Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.
Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78
Нами было отмечено, что ни один дошкольник из экспериментальной группы не смог дать ни одного правильного ответа в данном задании. Как показывает диаграмма 4, все ответы детей с ОНР были ошибочными, в то время, как их сверстники с нормальным речевым развитием допустили значительно меньше ошибок при выполнении данного задания.
Диаграмма 4
Сформированность словообразова
При словообразовании, были допущены такие ошибки, как словообразование с использованием уменьшительного суффикса -ик- (дождик), искаженное воспроизведение основы с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса (снегик), замена словообразования окказиональным словоизменением (снеги, горохи, песоки, лексические замены (виноград – ягода), употребление словосочетания числительного один и исходного существительного (дождь – один дождь), называние слова-стимула и неспособность назвать слово (в большинстве случаев).
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что словообразование существительных со значением единичности у детей экспериментальной группы не сформировано, так как все дети этой группы не справились с предложенным заданием.
Образование имен существительных со значением женскости
При выполнении задания на исследование умения образовывать имена существительные со значением женскости, были получены результаты, которые отражены в таблице (Таблица 5).
Таблица 5
Исследование умения образовывать существительные со значением женскости у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | ||||||||||
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б |
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б | |
Образование существительных со значением женскости |
- |
-
|
- |
1 |
9 |
8 |
2 |
- |
- |
- |
Из таблицы видно, что дети с ОНР II уровня не справились и с этим заданием, в то время, как для детей контрольной группы выполнение данного задания не составило труда. Все дети без речевых нарушений показали хорошие результаты (высокий уровень и выше среднего).
Диаграмма 5
Сформированность умения образовывать имена существительные со значением женскости
При выполнении данного задания только один ребенок из экспериментальной группы дал один правильный ответ (слон – слониха) и получил один балл. Все остальные существительные в предложенном задании этот же ребенок образовать не смог. Остальные дети с заданием не справились. При словообразовании существительных со значением женскости в контрольной группе практически не встречается ошибочных вариантов ответа. Только двое детей допустили ошибки при образовании слова крольчиха (кролик – кролиха). В экспериментальной группе были допущены следующие ошибки: неспособность назвать слово (в большинстве случаев), словообразование с использованием уменьшительного суффикса -ик- (медведь – медведик, слон – слоник, заяц – зайчик) и -к- (заяц – зайка), окказиональное словообразование (медведь – медведиха), лексические замены (слон – девочка слон, медведь – девочка), повторение слова-стимула за логопедом.
Исследование словообразования названий профессий мужского рода
Несформированность словообразования проявляется и при выполнении задания на образование профессий мужского рода. (Таблица 6)
Таблица 6
Исследование словообразования названий профессий мужского рода у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | ||||||||||
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б |
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б | |
Словообразование в импрессивной речи |
- |
-
|
- |
2 |
8 |
10 |
- |
- |
- |
- |
В экспрессивной речи |
- |
- |
- |
1 |
9 |
5 |
5 |
- |
- |
- |
Из данных, представленных в таблице 6 видно, что качество выполнения задания детьми экспериментальной группы значительно ниже, чем в контрольной группе. Дети без речевых нарушений безошибочно справились с предложенным заданием в импрессивной речи, однако допустили единичные ошибки в экспрессивной речи (Диаграмма 6). Все дети контрольной группы, допустившие ошибки, испытывали затруднения при образовании одного-единственного слова (человек, который чинит часы – часовщик), вместо правильного варианта они предлагали окказиональные формы словообразования (часинщик, чесальщик, чесальник). Среди детей экспериментальной группы был только один ребенок, давший правильный ответ при просьбе ответить, как называется человек, который играет в футбол (футболист). Все остальные дети на все предложенные задания (в экспрессивной речи) допустили ошибки (Диаграмма 6)
Диаграмма 6
Сформированность словообразова
Как показывает диаграмма, в импрессивной речи дети обеих групп допустили меньшее количество ошибок, чем в экспрессивной речи. При вы полнении данного задания у детей с общим недоразвитием речи II уровня отмечались следующие ошибки: отказ от выполнения задания (двое детей), словообразование с использованием уменьшительного суффикса -ик- (велосипедик, велик, мотоциклик, гитарик, пианиник), случайные
ассоциации (играет в футбол – Аршавин, играет на пианино – моя мама, играет в хоккей – клюшка, продает продукты – магазин), лексические замены (едет на велосипеде – дядя, чинит часы – ремонтирует), замена словообразования словоизменением (едет на мотоцикле – мотоциклы), повторение слова-стимула за логопедом (едет на мотоцикле – едет, играет в футбол – футбол, играет на пианино- пианино), неспособность назвать слово.
Таким образом, можно сделать вывод, что формы словообразования названий профессий мужского рода у детей с общим недоразвитием речи второго уровня не сформированы как в импрессивной речи, так и в экспрессивной.
Исследование словообразования названий профессий женского рода
Таблица 7
Исследование словообразования названий профессий женского рода у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | ||||||||||
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б |
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б | |
Словообразование в импрессивной речи |
- |
-
|
- |
- |
10 |
10 |
- |
- |
- |
- |
В экспрессивной речи |
- |
- |
- |
- |
10 |
3 |
7 |
- |
- |
- |
Задания на исследование словообразования названий профессий женского рода вызвали у детей больше затруднений, чем задания на исследование словообразования названий профессий мужского рода. Все дети экспериментальной группы не смогли справиться с заданием (Таблица 7).
Как видно из таблицы, одинаковые трудности эти дети испытывали как при выполнении данного задания в экспрессивной речи, так и в импрессивной. Они набрали самый низкий балл (0 баллов) и с предложенным заданием не справились. У детей контрольной группы выполнение данного задания в импрессивной и экспрессивной речи имеет значительные различия. Если в импрессивной речи выполнение данного задания не вызвало затруднений у детей без речевых нарушений, и все они получили максимальную оценку (4 балла), то в экспрессивной речи даже у этих детей отмечались небольшие затруднения и ошибки (Таблица 7, Диаграмма 7).
Диаграмма 7
Сформированность словообразования названий профессий женского рода
Но если у детей без речевых нарушений отмечались единичные ошибки при образовании профессий женского рода пловчиха и портниха (портная, пловиха), то у детей с общим недоразвитием речи трудности испытывались при словообразовании всех предложенных названий профессий женского рода. Ими были допущены разнообразные ошибки: отказ от выполнения задания (1 ребенок), лексические замены (воспитатель – Ольга Сергеевна, учитель – тетя, писатель – тетя, певец – поет песни, продавец – в магазине), случайные ассоциации (пианист – моя мама, спортсмен – папа любит смотреть), повторение слова-стимула за логопедом (учитель – тоже учитель, продавец – продавец), неспособность назвать слово (в большинстве случаев).
Исследование словообразования существительных от глаголов
Большие трудности дети с общим недоразвитием речи испытывали при выполнении задания на исследование словообразования существительных от глаголов. Как видно из таблицы 8, все дети экспериментальной группы не смогли справиться с предложенным заданием и набрали 0 баллов, показав низкий уровень развития.
Таблица 8
Исследование словообразования существительных от глаголов
у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | ||||||||||
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б |
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б | |
Словообразование существительных от глаголов |
- |
- |
- |
- |
10 |
9 |
1 |
- |
- |
- |
Дети контрольной группы не испытывали выраженных затруднений при выполнении данного задания и почти все набрали максимальное количество баллов, только у одного ребенка была допущена одна ошибка при словообразовании существительного от глагола прополоть (прополоть – занимались полоткой).
Результаты исследования умений образовывать существительные от глаголов детьми экспериментальной и контрольной групп отражены на Диаграмме 8. У детей с общим недоразвитием речи при выполнении предложенного задания не было дано ни одного правильного ответа (Диаграмма 8).
Диаграмма 8
Сформированность словообразования существительных
от глаголов
Многие дети не понимали смысла задания, и достаточно сложно было объяснить, чего от них хочет экспериментатор. Детьми с общим недоразвитием речи II уровня были допущены различные ошибки: случайные ассоциации (прополоть – мы поедем на дачу, посадить – мама будет, засолить – бабушка, переезжать – поезд), лексические замены (прополоть – огород, переезжать – машина, посадить – земля, цветами, переходить – дорога, пересказать – книга, сказка, засолить – соль, огурцы), повторение слова-стимула за логопедом (прополоть - прополоть), неспособность назвать слово (в большинстве случаев).
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи II уровня процессы словообразования существительных от глаголов не сформированы.
Объяснение значения производных слов-существительных
Наибольшие трудности у детей вызвало задание на объяснение значения производных слов-существительных. Это можно объяснить тем, что у детей с ОНР ограничен словарный запас, затруднена актуализация словаря, они не умеют выделять существенные семантические признаки в структуре значения слова и осуществлять сравнение значений слов.
Таблица 9
Исследование умения объяснять значение производных
слов-существительных у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | ||||||||||
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б |
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б | |
Объяснение значений производных слов- существительных |
- |
-
|
- |
- |
10 |
4 |
6 |
- |
- |
- |