Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78

Работа состоит из  1 файл

Гливенко_end.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)

 

Как показывает таблица 9, дети экспериментальной группы не смогли справиться с предложенным заданием и получили самую низкую оценку (0 баллов – низкий уровень развития). У детей без речевых нарушений  данное задание тоже вызвало небольшие затруднения, однако все они справились с заданием и получили высокую оценку (4 балла – высокий уровень развития, 3 балла – уровень выше среднего).

Чаще всего дети без  речевых нарушений при объяснении значений производных слов-существительных использовали следующие способы: объяснение значения через обобщающее понятие (пальто – одежда), через называние функций денотата (одеяльце – чем укрываются, печник – кто печки делает, салат – где салат лежит, портниха – которая шьет, мыльница – для мыла), через описание внешних признаков (пуговичка – маленькая пуговица, пальтишко – маленькое пальто, детское пальто), воспроизведение начальной формы слова (пуговичка – пуговица). Среди ответов детей контрольной группы встречаются и ошибочные варианты, но количество их, как показывает Диаграмма 9, незначительно.

Диаграмма 9

Сформированность умения объяснять значение производных            слов-существительных

Среди ошибочных вариантов  у детей контрольной группы встречаются  следующие:  объяснение значения слова с помощью описания функционального признака денотата неопределенной формы (портниха – чтобы шить), через подведение под обобщенное, более глобальное представление со значением единичности без указания на дифференциальные признаки (дождинка – капелька, бусинка – одна штучка), замена другим существительным со значением единичности (бусинка – крупинка).

У детей  с общим  недоразвитием речи  отмечались большие трудности при выполнении данного задания, не было дано ни одного правильного ответа (Диаграмма 9). Двое детей отказались от выполнения задания. При объяснении значения производных слов-существительных детьми экспериментальной группы были допущены следующие ошибки: объяснение значения слова с помощью описания функционального признака денотата неопределенной формы (пуговичка – застегнуть, одеяльце – укрываться, дождинка – капать, мыльница – руки мыть), случайные ассоциации (бусинка – у мамы, пианистка – моя мама), повтор слова-стимула за логопедом (пуговичка – пуговичка), неспособность выполнить задание.

В большинстве случаев  дети были неспособны объяснить значения производных слов-существительных. Таким образом, можно сделать  вывод, что у детей не сформированы умения объяснять значения производных  слов-существительных.

Верификация производных слов-существительных

Результаты, полученные при выполнении данного задания детьми экспериментальной и контрольной групп,  отражены в таблице и на диаграмме (таблица 10, диаграмма 10).

Из таблицы 10 видно, что  качество выполнения заданий в экспериментальной  группе было намного хуже, чем в контрольной. Можно сказать, что дети с общим недоразвитием речи не справились с предложенным заданием, так как все ответы были ошибочными (Диаграмма 10). В то время, как в группе детей с нормальным речевым развитием был зафиксирован только один ошибочный вариант ответа (ребенок не различил неправильное производное слово шкафик).

Таблица 10

Исследование умения верифицировать производные

 слов-существительных у детей ЭГ и КГ

 

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей, набравших соответствующее число баллов

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

Верификация производных слов-  существительных 

 

 

-

 

 

-

         

 

 

-

 

 

-

 

 

10

 

 

9

 

 

1

 

 

-

 

 

-

 

 

-


 

Диаграмма 10

Сформированность умения верифицировать производные слов-существительных

При назывании логопедом правильных и неправильных производных слов ни один ребенок не заметил ни одного ошибочного варианта ответа и не поправил экспериментатора.

Таблица 11

Уровень сформированности процессов словообразования у дошкольников с ОНР и детей с нормальным речевым развитием

Задание

ЭГ

КГ

Средний балл

Исследование  словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов в импрессивной речи

0,9

4

Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов в экспрессивной речи

0,7

3,8

Исследование  словообразования названий животных

в импрессивной речи

0,8

4

Исследование  словообразования названий животных

в экспрессивной речи

0,7

3,7

Исследование  словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо

0,3

3,6

Исследование  словообразования существительных  со значением единичности

0

3,5

Образование имен существительных со значением  женскости

0,1

3,8

Исследование  словообразования названий профессий мужского рода в импрессивной речи

0,2

4

Исследование  словообразования названий профессий  мужского рода в экспрессивной речи

0,1

3,5

Исследование  словообразования названий профессий  женского рода в импрессивной речи

0

4

Исследование  словообразования названий профессий женского рода в экспрессивной речи

0

3,3

Исследование  словообразования существительных  от глаголов

0

3,9

Объяснение значения производных слов-существительных

0

3,4

Верификация производных слов-существительных

0

3,9

За все  задания

    0,3

    3,7


Это можно объяснить  тем, что овладение морфологической  системой языка предполагает многообразную  интеллектуальную деятельность: ребенок  должен уметь сравнивать слова по значению и звучанию, определять их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения. У  дошкольников с ОНР нарушена морфологическая система языка. Основной механизм морфологических аграмматизмов  заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения морфемы с ее звуковым образом. Этим  же и объясняется неспособность выполнить данное задание.

Анализ полученных результатов  по всем заданиям позволяет сделать  вывод, что у детей с ОНР II уровня процессы словообразования существительных практически не сформированы, поскольку средний балл 0,3 говорит о низком уровне развития процессов словообразования. У детей с нормальным речевым развитием средний балл по всем заданиям 3,7 – это уровень выше среднего.  Результаты выполнения всех заданий представлены в таблице 11.

 

В ходе анализа экспериментальных  данных нами были сделаны следующие выводы:

    1. У дошкольников с общим недоразвитием речи  II уровня отмечаются нарушения морфологической системы языка. В речи этих детей большое количество морфологических аграмматизмов, это объясняется трудностями выделения морфемы, соотнесения значения  морфемы с ее звуковым образом.
    2. Дети с ОНР II уровня неспособны различать неправильные формы словообразования. Это обусловлено несформированностью морфологических обобщений и отсутствием так называемого «чувства языка» (языковой компетентности), с помощью которого нормально развивающийся ребенок усваивает практическим путем всю сложную систему русского языка.
    3. Обобщая полученные данные по результатам выполнения всех заданий на исследование процессов словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня  и их сверстников с нормальным речевым развитием, можно сделать вывод, что у всех детей экспериментальной группы процессы словообразования не сформированы, так как они не смогли справиться  ни с одним из  предложенных заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно  из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. [44, 54, 56, 57]

В процессе формирования словообразования у дошкольников с  ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для  формирования и закрепления  этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой  формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения. [46, 47]

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных  упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. [18, 19, 36, 38]

Можно выделить три этапа  логопедической работы по формированию словообразования.

Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. [38]

Работа по формированию словообразования проводится в разных видах деятельности ребенка, в ходе которой необходимо включать новые слова во все системы взаимосвязей – в систему реальных отношений, в систему обобщений, формировать синтагматические и парадигматические связи, отмечать их эмоциональную окраску.

Лингвистические упражнения являются наиболее эффективным средством  формирования словаря, так как по мысли Леонтьева А.Н., каждая функция  развивается в процессе своей  реализации. [20, 21, 22] 

В этой главе содержатся методические рекомендации, основанные на работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,  Волковой Г.А., Смирновой И.А., Лопатиной Л.В., Тумановой Т.В.  и др. [1, 2, 4, 10,  12, 14, 15, 18, 19, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 35, 38,  46, 52, 53, 54], а также разработанные нами задания.

 

Дидактические игры и задания

  1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного по опорным словам с помощью картинок.

Материал – парные картинки.

Логопед обращает внимание ребенка на разложенные картинки, например, нос – носик; рот – ротик; называет 2-3 пары картинок, четко выделяя голосом суффикс –ик-. Затем предлагает ребенку самому образовать новы слова, например, таз-тазик; сад- садик; лоб – лобик; клюв – клювик; гвоздь – гвоздик; куст- кустик; карандаш – карандашик; хвост – хвостик; халат – халатик; лист – листик и т.д.

  1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффикса -чик-.

Дидактический материал: парные картинки (шкаф – шкафчик; стул-стульчик; чемодан – чемоданчик; вагон-вагончик; диван – диванчик; суп – супчик; попугай – попугайчик; помидор – помидорчик; портфель – портфельчик).

Логопед просит ребенка  назвать картинки.

  1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффиксов –ц-; -иц-.

Дидактический материал – парные картинки (дерево – деревце, платье – платьице, окно – оконце; одеяло – одеяльце; кресло – креслице; зеркало – зеркальце)

Логопед называет большой  предмет, а ребенок маленький.

  1. Игра «Назови предмет».

Логопед предлагает ребенку  назвать предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и т.д.) и спрашивает, где они хранятся: хлеб – в хлебнице, конфеты – в конфетнице, сахар – в сахарнице и т.д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс –ниц-, и просит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в свое название частичку –ниц-. После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: Как называется то, куда кладут сахар? Салат? Держат чай? И  т.д.

  1. Игра «Собери семью».

Дидактический материал – предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.

Речевой материал подбирается  с учетом этапа работы над словообразовательной формой.

Логопед предлагает рассмотреть  картинки (игрушки), соединить их по парам и назвать животного и его детеныша.

  1. Игра «Гости»

Игра проводится с  мячом. Логопед бросает мяч ребенку  и говорит: «Пришел котенок». Ребенок  ловит мячи, возвращая его, отвечает: «Ушли котята» и т.д.

  1. Игра «Кто ты?»

Логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщик. Он танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию. Например, ты свариваешь трубы. Кто ты? (Сварщик)».

  1. Игра «Угадай, кто хозяин».

Дидактический материал – картинки (например, сумка мамы, платок бабушки, хвост лисы, хо медведя и т.д.)

Информация о работе Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР