Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа

Описание

Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87

Работа состоит из  1 файл

Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Условные  графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщенно признаки, связи и отношения явлений с помощью различных условных обозначений, значков, символов и т.п. Такие модели используются в экологическом воспитании, обучении грамоте, математике и пр. Примерами таких моделей являются: календарь природы, таблица фиксации продолжительности дня, различные виды алфавитов, азбук (Морзе, семафорная азбука, ноты), дорожные знаки и т.д.

Использование в познавательной деятельности дошкольников графических изображений, уточняют, что одно и то же условное обозначение может быть и схемой и моделью. Различие между моделированием и схематизацией заключается в структурном месте схемы или модели в деятельности: Схемы выступают как орудия деятельности, а модели как ее объект. В процессе схематизации ребенок работает с реальностью с опорой на схему, а в процессе моделирования объект познания изучается на модели, модель служит и источником хранения и передачи информации и объектом преобразования.

Применение  наглядных моделей в педагогическом процессе требует соблюдения определенной последовательности. В работах А.Б. Глинского [23], Б.С. Грязнова [23], А.И. Уемова [97], и других ученых рассматриваются вопросы поэтапного обучения моделированию и использованию в познании готовой модели. Анализ источников показал, что учеными разработаны следующие этапы использования модели: 1) выбор модели или её построение (установление существенных для изучения свойств, их абстрагирование, идеализация; перевод их на специальный язык (термины, образы, схемы, знаки)); 2) работа с моделью (изучение модели, ее анализ, выбор способов обследования, решение задачи); 3) перенос значений, полученных при работе с моделью, на оригинал (интерпретация полученных данных; проверка полученных данных, соотношение их со свойствами оригинала).

Обобщая результаты анализа исследований по проблеме использования наглядных моделей в развитии дошкольников, можно выделить ряд этапов этого процесса:

-предварительное  ознакомление детей с изучаемым  объектом при помощи других методов, обеспечивающих представления о его признаках, свойствах и отношениях;

- изучение той или иной модели признаков (например, модели сенсорных признаков - цвета, формы, количества и т. д.), сначала одного или двух, а затем и большего количества;

- после усвоения  детьми смысла замещения признаков  реальных объектов в модели используют всю необходимую группу выделенных признаков;

- использование  модели для описания нового  объекта;

- использование  модели в процессе сравнения  объектов и выделения признаков  их отличия и сходства;

- использование  модели для обобщений, а на  этой основе – для систематизации знаний детей.

По мере овладения  детьми различными способами создания моделей, становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. В каждом виде деятельности использование наглядного моделирования имеет свои особенности, что определяет различия в подходах разных авторов к описанию последовательности обучения моделированию детей.

В работах Л.А. Венгера [15], Н.Г. Салминой доказано, что  в развитии наглядного моделирования  условно можно выделить следующую последовательность:

- совершенствование  замещения и использование готовых  моделей;

- опосредованное  моделью решение интеллектуальных  задач;

-повышение интереса  к моделированию и расширение  представлений о данном методе;

-освоение отдельных  умений использования модели и моделирования.

Данные характеристики процесса развития моделирования у  детей - учитывались нами в процессе экспериментальной разноуровневой системы обучения старших дошкольников наглядному моделированию.

Теоретический анализ позволяет выделить следующие наиболее общие для разных видов деятельности дошкольников этапы моделирования:

- изучение детьми  свойств познаваемых объектов  или явлений с помощью готовой модели, совершенствование у детей умения замещать необходимые предметы или отдельные их свойства и качества;

- выделение  общих признаков группы объектов, нахождение различий и сходств  с одновременным последовательным  конструированием модели, замещающей  эти признаки;

- решение детьми  познавательных задач при помощи  использования готовой модели и совместного моделирования с педагогом;

- самостоятельное  создание моделей: сначала конкретных, имеющих внешнее сходство с  отдельно взятым определенным  изучаемым объектом, а затем - обобщенных графических (например, моделей элементарных понятий таких как «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и др.);

-самостоятельное  моделирование с целью планирования  предстоящей деятельности (схема  будущей постройки, последовательность  изготовления поделки из пластилина, планирование расстановки инвентаря  на физкультурном занятии и т.п.).

Исследователи отмечают, что дошкольникам доступно использование специально разработанных  моделей первоначально как средства отбора содержания и опоры действий (И.Я. Базик, Н.И. Ветрова, Н.Н. Кондратьева); затем, как средства познания (для выражения и установления отношений, связей) (А.У. Варданян, В.В. Давыдов, Т.В. Лаврентьева). По мере освоения модели и умения их использовать становятся основой собственно моделирования, способом познания [8; 54; 31; 59].

В работах B.C. Карапетяна, Т.П. Будяковой [13] отмечено, что понимание графических моделей является достаточно сложным для дошкольников, что снижает возможность их применения. Сходные данные были получены Л.А. Венгером, Н.Н. Кондратьевой, Н.И. Ветровой. Дошкольники успешно осваивают предметные и предметно-схематические модели. Графическая форма без специального обучения преимущественно не доступна детям. Данные факты указывают на необходимость учета особенностей восприятия детьми модели и целесообразном использовании различных ее видов.

Неравномерность развития моделирования, выявленная учеными, обусловлена стихийным характером освоения некоторых моделей детьми и требует руководства данным процессом.

Теоретический анализ показал, что достаточно большое  количество ученых сходится во мнении о значительной роли наглядного моделирования в познавательном развитии дошкольников (И.Я. Базик, Дж. Брунер, Т.П. Будякова, Л.А. Венгер, Н.И. Ветрова, Г.А. Глотова, О.М. Дьяченко, Л.М. Кларина, Т.В. Лаврентьева). Исследователи подчеркивают позитивное влияние модели на содержательный компонент познания: более успешное усвоение знаний, повышение их структурированности и системности, обобщенности, эффективное преобразование представлений и их запоминание на операционный компонент познания: улучшение   восприятия признаков предметов, адекватности обследования, формирование умственных операций на становление личности ребенка: развитие системного видения действительности, установлению связей между предметами, явлениями, формирование основ мировоззрения, а также становление личностных качеств, таких как самостоятельность, инициативность и др. [8; 11; 15; 16; 37; 47; 54; 59]. Однако, несмотря на большое количество работ по проблеме, ряд вопросов остается открытым. Ограничение содержания большинства работ совершенствованием частных умений моделировать, использованием отдельных видов моделей, разработка условий их применения лишь как средства освоения узкого раздела знаний, эпизодичность и фрагментарность использования модели не позволяет дошкольникам осваивать наглядное моделирование на должном уровне. Несмотря на широкое использование наглядного моделирования в познавательной деятельности детей, его потенциал в развитии познавательной активности реализуется далеко не полностью. Это дает основание предположить, что необходим поиск педагогических условий, позволяющих использовать наглядное моделирование в развитии познавательной активности с учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка, уровня психического, интеллектуального развития, интересов, склонностей и т.д.

 

Выводы по первой главе

 

Анализ научной  и научно-методической литературы позволил определить теоретические основы развития у старших дошкольников познавательной активности средствами наглядного моделирования.

1. Понимание сущности познавательной активности и наглядного моделирования. Познавательную активность мы понимаем как процесс актуализации таких эмоционально-волевых и интеллектуально-деятельностных свойств субъекта, которые обусловливают его направленность на достижение цели, готовность к преобразовательным действиям и поиску способов решения познавательных задач. Содержание понятия познавательной активности в нашем исследовании получило новую смысловую характеристику за счет введения деятельностного компонента данного феномена.

В содержании понятия ≪наглядное моделирование≫ выделен мотивационный компонент, что позволяет рассматривать его в качестве средства развития познавательной активности. Наглядное моделирование – процесс использования готовых и создания новых наглядных моделей, побуждаемый эмоциональным отношением и стремлением ребенка к решению задач познавательно - продуктивной деятельности.

2. Наглядное  моделирование является средством  развития познавательной активности ребенка. Как в психологической, так и в педагогической, науке доказано, что использование наглядного моделирования позволят успешно развивать интеллектуально-познавательные способности детей, формировать знания об особенностях изучаемых объектов, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, вызывать активное отношение субъекта к процессу познания. Для того чтобы наглядное моделирование выступало средством развития познавательной активности, важно, чтобы ребенок владел способами использования готовой модели и умел создавать новые в процессе решения познавательных задач. Знание способа действия создает ситуацию успеха, симулирует к деятельности и повышает познавательную активность ребенка.

3. Критерии эффективности развития познавательной активности средствами наглядного моделирования — положительная динамика в показателях уровня ее развития. Основными показателями познавательной активности являются: познавательные вопросы, длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач, инициативность в поиске способа решения познавательных задач, эмоционально-позитивное отношение к познавательной задаче и процессу ее решения, проявление самостоятельности и настойчивости. Развитие познавательной активности детей определяется уровнем владения способами наглядного моделирования (использование предметов-заместителей, предметно-схематических моделей, условных графических моделей; создание моделей-заместителей свойств, качеств или объектов в целом; построение моделей, отражающих пространственные отношения различных объектов), которые рассматриваются в качестве его показателей. Уровни развития наглядного моделирования характеризуются разной степенью умения использовать и создавать наглядные модели и применять их в решении познавательных задач.

 

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования

2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 

 

Опытно –  экспериментальная работа по формированию познавательной активности старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования проводилась при реализации следующих этапов исследования:

На начальном этапе исследования решалась задача определения уровеня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий этап позволил определить и реализовать педагогические условия формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возарста с использованием наглядного метода моделирования.

На итоговом этапе проводилась оценка эффективности разработанного комплекса педагогических условий по формированию познавательнй активности детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.

Экспериментальная база исследования - дошкольные образовательные  учреждения МБДОУ города. В эксперименте участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста.

На начальном  этапе проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого проводилась диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления  уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для обработки  результатов исследования и получения  количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника:

Низкий  уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Информация о работе Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников