Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9

Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

     Здесь можно  говорить о взаимном влиянии  культуры группы на богатство  чувственных переживаний ребенка  и, наоборот, о влиянии сформированной  чувственной сферы на богатство категорий сознания, которые может образовать ребенок на этой основе. Чем больше игрушек его окружает, чем больше ему дают двигаться, чем больше с ним разговаривают в раннем детстве, тем богаче будут у ребенка его чувственные впечатления, тем больше у него будет «материала» для категоризации. В свою очередь, чем больше с ребенком общаются и чем богаче словарь окружающих, тем больше категорий ему предоставляется для классификации его чувственных впечатлений, тем больше знаний он может «разделить» с окружающими, тем большим количеством впечатлений он может поделиться с самим собой и тем богаче, следовательно, становится его сознание.

 

     Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются. Психологические же свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

 

 

 

 

             

 

 

 

 

                 1.2          Влияние пейзажной живописи

                            Забайкалья на нравственное воспитание

                                   детей дошкольного возраста.

                               

     Незаменимым  средством формирования духовного  мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

     В самом  деле, разве воспитание нравственного  восприятия живописи или любого вида искусства не пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром. Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребенка.

     В становлении  личности ребенка, нравственном  его воспитании значение эмоционального  развития огромно. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенной на ней природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне [6, 47].

     Ознакомление детей с картинами разных художников Забайкалья (Ю. Круглов, Л. Выходцева, В. Форов, В. Скроминский)  влияет на становление у дошкольников личностного нравственно-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса. Сегодня, как никогда, одной из основных задач является задача формирования у детей нравственных эмоций и чувств. Неисчерпаемым источником развития таких чувств является пейзажная живопись художников Забайкалья.

     Что же  такое пейзаж? Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа.

     В пейзаже  воспроизводятся реальные или  воображаемые виды местностей, архитектурных  построек, городов, морских видов  и т.д. Часто пейзаж служит  фоном в живописных, графических,  скульптурных произведениях других  жанров. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и свое отношение к природе, и восприятие ее современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.

     Каким требованиям  должны отвечать пейзажи, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста?

     1.Доступность  содержания для детского восприятия. Тематика 

       картин  обязательно должна быть созвучна  интересу детей.

     2.Содержание  пейзажа должно способствовать формированию

       нравственно-эстетических  качеств, чувств, отношений.

     3.Яркая выраженность эмоционального состояния.

     Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее             оно действует на чувства и сознание ребенка, глубже раскрывается    самое содержание изображения.

     4.Разнообразие используемых художником средств      выразительности.     

     Очень рано  в мир ребенка входит природа  родного края. Река, лес, поле постепенно  оживают для него: от первого  общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Поэтому дети проявляют живой интерес к изобразительному искусству родного края. Взрослый же выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие живописи[1, 27].

     Знакомя  детей с художниками Забайкалья, их изображением природы родного  края, воспитатель раскрывает перед  ними картину окружающего мира. При этом не ограничивается только перечислением изображенного на картине, а, проще всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, рассказывает, что побудило художника написать эту картину.

     При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного, а также, какое чувство вызывает картина, каким образом воспитывает.

Приобщая детей к  изобразительному искусству Забайкалья, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связной речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. При восприятии  изобразительного искусства Забайкалья нужно широко использовать средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей (добрый, гуманный, человечный, трудолюбивый, добросовестный, неустанный и др.), вводя их в активный и пассивный словарь детей [9, 8].

     Большое  преимущество искусства Забайкалья  как средства нравственного воспитания детей – в его эмоциональной оценке действительности. Искусство активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

     Восприятие  живописи Забайкалья является  для ребенка своеобразной формой  познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Закладывается основа представлений о нравственно-эстетическом идеале.

     При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, они способны определить нравственную ценность содержания картины. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника [12, 12].

     От группы  к группе увеличивается количество воспринимаемых детьми пейзажей («Снежный Кодар», «Солнечный день на Кодаре» В. Форова, «Харамангутские утесы», «Река Чара и горы Удокана», «Река Ингода» Н. Комарова, «Сельский пейзаж» С. Павлуцкого, «Весна» Л. Выходцевой и т.д.), а также используемых художниками выразительных средств. Изменения происходят и в задачах по развитию нравственных чувств, эмоционального отношения к картине художника. Например, в младшей группе дети учатся эмоционально откликаться на изображенные на картине явления. В средней группе они проявляют эмоциональный отклик на понравившуюся картину. В старшей группе у дошкольников формируется эмоционально положительное отношение к содержанию произведения. Решение этой задачи связано не просто с восхищением увиденным, определением явления словом «красивый», как это делалось в младшей группе. Формирование эмоционально положительного отношения к содержанию картины основано на анализе логических связей произведения, на умении объяснить, что ребенок увидел. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает нравственные чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому. Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к произведениям искусства Забайкалья, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изображенных явлений на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности. Эмоциональное восприятие произведения и его анализ, осмысление идеи картины создают условия для воспитания нравственно-оценочного отношения к ее содержанию.

 

    Таким образом, можно сделать вывод, что произведения искусства Забайкалья отличаются не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отражающие действенную любовь и бережное отношение к природе. Творчество художников Забайкалья учит видеть, как по-разному можно передать красоту родного края, развивает у детей эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на художественный образ, нравственно-оценочное отношение к родной природе.

 

 

 

                                

     

 

 

 

 

 

       

               Глава 2   Пейзажная живопись Забайкалья

                      в развитии, воспитании, обучении

                         детей дошкольного возраста.

                   

2.1 Художественные особенности  культуры Забайкалья                       

 

     Нельзя обойтись без  обращения к местному этнографическому материалу. И, надо сказать, творческое наследие старожилов нашего края вполне этого заслуживает. Историко-культурное наследие Забайкальского края представлено различными категориями и видами памятников: это памятники истории, искусства, этнографии, археологии, архитектуры и градостроительства пяти исторических городов (Чита, Нерчинск, Сретенск, Петровск-Забайкальский и Шилка), природно-культурные комплексы, особо охраняемые территории, земли историко-культурного назначения. Начало формирования старожильческого населения Забайкалья относится к концу первой половины XVII в. Оно складывалось путем смешения русских, в основном выходцев из северных районов России, украинцев, белорусов, поляков, причем первые составляли подавляющее большинство. На протяжении XVII — начала XX вв. в результате переселенческой политики Российского государства, заключавшейся в добровольной и принудительной хозяйственной колонизации, отправке в каторжные работы, а также вольной колонизации шло дальнейшее развитие на данной территории старожильческого (сибирского) населения. В этом процессе участвовали также евреи, немцы, татары, представители прибалтийских и кавказских народов и др. Тем не менее, основным компонентом старожильческого населения оставались славяне, в основном, русские.

     Проживая на одной территории с коренным населением - эвенками и бурятами, иногда ассимилируясь с ними, старожилы постепенно приобретали некоторые антропологические особенности, заимствовали элементы быта и культуры этих народов. Но, оказавшись в новых природно-хозяйственных условиях в тесном соприкосновении с другими народами, они, как правило, не утрачивали своего языка и самосознания. Сохраняя свой культурно-бытовой облик, они в процессе приспособления вырабатывали новые черты хозяйства, быта и культуры. В свою очередь, принеся и распространив среди местного населения собственные хозяйственные навыки и приемы, содействовали развитию земледелия, оседлости, строительству городов. Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался определенный тип местного населения, основанный на бурятском, эвенкийском и, в основном, русском, который принято называть «гураны».

     Со второй половины XVII в. до середины XIX в. сформировалась особая социальная группа, получившая этнические черты, свойственные всему забайкальскому населению, - казачество. Оно ведет свою родословную от русских служилых людей (казаков), которые по правительственному указу в Забайкалье приводили в русское подданство местные народы, собирали с них ясак, начинали хозяйственное освоение края. Русское государство возложило на казаков обязанности защиты вновь приобретенных земель, охраны его юго-восточных границ. Постепенно, в течение двух столетий, определились традиционные территории жизнедеятельности казаков - южные и юго-восточные, т.е. приграничные районы Забайкалья. Частично казачьи владения располагались в глубине его территории. Отличное от прочего населения Забайкалья, социальное положение казаков, специфика воинской службы с элементами самоуправления, универсальность хозяйственной деятельности, своеобразие быта и культурных традиций — все это способствовало созданию их особого жизненного уклада. А длительное проживание в иноэтничном окружении, среди бурят, эвенков, а также монголов, интенсивные контакты с ними усиливали своеобразие быта и культуры забайкальских казаков, сказывались на их антропологическом типе. Поэтому в казачьей среде также происходил процесс накапливания этнических особенностей.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья