Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа
Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87
2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.
Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.
3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.
4. Со знаковым
тесно связано мысленное
5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания [42].
Предметным называется моделирование, в ходе которого исследование ведётся на модели, воспроизводящей основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики «оригинала». На таких моделях изучаются процессы, происходящие в оригинале -- объекте исследования или разработки.
Если модель и моделируемый объект имеют одну и ту же физическую природу, то говорят о физическом моделировании [42].
При знаковом моделировании моделями служат знаковые образования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, графы, слова и предложения в некотором алфавите (естественного или искусственного языка)
Таким образом,
можно, прежде всего, различать «материальное»
(предметное) и «идеальное» моделирование;
первое можно трактовать как «экспериментальное»,
второе -- как «теоретическое»
В образовательной практике дошкольных учреждений широко используется наглядное моделирование. Наглядное моделирования рассматривается в научно-методической литературе как использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п. в различных видах деятельности [90].
Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются в раннем и дошкольном возрасте и использование модели доступно детям. Дошкольники без специального обучения замещают предметы, создают образы в игре, рисовании.
Знаково-символические средства становятся объектами действий, их использование позволяет ребенку получать новую информацию. Сначала дети овладевают замещением. Способность к замещению в развитом виде обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. Складываться эта способность начинает, как показали исследования Ж. Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста. Достаточно овладев замещением, ребенок пытается с его помощью решать встающие перед ним познавательные задачи, требующие «схватывания» существенных признаков вещей. Но так как у замещения в познавательном плане есть ограничения (оперируя в игре палочкой в качестве лошадки, ребенок ничего не узнает о лошади, кроме того, что он уже знает), то начинается поиск нового механизма - механизма моделирования. Моделирование позволяет получить более глубокую и точную информацию о моделируемых объектах и ответить на нарастающие к старшему дошкольному возрасту вопросы, свидетельствующие об интересе к сущности вещей, явлений, к познанию связей между ними. Однако проявление осознанности и произвольности в использовании знаково - символических средств относится к 7-8 годам [11].
В обычных условиях детского сада источником формировании моделирования являются разные виды деятельности дошкольников. Анализ характерных для дошкольников видов деятельности, таких как сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование, лепка, аппликация и др, позволил целому ряду ученых прийти к выводу, что той формой опосредствования, которой владеют дошкольники и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей, является именно моделирование (Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева, Л.Е. Журова, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, К.В. Тарасова и др.). Все перечисленные выше виды деятельности объединяет общая особенность — их моделирующий характер. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети воссоздают модель социальных взаимоотношений взрослых, создают при помощи заместителей модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов и объектов. По мнению многих исследователей, детское рисование — это процесс моделирования, т.к., налицо сходство между рисунком ребенка и схематическими изображениями, которые используются в деятельности взрослых. Создаваемые детьми работы в процессе конструирования из различных материалов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций.
Анализ исследований позволил выделить ряд развивающих функций моделирования и способы его использования в качестве средства развития познавательной активности. Общим для всего множества наглядных моделей, разработанных в дошкольной педагогике, является предназначение облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
Исследованиями Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова установлено, что с помощью наглядных моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления [15; 16; 18; 22]. Л.А. Венгер выдвинул и доказал гипотезу о том, что психологическим содержанием формирующихся в дошкольном возрасте общих умственных способностей являются действия пространственного моделирования, построения и использования наглядных образов, функционально эквивалентных реальным пространственным моделям. Согласно данному исследованию в дошкольном детстве возможно овладение тремя видами модельных представлений: конкретными, отображающими структуру отдельного объекта; обобщенными, отображающими общую структуру класса объектов; условно-символическими, передающими наглядно ненаглядные отношения.
Согласно результатам
психологических и
Теоретический анализ педагогических исследований позволил выделить разнообразные подходы к использованию моделирования в развитии детей.
Н.И. Ветрова раскрывает возможности расширения и уточнения у детей природоведческих знаний на основе моделирования различных признаков строения растений. В процессе ознакомления с природными объектами дети учатся самостоятельно строить сенсорную модель-шкалу, отражающую варьирующиеся признаки: цвет, величину, характер поверхности и расположения, форм, численности отдельных частей растения.
Исследования Н.И. Ветровой, Е.Е. Кочемасовой, Л.Г. Петерсона, и др. указывают на то, что в работе с дошкольниками используются не только модели, имеющие сходство с реальными объектами и предметами, но и условные обобщающие модели. Данный тип моделей способствует умственному развитию детей, так как наглядно демонстрирует закономерные связи реальных предметов и объектов, связи причинно-следственного характера, что помогает познать явление в обобщенном виде, развивать не только наглядно-образное, но и логическое мышление ребенка.
Графические модели чаще всего используются в детской конструктивной деятельности. По отношению к детскому конструированию, моделирующему предмет при помощи различного материала (кубики, конструктор, бумага, бросовый материал и пр.), создание и использование графической модели (чертежа) конструкции является моделированием второго порядка, дублирующим и усиливающим эффект первого. В психологических и педагогических работах Т.В. Кудрявцева, Н.П. Линьковой, А.Л. Лурия, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова и других ученых, отмечено, что применение графических моделей в конструировании дает возможность более полно реализовать благоприятные условия, создаваемые этой деятельностью для познавательного развития ребенка [75;81].
Пространственно-временной тип графического моделирования используется и при ознакомлении с детской художественной литературой. Возможности применения пространственно-временной модели для последовательного пересказа детьми знакомых произведений, а также для составления собственных изучены в работах О.М. Дьяченко [37], О.М. Иванищиной [43] и др. Авторами разработаны этапы обучения детей дошкольного возраста пространственно-временному типу графического моделирования: сначала двигательное воспроизведение основных эпизодов сказки, а затем и предметное моделирование (размещение заместителей в соответствии с сюжетом разыгрываемой сказки); использование готовой модели сначала при пересказе знакомой сказки, а затем при создании собственных «произведений»; самостоятельное построение наглядных моделей услышанного текста и их использование при пересказе; представление замысла собственного сочинения в виде наглядной модели.
Наглядные модели широко используются в педагогическом процессе детского сада и на занятиях по изобразительной деятельности. Стоит отметить, что модели применяются не только для обучения детей последовательности изображения какого-либо предмета или соединения частей поделки из пластилина (такие схемы достаточно распространены в ДОУ), но и для развития творческого воображения дошкольников. Однако для этого важно учить детей различной технике рисования, формировать у них способность анализировать внешний вид объектов и выделять характерные признаки, использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе самим создавать подробные, близкие к реальным изображениям образы. Для развития творческого воображения детей в качестве опорного материала используются схематические изображения, контуры различных фигур. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности позволяет избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повышает творческую активность детей.
A.M. Федотовой [48] раскрыто использование наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Автором описано, каким образом, совершая действия с предметами - заместителями и моделями, дети знакомятся с какими-либо качествами познаваемых объектов или с их характерными проявлениями: плотностью различных веществ, силой сопротивления воздуха, приспособлением птиц к полету, а рыб и других водных животных к плаванию под водой. Такая организация работы отвечает стремлению дошкольников познавать окружающий мир, способствует появлению и поддержанию познавательной активности детей.
Изучение научной, научно-методической литературы свидетельствует, что в работе с дошкольниками используются главным образом три группы наглядных моделей.
Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Самая простая предметная модель - заводная игрушка (птичка, рыбка, зверёк), с помощью которой у детей можно сформировать представление о внешнем виде птицы или рыбы. Другой пример-аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоёма). Предметными моделями являются различные технические игрушки, в которых отражен принцип механизма. Пример модели созданной ребёнком - заборчик, построенный из кубиков.
Предметно-схематические модели. Предметно-схематические модели сохраняют внешнее сходство с моделируемым объектом, они упрощенно передают форму предмета или его части, а также наиболее существенную его особенность (усы, иголки, строение тела и т.п.). В настоящее время появились пособия для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга- с движениями). В предметно-схематических моделях существенные признаки и отношения могут быть представлены в виде предметов-макетов. Например, геометрические фигуры можно использовать для абстрагирования и замещения формы предметов; бумагу разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности чего-либо.