Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа

Описание

Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87

Работа состоит из  1 файл

Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Использовались следующие методики.

Методика  изучения уровня познавательной активности

(авторы  Я.А. Коломинский, Е.А. Панько)

Подготовка задания. Подобрать две сюжетные картинк изображением животных в типично человеческих ситуациях, например:

1. Бегущие волчата  и лисята.

2. Обезьянки  в школе.

Проведение  исследования. Ребенку 6-7 лет показывают одну картинку и просят задать как  можно больше вопросов к ней, побуждая после каждого вопроса словами: «А что еще? О чем еще можно спросить?» и т.п. Затем предъявляют вторую картинку и повторяют инструкцию.

Обработка данных. Подсчитывают количество вопросов, которые  ребенок задает по каждой картинке. Анализируют содержание вопросов, выделяя 4 группы:

1. Вопросы, связанные  с непониманием или непринятием  детьми условности изображенной ситуации, т.е. действий животных в человеческих ситуациях («Почему лисичка в юбочке и с бантиком?», «Почему обезьянка школе?», «Как обезьянка читает книжку?»).

2. Описательные  вопросы, которые в совокупности  составили бы описание картинки («Кто изображен на картинке?», «Что они делают?», «Что у этой обезьянки в руке?», «На чем сидят обезьянки?»).

3. Вопросы, расширяющие изображенную ситуацию. Они касаются, предшествующих изображению событий или последующих за ними, а также отсутствующих, по мнению ребенка, персонажей («Что получит тот, кто прибежит первым?», «Где учитель?», «Почему нет еще одной обезьянки?», «Как они балуются на переменах?»). К этой группе относятся и уточняющие вопросы («На чем пишут обезьянки: на деревяшечках или на бумаге?». «Почему кроме них никого нет?», «Почему вместо парт стулья?»).

4. Содержательные  вопросы, которые направлены на  раскрытие сути изображенного на картинке события («Куда бегут лисички?», «О чем спрашивает учитель?», «Почему один бежит первым, а другие отстают?», «Что читает эта обезьянка?», «О чем эта книжка?»). Уровень выполнения задания определяется типом заданных вопросов и их количеством.

Высокий уровень. С помощью задаваемых вопросов ребенок  пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины  происходящего на картинке. Дети задают 5-6 вопросов с преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.

Средний уровень. Большое количество вопросов (больше 4) второго типа. Возможно появление 1-2 вопросов третьего типа.

Низкий уровень. Дети отказываются от выполнения задания  или подменяют поставленную задачу своей (описывают события или персонажей, изображенных на картинке).

 

Методика «Вопрошайка»

(автор  М.Б. Шумакова)

Цель: Выявить  уровень познавательной активности детей, умение задавать вопросы.

Материал: Две  картинки, близкие детям по содержанию (играющие дети, либо зимние развлечения), на другой картинке изображены незнакомые для них объекты.

Инструкция: «Давай поиграем. Я покажу картинку, а ты спрашивай все, что тебе интересно узнать о том, что на ней нарисовано. Если я не смогу ответить на все твои вопросы, то ты выиграл, а если смогу, то я выиграла». Предъявить ребенку две картинки. Одна должна быть близка по содержанию  играющие дети, на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты. Ребенку предлагается поиграть в игру «Вопрошайка». Сказать ребенку, что он, может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах изображенных на картинках.

Обработка данных.

Полученные  данные обрабатываются по следующим  критериям:

- самостоятельность  возникновения интереса;

- количество  вопросов, задаваемых ребенком;

- типы и глубина  вопросов;

- избирательность  в разных

- эмоциональность;

- активность  как положительная или отрицательная  модельность интереса;

- переключаемость,  как гибкость, легкость перехода  от одного интереса к другому.

1-ый тип: устанавливающие  вопросы - это вопросы, направленные  на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»);

2-ой тип: определительные  вопросы - связанные с выделением  всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).

3-й тип: причинные  вопросы - относящиеся к познанию  взаимосвязи объектов, выявлению  причин, закономерности, сущности явлений  («Почему...?», «Зачем ...?»).

4-ый тип: вопросы  - гипотезы, выражающие предположения  («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки»).

 

Методика 3. «Мотивы умственной деятельности»

Цель: выявить  доминирование мотива умственной деятельности дошкольников.

Оборудование: текст рассказа, 6 схематических  картинок, соответствующих содержанию текста и служащих опорой для запоминания.

Ход выполнения: Экспериментатор зачитывает текст  рассказа и по ходу чтения выкладывает  картинку соответствующего содержания. После прочтения задаются вопросы: Кто из них прав? Почему?

Обработка данных: ответы анализируются с учетом двух параметров: 1. предпочитаемое суждение; 2. обоснование ответа.

Интерпретация осуществляется исходя из следующих  мотивов:

3 балла (высокий  уровень) - познавательный мотив  – интерес к процессу получения новых знаний

2 балла –  (средний уровень) - игровой мотив – предпочтение игровой деятельности

1 балл (низкий  уровень) - внешний мотив – требование  взрослого, то есть ребенок  занимается только потому, что  его заставляют заниматься взрослые.

Общее количество баллов – 18.

 

Методика 4. «Определение мотивационного компонента »

Цель: выявить  степень доминирования познавательного  мотива ребенка.

Оборудование: стол, на котором выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки.

Ход выполнения: Ребенка приглашают в комнату, где  на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца? Обработка результатов:

Выявляют степень  доминирования познавательного или игрового мотива каждого ребенка. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть.

3 балла (высокий  уровень) - ребенок предпочитает  дослушать сказку до конца.

2 балла (средний  уровень) – ребенок предпочитает  поиграть.

1 балл (низкий  уровень) – ребенок отвлекается  на внешние мотивы.

Результаты  диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели  уровня сформированности познавательной активности в экспериментальной и контрольной группах

на начальном этапе эксперимента

 

 

Уровни 

Показатели 

Когнитивный

Мотивационный

Эмоционально-волевой

Действенно-практический

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Эксп. гр

5

65

30

20

31

49

2

33

65

10

58

32

Контр. гр

10

65

25

23

33

44

-

31

69

22

53

25


 

  1. Когнитивный компонент:

Высокий уровень  – 5 % детей в экспериментальной группе и 10 % детей в контрольной. Дошкольники обладают достаточным объемом информации, умеют рассуждать и комментировать правильность выполненного задания, устанавливают закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке.

Средний уровень – по 65 % детей в обеих группх. Это связано с отсутствием стремления к самостоятельному добыванию информации, выполнением заданий с помощью педагога.

Низкий уровень – 30% детей в экспериментальной группе и 25 % детей в контрольной. Это связано с неспособностью детьми обобщить поступающую информацию, неумением устанавливать закономерности, связывающие между собой фигуры на рисунке, ригидностью, тугоподвижностью мыслительных операций.

 

2. Мотивационный  компонент:

- высокий уровень  – 20% детей в экспериментальной группе и на 3 % больше в контрольной. Это связано с тем, что у дошкольников формируются потребности в знаниях, широкие и глубокие познавательные интересы, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии.

- средний уровень - 31% детей в экспериментальной группе и 33 % детей в контрольной. Дети проявляют интерес и активность лишь в определенных случаях (интересное содержание занятия, необычные приемы преподавания). Дети не стараются искать нестандартные решения, понимания, требующие поиска дополнительной информации.

- низкий уровень - 49% детей в экспериментальной группе и 44 % детей в контрольной. Дети пассивны, слабо реагируют на требования педагога, не проявляют заинтересованности, включаются в деятельность только под давлением педагога.

 

3. Эмоционально-волевой компонент:

- высокий уровень  – 2 % детей в экспериментальной группе и с данным уровнем в контрольной группе детей не обнаружено. Это связано с тем, что у дошкольников формируются потребности в знаниях, широкие и глубокие познавательные интересы, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии.

- средний уровень  – 33 % детей в экспериментальной группе и 31 % детей в контрольной. Дети проявляют интерес и активность лишь в определенных случаях (интересное содержание занятия, необычные приемы преподавания). Дети не стараются искать нестандартные решения, понимания, требующие поиска дополнительной информации.

- низкий уровень  – 65 % детей в экспериментальной группе и 69 % детей в контрольной. Дети пассивны, слабо реагируют на требования педагога, не проявляют заинтересованности, включаются в деятельность только под давлением педагога.

 

4. Действенно-практический:

- высокий уровень – 10% детей в экспериментальной группе и 22 % детей в контрольной. Дети способны переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Сознательная постановка детьми цели создает благоприятные условия для формирования у них способности к планированию и выполнению действий про себя (во внутреннем плане), а также к произвольной их регуляции. Правильность выполнения заданий осуществляется ребенком самостоятельно.

- средний уровень  – 58 % детей в экспериментальной группе и 53 % детей в контрольной. Дети мнительны, уязвимы. Им свойственно острое переживание неудач, нередко бросают практически уже выполненную работу из-за каких-либо малосущественных обстоятельств. В работе таким детям необходима постоянная поддержка педагога.

- низкий уровень  – 32% детей в экспериментальной группе и 25 % детей в контрольной. Детям присуща неуверенность в своих силах и способностях. Слабая настойчивость в работе и в стремлении получения знаний. Детям присуща торопливость и незавершенность действий. Не развиты навыки самостоятельной работы.

 

Далее нами было высчитано среднее значение по группе, которое составило 11,8 баллов, что позволяет говорить о том, что в данной группе детей отмечается низкий уровень развития познавательной активности.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых и конртольной и экспериментальной групп имеют низкий уровень сформированности познавательной активности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. Дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Информация о работе Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников