Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78

Работа состоит из  1 файл

Гливенко_end.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)

 

Нами было отмечено, что ни один дошкольник из экспериментальной группы не смог дать ни одного правильного ответа в данном задании. Как показывает диаграмма 4, все ответы детей с ОНР были ошибочными, в то время, как их сверстники с нормальным речевым развитием допустили значительно меньше ошибок при выполнении данного задания.

Диаграмма 4

Сформированность словообразования существительных со значением единичности

 

При словообразовании, были допущены такие ошибки, как словообразование с использованием уменьшительного суффикса -ик- (дождик), искаженное воспроизведение основы с  использованием уменьшительно-ласкательного суффикса (снегик), замена словообразования окказиональным словоизменением (снеги, горохи, песоки, лексические замены (виноград – ягода), употребление словосочетания числительного один и исходного существительного (дождь – один дождь), называние слова-стимула и неспособность назвать слово (в большинстве случаев).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что  словообразование существительных  со значением единичности  у детей экспериментальной группы не сформировано, так как все дети этой группы не справились  с предложенным заданием.

Образование имен существительных со значением женскости

При выполнении задания на исследование умения образовывать имена существительные со значением женскости, были получены результаты, которые отражены в таблице (Таблица 5).

Таблица 5

Исследование умения образовывать существительные  со значением женскости  у детей ЭГ и КГ

 

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей, набравших  соответствующее число баллов

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

Образование  существительных со значением женскости

 

 

-

 

 

-

         

 

 

-

 

 

1

 

 

9

 

 

8

 

 

2

 

 

-

 

 

-

 

 

-


 

Из таблицы видно, что дети с ОНР II уровня  не справились и с этим заданием, в то время, как для детей  контрольной группы выполнение данного задания не составило труда. Все дети без речевых нарушений показали хорошие результаты (высокий уровень и выше среднего).

Диаграмма 5

Сформированность умения образовывать имена существительные со значением женскости

При выполнении данного  задания только один ребенок из экспериментальной группы дал один правильный ответ (слон – слониха) и получил один балл.  Все остальные существительные в предложенном задании этот же ребенок образовать не смог. Остальные дети с заданием не справились. При словообразовании существительных со значением женскости в контрольной группе практически не встречается ошибочных вариантов ответа. Только двое детей допустили ошибки при образовании слова крольчиха (кролик – кролиха). В экспериментальной группе были допущены следующие ошибки: неспособность назвать слово (в большинстве случаев),  словообразование с использованием уменьшительного суффикса    -ик- (медведь – медведик, слон – слоник, заяц – зайчик) и -к- (заяц – зайка), окказиональное словообразование (медведь – медведиха), лексические замены (слон – девочка слон, медведь – девочка), повторение слова-стимула за логопедом.

Исследование  словообразования названий профессий  мужского рода

Несформированность  словообразования проявляется и при выполнении задания на образование профессий мужского рода. (Таблица 6)

Таблица 6

Исследование словообразования названий профессий мужского рода  у детей ЭГ и КГ

 

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей, набравших  соответствующее число баллов

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

Словообразование  в импрессивной речи

 

-

 

-

         

 

-

 

2

 

8

 

10

 

-

 

-

 

-

 

-

В экспрессивной  речи

 

-

 

-

 

-

 

1

 

9

 

5

 

5

 

-

 

-

 

-


Из данных, представленных в таблице 6 видно, что качество выполнения задания  детьми экспериментальной группы значительно ниже, чем в контрольной группе. Дети без речевых нарушений безошибочно справились с предложенным  заданием в импрессивной речи, однако допустили единичные ошибки в экспрессивной речи (Диаграмма 6). Все  дети контрольной группы, допустившие ошибки,  испытывали затруднения  при образовании одного-единственного  слова (человек, который чинит часы – часовщик), вместо правильного варианта они предлагали окказиональные формы словообразования (часинщик, чесальщик, чесальник). Среди детей экспериментальной группы был только один ребенок, давший правильный ответ при просьбе ответить, как называется  человек, который играет в футбол (футболист). Все остальные дети на все предложенные задания (в экспрессивной речи) допустили ошибки (Диаграмма 6)

Диаграмма 6

Сформированность словообразования названий профессий мужского рода

 

Как показывает диаграмма, в импрессивной речи дети обеих групп  допустили меньшее количество ошибок, чем в экспрессивной речи. При вы полнении данного задания у детей с общим недоразвитием речи II уровня отмечались следующие ошибки: отказ от выполнения задания (двое детей), словообразование с использованием уменьшительного суффикса    -ик- (велосипедик, велик, мотоциклик, гитарик, пианиник), случайные

ассоциации (играет в  футбол – Аршавин, играет на пианино  – моя мама, играет в хоккей –  клюшка, продает продукты – магазин), лексические замены (едет на велосипеде – дядя, чинит часы – ремонтирует), замена словообразования словоизменением (едет на мотоцикле – мотоциклы), повторение слова-стимула за логопедом (едет на мотоцикле – едет, играет в футбол – футбол, играет на пианино- пианино), неспособность назвать слово.

Таким образом, можно сделать вывод, что формы словообразования названий профессий мужского рода у детей с общим недоразвитием речи второго уровня не сформированы как в импрессивной речи, так и в экспрессивной.

Исследование  словообразования названий профессий  женского рода

Таблица 7

Исследование словообразования названий профессий женского рода  у детей ЭГ и КГ

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей, набравших  соответствующее число баллов

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

Словообразование  в импрессивной речи

 

-

 

-

         

 

-

 

-

 

10

 

10

 

-

 

-

 

-

 

-

В экспрессивной  речи

 

-

 

-

 

-

 

-

 

10

 

3

 

7

 

-

 

-

 

-


Задания на исследование  словообразования названий профессий  женского рода вызвали у детей  больше затруднений, чем  задания  на исследование словообразования названий профессий мужского рода. Все дети экспериментальной группы не смогли справиться с заданием (Таблица 7).

Как видно из таблицы, одинаковые трудности эти дети испытывали как при выполнении данного задания в экспрессивной речи, так и в импрессивной. Они набрали самый низкий балл (0 баллов) и с предложенным заданием не справились. У детей контрольной группы выполнение данного задания в импрессивной и экспрессивной  речи  имеет значительные различия. Если в импрессивной речи выполнение данного задания не вызвало затруднений у детей без речевых нарушений, и все они получили максимальную оценку (4 балла), то в экспрессивной речи даже у этих детей отмечались небольшие затруднения и ошибки (Таблица 7, Диаграмма 7).

Диаграмма 7

Сформированность словообразования названий профессий женского рода

Но если у детей без речевых нарушений отмечались единичные ошибки  при образовании профессий женского рода пловчиха и портниха (портная, пловиха), то у детей с общим недоразвитием речи трудности испытывались при словообразовании всех предложенных названий профессий женского рода. Ими были допущены разнообразные ошибки: отказ от выполнения задания (1 ребенок), лексические замены (воспитатель – Ольга  Сергеевна, учитель – тетя, писатель – тетя, певец – поет песни, продавец – в магазине), случайные ассоциации (пианист – моя мама, спортсмен – папа любит смотреть), повторение слова-стимула за логопедом (учитель – тоже учитель, продавец – продавец), неспособность назвать слово (в большинстве случаев).

Исследование  словообразования существительных  от глаголов

Большие трудности дети  с общим недоразвитием речи испытывали при выполнении задания на исследование словообразования существительных от глаголов. Как видно из таблицы 8, все дети экспериментальной группы не смогли справиться с предложенным заданием и набрали 0 баллов, показав  низкий уровень развития.

Таблица 8

Исследование словообразования существительных от глаголов

у детей ЭГ и КГ

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей, набравших соответствующее число баллов

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

Словообразование  существительных от глаголов

 

 

-

 

 

-        

 

 

-

 

 

-

 

 

10

 

 

9

 

 

1

 

 

-

 

 

-

 

 

-


 

Дети контрольной  группы не испытывали выраженных затруднений при выполнении данного задания и почти все набрали максимальное количество баллов, только у одного ребенка была допущена одна ошибка при словообразовании существительного от глагола прополоть (прополоть – занимались полоткой).

Результаты  исследования умений образовывать существительные от глаголов детьми экспериментальной и контрольной групп отражены на Диаграмме 8. У детей с общим недоразвитием речи при выполнении предложенного задания не было дано ни одного правильного ответа (Диаграмма 8).

Диаграмма 8

Сформированность словообразования существительных

  от глаголов

Многие дети не понимали смысла задания,  и достаточно сложно было объяснить, чего от них хочет  экспериментатор. Детьми с общим недоразвитием речи II уровня были допущены различные ошибки: случайные ассоциации (прополоть – мы поедем на дачу, посадить – мама будет, засолить – бабушка, переезжать – поезд), лексические замены (прополоть – огород, переезжать – машина, посадить – земля, цветами, переходить – дорога, пересказать – книга, сказка,  засолить – соль, огурцы), повторение слова-стимула за логопедом (прополоть - прополоть), неспособность назвать слово (в большинстве случаев).

Анализ полученных результатов  позволяет сделать вывод, что  у детей с общим недоразвитием  речи II уровня процессы словообразования существительных от глаголов не сформированы.

Объяснение  значения производных слов-существительных

Наибольшие трудности у детей вызвало задание на объяснение значения производных слов-существительных. Это можно объяснить тем, что у детей с ОНР ограничен словарный запас, затруднена актуализация словаря, они не умеют выделять существенные семантические признаки в структуре значения слова и осуществлять сравнение значений слов.

Таблица 9

Исследование умения объяснять значение производных

 слов-существительных у детей ЭГ и КГ

 

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей, набравших  соответствующее число баллов

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

Объяснение  значений производных слов-  существительных 

 

 

-

 

 

-

         

 

 

-

 

 

-

 

 

10

 

 

4

 

 

6

 

 

-

 

 

-

 

 

-

Информация о работе Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР