Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78

Работа состоит из  1 файл

Гливенко_end.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)

Логопед предлагает ребенку  внимательно рассмотреть и назвать  картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»

  1. Игра «Найди ошибки Незнайки»

Логопед  говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет сила дождь. Наступит холодная дождь осень. На опушку выскочил трус заяц. По лесу бродит голод волк. Сегодня чудесный мороз день. Мальчик вернулся с улицы весь грязь.»

  1. Игра «Деревья».

Дидактический материал – картинки (например, лист дуба –  дубовый лист;  лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист  рябины; лист вишни и т.д.)

  1. Лото «Назови предмет»

Дидактический материал – картинки и словосочетания (например, халат из шелка, лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева, одеяло из пуха, дом из снега, стена из кирпича, крыша из соломы, кувшин из глины, ведро из железа и т.д.)

У ребенка находятся  картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, например, стеклянный стакан, закрывает картинку фишкой.

  1. «Кто у кого?»

Цель: учить образовывать названия детенышей зверей.

Оборудование: картинки с изображением зверей и их детенышей (цветные реалистические, черно-белые, контурные или теневые).

Логопед. Ребята, отгадайте  загадку.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток - ни одной. (Еж.)

Как называют детеныша ежа?

Дети. Ежонок.

Логопед. Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей  этих зверей. (Показывает.) Кто у волка? Кто у белки?

Дети. У волка волчонок.

У белки бельчонок.

Логопед. Послушайте еще  раз названия детенышей и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая у них общая часть?

Дети. Общая часть -онок.

  1. «Умная стрелка»

Цели: учить подбирать  родственные слова; образовывать и  закреплять в речи относительные, притяжательные, качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названия детенышей зверей, птиц, профессий.

Оборудование: круг с  подвижной стрелкой в центре (пособие), на котором расположены предметные картинки (цветные реалистические, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные или схематические).

Данное пособие многофункционально. В зависимости от цели логопед  выкладывает картинки на круг. Дети вращают стрелку и, когда она  останавливается на картинке, выполняют задание на словообразование или любое другое.

  1. «Что из чего сделано?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные и  закреплять их в речи.

Оборудование: карточки лото с изображением различных предметов (контурные или теневые), цветные реалистические изображения или фишки.

1 вариант. У детей  на столах лежат карточки с  теневыми или контурными изображениями  предметов. Логопед показывает  картинку с реалистическим изображением, называет предмет и материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут его на карточках, и тот, кто находит, называет словосочетание прилагательного и существительного: стеклянный стакан. Затем он закрывает теневую или контурную картинку реалистической. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

2 вариант (усложненный). Логопед не показывает детям  реалистические изображения предметов,  а просто называет их и материал, из которого они сделаны. Ребенок,  нашедший у себя изображение  и правильно назвавший словосочетание  существительного и прилагательного, закрывает картинку фишкой.

  1. «Что для чего?»

Цель: учить образовывать и закреплять в речи существительные  с суффиксом -ниц-.

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, продуктов (цветные реалистические, черно-белые, контурные, теневые).

Логопед просит детей  назвать картинки с изображением продуктов. Затем спрашивает, как  называется посуда, в которую кладут салат. Дети отвечают, что это салатница  и кладут картинку с изображением продукта рядом с той, на которой  нарисована емкость для него.

Далее логопед предлагает еще раз послушать слова и  определить у них общую часть: салатница, хлебница, сахарница и  т.д. Голосом он подчеркивает суффикс -ниц-. В конце игры делается вывод: посуда, в которой что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть частичка -ниц.

  1. «Что перепутал Незнайка?»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: картинки с изображением зверей или птиц, у которых одна часть тела принадлежит  другому животному (например, петух с лапами гуся).

Логопед (показывает детям  картинки). Незнайка решил научиться  рисовать. Посмотрите, что у него получилось. Он все нарисовал правильно  или нет?

Дети (говорят, что перепутал  Незнайка, и дают верный вариант). У  петуха гусиные лапы. У петуха должны быть петушиные лапы.

  1. «Что не успел нарисовать Торопыга?»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-.

Оборудование: картинки с изображением птиц (лебедь, утка, гусь), имеющие недорисованную деталь (лапа, клюв, хвост).

Логопед (показывает детям  картинки). Торопыга решил нарисовать своих любимых птиц. Он всегда очень  спешит и никогда не доводит начатое  дело до конца. Вот и сейчас у каждой птицы он что-то забыл нарисовать. Назовите, что именно он забыл и чье это.

Дети. Торопыга забыл  нарисовать утиную лапу, гусиный клюв.

Логопед. Давайте поможем  Торопыге и дорисуем у птиц недостающие  части тела.

  1. «Чудо-юдо»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: картинки с изображением частей тела зверей или птиц (голова, туловище, лапы, хвост, уши).

1 вариант. Логопед  предлагает ребенку составить  животное (лису, воробья) из частей, правильно их называя (лисья  голова, лисье туловище, лисий хвост,  воробьиная голова, воробьиное туловище, воробьиный хвост).

2 вариант. Один ребенок  прячется, закрывает глаза и уши.  Остальные дети шепотом обсуждают,  из частей каких зверей и  птиц они составят чудо-юдо  (волчье туловище, беличья голова, заячьи уши, петушиный хвост). Договорившись, они зовут спрятавшегося ребенка. Тот обращается к группе:

«Это что за чудо-юдо,

Прибыло оно откуда?»

Дети отвечают:

«Это зверь из дальних  мест.

Расскажи, что чье в  нем есть».

Ребенок показывает части  тела необычного существа и называет, чьи они. Остальные дети внимательно слушают, правильно ли он отвечает. Затем выясняется, на какое реальное животное больше всего похоже чудо-юдо (от какого животного у него больше частей тела), и дети составляют его.

  1.   «Правильно назови листья»

Цель: закрепить умение образовывать относительные прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев-.

Оборудование: половинки  листьев, разрезанные по оси симметрии, карандаши.

Логопед предлагает детям  из половинок сложить целый лист, определить, с какого он дерева и  правильно назвать его (лист с дуба - дубовый).

Это задание может  быть выполнено и как бланковое. Детям выдаются бланки (листы бумаги) с изображением половинок листьев (дубового, кленового и березового). Необходимо определить, с каких они  деревьев и правильно назвать  их. Затем соединить линией половинки одного листа и раскрасить их одним цветом (дубового - зеленым, березового - желтым, кленового - красным).

Можно предложить детям  дорисовать половинку листа до целого, определив, с какого он дерева, и  правильно назвав его.

  1.   «Назови профессию»

Цель: закреплять образование  существительных мужского рода с  суффиксом -щик-.

Оборудование: картинки с перечеркнутым изображением людей  различных профессий или со сложным  фоном.

Логопед (показывает детям  соответствующие картинки). Посмотрите на изображения этих людей, ответьте на мои вопросы и покажите картинку с человеком такой профессии. Кто носит багаж?

Дети. Носильщик.

Логопед. Кто вставляет  стекло?

Дети. Стекольщик.

Логопед. Кто чинит  часы?

Дети. Часовщик.

Логопед (интонационно выделяет суффикс). Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, часовщик?

Дети. Частичка -щик-.

Занятия по развитию лексико-грамматического  строя со старшими дошкольниками  могут проводиться с использованием специально подобранного наглядного материала. Таким образом, одновременно решается главная задача - коррекция речи - и идет развитие зрительного восприятия и внимания. К тому же, разнообразие наглядного материала повышает познавательную активность и интерес детей. [38]

Предлагаемый  материал может успешно применяться для развития системы не только словообразования, но и словоизменения, а также лексики и связной речи. Систематическое использование описанных  игр и заданий позволяет максимально подготовить ребенка к школьному обучению, предупредить дисграфию. [38, 47, 48]

    Следует постоянно  обращать внимание на соматически  ослабленных детей, которые быстро  устают и их работоспособность  падает. Поэтому в середине занятия  проводятся динамические паузы  для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.

В последнее время  в дошкольных учреждениях коррекционного типа вопросу взаимосвязи и преемственности  в работе всех специалистов уделяется  особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов.[52] Однако развитие общения и деятельности должно проводиться не только в специальном дошкольном учреждении, но и в семье. Всем родителям рекомендуется активнее включать ребенка в домашний труд, комментировать выполняемые действия, совместно заниматься продуктивной деятельностью, читать детям книги, беседовать о прочитанном и на этом материале организовывать игры. [35]

В данной главе раскрыто содержание логопедической работы, направленной на развитие процессов словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Эта работа подразумевает соблюдение следующих принципов:

  1. принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л.С. Выготскому [6]);
  2. онтогенетический принцип (последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе)
  3. комплексный и системный подход (в процессе логопедической работы одновременно с формированием речи проводится и развитие у детей нарушенных высших психических функций);
  4. принцип дифференцированного подхода (предполагает, прежде всего, учет психологических особенностей детей с ОНР);
  5. принцип учета ведущей деятельности (в отечественной психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, вместе с тем, наряду с игровой, включаются и фрагменты учебной деятельности).

Включение в структуру  логопедических занятий фрагментов учебной деятельности обеспечивает формирование предпосылок школьного  обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Проблемой нарушения  овладения детьми грамматическим строем речи обеспокоены не только коррекционные педагоги, но и родители, так как в последнее время все больше детей имеют достаточно серьезные нарушения речи. Особенно важно вовремя заметить эти нарушения, поставить правильный диагноз и провести качественную коррекционную работу по устранению речевой патологии. У детей с ОНР возникают серьезные трудности в общении со сверстниками, с педагогами, с родителями; к речевой патологии постепенно присоединяются психологические проблемы. В дальнейшем, при поступлении в школу, у детей с неустраненной речевой патологией нередко период адаптации проходит более болезненно, появляются серьезные проблемы в обучении (в частности страдает чтение и письмо), как следствие может снизиться уровень мотивации к познавательной деятельности и обнаружатся новые проблемы, не менее серьезные. Хочется еще раз подчеркнуть, насколько важна своевременная точная диагностика и качественная всесторонняя коррекция речевых нарушений, важно комплексное взаимодействие специалистов между собой и с родителями.

Информация о работе Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР