Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.
Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78
2 балла — систематические ошибки;
1 балл —
количество неправильно
0 баллов –
неправильное выполнение всех
заданий, простое повторение
Материалом исследования служат правильные и неправильные производные слова: стулик-стульчик, шкафик-шкафчик, одеяличко-одеяльце, свиненок-поросенок, собачонок-щенок, медведята-медвежата, сольница-солонка, велосипедчик-велосипедист, певчиха-певица, поварница-повариха.
Процедура и инструкция: Логопед дает ребенку следующую экскурсию: «Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные слова, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». После воспроизведения каждого слова задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?».
Оценка результатов:
4 балла —
правильный ответ и
3 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;
2 балла — систематические ошибки;
1 балл —
количество неправильно
0 баллов –
неправильное выполнение всех
заданий, простое повторение
С помощью данной методики можно выявить особенности словообразования существительных у детей с ОНР II уровня. Данные, полученные с помощью вышеописанной методики, помогут сформировать коррекционно – развивающую программу с учетом особенностей развития речи.
ГЛАВА III
ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ С ОНР II УРОВНЯ
Для исследования состояния процессов словообразования детям были предложены несколько заданий, которые помогли выявить у них степень готовности к овладению словообразовательными процессами, способности к пониманию значений производных слов, сравнить и сопоставить словообразовательные умения и навыки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием. Экспериментальное исследование показало, что развитие процессов словообразования у дошкольников с ОНР II уровня значительно ниже по всем показателям, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Проанализируем выполнение каждого задания.
Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов
Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов у дошкольников показывает низкую сформированность этого процесса (Диаграмма 1).
Можно сказать, что дети экспериментальной группы не справились с заданием, поскольку процент ошибок слишком высок (Диаграмма 1). В то время, как дети контрольной группы при выполнении данного задания на исследование словообразования в пассивной речи не сделали ни одной ошибки, а в активном словаре допустили всего 1,5% ошибок.
Большинство детей экспериментальной группы при выполнении данного задания набрали 1 балл – уровень ниже среднего. В контрольной группе большинство детей хорошо справились с заданием. Никто из испытуемых с нормальным речевым развитием не набрал менее 3 – 4 баллов, тогда как в экспериментальной группе не было ни одной оценки 4, 3 и даже 2 балла. Данные, полученные при выполнении данного задания, представлены в таблице (таблица 1).
Диаграмма 1
Сформированность словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов
Таблица 1
Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | ||||||||||
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б |
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б | |
Словообразование в импрессивной речи |
- |
-
|
- |
9 |
1 |
10 |
- |
- |
- |
- |
В экспрессивной речи |
- |
- |
- |
7 |
3 |
8 |
2 |
- |
- |
- |
Дети с ОНР II уровня
при словообразовании используют только
суффикс -ик-. При выполнении
данного задания у них
Можно предположить, что у детей с ОНР II уровня не сформировано словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -очк-, -ечк-, -ек-, -чик-, -к-, -ичк-, -ышк-, -иц-, -ц-, так как все дети контрольной группы не смогли дать ни одного правильного ответа при словообразовании с использованием вышеперечисленных суффиксов.
При выполнении задания дети допускали такие ошибки, как:
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что словообразование уменьшительно-ласкательных суффиксов у дошкольников с ОНР II уровня практически не сформировано как в импрессивной, так и в экспрессивной речи, в то время, как у детей контрольной группы – высокий уровень развития.
Исследование словообразования названий животных
Более трудным для данной категории детей является образование названий детенышей животных и птиц. Из данных, представленных в таблице 2, видно, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было гораздо хуже, чем в контрольной. Среди детей с ОНР II уровня не было тех, которые бы справились с заданием, дети либо не справились с заданием (0б – низкий уровень), либо количество неправильных ответов превышало 50% (1б – уровень ниже среднего), в то время, как в контрольной группе нет детей, несправившихся с заданием, все дети получили 4б (высокий уровень развития) или 3б (уровень выше среднего).
Таблица 2
Исследование словообразования названий животных
у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | ||||||||||
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б |
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б | |
Словообразование в импрессивной речи |
- |
-
|
- |
8 |
2 |
10 |
- |
- |
- |
- |
В экспрессивной речи |
- |
- |
- |
7 |
3 |
7 |
3 |
- |
- |
- |
Если при выполнении данного задания детьми контрольной группы в импрессивной и экспрессивной речи результаты отличаются, и в пассивном словаре ошибочных вариантов ответа не выявлено, то в ЭГ группе различия незначительны, дети одинаково плохо справились с предложенным заданием в обоих случаях.
Как показывает Диаграмма 2, уровень сформированности словообразования названий животных у детей экспериментальной и контрольной групп резко отличается.
Диаграмма 2
Сформированность словообразова
При словообразовании названий детенышей животных у детей с ОНР II уровня выявляются следующие ошибки:
Таким образом, можно считать, что дети контрольной группы не справились с предложенным заданием, так как процент ошибок слишком высок.
Исследование словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо
При выполнении данного задания у детей экспериментальной группы обнаруживались значительные трудности не только из-за несформированности процессов словообразования, но и ввиду малого объема как активного, так и пассивного словаря, низкой активности запоминания и припоминания, недостаточного объема общих представлений.
Таблица 3
Исследование словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо, у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | ||||||||||
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б |
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б | |
Словообразование существительных, обозначающих вместилище чего-либо |
- |
-
|
- |
3 |
7 |
6 |
4 |
- |
- |
- |
Как показывает таблица 3, большинство детей с общим недоразвитием речи II уровня не справились с заданием (7 человек), в то время, как основная масса детей контрольной группы справилась с предложенным заданием хорошо и показала высокий уровень развития словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо.
Уровень сформированности данной формы словообразования хорошо виден на Диаграмме 3.
Диаграмма 3
Сформированность словообразова
При словообразовании существительных, обозначающих вместилище чего-либо, были допущены такие ошибки, как повторение слова-стимула за логопедом (чай – чай, сахар – сахар), случайные ассоциации (сахар – в банке, мыло – в ванне, чай – чашка, сахар – ложка), окказиональное словообразование (сахар – сахарник) и неспособность назвать слово (в большинстве случаев).
Проанализировав количество и качество ошибок при выполнении данного задания, можно так же предположить, что у детей экспериментальной группы форма словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо не сформирована.
Исследование словообразования существительных со значением единичности
Самые большие трудности у детей с общим недоразвитием речи II уровня вызывает словообразование по аналогии со значением частички целого. Как показывает таблица 4, все дети экспериментальной группы не смогли справиться с предложенным заданием. У детей контрольной группы это задание тоже вызвало небольшие затруднения, тем не менее, они справились хорошо и показали уровень развития словообразования существительных со значением единичности выше среднего и высокий уровень.
Таблица 4
Исследование словообразования существительных со значением единичности у детей ЭГ и КГ
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | ||||||||||
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б |
4 б |
3 б |
2 б |
1 б |
0 б | |
Словообразование существительных со значением единичности |
- |
-
|
- |
- |
10 |
5 |
5 |
- |
- |
- |