Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.
Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78
Как показывает таблица 9, дети экспериментальной группы не смогли справиться с предложенным заданием и получили самую низкую оценку (0 баллов – низкий уровень развития). У детей без речевых нарушений данное задание тоже вызвало небольшие затруднения, однако все они справились с заданием и получили высокую оценку (4 балла – высокий уровень развития, 3 балла – уровень выше среднего).
Чаще всего дети без
речевых нарушений при
Диаграмма 9
Сформированность умения объяснять значение производных слов-существительных
Среди ошибочных вариантов у детей контрольной группы встречаются следующие: объяснение значения слова с помощью описания функционального признака денотата неопределенной формы (портниха – чтобы шить), через подведение под обобщенное, более глобальное представление со значением единичности без указания на дифференциальные признаки (дождинка – капелька, бусинка – одна штучка), замена другим существительным со значением единичности (бусинка – крупинка).
У детей с общим
недоразвитием речи отмечались
большие трудности при
В большинстве случаев
дети были неспособны объяснить значения
производных слов-
Верификация
производных слов-существительн
Результаты, полученные при выполнении данного задания детьми экспериментальной и контрольной групп, отражены в таблице и на диаграмме (таблица 10, диаграмма 10).
Из таблицы 10 видно, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было намного хуже, чем в контрольной. Можно сказать, что дети с общим недоразвитием речи не справились с предложенным заданием, так как все ответы были ошибочными (Диаграмма 10). В то время, как в группе детей с нормальным речевым развитием был зафиксирован только один ошибочный вариант ответа (ребенок не различил неправильное производное слово шкафик).
Таблица 10
Исследование умения верифицировать производные
слов-существительных у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | ||||||||||
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б |
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б | |
Верификация производных слов- существительных |
- |
-
|
- |
- |
10 |
9 |
1 |
- |
- |
- |
Диаграмма 10
Сформированность умения верифицировать производные слов-существительных
При назывании логопедом правильных и неправильных производных слов ни один ребенок не заметил ни одного ошибочного варианта ответа и не поправил экспериментатора.
Таблица 11
Уровень сформированности процессов словообразования у дошкольников с ОНР и детей с нормальным речевым развитием
Задание |
ЭГ |
КГ |
Средний балл | ||
Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов в импрессивной речи |
0,9 |
4 |
Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов в экспрессивной речи |
0,7 |
3,8 |
Исследование словообразования названий животных в импрессивной речи |
0,8 |
4 |
Исследование словообразования названий животных в экспрессивной речи |
0,7 |
3,7 |
Исследование словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо |
0,3 |
3,6 |
Исследование словообразования существительных со значением единичности |
0 |
3,5 |
Образование имен существительных со значением женскости |
0,1 |
3,8 |
Исследование словообразования названий профессий мужского рода в импрессивной речи |
0,2 |
4 |
Исследование словообразования названий профессий мужского рода в экспрессивной речи |
0,1 |
3,5 |
Исследование словообразования названий профессий женского рода в импрессивной речи |
0 |
4 |
Исследование словообразования названий профессий женского рода в экспрессивной речи |
0 |
3,3 |
Исследование словообразования существительных от глаголов |
0 |
3,9 |
Объяснение значения
производных слов- |
0 |
3,4 |
Верификация
производных слов- |
0 |
3,9 |
За все задания |
0,3 |
3,7 |
Это можно объяснить тем, что овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность: ребенок должен уметь сравнивать слова по значению и звучанию, определять их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения. У дошкольников с ОНР нарушена морфологическая система языка. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения морфемы с ее звуковым образом. Этим же и объясняется неспособность выполнить данное задание.
Анализ полученных результатов по всем заданиям позволяет сделать вывод, что у детей с ОНР II уровня процессы словообразования существительных практически не сформированы, поскольку средний балл 0,3 говорит о низком уровне развития процессов словообразования. У детей с нормальным речевым развитием средний балл по всем заданиям 3,7 – это уровень выше среднего. Результаты выполнения всех заданий представлены в таблице 11.
В ходе анализа экспериментальных данных нами были сделаны следующие выводы:
ГЛАВА IV
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. [44, 54, 56, 57]
В процессе формирования
словообразования у дошкольников с
ОНР необходимо уделять основное
внимание организации системы
Заключительным этапом
работы является закрепление
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. [18, 19, 36, 38]
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словообразования.
Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. [38]
Работа по формированию словообразования проводится в разных видах деятельности ребенка, в ходе которой необходимо включать новые слова во все системы взаимосвязей – в систему реальных отношений, в систему обобщений, формировать синтагматические и парадигматические связи, отмечать их эмоциональную окраску.
Лингвистические упражнения являются наиболее эффективным средством формирования словаря, так как по мысли Леонтьева А.Н., каждая функция развивается в процессе своей реализации. [20, 21, 22]
В этой главе содержатся методические рекомендации, основанные на работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Волковой Г.А., Смирновой И.А., Лопатиной Л.В., Тумановой Т.В. и др. [1, 2, 4, 10, 12, 14, 15, 18, 19, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 38, 46, 52, 53, 54], а также разработанные нами задания.
Дидактические игры и задания
Материал – парные картинки.
Логопед обращает внимание ребенка на разложенные картинки, например, нос – носик; рот – ротик; называет 2-3 пары картинок, четко выделяя голосом суффикс –ик-. Затем предлагает ребенку самому образовать новы слова, например, таз-тазик; сад- садик; лоб – лобик; клюв – клювик; гвоздь – гвоздик; куст- кустик; карандаш – карандашик; хвост – хвостик; халат – халатик; лист – листик и т.д.
Дидактический материал: парные картинки (шкаф – шкафчик; стул-стульчик; чемодан – чемоданчик; вагон-вагончик; диван – диванчик; суп – супчик; попугай – попугайчик; помидор – помидорчик; портфель – портфельчик).
Логопед просит ребенка назвать картинки.
Дидактический материал – парные картинки (дерево – деревце, платье – платьице, окно – оконце; одеяло – одеяльце; кресло – креслице; зеркало – зеркальце)
Логопед называет большой предмет, а ребенок маленький.
Логопед предлагает ребенку назвать предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и т.д.) и спрашивает, где они хранятся: хлеб – в хлебнице, конфеты – в конфетнице, сахар – в сахарнице и т.д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс –ниц-, и просит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в свое название частичку –ниц-. После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: Как называется то, куда кладут сахар? Салат? Держат чай? И т.д.
Дидактический материал – предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.
Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой.
Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки), соединить их по парам и назвать животного и его детеныша.
Игра проводится с мячом. Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Пришел котенок». Ребенок ловит мячи, возвращая его, отвечает: «Ушли котята» и т.д.
Логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщик. Он танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию. Например, ты свариваешь трубы. Кто ты? (Сварщик)».
Дидактический материал – картинки (например, сумка мамы, платок бабушки, хвост лисы, хо медведя и т.д.)