Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.
Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.С ПУШКИНА
Дефектологический факультет
Кафедра логопедии
Утверждаю___________
Зав. каф. логопедии
«____» «__________» 2010 г.
дипломнАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР
К.п.н., доцент
Санкт-Петербург
2010
Содержание
В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими программой по родному языку. Готовность детей к школьному обучению предусматривает сформированность у них речевых и неречевых предпосылок овладения грамотой. Важнейшей предпосылкой является достаточной уровень усвоения морфологическими и синтаксическими обобщениями, в том числе, овладение словообразовательными моделями.
Особенности словообразования у детей с ОНР рассматриваются в ряде исследований таких авторов, как Е.Ф. Соботович [40], Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова [17, 18, 19], Т.В.Туманова [47, 48] и др., которые указывают, что словообразование у этих детей характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. У детей данной категории, по данным исследователей, плохо развита способность различать значения, которые заключены в лексико-грамматических формах родного языка. Нарушение словообразования у детей с ОНР ведет к обеднению словарного запаса, трудностям в работе над морфологическим составом слова.
Овладение детьми с общим речевым недоразвитием процессами словообразования проявляется в более медленном темпе усвоения словообразовательных моделей, его развернутом, недостаточно автоматизированном характере, отличается неточностью употребления способов словообразования и специфическими словообразовательными аграмматизмами.
Описывая особенности речи детей с ОНР, многие авторы [12, 13, 18, 19, 23, 26, 30, 31, 35, 40, 48, 51, 52] выделяют нарушения грамматического компонента, как наиболее важные в структуре данной патологии. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным нарушением проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии.
Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Построение грамматически правильно оформленного речевого высказывания – это кульминационный процесс формирования речи. Поэтому исследование словообразования у детей с нарушениями речи и определение путей коррекционно-логопедической работы, является одной из актуальных проблем современной логопедии.
Объект исследования – состояние словообразования у детей с у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием.
Предмет исследования – особенности словообразования существительных у дошкольников с ОНР II уровня 5-летнего возраста по сравнению с нормой.
Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования: У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются количественные и качественные особенности словоизменения существительных, значительно отличающие речь этих детей от нормы речевого развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных представлений об особенностях морфологической системы языка у дошкольников с тяжелыми формами речевой патологии, о нарушениях словообразования существительных у детей с ОНР.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим речевым недоразвитием.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа литературных данных;
2. Сравнительный метод;
3. Эмпирические методы: психолого-педагогический констатирующий эксперимент, наблюдение, биографический метод;
4. Количественный и
качественный анализ
5. Интерпретационные методы.
Положения, выносимые на защиту:
ГЛАВА I
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОНР
«… Не только интеллектуальное
развитие ребенка, но и формирование
его характера, эмоций у личности
в целом, находится в непосредственной зависимости от речи»
(Л. С. Выготский) [6, с. 23].
Вот почему среди многих важных задач
воспитания и обучения в
дошкольных учреждениях, задача обучения
родному языку, развитие речи, речевого
общения – одна из главных. Это общая задача
состоит из ряда специальных, частных
задач:
Грамматика – раздел
науки о языке, содержащий учение о формах
словоизменения и словообразования, о
строении слов, видах словосочетаний и
типах предложений.
Он включает в себя
две части – морфологию и синтаксис. Если синтаксис
изучает словосочетания и предложения,
то морфология – грамматическое учение
о слове. Сюда входит учение о структуре
слова, формах словоизменения, способах
выражения грамматического значения,
а также учение о частях речи и
присущих им способов словообразования.
[1]
Своеобразное освоение
грамматического строя языка
важное условие
полноценного речевого развития ребенка.
Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает
грамматическим строем языка в неразрывной
связи со всем ходом своего психического
развития, в единстве с развитием предметно-практической
деятельности, обобщения мышления. Ученые
характеризуют формирование синтаксического
компонента языковой способности, как
спонтанный процесс при взаимоотношениях
ребенка с окружающим миром. [10]
Речь взрослого для
ребенка – основной источник освоения
грамматического
строя языка. [8, 10]
Наибольшую ценность в теоретическом освещении проблемы имеют работы преподавателей Казанской лингвистической школы, в первую очередь И. А. Бодуэна де Куртене. [35]
Заслуга этих преподавателей
– тезис о необходимости
синхронного (языковые связи данного этапа) и дисхронного (пути образования слов
в прошлом), подходов к словообразованию.
Н. В. Крушевский проводит также мысль
о том, что словообразование
представляет собой систему (слово, содержащее
общую морфему, связи морфем внутри слова).
Значительный вклад
внес в теорию словообразования Ф. Ф.
Фортунатов. В
лекциях 1901 – 1902 гг. он четко разграничивает
подходы к словообразованию, создает учение о форме слова,
его способности делится на основу и суффиксы.
На изучение словообразования
большое значение оказали работы
Г. О.
Винокура и В. В. Виноградова.
Г. О.Винокур в «Заметках по русскому словообразованию»
сформулировал
принципы синхронного словообразовательного
анализа.
В работах В. В. Виноградова словообразование
формируется как самостоятельная
дисциплина. В статьях 1951-1952 гг. сформулирована
связь словообразования с лексикой и грамматикой,
дана классификация способов словообразования
в русском языке.
С середины 50-х годов появляется многочисленные
работы по разным
вопросам словообразования: Б. Н. Бловина,
В. П. Григорьева, Е. А. Земской,
Н. М. Шапского, В. М. Максимова. Раздел «словообразование»
включен в
«Грамматику русского языка» (1970г.), «Русскую
грамматику» (1980г.).
На протяжении последних десятилетий
отмечается активный процесс
словообразования в русском языке. В этом
процессе находят непосредственное отражение
постоянные изменения в словарном составе
языка обусловленные различными переменами
в жизни нашего общества.
Термин «словообразование» в лингвистике
употребляется в двух
значениях: как название процесса образования
новых слов в языке и как
название раздела языкознания, изучающую
словообразовательную систему языка.
[11, 29, 44]
Словообразование, как особый раздел
науки о языке, включает две
составные части – морфемику и непосредственно
словообразование. Морфемика – наука
о значимых частях слова – морфемах, т.
е. учение о строение, структуре слова.
Предметом словообразования является
слово, способы его образования. Словообразовательная
система языка тесно связана с другими
его сторонами (уровнями) – лексикой и
грамматикой.
Связь с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный
состав языка. Связь с грамматикой, в частности
с морфологией, проявляется в том, что
новые слова оформляются в соответствии
с законами грамматического строя русского
языка.
Так, образующиеся в языке новые слова,
всегда оформляются как
определенные части речи (существительные,
прилагательные, глаголы) со всеми грамматическими
признаками этой части речи. [56]
Двойной контакт словообразования – с
лексикой и грамматическим строем
– находит свое выражение в многообразии
способов образования слов. Эти
способы могут быть в схематической записи,
приведенной ниже.
Названные способы имеют
не тождественную роль в процессе
словообразования. Наиболее важный –
морфологический способ, с помощью
которого пополняются разные части речи,
хотя с разной продуктивностью:
существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто
(премилый,
сверхмощный). [11, 29, 41, 44]
Формирование речи, а
именно монологической и диалогической
зависит от
того, как ребенок овладевает словообразованием
и грамматическим строем.
Если ребенок делает ошибки в словообразовании, педагог должен
фиксировать свое внимание на них, чтобы
позднее исправлять их в подходящей обстановке.