Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78

Работа состоит из  1 файл

Гливенко_end.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)


КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНОБЛАСТИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.С ПУШКИНА

Дефектологический факультет

Кафедра логопедии

 

Утверждаю___________

Зав. каф. логопедии    

 

«____» «__________» 2010 г.

 

дипломнАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции  у дошкольников с ОНР

 

 

                                            Выполнила: 

                                                                 Студентка VI курса ОЗО

                                                                                Гливенко Е.В.

                                                                                Научный руководитель:

                                                   К.п.н., доцент                                              

                                                                      Моисеенко Е.М.

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  большую значимость приобретают  вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими программой по родному языку. Готовность детей к школьному обучению предусматривает сформированность у них речевых и неречевых предпосылок овладения грамотой. Важнейшей предпосылкой является достаточной уровень усвоения морфологическими и синтаксическими обобщениями, в том числе, овладение словообразовательными моделями.

Особенности словообразования у детей с ОНР рассматриваются в ряде исследований таких авторов, как Е.Ф. Соботович [40],      Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова [17, 18, 19], Т.В.Туманова [47, 48] и др., которые указывают, что словообразование у этих детей характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. У детей данной категории, по данным исследователей, плохо развита способность различать значения, которые заключены в лексико-грамматических формах родного языка. Нарушение словообразования у детей с ОНР ведет к обеднению словарного запаса, трудностям в работе над морфологическим составом слова.

Овладение  детьми с общим речевым недоразвитием процессами словообразования проявляется в более медленном темпе усвоения словообразовательных моделей, его развернутом, недостаточно автоматизированном характере, отличается неточностью употребления способов словообразования и специфическими словообразовательными аграмматизмами.

Описывая  особенности речи детей с ОНР, многие авторы [12, 13, 18, 19, 23, 26, 30, 31, 35, 40, 48, 51, 52] выделяют нарушения грамматического компонента, как наиболее важные в структуре данной патологии. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным нарушением проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии.

 Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Построение грамматически правильно оформленного речевого высказывания – это кульминационный процесс формирования речи. Поэтому исследование словообразования у детей с нарушениями речи и определение путей коррекционно-логопедической работы, является одной из актуальных проблем современной  логопедии.

Объект исследования – состояние словообразования у детей с у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием.

Предмет исследования – особенности словообразования существительных у дошкольников с ОНР II уровня 5-летнего возраста по сравнению с нормой.

Цель  исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 

    1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
    2. Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
    3. Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
    4. Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.

Гипотеза исследования: У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются количественные и качественные особенности словоизменения существительных, значительно отличающие речь этих детей от нормы речевого развития.

 Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных представлений об особенностях морфологической системы языка у дошкольников с тяжелыми формами речевой патологии, о нарушениях словообразования существительных у детей с ОНР.

Практическая  значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим речевым недоразвитием.

Методы исследования:

1. Метод теоретического  анализа литературных данных;

2. Сравнительный метод;

3. Эмпирические методы: психолого-педагогический констатирующий эксперимент, наблюдение, биографический метод;

4. Количественный и  качественный анализ экспериментальных  данных;

5. Интерпретационные  методы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. У дошкольников с общим недоразвитием речи имеется большое количество морфологических аграмматизмов, это объясняется трудностями выделения морфемы, соотнесения значения  морфемы с ее звуковым образом.
  2. Дети с ОНР II уровня неспособны различать неправильные формы словообразования, что обусловлено несформированностью морфологических обобщений и отсутствием так называемого «чувства языка» (языковой компетентности), с помощью которого нормально развивающийся ребенок усваивает практическим путем всю сложную систему родного языка.
  3. У детей с ОНР II уровня экспериментальной группы процессы словообразования находятся на крайне низком уровне развития, о чем свидетельствуют существенные расхождения количественных показателей по всем заданиям.

Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Общий объем работы составляет … страниц машинописного текста, иллюстрированного …таблицами, …диаграммами. Список литературы включает … наименований работ. ЗАПОЛНИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С  ОНР

 

    1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ  У ДЕТЕЙ

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» (Л. С. Выготский) [6, с. 23]. 
Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в 
дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

    • воспитание звуковой речи;
    • закрепление, обогащение и активизация словаря;
    • развитие и совершенствование грамматического строя речи.

Грамматика – раздел науки о языке, содержащий учение о формах 
словоизменения и словообразования, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений.

Он включает в себя две части – морфологию и синтаксис. Если синтаксис 
изучает словосочетания и предложения, то морфология – грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а также учение о частях речи и 
присущих им способов словообразования. [1]

Своеобразное освоение грамматического строя языка  важное условие 
полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. [10]

Речь взрослого для  ребенка – основной источник освоения грамматического 
строя языка. [8, 10]

Наибольшую ценность в теоретическом освещении проблемы имеют работы преподавателей Казанской лингвистической школы, в первую очередь И. А. Бодуэна де Куртене. [35]

Заслуга этих преподавателей – тезис о необходимости разграничения 
синхронного (языковые связи данного этапа) и дисхронного (пути образования слов в прошлом), подходов к словообразованию. 
Н. В. Крушевский проводит также мысль о том, что словообразование 
представляет собой систему (слово, содержащее общую морфему, связи морфем внутри слова).

Значительный вклад  внес в теорию словообразования Ф. Ф. Фортунатов. В 
лекциях 1901 – 1902 гг. он четко разграничивает подходы к словообразованию, создает учение о форме слова, его способности делится на основу и суффиксы.

На изучение словообразования большое значение оказали работы Г. О. 
Винокура и В. В. Виноградова.

Г. О.Винокур в «Заметках по русскому словообразованию» сформулировал 
принципы синхронного словообразовательного анализа. 
В работах В. В. Виноградова словообразование формируется как самостоятельная 
дисциплина. В статьях 1951-1952 гг. сформулирована связь словообразования с лексикой и грамматикой, дана классификация способов словообразования в русском языке. 
С середины 50-х годов появляется многочисленные работы по разным 
вопросам словообразования: Б. Н. Бловина, В. П. Григорьева, Е. А. Земской, 
Н. М. Шапского, В. М. Максимова. Раздел «словообразование» включен в 
«Грамматику русского языка» (1970г.), «Русскую грамматику» (1980г.). 
На протяжении последних десятилетий отмечается активный процесс 
словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное отражение постоянные изменения в словарном составе языка обусловленные различными переменами в жизни нашего общества. 
Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в двух 
значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как 
название раздела языкознания, изучающую словообразовательную систему языка. [11, 29, 44]

       Словообразование, как особый раздел науки о языке, включает две 
составные части – морфемику и непосредственно словообразование. Морфемика – наука о значимых частях слова – морфемах, т. е. учение о строение, структуре слова. Предметом словообразования является слово, способы его образования. Словообразовательная система языка тесно связана с другими его сторонами (уровнями) – лексикой и грамматикой.

Связь с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка. 
Так, образующиеся в языке новые слова, всегда оформляются как 
определенные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) со всеми грамматическими признаками этой части речи. [56] 
Двойной контакт словообразования – с лексикой и грамматическим строем 
– находит свое выражение в многообразии способов образования слов. Эти 
способы могут быть в схематической записи, приведенной ниже.

  1. Морфологический: 
    1. Аффиксация: 
    - префиксальный способ, 
    - суффиксальный способ, 
    - префиксально-суффиксальный способ. 
    2. Безаффиксальный способ; 
    3. Словосложение; 
    4. Аббревиация;
  2. Морфолого-синтаксический;
  3. Лексико-семантический;
  4. Лексико-синтаксический.

Названные способы имеют  не тождественную роль в процессе 
словообразования. Наиболее важный – морфологический способ, с помощью 
которого пополняются разные части речи, хотя с разной продуктивностью: 
существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто (премилый, 
сверхмощный). [11, 29, 41, 44]

Формирование речи, а  именно монологической и диалогической  зависит от 
того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. 
Если ребенок делает ошибки в словообразовании, педагог должен 
фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке.

 

 

    1. РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

ПАРАГРАФ НАПИСАН  НЕ ПО ТЕМЕ. НУЖНО БЫЛО ОПИСАТЬ РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ, А ЗДЕСЬ СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ. НУЖНО УДАЛИТЬ И ПЕРЕПИСАТЬ.

Грамматика имеет  большое значение для формирования человека. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. [9]

Информация о работе Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР