппах

Поэтапная реализация содержания обучения наглядному моделированию в подгруппах

Методы и  приемы обучения

Группа «Подражатели»:

1. Развитие эмоционально-позитивного отношения к процессу моделирования.

2. Развитие познавательного интереса к решению задач с помощью моделей.

1 этап – соотнесение  готовых моделей предметов с  реальными предметами

2 этап – использование  условных обозначений предметов

3 этап – использование  готовых моделей в решении  познавательных задач

- показ  способа использования готовых моделей знакомых детям предметов и объектов;

- упражнения  в выборе моделей по образцу;

- подробная  инструкция;

- предложение схемы (алгоритма) построения модели

Группа «Вопрошайки»:

1. Развитие устойчивого интереса и самостоятельности в решении познавательных задач.

2. Развитие умения  выбирать способы моделирования  для достижения результата.

1 этап – обозначение  свойств и отношений предметов  при помощи готовой модели

2 этап – решение  познавательных задач на основе  выбора вариантов готовых моделей

3 этап – применение  способов моделирования в решении познавательных задач

- совместное  со взрослым создание моделей; 

- совместный  поиск выбора и создания модели  для решения познавательных задач;

- создание проблемных  ситуаций с использованием готовых наглядных моделей.

Группа «Искатели»:

1. Развитие инициативности в выборе модели и способов моделирования в решении познавательных задач.

2. Формирование  способности к преобразовательным действиям.

1 этап  – самостоятельный выбор различных  видов моделей в решении познавательных задач

2 этап – освоение  модели как средства выполнения  преобразовательных действий

3 этап – самостоятельное  создание модели для решения  познавательных задач.

- создание проблемно-поисковых ситуаций, предполагающих создание наглядных моделей;

- использование  задач с несколькими вариантами решения;

- задания на  самостоятельное создание моделей.


 

Для каждой выделенной группы детей определялись задачи развития у них познавательной активности.

Так, дети подгруппы «Подражатели» (низкий уровень), как правило, нуждались в пошаговом объяснении выполнения заданий, отличались отсутствием самостоятельности в поиске путей решения познавательной задачи. Встречаясь с затруднениями в процессе выполнения заданий, они испытывали отрицательные эмоции, теряли к ним интерес, часто отвлекались, могли увлечься действиями с экспериментальным материалом, не всегда выполняли задания до конца, часто обращались за помощью к взрослому.

Для того чтобы  повысить уровень познавательной активности детей подгруппы «Подражатели», необходимо было создать условия для возникновения у них интереса к решению познавательных задач по моделированию, готовности и желания заниматься им самостоятельно в различных центрах предметно-развивающей среды группы детского сада.

Обучение наглядному моделированию детей подгруппы «Подражатели» осуществлялось поэтапно.

На первом этапе  дети учились соотносить предметные модели, (игрушки - копии, макеты, муляжи, биомы той или иной среды - аквариум, террариум) с реальными предметами. Учитывая особенности восприятия этой группой детей модели как отдельного объекта без связи с оригиналом, мы уделяли внимание развитию у них умения отличать реальный предмет от его модели-заместителя. Например, детям показывали хорошо известные им игрушки (машины, зайцы, слоны, кукольные чашечки и т.п.) и спрашивали, в чем отличие игрушки от реального предмета по-внешнему виду, величине, функциям и материалу, из которого они изготовлены.

Для решения  задачи формирования у детей группы «Подражатели» умения соотносить модель с реальным предметом и использовать ее для познания его свойств, качеств, признаков была разработана система игр и упражнений. Примеры игр, их задачи; цели, стимульный материал даны в приложении (Приложение ).

На втором этапе дети учились выделять свойства и качества объектов с помощью подбора предметов-заместителей.

Постепенно  от предметных замещений дети переходили к условным. В качестве условных моделей в обучении этой группы детей  использовались предметно-схематические, которые упрощенно передают существенные признаки и отношения моделируемого объекта. Использование предметно - схематических моделей позволяло детям выделять основные качества объекта, особенности приспособления животных к внешнему миру, выполнения движений человеком и животными и многое другое.

Педагог совместно  с детьми обсуждал, почему можно использовать ту или иную модель при решении задачи, соответствует ли данная модель определенным свойствам предмета, как можно обозначить эти свойства. Воспитатель просил детей объяснить свои действия по выбору модели. Дети рассматривали предъявленные им объекты, анализировали каждый, выделяя форму предмета, его наиболее существенные особенности, подбирали готовую модель к этому предмету, объясняя свой выбор. Например, воспитатель показывал и объяснял детям, как с помощью предметно-схематической модели можно обозначить внешние особенности кошки (усы, когти, хвост и т.д.). Затем детям предлагалось определить, к каким еще животным подходят эта модель (тигр, лев, рысь и др. кошки).

После того, как  дети на первом и втором этапах обучения наглядному моделированию научились подбирать модели, усвоили простейшие условные обозначения свойств и признаков предметов и объектов, они учились использовать готовые модели в решении познавательных задач (3 этап).

На всех этапах обучения моделированию детей группы «Подражатели» сначала использовались предметные объемные модели, где форма предметов и их особенности выделяются детьми более легко, а затем – плоскостные предметно-схематические модели.

Игровая форма  занятий способствовала поддержанию интереса детей к процессу моделирования, вызывала положительные эмоции, снимала страх перед возможностью ошибки. В процессе игр, в случае затруднений у детей, педагог показывал им способ использования модели в познании объектов окружающего мира, поддерживал инициативу каждого ребенка, поощрял удачное выполнение задания, т.е. создавал ситуацию успеха.

Поэтапное обучение моделированию детей данной группы осуществлялось с помощью соответствующих методов и приемов: показа способа использования готовых моделей знакомых детям предметов и объектов; упражнений в выборе моделей по образцу; подробной инструкции; предложений схемы построения модели.

Часть детей данной подгруппы (Расул Г., Маша К., Ира Ж., Аня С., Саша К. и др.) успешно осваивала использование модели в решении познавательных задач, более ярко проявляла интерес и положительное эмоциональное отношение к процессу моделирования уже после нескольких занятий. Это являлось основанием перевода их в другую подгруппу детей с более высоким уровнем развития познавательной активности и наглядного моделирования. В процессе формирующего эксперимента произошло значительное уменьшение числа детей группы «Подражатели» не проявляющих самостоятельности и инициативности в процессе решения познавательных задач, не задающих познавательных вопросов и нуждающихся в поэтапном объяснении последовательности выполнения заданий с использованием моделирования. Большая часть детей данной группы постепенно перешла в группу «Вопрошайки».

В то же время  другие дети группы «Подражатели»отличались низкой работоспособностью, отсутствием самостоятельности, неуверенностью, слабым интересом к моделированию, что требовало индивидуальной работы с ними. С целью развития интереса к наглядному моделированию и желания занимать более активную позицию, ребенку в игровых центрах предлагали специально подобранные игры, с которыми он справлялся легко и чувствовал себя более уверенно. Педагог оказывал незаметную помощь, поощрял успехи ребенка, привлекал внимание других детей к его достижениям. Стоит отметить, что и у детей, оставшихся в подгруппе «Подражатели»к концу эксперимента были выявлены изменения в проявлениях познавательной активности и применении способов наглядного моделирования. Они стали более уверенно использовать модели в знакомых условиях, научились с помощью взрослого устанавливать связь между реальным предметом и его предметно - схематической моделью. Отмечено, что сократилось количество отказов детей от выполнения заданий.

Информация о работе Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников