Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9

Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

     Время от  времени следует отрываться от  индивидуальной помощи с тем,  чтобы проследить, как протекает  работа всей группы. Если намечается  какое-либо общее затруднение  или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разъяснение. Если в процессе работы ребенок хочет спросить о чем – то воспитателя, то он должен поднять руку и подождать, пока воспитатель подойдет к нему.

     Заключительная  часть занятия.

    Заключительная  часть занятия – просмотр и  оценка детских работ детьми  и педагогом. В большинстве  случаев она носит характер  развернутого анализа, на котором  должны быть представлены работы  всех детей. Анализ детских  работ проводится тотчас же  после окончания занятия или после прогулки.

В первом случае между  процессом работы и анализом необходим  небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям.

     Целесообразно  предложить детям встать из-за  столов и убрать индивидуальное  оборудование, а затем тут же собрать их полукругом около стенда и дать оценку проделанной работе.

Вопросы, задаваемые воспитателем при анализе, должны быть разнообразными. Нельзя все сводить к единственному  вопросу: «правильно» или «неправильно». При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой-либо работе.

     Во всех  случаях следует обращать внимание  детей на эстетические качества  работы – красоту цветосочетания, приятное для глаз расположение  на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения. После ответов детей на вопросы и их самостоятельных высказываний, заключительные слова говорит педагог. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводится итог занятию [ 22, 39].

     Итак, пейзажная  живопись доступна детям дошкольного  возраста; она имеет большое значение для их нравственно-эстетического воспитания, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе.

Образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному  и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, родному краю. С детства научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе ее благотворное влияние.

     Поэзия  и изобразительное искусство,  а также изобразительная деятельность самих детей поможет педагогу закрепить и углубить пока элементарные, но очень важные знания о родной природе.

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Глава 3 Опытно-экспериментальная работа

 

                                 3.1   Констатирующий эксперимент.

 

     Цель: Определить уровень знаний детей о природе родного края, их отношения к родному краю и их технических навыков и умений в изображении природы Забайкалья.

     Дата обследования: октябрь 2009 года.

     Возраст испытуемых: 5-6 лет.

     Категория: дети, перешедшие в старшую группу.

Данные констатирующего  эксперимента представлены в     таблицах № 1 и № 2.

                                                                     Таблица № 1

                                                              

Ф.И. ребенка

Развитие психических процессов

         Рисование

внимание

память

воображение

мышление

предметное

сюжетное

Работа кистью

Различными изо-материалами

цветоведение

   1

Дамба Б.

-   _

   ?

    _

   ?

  _

    _

    _

         _

    _

   2

Ульяна Б.

    +

    +

     _

   +

  +

    _

    +

        +

   _

   3

Света Б.

    +

   +

?    ?

   +

  +

    ?

  _

_          _

    _

   4

Алеша Б.

  ?

   +

     +

   +

   ?

    +

    +

-         ?

    +

   5

Влад Б.

    _

   _

   +

   +

   _

    +

     _

        _

_

   6

Яна В.

    _

   +

     +

   +

  +

   +

     _

        +

    _


 

                                                                                         

 

                                                                                                     

 

 

 

 

Таблица № 2

Ф.И. ребенка

Отношение к родному  краю

Знание регионального компонента

Анализ, оценка

Писатели Забайкалья

Стихи  местных поэтов наизусть

Художники Забайкалья

Названия картин

Природа Забайкалья

     1

Дамба Б.

      _

_

_

_

_

_

     _

     2

Ульяна Б.

     _

_

+

_

+

_

    +

      3

Света Б.

     +

_

+

_

+

_

     +

      4

Алеша Б.

     _

_

_

_

_

_

     +

      5

Влад Б.

     _

+

+

_

+

+

     _

      6

Яна В.

     +

+

+

_

+

_

     _


 

 

 

Условные обозначения:

+ - успешное выполнение  задания;

- -  задание не выполнено;

? – знания имеют,  но не используют.

Были использованы методики тестирования, опроса Т.С. Комаровой,  П.А. Гальперина [11, 67; 39, 88], а также дидактические игры по программе «Детство».

 

              Анализ программы «Детство» по художественно-эстетическому

                                                        развитию.

 

наименование

  Воспитат. задачи                    

Образоват. задачи

Развив. задачи

Развитие

изобразительной деятельности

Выделять настроение художника, отношение к изображаемому

Пользоваться различными изобразительными техниками

Воспроизводить изображение по иллюстрации и без нее

Музыкально-театрализованная деятельность

Уметь делиться впечатлениями от увиденного и услышанного

Учатся эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, ритм речи в зависимости от ее содержания

Овладевать представлениями о музыкально-театрализованной деятельности

Познават. и

речевые

умения

Выделять поступки героев и давать им элементарную оценку

Начинают ощущать границы  между реалистичными и сказочными жанрами, должны знать тексты хороводных игр, загадок и др. произведений

Постепенно развиваются  представлен о некоторых особенностях жанра. Участвуют в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг

Отношение

к книге

Радоваться встрече  с  книгой, испытывать удовольствие от встречи с поэзией

Чувствовать юмор ситуаций, поступков, слов, выражений

Оценивать себя и других детей с позиций этических  норм, представлений в художественных образах


 

Для старших групп  программа «Детство» предлагает очень малое количество ознакомительного материала с писателями и художниками Забайкалья:

1) стихов – 5;

2) картины местных  художников- 3;

3) рассказов – 3.

Более подробного материала по региональному компоненту программа «Детство» не представляет вообще.

При проведении диагностики  и анализе программы были выявлены следующие результаты:

  1. дети не знают местных художников и писателей или знают частично;

    2) дети не могут вспомнить практически ни одного стихотворения     забайкальских поэтов;

3) дети не умеют работать по картинам;

4) дети не используют в рассказах о картине поэтических слов.

Таким образом, нам необходимо правильно организовать работу по изобразительной деятельности детей при помощи расширения того литературного материала, который предлагает программа «Детство» и углубленного изучения регионального компонента.

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

                           3.2  Формирующий эксперимент

Цель: Провести воспитательно-образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста по возможности более глубокого использования регионального компонента в изобразительной деятельности для их нравственного воспитания.

Изучив психолого-педагогическую, методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что необходимо развивать у детей знания, умения и навыки по использованию пейзажной живописи Забайкалья.

Изучение практического  материала позволило нам провести отбор наиболее доступных и интересных для детей упражнений и дидактических игр, систематизировать и конкретизировать практический материал. На этой основе мы спланировали цикл занятий по изобразительной деятельности с учетом регионального компонента и дидактических игр на 2009-2010 учебный год.

Перспективный план работы с детьми старшей группы представлен в таблицах № 3 и № 4.

             

                                                                            Таблица №3

 

месяц

тема

задачи

Метод. приемы

материал

сентябрь

«Наш край – Забайкалье»

Познакомить детей с культурой, историей Забайкалья, развивать представления о культурном наследии Забайкалья

Рассказ, объяснение, показ приемов  выполнения

Кукла Карандашкин, картинки с изображением растений и животных Забайкалья, листы тонированной бумаги, гуашь, акварель, записи народной музыки.

октябрь

«Осень в Забайкалье»

Познакомить детей с творчеством  художников Забайкалья, учить видеть, как при помощи красок можно по-разному  передать красоту родной природы.

Рассказ, показ способов изображения, пояснение, индивидуальная работа.

Серия иллюстраций с картин художника  Форова, муз. сопровождение, листы тонированной бумаги, краски.

ноябрь

«Путешествие в деревню»

Познакомить детей с творчеством  Забайкальского художника С.М. Павлуцкого, дать понятие – сельский пейзаж.

Составление рассказа по картине, включение  стихов Граубина, пояснение, показ способов изображения.

Репродукции с картин художника  Павлуцкого, лсты тонированной бумаги, краски.

декабрь

«Зима в Забайкалье»

Показать детям как художники, писатели и поэты отражали в своем творчестве отношение к Забайкальской природе.

Подбор стихов к картинам, рассматривание картин, показ способов изображения.

Репродукции с картин местных художников, муз. сопровождение, бумага, краски.

январь

«Дед Мороз»

Учить детей изображать природу  Забайкалья по стихотворениям местных  художников, развивать творческое воображение, воспитывать любовь к родному  краю.

Слушание стихов Граубина и Суханова, сравнение их, д/и «Составь пейзаж».

Фотоэкспозиция зимних пейзажей, муз. сопровождение, бумага, краски.

февраль

«Зимний солнцеворот»

Рассказать детям о зимнем солнцевороте, продолжить знакомить с тем, как забайкальские художники и поэты изображают это явление.

Наблюдение в природе: за небом, солнцем, рассматривание картин, слушание стихов, сопоставление, показ способов изображения.

Репродукции с картин, бумага, краски, иллюстрации с изображением солнечного зимнего дня.

март

«Весна в Забайкалье»

Продолжать знакомить детей  с малой родиной, закреплять знания детей о природе родного края в разные времена года.

Слушание стихотворений, д/и «Настроение», рассматривание картинок, рассматривание настоящего багульника.

Пиктограммы с различным настроением, набор картинок, изображающих различные  цветы (5-7 растений Забайкалья), бумага, краски.

апрель

«Цветочное раздолье родного края»

Продолжать знакомить детей  с творчеством художников Забайкалья, развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.

Рассматривание картин, пояснение, выявление главного, рассматривание настоящих цветов, сравнение, психологический этюд «Подснежник», показ способов изображения.

Картины Л.И. Выходцевой, ваза с цветами, бумага, краски.

май

«Лето красное пришло»

Вызвать у детей интерес к  природному явлению – радуге, к  ее изображению; эмоциональный отклик на художественный образ, созданный художниками – пейзажистами.

Наблюдения в природе: за небом, цветами, насекомыми, радугой, рассматривание репродукций и сравнение, показ  способов изображения.

Репродукции с картин Я. Шплатова, С. Павлуцкого, В. Форова, муз. сопровождение, бумага, краски.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья