Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа
В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9
Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение
Здесь можно
говорить о взаимном влиянии
культуры группы на богатство
чувственных переживаний
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются. Психологические же свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.
1.2 Влияние пейзажной живописи
Забайкалья на нравственное воспитание
детей дошкольного возраста.
Незаменимым
средством формирования
В самом
деле, разве воспитание
В становлении
личности ребенка,
Ознакомление детей с картинами разных художников Забайкалья (Ю. Круглов, Л. Выходцева, В. Форов, В. Скроминский) влияет на становление у дошкольников личностного нравственно-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса. Сегодня, как никогда, одной из основных задач является задача формирования у детей нравственных эмоций и чувств. Неисчерпаемым источником развития таких чувств является пейзажная живопись художников Забайкалья.
Что же такое пейзаж? Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа.
В пейзаже
воспроизводятся реальные или
воображаемые виды местностей, архитектурных
построек, городов, морских видов
и т.д. Часто пейзаж служит
фоном в живописных, графических,
скульптурных произведениях
Каким требованиям должны отвечать пейзажи, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста?
1.Доступность
содержания для детского
картин
обязательно должна быть
2.Содержание пейзажа должно способствовать формированию
нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.
3.Яркая выраженность эмоционального состояния.
Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание ребенка, глубже раскрывается самое содержание изображения.
4.Разнообразие используемых художником средств выразительности.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Поэтому дети проявляют живой интерес к изобразительному искусству родного края. Взрослый же выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие живописи[1, 27].
Знакомя
детей с художниками
При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного, а также, какое чувство вызывает картина, каким образом воспитывает.
Приобщая детей к
изобразительному искусству Забайкалья,
опосредованно отражающему
Большое
преимущество искусства
Восприятие
живописи Забайкалья является
для ребенка своеобразной
При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, они способны определить нравственную ценность содержания картины. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника [12, 12].
От группы
к группе увеличивается количес
Таким образом, можно сделать вывод, что произведения искусства Забайкалья отличаются не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отражающие действенную любовь и бережное отношение к природе. Творчество художников Забайкалья учит видеть, как по-разному можно передать красоту родного края, развивает у детей эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на художественный образ, нравственно-оценочное отношение к родной природе.
Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья
в развитии, воспитании, обучении
детей дошкольного возраста.
2.1 Художественные особенности культуры Забайкалья
Нельзя обойтись без обращения к местному этнографическому материалу. И, надо сказать, творческое наследие старожилов нашего края вполне этого заслуживает. Историко-культурное наследие Забайкальского края представлено различными категориями и видами памятников: это памятники истории, искусства, этнографии, археологии, архитектуры и градостроительства пяти исторических городов (Чита, Нерчинск, Сретенск, Петровск-Забайкальский и Шилка), природно-культурные комплексы, особо охраняемые территории, земли историко-культурного назначения. Начало формирования старожильческого населения Забайкалья относится к концу первой половины XVII в. Оно складывалось путем смешения русских, в основном выходцев из северных районов России, украинцев, белорусов, поляков, причем первые составляли подавляющее большинство. На протяжении XVII — начала XX вв. в результате переселенческой политики Российского государства, заключавшейся в добровольной и принудительной хозяйственной колонизации, отправке в каторжные работы, а также вольной колонизации шло дальнейшее развитие на данной территории старожильческого (сибирского) населения. В этом процессе участвовали также евреи, немцы, татары, представители прибалтийских и кавказских народов и др. Тем не менее, основным компонентом старожильческого населения оставались славяне, в основном, русские.
Проживая на одной территории с коренным населением - эвенками и бурятами, иногда ассимилируясь с ними, старожилы постепенно приобретали некоторые антропологические особенности, заимствовали элементы быта и культуры этих народов. Но, оказавшись в новых природно-хозяйственных условиях в тесном соприкосновении с другими народами, они, как правило, не утрачивали своего языка и самосознания. Сохраняя свой культурно-бытовой облик, они в процессе приспособления вырабатывали новые черты хозяйства, быта и культуры. В свою очередь, принеся и распространив среди местного населения собственные хозяйственные навыки и приемы, содействовали развитию земледелия, оседлости, строительству городов. Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался определенный тип местного населения, основанный на бурятском, эвенкийском и, в основном, русском, который принято называть «гураны».
Со второй половины XVII в. до середины XIX в. сформировалась особая социальная группа, получившая этнические черты, свойственные всему забайкальскому населению, - казачество. Оно ведет свою родословную от русских служилых людей (казаков), которые по правительственному указу в Забайкалье приводили в русское подданство местные народы, собирали с них ясак, начинали хозяйственное освоение края. Русское государство возложило на казаков обязанности защиты вновь приобретенных земель, охраны его юго-восточных границ. Постепенно, в течение двух столетий, определились традиционные территории жизнедеятельности казаков - южные и юго-восточные, т.е. приграничные районы Забайкалья. Частично казачьи владения располагались в глубине его территории. Отличное от прочего населения Забайкалья, социальное положение казаков, специфика воинской службы с элементами самоуправления, универсальность хозяйственной деятельности, своеобразие быта и культурных традиций — все это способствовало созданию их особого жизненного уклада. А длительное проживание в иноэтничном окружении, среди бурят, эвенков, а также монголов, интенсивные контакты с ними усиливали своеобразие быта и культуры забайкальских казаков, сказывались на их антропологическом типе. Поэтому в казачьей среде также происходил процесс накапливания этнических особенностей.
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья