Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа
В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9
Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение
От флюса тучу серую
Раздуло на заре.
Нахохлясь, капли первые
Сидят на фонаре.
Клинки зарницы выгнули
Ползет, клубится тьма.
И шапки крыш надвинули
До самых глаз дома.
Тут небо как расколется!
Как что-то загремит!
Как будто за околицей
Взорвался динамит.
За окнами захлюпало,
Прошла по листьям дрожь.
И с неба, будто с купола
На землю съехал дождь.
Бьют водяные прутики
По травам: «Эй, подъем!»
Но спят хвощи и лютики
Под проливным дождем.
Спят дремы, подорожники,
Спят астры на лугу,
В мокре, под частым дождиком,
А я так не могу!
А я скачу восторженно
По синим пятнам луж,
А сверху в пыль дорожную
Бесплатный льется душ!
Но вот гроза умаялась,
Умчалась за село,
И темнота расплавилась,
И сделалось светло.
И птицы стали с песнями
Над лужами кружить…
И я подумал: весело
На свете летом жить.
Осень.
Осинки в ельник прячутся
От недругов своих.
Весна им сшила платьица,
А осень порет их.
Резвится ветер в тополе.
Шумит, неутомим.
Откусит лист и по полю
Гоняется за ним.
А то на мягких пальчиках
Шагает по полям
И гладит одуванчики
По лысым головам.
Березы оробелые
Стоят голым-голы.
В лесу, как трубы белые,
Маячат их стволы.
Исчезли травы сочные –
Подстрижены луга.
Все запахи цветочные
Увязаны в стога.
Лишь, холодом обкусаны,
Маячат меж кустов
То ягодные бусины,
То зонтики грибов.
А в небе в трубы медные
Играют журавли:
На юг тепло последнее
На крыльях понесли.
Им вслед глядит расстроено
Высокий, как жираф,
Нескладный,
Ладно скроенный
Колодезный журавль.
Грустя, поклон отвесил он,
А я не стал тужить:
И осенью мне весело
На свете было жить!
Зимний рассвет.
Ночью выпал снежок.
Он лежит на крылечке,
Словно взбитый белок,
Подрумяненный в печке.
Спят в снегу снегири,
Как на чистой простынке,
И у них от зари
Подрумянились спинки.
Нарумянен сугроб,
На деревьях румяна.
Как брусничный сироп,
Розовеет поляна.
Розовеет река,
Горы справа и слева.
То рассвет облака
Раскалил для согрева.
Луч прошелся по ним,
Будто чиркнул кресалом.
Заклубились как дым.
Облака над увалом.
Зачадили и вдруг
Красным вспыхнули светом,
Все окрасив вокруг
Теплым розовым цветом.
Оттого и снежок,
Что лежал на крылечке,
Стал, как взбитый белок,
Подрумяненный в печке.
Борода на стекле.
Рвался Дед Мороз к теплу,
Жался к окнам с холоду.
И с оконному стеклу
Приморозил бороду.
То-то было все стекло
На заре белым-бело.
Что по синей дымке льда
Распласталась борода.
Подснежник.
В таежной глуши, в валежнике,
Где сонно мычат лосята,
Вылупились подснежники,
Пушистые, как цыплята.
Рассыпались по ложбинке,
На солнышке греют спинки,
Бегут по лесной дорожке
Размять хоть немного ножки.
Луч.
На рассвете тонкий рыжий луч
Осторожно слез с высоких туч.
Пробежался заспанным селом.
Погляделся в лужу за углом.
Походил на цыпочках в лесу,
Подобрал набрякшую росу.
А потом улегся на лопух,
Улыбнулся утру и потух.
Н. Ярославцев
Живые звездочки.
В час ночной, глухой и поздний,
Словно чудо-ночнички,
Светят крохотные звезды –
Золотые светлячки.
Их в ладонях осторожно,
Чтобы свет их не потух,
Держит нежный подорожник,
Держит ласковый лопух.
Охраняет их все лето
Ночь, как пес сторожевой.
И до самого рассвета
Не погаснет свет живой.
О. Шибер
***
Прошелся дождик-дворник по дорожкам,
И стало это утро тут же чистым.
Уже успели высохнуть немножко
Прозрачные салатовые листья.
На кончиках беспомощных травинок
Висят сережки-капли, как на ушках.
Трава ручная тысячами спинок
Легла на смуглолицую подушку.
Н. Яковлева
***
Вечер осенний окутал Читу.
Уснули все птицы, приткнувшись к крылу.
И ветер холодный поет в тишине,
Качает деревья, терзает траву.
И речка Читинка тихонько журчит,
А в небе над нею луна крепко спит.
«Наш край – Забайкалье»
Цель: Познакомить детей с историей, культурой Забайкалья, развивать представление о культурном наследии Забайкалья, воспитывать любовь к малой родине, учить составлять палитру осенних цветов.
Материал: Кукла-Карандашкин, картинки с изображением растений и животных Забайкалья, запись народной музыки, листы тонированной бумаги, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия:
Карандашкин сообщает детям, что он пригласил к себе гостей из разных городов. Но для этого нужно подготовиться, чтобы провести экскурсию и рассказать гостям о нашем крае.
- Где находится край Забайкалье? (дети показывают на карте)
Карандашкин рассказывает, что это очень богатый край.
Сотни верст за синеющей далью…
Не измеришь – шагай, не шагай.
Забайкалье мое, Забайкалье,
Изобильный и солнечный край.
Открывают сокровища горы
Зреет в поле литое зерно.
Щедро дарят степные просторы
Словно шелк, золотое руно… (Г. Измайлов)
Карандашкин: В Забайкалье очень много полезных ископаемых, живут разные животные, растут разные растения.
Предлагается дидактическая
игра «Что растет в Забайкалье»
Воспитатель показывает картинку, а ребенок должен назвать растение и вспомнить о нем стихотворение.
- Как можно попасть в наш край? (дети дают ответы).
Карандашкин рассказывает о том, что в Забайкалье живут разные народы. Показывает картинки и предлагает назвать народность (вместе с этим звучит народная музыка).
Карандашкин предлагает рассмотреть внимательно иллюстрации с изображением природы Забайкалья осенью и назвать все цвета.
Проводится дидактическая игра «Составь осеннюю палитру».
Карандашкин предлагает детям нарисовать для его гостей «Осеннюю палитру Забайкалья».
Проводится пальчиковая гимнастика « Наступила осень», затем воспитатель напоминает о технике рисования по-мокрому (размывание цвета).
Далее идет самостоятельная работа детей. В ходе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Карандашкин благодарит детей за проделанную работу, говорит, что теперь гости надолго запомнят Забайкалье.
«Осень в Забайкалье»
Цель: Познакомить детей с творчеством художников Забайкалья, учить видеть, как при помощи одних и тех же красок можно по-разному передать красоту родной природы, развивать у детей умение анализировать, воспитывать любовь к родной природе, продолжать учить рисовать деревья концом кисти, для прорисовки кроны использовать различную технику.
Материал: серия иллюстраций с картин художника Форова, Шплатова, Комарова, музыкальное сопровождение, листы тонированной бумаги, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия:
Карандашкин приносит шкатулку. В ней что-то интересное. Чтобы открыть, нужно прочитать стихотворение «Что такое пейзаж?»
Шкатулка открывается. В ней письмо-приглашение по волшебной стране живописи.
Аромотерапия (вдыхаем запахи хвои, чабреца).
Открывается картина В. Форова «Забайкальские дали». Мы вдохнули чудесный запах родной природы и картина будто ожила. Мы оказались вдруг на берегу синей реки, под тонкими стройными березками в желто-оранжевом горении листьев, радом зеленеют молодые сосенки. Грустная поэзия осенней красоты у художника согрета любовью, призывает к раздумью, сосредоточенности.
Карандашкин: в шкатулке еще что-то лежит. Это авиабилеты. Мы отправимся в волшебное путешествие на своем вертолете на север Забайкалья. (Проводится физ.минутка «Мы летим на вертолете»)
Вертолет совершил посадку и мы оказались в волшебном живописном месте. (Показ репродукции Комарова «Река Чара и горы Удокана»)
Карандашкин: Какое время года показано на картине? (ответы детей0
Карандашкин: на всех этих картинах художники изобразили осень. Поэтому в них больше яркого оранжево-желтого и коричневого цвета. Художники одними красками, но по-разному рассказали об осени.
Предлагается детям тоже нарисовать осеннее лиственное дерево (тополь, осина) и зеленую сосну, а затем сравнить рисунки по палитре цветов.
Детям предлагается исполнить рисунки в разной технике.
Проводится пальчиковая гимнастика «Осень»
Далее дети работают самостоятельно. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Карандашкин благодарит детей за работу и дарит им стихотворение.
Какие сопки в Забайкалье
Таких на свете нет нигде.
То вдруг они сольются с далью,
То, возникая в высоте,
Остроконечны и лесисты
Спят, рельефною грядой
Встают на горизонте чистом,
Над беспокойной Ингодой.
То с появленьем первых листьев
Цветами радуги горят;
То в сентябре, как шкура лисья,
Сверкает желтый их наряд… (С. Тельканов)
«Весна в Забайкалье»
Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной, закреплять знания детей о природе родного края в весеннее время года, показать как художники, поэты и писатели отражали в своем творчестве отношение к Забайкальской природе, продолжать учить рисовать одну и ту же тему разными способами, используя различный материал, технику рисования, цвета.
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья