Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78

Работа состоит из  1 файл

Гливенко_end.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)

Анализ современной  логопедической, психологической и  лингвистической литературы позволил установить, что:

  1. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.
  2. Грамматические формы словообразования существительных появляются  у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие  овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
  3. Нарушения  процессов словообразования при ОНР  обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.
  4. Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов  в речи детей с ОНР.

Описанная в работе методика исследования процессов словообразования существительных позволяет определить уровень и особенности развития данных процессов у старших дошкольников, продиагностировать нарушения в развитии словообразования у детей с общим речевым недоразвитием.

В ходе констатирующего  эксперимента были выявлены следующие  особенности словообразования существительных у детей с ОНР:

  1. У дошкольников с общим недоразвитием речи  II уровня отмечаются нарушения морфологической системы языка. В речи этих детей большое количество морфологических аграмматизмов, это объясняется трудностями выделения морфемы, соотнесения значения  морфемы с ее звуковым образом.
  2. Дети с ОНР II уровня неспособны различать неправильные формы словообразования. Это обусловлено несформированностью морфологических обобщений и отсутствием так называемого «чувства языка» (языковой компетентности), с помощью которого нормально развивающийся ребенок усваивает практическим путем всю сложную систему русского языка.
  3. Обобщая полученные данные по результатам выполнения всех заданий на исследование процессов словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня  и их сверстников с нормальным речевым развитием, можно сделать вывод, что у всех детей экспериментальной группы процессы словообразования не сформированы, так как они не смогли справиться  ни с одним из  предложенных заданий.

Становится очевидным, что выдвинутая нами гипотеза нашла  свое подтверждение. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня процессы словообразования существительных не сформированы.

Выявленная  особенность обосновывает необходимость  комплексного коррекционно-педагогического воздействия.  Нами были описаны методические рекомендации по развитию процессов словообразования, которые могут использоваться для более качественной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

Для более эффективной коррекционной работы необходимо           выявление уровня развития процессов словообразования, поэтому данная тема, раскрытая в работе является весьма актуальной как для всех специалистов  в этой области – логопедов, дефектологов, воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения 
    родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2000.
  2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М., 2005.
  3. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40.
  4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., «Педагогика», 1990.
  5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб., 2003.
  1. Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь. – 1996. Ч 1. С 5.

  1. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949.
  2. Гвоздев А.Н.  Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
  3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949.
  4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М., 2003.
  5. Дудников А. В. Современный русский язык. – М., 1990.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М., 1985.
  7. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 2000.
  9. Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1987.
  10. Лалаева Р.И.  Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб., 2006.
  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2004.
  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи  у дошкольников. – Ростов-на-Дону, СПб., 2004.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.
  3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 2002.
  4. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 1965.
  5. Леонтьев А.А Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
  6. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. и Шаховской С.Н. – М., 2003.
  7. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сборник методических рекомендаций. – СПб., М., 2006.
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2004.
  9. Лопатина Л.В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей//Дошкольная педагогика.  – 2003. - №5. – с.32 – 35.
  10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб., 2001.
  11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.
  12. Марков  В.М. О семантическом способе словообразования в русском языке. – Ижевск, 1981.
  13. Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушением речи. – М., 1993.
  14. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1967.
  15. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Под ред. С. А. Мироновой. — М., 1987.
  16. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2006.
  17. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
  18. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под редакцией Волосовец Т.В. – М., 2004.
  19. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.
  20. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб., 2004.
  21. Смирнова И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования//Логопед. – 2006. - №6.
  22. Смирнов В.М  Нейрофизиология и высшая нервная деятельность  детей и подростков.- М ., 2000.- 400с.
  23. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.
  24. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984.
  25. Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П. Павлова //Советская педагогика. - 1951.- №7.
  26. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1989. № 3. – С. 23 – 29.
  27. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М.  К проблеме онтогенеза правил словообразования. Психолингвистические исследования. – М., 1978г.
  28. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1 -4 классы). – М., 1980.- 163с.
  29. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003
  30. Туманова Т.В. Особенности формирования словесных операций у детей с  ОНР. – М., 1990.
  31. Туманова Т.В. Методы изучения процессов словообразования у дошкольников с речевой патологией//Дети с проблемами в развитии. – 2005. –  №2. – с.4 – 8.
  32. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества. -  Вопросы психологии – 1970г. №6.
  33. Филичева Т.Б. Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.
  34. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2005.
  36. Филичева Т. Б., Чудинова Л. М. Логопедическая работа по развитию речи в старших группах специализированного детского сада//Дефектология. – 1976. – № 6. – С. 66 – 72.
  37. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1996
  38. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  39. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. - М., 1990.
  40. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1977.
  41. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте – М., 1958.

 


Информация о работе Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР