Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78

Работа состоит из  1 файл

Гливенко_end.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)

В целом по данным речевых  карт речевое развитие детей экспериментальной группы характеризуется наличием фразовой речи, нераспространенных и даже распространенных предложений. Однако связи между словами предложения грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве морфологических и синтаксических аграмматизмов. У всех детей нарушено произнесение звуков. В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно (в основном свистящие, шипящие и соноры).

Таким образом, как видно из приведенных  данных у детей экспериментальной группы раннее психомоторное развитие, вследствие отягощенного анамнеза, протекало с запозданием. Это позволяет говорить о влиянии пренатального и постнатального периодов в формировании речевой функции ребенка и необходимости проведения профилактической работы, что позволит предупредить возникновение речевых нарушений, а в случае возникновения повысит эффективность логопедической работы и предотвратит появление новых нарушений, на фоне уже имеющихся.

    1.   МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Методика исследования словообразования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

При разработке методики исследования словообразования у дошкольников с ОНР были использованы материалы Волковой Г.А. [5], Н.С. Жуковой [13], Р.И. Лалаевой [16], Т.В. Тумановой [48], О.М. Вершининой [3]. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все задания предлагаются детям в индивидуальном порядке.

    1. Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов

Материал  исследования: предметные картинки и слова: стул-стульчик, стакан-стаканчик, кувшин-кувшинчик, дом-домик, стол – столик, мяч-мячик, платок-платочек, звонок-звоночек, синица-синичка, ресница-ресничка, береза-березонька, книга-книжечка, дочь-доченька, тетя-тетенька, подушка-подушечка, кольцо-колечко, ведро-ведерко, одеяло-одеяльце, дерево-деревце, зеркало-зеркальце, платье-платьице, масло-маслице, крыло-крылышко, бревно-бревнышко.

Исследование  дифференциации в импрессивной речи:

Процедура и инструкция: Ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета, например, «машина» и «машинка». Логопед дает следующую инструкцию: «Покажи, где машина. А где машинка?»

Исследование  дифференциации в экспрессивной речи:

Процедура и инструкция: Ребенку предлагаются парные предметные с изображением большого и маленького предмета. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Это что?» При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «Машина – это большая, а как назвать одним словом маленькую машину?».

Оценка  результатов:

4 балла —  правильный ответ и самостоятельное  выполнение задания; 

3 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;

2 балла —  систематические ошибки;

1 балл —  количество неправильно выполненных  заданий превышает 50%;

0 баллов –  неправильное выполнение всех  заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

    1. Исследование словообразования названий животных 

Материал  исследования: предметные картинки и слова: лиса-лисенок-лисята, коза-козленок-козлята, кот-котенок-котята, еж-ежонок-ежата, утка-утенок-утята, волк-волчонок-волчата, медведь-медвежонок-медвежата, белка-бельчонок-бельчата, свинья-поросенок-поросята, курица-цыпленок-цыплята, лошадь-жеребенок-жеребята, корова-теленок-телята.

Исследование  дифференциации в импрессивной речи:

Процедура и инструкция: Перед ребенком раскладываются три картинки на слова одной семантической группы, например, утка, утенок, утята. Дается следующая инструкция: «Покажи, где утенок. А где утка? А где утята?»

Исследование  дифференциации в экспрессивной речи:

 Процедура и инструкция: В начале исследования логопед дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных». Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у гуся? А если их несколько, то как правильно сказать?» И т.д.

Оценка  результатов:

 4 балла — правильный ответ и самостоятельное выполнение задания;

3 балла —  правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;

2 балла —  систематические ошибки;

1 балл —  количество неправильно выполненных  заданий превышает 50%;

0 баллов – неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

    1. Исследование словообразования существительных , обозначающих вместилище чего-либо:

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: чай-чайник, сахар-сахарница, соус-соусница, мыло-мыльница, соль-солонка, масло-масленка.

Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сахар хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой хранится соль?». В дальнейшем логопед показывает картинку (или называет слово) и задает аналогичный вопрос.

Оценка  результатов:

 4 балла — правильный ответ и самостоятельное выполнение задания;

3 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;

2 балла —  систематические ошибки;

1 балл —  количество неправильно выполненных  заданий превышает 50%;

0 баллов –  неправильное выполнение всех  заданий, простое повторение заданного  слова или отказ от выполнения  задания.

    1. Исследование словообразования существительных со значением единичности

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: пыль-пылинка, бусы-бусинка, крупа-крупинка, виноград-виноградинка, ворс-ворсинка, горох-горошинка, жемчуг-жемчужинка, песок-песчинка, дождь-дождинка, снег-снежинка.

Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег – снежинка». Далее детям предлагается образовать по аналогии другие производные слова.

Оценка  результатов:

 4 балла — правильный ответ и самостоятельное выполнение задания;

3 балла —  правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;

2 балла —  систематические ошибки;

1 балл —  количество неправильно выполненных  заданий превышает 50%;

0 баллов –  неправильное выполнение всех  заданий, простое повторение заданного  слова или отказ от выполнения  задания.

    1. Образование имен существительных со значением женскости 

Материал  исследования: предметные картинки и слова: медведица, волчица, тигрица, львица, слониха, ежиха, лосиха, зайчиха, крольчиха.

Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Вспомним сказку про трех медведей. Папа медвежонка – медведь. А как назвать его маму? (Медведица). А теперь я буду называть папу, а ты называй маму детенышей животных».

Оценка  результатов:

4 балла —  правильный ответ и самостоятельное  выполнение задания; 

3 балла —  правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;

2 балла —  систематические ошибки;

1 балл —  количество неправильно выполненных  заданий превышает 50%;

0 баллов –  неправильное выполнение всех  заданий, простое повторение заданного  слова или отказ от выполнения задания.

    1. Исследование словообразования названий профессий мужского рода 

Материал  исследования: предметные картинки и слова: велосипедист, мотоциклист, хоккеист, футболист, гитарист, пианист, часовщик, продавец.

Исследование  дифференциации в импрессивной речи:

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается картинка, например, велосипедист едет на велосипеде. Дается следующая инструкция: «Покажи, где велосипед? А где велосипедист?» и т.д.

Исследование  дифференциации в экспрессивной речи:

Процедура и инструкция: В начале исследования логопед дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать название профессий». Затем задаются вопросы: «Как называется человек, который

      • едет на велосипеде?
      • едет на мотоцикле?
      • играет в футбол?
      • играет в хоккей?
      • играет на гитаре?
      • играет на пианино?
      • чинит часы?
      • продает продукты, вещи?

Оценка  результатов:

4 балла —  правильный ответ и самостоятельное  выполнение задания; 

3 балла —  правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;

2 балла —  систематические ошибки;

1 балл —  количество неправильно выполненных  заданий превышает 50%;

0 баллов –  неправильное выполнение всех  заданий, простое повторение заданного  слова или отказ от выполнения  задания.

    1. Исследование словообразования названий профессий женского рода

Материал  исследования: предметные картинки и слова: учитель-учительница, писатель-писательница, воспитатель-воспитательница, продавец-продавщица, портной-портниха, пловец-пловчиха, певец-певица, пианист-пианистка, спортсмен-спортсменка.

Исследование  дифференциации в импрессивной речи:

Процедура и инструкция: Ребенку предлагаются две картинки, например, продавец и продавщица. Дается следующая инструкция: «Покажи, где продавец? А где продавщица?» и т.д.

Исследование  дифференциации в экспрессивной речи:

Процедура и инструкция: В начале исследования логопед дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать название профессий женщин. Учитель – это мужчина, а женщину называют учительница. Продавец – это мужчина. А если это женщина, то как ее называют?». И т.д.

Оценка  результатов:

4 балла —  правильный ответ и самостоятельное  выполнение задания; 

3 балла —  правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;

2 балла —  систематические ошибки;

1 балл —  количество неправильно выполненных заданий превышает 50%;

0 баллов –  неправильное выполнение всех  заданий, простое повторение заданного  слова или отказ от выполнения  задания.

    1. Исследование словообразования существительных от глаголов

Материал  исследования: предметные картинки и слова: прополоть-прополка, переезжать-переезд, посадить-посадка, пересказать-пересказ, переходить-переход, засолить-засолка.

Процедура и инструкция: В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Весной мы решили посадить кусты. Мы занимались чем? (Посадкой). Посадить – посадка» и т.д.

Оценка  результатов:

4 балла —  правильный ответ и самостоятельное  выполнение задания; 

3 балла —  правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;

2 балла —  систематические ошибки;

1 балл — количество неправильно выполненных заданий превышает 50%;

0 баллов –  неправильное выполнение всех  заданий, простое повторение заданного  слова или отказ от выполнения  задания.

    1. Объяснение значения производных слов-существительных

Материал  исследования: предметные картинки и слова: пуговичка, одеяльце, пальтишко, бельчонок, салатница, мыльница, дождинка, бусинка, лосиха, печник, портниха, пианистка.

Процедура и инструкция: Детям предлагается объяснить Незнайке значение слова. Слова предлагаются последовательно, с небольшой паузой после выполнения предыдущего задания.

Оценка  результатов:

4 балла —  правильный ответ и самостоятельное  выполнение задания; 

3 балла —  правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;

Информация о работе Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР