Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа
В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9
Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение
Время от времени следует отрываться от индивидуальной помощи с тем, чтобы проследить, как протекает работа всей группы. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разъяснение. Если в процессе работы ребенок хочет спросить о чем – то воспитателя, то он должен поднять руку и подождать, пока воспитатель подойдет к нему.
Заключительная часть занятия.
Заключительная
часть занятия – просмотр и
оценка детских работ детьми
и педагогом. В большинстве
случаев она носит характер
развернутого анализа, на
В первом случае между процессом работы и анализом необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям.
Целесообразно
предложить детям встать из-за
столов и убрать
Вопросы, задаваемые воспитателем при анализе, должны быть разнообразными. Нельзя все сводить к единственному вопросу: «правильно» или «неправильно». При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой-либо работе.
Во всех
случаях следует обращать
Итак, пейзажная
живопись доступна детям
Образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, родному краю. С детства научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе ее благотворное влияние.
Поэзия
и изобразительное искусство,
а также изобразительная деятел
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент.
Цель: Определить уровень знаний детей о природе родного края, их отношения к родному краю и их технических навыков и умений в изображении природы Забайкалья.
Дата обследования: октябрь 2009 года.
Возраст испытуемых: 5-6 лет.
Категория: дети, перешедшие в старшую группу.
Данные констатирующего эксперимента представлены в таблицах № 1 и № 2.
№ |
Ф.И. ребенка |
Развитие психических процессов |
Рисование | |||||||
внимание |
память |
воображение |
мышление |
предметное |
сюжетное |
Работа кистью |
Различными изо-материалами |
цветоведение | ||
1 |
Дамба Б. |
- _ |
? |
_ |
? |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
2 |
Ульяна Б. |
+ |
+ |
_ |
+ |
+ |
_ |
+ |
+ |
_ |
3 |
Света Б. |
+ |
+ |
? ? |
+ |
+ |
? |
_ |
_ _ |
_ |
4 |
Алеша Б. |
? |
+ |
+ |
+ |
? |
+ |
+ |
- ? |
+ |
5 |
Влад Б. |
_ |
_ |
+ |
+ |
_ |
+ |
_ |
_ |
_ |
6 |
Яна В. |
_ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
_ |
+ |
_ |
Таблица № 2
№ |
Ф.И. ребенка |
Отношение к родному краю |
Знание регионального |
Анализ, оценка | ||||
Писатели Забайкалья |
Стихи местных поэтов наизусть |
Художники Забайкалья |
Названия картин |
Природа Забайкалья | ||||
1 |
Дамба Б. |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
2 |
Ульяна Б. |
_ |
_ |
+ |
_ |
+ |
_ |
+ |
3 |
Света Б. |
+ |
_ |
+ |
_ |
+ |
_ |
+ |
4 |
Алеша Б. |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
+ |
5 |
Влад Б. |
_ |
+ |
+ |
_ |
+ |
+ |
_ |
6 |
Яна В. |
+ |
+ |
+ |
_ |
+ |
_ |
_ |
Условные обозначения:
+ - успешное выполнение задания;
- - задание не выполнено;
? – знания имеют, но не используют.
Были использованы методики тестирования, опроса Т.С. Комаровой, П.А. Гальперина [11, 67; 39, 88], а также дидактические игры по программе «Детство».
Анализ программы «Детство» по художественно-эстетическому
наименование |
Воспитат. задачи |
Образоват. задачи |
Развив. задачи |
Развитие изобразительной деятельности |
Выделять настроение художника, отношение к изображаемому |
Пользоваться различными изобразительными техниками |
Воспроизводить изображение по иллюстрации и без нее |
Музыкально-театрализованная деятельность |
Уметь делиться впечатлениями от увиденного и услышанного |
Учатся эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, ритм речи в зависимости от ее содержания |
Овладевать представлениями о музыкально-театрализованной деятельности |
Познават. и речевые умения |
Выделять поступки героев и давать им элементарную оценку |
Начинают ощущать границы между реалистичными и сказочными жанрами, должны знать тексты хороводных игр, загадок и др. произведений |
Постепенно развиваются представлен о некоторых особенностях жанра. Участвуют в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг |
Отношение к книге |
Радоваться встрече с книгой, испытывать удовольствие от встречи с поэзией |
Чувствовать юмор ситуаций, поступков, слов, выражений |
Оценивать себя и других детей с позиций этических норм, представлений в художественных образах |
Для старших групп программа «Детство» предлагает очень малое количество ознакомительного материала с писателями и художниками Забайкалья:
1) стихов – 5;
2) картины местных художников- 3;
3) рассказов – 3.
Более подробного материала по региональному компоненту программа «Детство» не представляет вообще.
При проведении диагностики и анализе программы были выявлены следующие результаты:
2) дети не могут вспомнить практически ни одного стихотворения забайкальских поэтов;
3) дети не умеют работать по картинам;
4) дети не используют в рассказах о картине поэтических слов.
Таким образом, нам необходимо правильно организовать работу по изобразительной деятельности детей при помощи расширения того литературного материала, который предлагает программа «Детство» и углубленного изучения регионального компонента.
3.2 Формирующий эксперимент
Цель: Провести воспитательно-образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста по возможности более глубокого использования регионального компонента в изобразительной деятельности для их нравственного воспитания.
Изучив психолого-педагогическу
Изучение практического
материала позволило нам
Перспективный план работы с детьми старшей группы представлен в таблицах № 3 и № 4.
месяц |
тема |
задачи |
Метод. приемы |
материал |
сентябрь |
«Наш край – Забайкалье» |
Познакомить детей с культурой, историей Забайкалья, развивать представления о культурном наследии Забайкалья |
Рассказ, объяснение, показ приемов выполнения |
Кукла Карандашкин, картинки с изображением растений и животных Забайкалья, листы тонированной бумаги, гуашь, акварель, записи народной музыки. |
октябрь |
«Осень в Забайкалье» |
Познакомить детей с творчеством художников Забайкалья, учить видеть, как при помощи красок можно по-разному передать красоту родной природы. |
Рассказ, показ способов изображения, пояснение, индивидуальная работа. |
Серия иллюстраций с картин художника Форова, муз. сопровождение, листы тонированной бумаги, краски. |
ноябрь |
«Путешествие в деревню» |
Познакомить детей с творчеством Забайкальского художника С.М. Павлуцкого, дать понятие – сельский пейзаж. |
Составление рассказа по картине, включение стихов Граубина, пояснение, показ способов изображения. |
Репродукции с картин художника Павлуцкого, лсты тонированной бумаги, краски. |
декабрь |
«Зима в Забайкалье» |
Показать детям как художники, писатели и поэты отражали в своем творчестве отношение к Забайкальской природе. |
Подбор стихов к картинам, рассматривание картин, показ способов изображения. |
Репродукции с картин местных художников, муз. сопровождение, бумага, краски. |
январь |
«Дед Мороз» |
Учить детей изображать природу Забайкалья по стихотворениям местных художников, развивать творческое воображение, воспитывать любовь к родному краю. |
Слушание стихов Граубина и Суханова, сравнение их, д/и «Составь пейзаж». |
Фотоэкспозиция зимних пейзажей, муз. сопровождение, бумага, краски. |
февраль |
«Зимний солнцеворот» |
Рассказать детям о зимнем солнцевороте, продолжить знакомить с тем, как забайкальские художники и поэты изображают это явление. |
Наблюдение в природе: за небом, солнцем, рассматривание картин, слушание стихов, сопоставление, показ способов изображения. |
Репродукции с картин, бумага, краски, иллюстрации с изображением солнечного зимнего дня. |
март |
«Весна в Забайкалье» |
Продолжать знакомить детей с малой родиной, закреплять знания детей о природе родного края в разные времена года. |
Слушание стихотворений, д/и «Настроение», рассматривание картинок, рассматривание настоящего багульника. |
Пиктограммы с различным настроением, набор картинок, изображающих различные цветы (5-7 растений Забайкалья), бумага, краски. |
апрель |
«Цветочное раздолье родного края» |
Продолжать знакомить детей с творчеством художников Забайкалья, развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость. |
Рассматривание картин, пояснение, выявление главного, рассматривание настоящих цветов, сравнение, психологический этюд «Подснежник», показ способов изображения. |
Картины Л.И. Выходцевой, ваза с цветами, бумага, краски. |
май |
«Лето красное пришло» |
Вызвать у детей интерес к природному явлению – радуге, к ее изображению; эмоциональный отклик на художественный образ, созданный художниками – пейзажистами. |
Наблюдения в природе: за небом, цветами, насекомыми, радугой, рассматривание репродукций и сравнение, показ способов изображения. |
Репродукции с картин Я. Шплатова, С. Павлуцкого, В. Форова, муз. сопровождение, бумага, краски. |
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья