Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:12, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности нарушения словообразования существительных и разработать пути их коррекции у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме формирования словообразования у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием /ОНР/.
2.Описать методику исследования суффиксального словообразования существительных у дошкольников.
3.Выявить особенности словообразовательных аграмматизмов существительных у детей с ОНР.
4.Определить направления работы по формированию навыков словообразования существительных у детей с ОНР.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно – теоретические основы исследования состояния словообразования существительных у детей с ОНР……………………………….6
1.1.Лингвистические аспекты исследования состояния словообразования у детей 6
1.2.Развитие словообразования в онтогенезе .9
1.3.Краткая характеристика уровней речевого развития ..18
1.4.Нарушения словообразования существительных у детей с ОНР 23
Глава 2. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 29
2.2. Характеристика испытуемых 30
2.3. Методика констатирующего эксперимента 33
Глава 3. Особенности словообразования существительных у детей 5 лет с ОНР II уровня 41
Глава 4. Логопедическая работа по развитию словообразования у детей с ОНР 64
Заключение 75
Список литературы 78

Работа состоит из  1 файл

Гливенко_end.doc

— 481.00 Кб (Скачать документ)

2 балла —  систематические ошибки;

1 балл —  количество неправильно выполненных  заданий превышает 50%;

0 баллов –  неправильное выполнение всех  заданий, простое повторение заданного  слова или отказ от выполнения  задания.

    1.   Верификация производных слов-существительных

Материалом исследования служат правильные и неправильные производные слова: стулик-стульчик, шкафик-шкафчик, одеяличко-одеяльце, свиненок-поросенок, собачонок-щенок, медведята-медвежата, сольница-солонка, велосипедчик-велосипедист, певчиха-певица, поварница-повариха.

Процедура и инструкция: Логопед дает ребенку следующую экскурсию: «Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные слова, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». После воспроизведения каждого слова задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?».

Оценка  результатов:

4 балла —  правильный ответ и самостоятельное  выполнение задания; 

3 балла —  правильный ответ после стимулирующей помощи или единичные неправильные ответы;

2 балла —  систематические ошибки;

1 балл —  количество неправильно выполненных  заданий превышает 50%;

0 баллов –  неправильное выполнение всех  заданий, простое повторение заданного  слова или отказ от выполнения  задания.

С помощью данной методики можно выявить особенности словообразования существительных у детей с ОНР II уровня. Данные, полученные с помощью вышеописанной методики, помогут сформировать коррекционно – развивающую программу с учетом особенностей развития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III

ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ С ОНР II УРОВНЯ

Для исследования состояния процессов словообразования  детям были предложены несколько заданий, которые помогли выявить у них степень готовности к овладению словообразовательными процессами, способности к пониманию значений производных слов, сравнить и сопоставить словообразовательные умения и навыки у детей с нормальным и нарушенным  речевым развитием. Экспериментальное исследование показало, что развитие процессов словообразования у  дошкольников с ОНР II уровня значительно ниже по всем показателям, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Проанализируем выполнение каждого задания.

Исследование  словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов

Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов у дошкольников показывает низкую  сформированность этого процесса (Диаграмма 1).

Можно сказать, что дети экспериментальной группы не справились с заданием, поскольку процент  ошибок слишком высок (Диаграмма 1). В то время, как дети контрольной  группы при выполнении данного задания на исследование словообразования в пассивной речи не сделали ни одной ошибки, а в активном словаре допустили всего 1,5% ошибок. 

Большинство детей экспериментальной  группы при выполнении данного задания  набрали 1 балл – уровень ниже среднего. В контрольной группе  большинство детей хорошо справились с заданием. Никто из испытуемых с нормальным речевым развитием не набрал менее 3 – 4 баллов, тогда как в экспериментальной группе не было ни одной оценки 4, 3 и даже 2 балла. Данные, полученные при выполнении данного задания, представлены в таблице  (таблица 1).

Диаграмма 1

Сформированность  словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов

 

Таблица 1

Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов у детей ЭГ и КГ

 

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей, набравших  соответствующее число баллов

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

Словообразование  в импрессивной речи

 

-

 

-

         

 

-

 

9

 

1

 

10

 

-

 

-

 

-

 

-

В экспрессивной речи

 

-

 

-

 

-

 

7

 

3

 

8

 

2

 

-

 

-

 

-


 

 

Дети с ОНР II уровня   при словообразовании используют только суффикс     -ик-. При выполнении данного задания у них наблюдается  большое количество неправильных форм словообразования. Наиболее распространенными ошибками являются замены суффиксов суффиксом    -ик- (стулик, стаканик, одеялик, крылик, книжик). Это говорит о том, что  у детей контрольной группы только  начинают формироваться словообразовательные модели  с использованием суффикса -ик-.

Можно предположить, что у детей с ОНР II уровня не сформировано  словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов    -очк-, -ечк-, -ек-, -чик-, -к-, -ичк-, -ышк-, -иц-, -ц-, так как все дети контрольной группы не смогли дать ни одного правильного ответа при словообразовании с использованием вышеперечисленных суффиксов.

 При выполнении  задания дети допускали такие  ошибки,  как: 

  • повтор  называемого логопедом слова (платок – платок, одеяло – одеяло);
  • употребление  прилагательного маленький и исходного существительного (маленькая книга, маленькая береза, маленькая дочь);
  • неспособность назвать слово (в большинстве случаев при выполнении данного задания дети контрольной группы оказывались неспособными дать какой-либо вариант ответа).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что словообразование уменьшительно-ласкательных суффиксов у дошкольников с ОНР II уровня практически не сформировано как в импрессивной, так и в экспрессивной речи, в то время, как у детей контрольной группы – высокий уровень развития.

 

 

Исследование  словообразования названий животных 

Более трудным  для данной категории детей  является образование названий детенышей животных и птиц. Из данных, представленных в таблице 2, видно, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было гораздо хуже, чем в контрольной. Среди детей с ОНР II уровня не было тех, которые бы справились с заданием, дети либо не справились с заданием (0б – низкий уровень), либо количество неправильных ответов превышало 50% (1б –  уровень ниже среднего), в то время, как в контрольной группе нет детей, несправившихся с заданием, все дети получили 4б (высокий уровень развития) или 3б (уровень выше среднего).

Таблица 2

Исследование словообразования названий животных

у детей ЭГ и КГ

 

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей, набравших  соответствующее число баллов

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

Словообразование  в импрессивной речи

 

-

 

-

         

 

-

 

8

 

2

 

10

 

-

 

-

 

-

 

-

В экспрессивной  речи

 

-

 

-

 

-

 

7

 

3

 

7

 

3

 

-

 

-

 

-


 

Если при  выполнении данного задания детьми контрольной группы в импрессивной и экспрессивной речи результаты отличаются, и в пассивном словаре  ошибочных вариантов ответа не выявлено, то в ЭГ группе различия незначительны, дети одинаково плохо справились с предложенным заданием в обоих случаях.

Как показывает Диаграмма 2, уровень сформированности словообразования названий животных у детей экспериментальной и контрольной групп резко отличается.

Диаграмма 2

Сформированность словообразования названий животных

 

При словообразовании названий детенышей животных у детей с  ОНР II уровня выявляются следующие  ошибки:

  • воспроизведение основы без изменения корня (свиненок, свинята, лошаденок, лошадята,  коровенок, коровята);
  • окказиональное словообразование с использованием уменьшительного суффикса -ик- (лошадик, медведик, коровик, волчик);
  • употребление прилагательного маленький и исходного существительного (маленькая курица, маленькая утка, маленькая белка);
  • нарушение чередования при правильном использовании суффикса (медведенок);
  • лексические замены (ребенок, бычок);
  • воспроизведение начальной формы слова (у лошади – лошадь, у ежика – ежик);
  • замена словообразования окказиональным  словоизменением (козленки, котики);
  • неспособность назвать слово (в большинстве случаев при выполнении данного задания дети контрольной группы оказывались неспособными дать какой-либо вариант ответа).

Таким образом, можно  считать, что дети контрольной группы не справились с предложенным заданием, так как процент ошибок слишком высок.

Исследование  словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо

При выполнении данного  задания у детей экспериментальной группы обнаруживались значительные трудности не только из-за несформированности процессов словообразования, но и ввиду малого объема как активного, так и пассивного словаря, низкой активности запоминания и припоминания, недостаточного объема общих представлений.

Таблица 3

Исследование словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо,  у детей ЭГ и КГ

 

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей, набравших  соответствующее число баллов

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

Словообразование  существительных, обозначающих вместилище чего-либо

 

 

-

 

 

-

         

 

 

-

 

 

3

 

 

7

 

 

6

 

 

4

 

 

-

 

 

-

 

 

-


 

Как показывает таблица 3, большинство детей с общим  недоразвитием речи II уровня не справились с заданием (7 человек), в то время, как основная масса детей контрольной группы справилась с предложенным заданием хорошо и показала высокий уровень развития словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо.

Уровень сформированности данной формы словообразования хорошо виден на  Диаграмме 3.

 

Диаграмма 3

Сформированность словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо

При словообразовании существительных, обозначающих вместилище чего-либо, были допущены такие ошибки, как повторение слова-стимула за логопедом (чай – чай, сахар – сахар), случайные ассоциации (сахар – в банке, мыло – в ванне, чай – чашка, сахар – ложка),  окказиональное словообразование (сахар – сахарник) и неспособность назвать слово (в большинстве случаев).

Проанализировав количество и качество ошибок при выполнении данного задания, можно так же предположить, что у детей экспериментальной группы  форма словообразования существительных, обозначающих вместилище чего-либо не сформирована.

Исследование  словообразования существительных  со значением единичности

Самые большие трудности у детей с общим недоразвитием речи II уровня вызывает словообразование по аналогии со значением частички целого. Как показывает таблица 4, все дети экспериментальной группы не смогли справиться с предложенным заданием. У детей контрольной группы это задание тоже вызвало небольшие затруднения, тем не менее, они справились хорошо и показали уровень развития словообразования существительных  со значением единичности выше среднего и высокий уровень.

 

Таблица 4

Исследование словообразования существительных  со значением единичности  у детей ЭГ и КГ

 

Задание

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей, набравших  соответствующее число баллов

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

4 б

3 б

2 б

1 б

0 б

Словообразование  существительных со значением единичности

 

 

-

 

 

-

         

 

 

-

 

 

-

 

 

10

 

 

5

 

 

5

 

 

-

 

 

-

 

 

-

Информация о работе Нарушение словообразования существительных и методы их коррекции у дошкольников с ОНР