Анализ современной  
логопедической, психологической и 
лингвистической литературы позволил 
установить, что:
  - Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.
 
  - Грамматические формы словообразования существительных появляются  у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие  овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
 
  - Нарушения  процессов словообразования при ОНР  обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.
 
  - Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов  в речи детей с ОНР. 
 
Описанная в работе методика 
исследования процессов словообразования существительных 
позволяет определить уровень и особенности 
развития данных процессов у старших дошкольников, 
продиагностировать нарушения в развитии 
словообразования у детей с общим речевым 
недоразвитием.
В ходе констатирующего 
эксперимента были выявлены следующие 
особенности словообразования существительных у 
детей с ОНР:
  - У дошкольников с общим недоразвитием речи  II уровня отмечаются нарушения морфологической системы языка. В речи этих детей большое количество морфологических аграмматизмов, это объясняется трудностями выделения морфемы, соотнесения значения  морфемы с ее звуковым образом.
 
  - Дети с ОНР II уровня неспособны различать неправильные формы словообразования. Это обусловлено несформированностью морфологических обобщений и отсутствием так называемого «чувства языка» (языковой компетентности), с помощью которого нормально развивающийся ребенок усваивает практическим путем всю сложную систему русского языка. 
 
  - Обобщая полученные данные по результатам выполнения всех заданий на исследование процессов словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня  и их сверстников с нормальным речевым развитием, можно сделать вывод, что у всех детей экспериментальной группы процессы словообразования не сформированы, так как они не смогли справиться  ни с одним из  предложенных заданий.
 
Становится очевидным, 
что выдвинутая нами гипотеза нашла 
свое подтверждение. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня процессы словообразования 
существительных не сформированы.
Выявленная 
особенность обосновывает необходимость 
комплексного коррекционно-педагогического 
воздействия.  Нами были описаны методические рекомендации 
по развитию процессов словообразования, 
которые могут  использоваться для более 
качественной коррекционной работы с 
детьми дошкольного возраста, имеющими 
общее недоразвитие речи. 
Для более эффективной коррекционной  работы необходимо           
выявление уровня развития процессов 
словообразования, поэтому данная тема, 
раскрытая в работе является весьма актуальной 
как для всех специалистов  в этой области 
– логопедов, дефектологов, воспитателей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  - Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения 
  родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2000. 
  - Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М., 2005.
 
  - Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40.
 
  - Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., «Педагогика», 1990.
 
  - Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб., 2003.
 
  Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь. – 1996. Ч 1. С 5.
 
  - Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949.
 
  - Гвоздев А.Н.  Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
 
  - Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949.
 
  - Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М., 2003.
 
  - Дудников А. В. Современный русский язык. – М., 1990.
 
  - Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М., 1985.
 
  - Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.
 
  - Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 2000.
 
  - Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1987. 
 
  - Лалаева Р.И.  Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб., 2006.
 
  - Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2004.
 
  - Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи  у дошкольников. – Ростов-на-Дону, СПб., 2004.
 
  - Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.
 
  -  Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 2002.
 
  - Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 1965.
 
  - Леонтьев А.А Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
 
  - Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. и Шаховской С.Н. – М., 2003.
 
  - Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сборник методических рекомендаций. – СПб., М., 2006.
 
  - Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2004.
 
  - Лопатина Л.В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей//Дошкольная педагогика.  – 2003. - №5. – с.32 – 35.
 
  - Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб., 2001.
 
  - Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.
 
  - Марков  В.М. О семантическом способе словообразования в русском языке. – Ижевск, 1981.
 
  - Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушением речи. – М., 1993. 
 
  - Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1967. 
 
  - Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Под ред. С. А. Мироновой. — М., 1987.
 
  - Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2006. 
 
  - Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
 
  - Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под редакцией Волосовец Т.В. – М., 2004.
 
  - Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984. 
 
  - Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб., 2004.
 
  - Смирнова И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования//Логопед. – 2006. - №6.
 
  - Смирнов В.М  Нейрофизиология и высшая нервная деятельность  детей и подростков.- М ., 2000.- 400с.
 
  - Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.
 
  - Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984. 
 
  - Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П. Павлова //Советская педагогика. - 1951.- №7.
 
  - Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1989. № 3. – С. 23 – 29.
 
  - Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М.  К проблеме онтогенеза правил словообразования. Психолингвистические исследования. – М., 1978г.
 
  - Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1 -4 классы). – М., 1980.- 163с.
 
  - Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003
 
  - Туманова Т.В. Особенности формирования словесных операций у детей с  ОНР. – М., 1990.
 
  - Туманова Т.В. Методы изучения процессов словообразования у дошкольников с речевой патологией//Дети с проблемами в развитии. – 2005. –  №2. – с.4 – 8.
 
  - Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества. -  Вопросы психологии – 1970г. №6.
 
  - Филичева Т.Б. Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.
 
  - Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
 
  - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2005.
 
  - Филичева Т. Б., Чудинова Л. М. Логопедическая работа по развитию речи в старших группах специализированного детского сада//Дефектология. – 1976. – № 6. – С. 66 – 72.
 
  - Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1996
 
  - Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.
 
  - Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. - М., 1990.
 
  - Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1977.
 
  - Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте – М., 1958.